Исследование факторов и особенностей развития выгорания у сотрудников пожарной охраны.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 29.06.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Особенности развития синдрома выгорания в профессиональной деятельности пожарных
1.1.Подходы к изучению понятия «выгорания» в профессиональной деятельности
1.2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома выгорания
2. Специфика психологических проблем сотрудников пожарной охраны
3. Возможные меры профилактики синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

В связи с этим приобретает особую актуальность проблема эмоционального равновесия, стабильности и благополучия сотрудников различных служб. При подготовке программы мы поставили следующие цели:изучение способов и стратегий совладения с симптомами эмоционального выгорания;осуществление профилактических мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания в профессиональной деятельности работников.Организация психологической помощи по предупреждению и совладению с симптомами эмоционального выгорания способствует решению задач: [7]информирование участников о факторах эмоционального сгорания обусловливающих дезадаптацию работника и мерах профилактики;обучение сотрудников навыкам психогигиены.Действенным средством сохранения на высоком уровне работоспособности человека и, следовательно, повышения эффективности его труда служит психогигиена. Психическая гигиена — система принципов, установок и приемов, которые помогают укреплять психическое здоровье. Важнейшая функция психогигиены — предупредительная. Она состоит в том, чтобы организационными и психологическими средствами ограничивать действие факторов, способствующих возникновению и развитию нервных и психических процессов (заболеваний). Известный отечественный психолог Е. Жариков разработал приемы нейтрализации негативных состояний работников (так называемые элементы психогигиены), которые могут быть успешно использованы в профилактической работе сотрудников по предупреждению эмоционального выгорания, которые могут быть использованы на стадии предрабочегои рабочего психического состояния личного состава. [5,7]Смена ориентаций — гибкость или динамичность установок. Предполагается поисковая активность: найти новую цель и начать искать пути ее достижения.Умение обесценивать то, чего не смог достичь («зелен виноград»).Переносить малые потери легче, чем значительные. Как говорил философ Сенека, беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.Подготовка психики на случай неудачи («стрелянный воробей») - способность заранее в уме осмысливать возможную неудачу и ее последствия. Этот прием психогигиены предполагает полную рационализацию предстоящего события, т.е. многократное осмысливание его с такой степенью детализации, которая создает ощущение привычности. Так как привычное и знакомое волнует нас меньше, чем неопределенное.а) спросите себя: «Что может быть самым худшим, если я не смогу решить вою проблему?»;б) мысленно подготовьте себя к принятию самого худшего — в случае необходимости;в) попытайтесь спокойно продумать меры для улучшения ситуации, с которой вы мысленно примирились как с необходимостью.Способность отличать неудачу от катастроф, частный промах от крушения всех жизненных планов. Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступени, а допускает длинные, в том числе окольные (обходные) пути и косвенные средства. Психологический же механизм реализации принципа реальности состоит в основном в способности к терпению.Навык к расслаблению (релаксация). Каждому серьезному напряжению должна соответствовать так называемая «релаксационная пауза». Предлагается 15-30 минут в день заниматься релаксацией.Доверительное общение («Жилетка»). Имеет терапевтическое значение эффекта разделенного горя. Этой же цели служит телефон доверия, исповедь.Юмор. Функция юмора — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации. Как говорит восточная пословица, человек смеется, чтобы не плакать. Юмор — отличное средство победить собственные комплексы. Нельзя быть совершенным во всем, таких попросту нет. И чем завидовать чужим достоинствам, не лучше ли внимательнее приглядеться к своим? Одно из них умение смотреть на неудачи с улыбкой. Таких людей обычно трудно выбить из колеи.Заполнение психики позитивным опытом. Приятно вспомнить успешное решение проблем. Чаще вспоминайте об удачах.«Триумф». Продумать свой положительный образ и следовать ему. Убедить себя, что все будет в порядке.Учитесь забывать.[12]Конфуций утверждал, что быть обманутым и ограбленным — это значительно меньше, чем продолжать помнить об этом. Немецкий философ В. Гумбольдт писал, что хранить в памяти негативные представления равносильно медленному самоубийству. [14] Или по д. Карнеги: «Не пилите опилок», «Пусть прошлое хоронит мертвецов».Не работайте на износ.Научитесь говорить «нет». Ведь вы же не в состоянии сделать все, что требуют от вас окружающие. Если будете пытаться сделать все дела, помочь всем страждущим, станет совсем плохо. А поэтому необходимо уметь твердо и без угрызений совести уметь отказывать.Считайтесь с неизбежным. Если вы знаете, что не в ваших силах изменить или исправить какое-либо обстоятельство, скажите себе: «Это так, это не может быть иначе».«Профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.В личной и профессиональной жизни пожарного существуют (не могут не существовать) периоды, когда устойчивость к психотравмирующим влияниям ослабевает, появляется повышенная уязвимость. Если эмоциональные переживания особенно сильны и необходимо время, чтобы справиться с ними, это служит достаточным основанием временно изменить или даже прервать работу в данной сфере. В предотвращении феномена выгорания важны и организационные меры:систематическое повышение квалификации работника;обучение приемам снятия эмоционального напряжения; психологический комфорт работы пожарных, атмосфера поддержки и взаимопонимания;коррекция предвестников феномена выгорания;комфортные бытовые условия работы работника, обеспечение достаточными справочными материалами; [12]Наряду с профилактическими мерами, работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания, может быть оказана профессиональная психологическая помощь, в частности, консультативная и коррекционно-реабилитационная. К сожалению, в настоящее время существует лишь небольшое количество опубликованных работ, посвященных описанию результативности консультативных сеансов и тренинговых программ по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания. Поэтому в своей работе мы опирались на те разработки, которые имеются в психологии по оказанию помощи личности в кризисных ситуациях (Н. Осипова, 2004; В.Г. Ромек, В.А; Конторович, Е.И.; Крукович, 2004; В.А. Ясвин, 2001 и др.).Коррекционные мишени:преобладание пониженного фона настроения;депрессивное состояние личности;повышенное психоэмоциональное напряжение;поведенческая нестабильность;чувство постоянной усталости;агрессивное поведение;отрицательная жизненная установка;неэффективные копинг-стратегии поведения;неспособность открыто выражать свои чувства;нарушения на физиологическом уровне. Принципы и техники работы:оценка значения происходящих событий;определение своей роли в возникновении проблемы;определение «преимуществ» проблемы;методика релаксации;техника постановки целей;техника рационального преодоления проблемы. В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей могут потребоваться экспресс методы снятия тревоги и напряжения. К таким методам мы можем отнести экспресс-прием для снятия тревоги, отрицательных эмоций через напряжение, комплекс дыхательной гимнастики, комплекс упражнений для нервно-мышечной релаксации организма, приемы медитации, расслабления, простые физкультминутки для глаз, для улучшения мозгового кровообращения. [9]Таким образом, проблема психического выгорания стала особенно актуальна в последние годы. В научной литературе до сих пор нет однозначного определения тому состоянию человека, которое связано с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Одни авторы называют это «эмоциональным выгоранием» (Т.В. Форманюк, 1994; В.В. Бойко, 1996; М.В. Борисова, 2005), другие – выгоранием психическим (К. Маслач, 1987; Н. Е. Водопьянова, 2000; К. Старченкова, 2005). Во втором случае сущность этого понятия отражена более точно, потому что психическое выгорание, исходя из выделяемых в нем симптомов, включает в себя эмоциональное истощение «выгорание» лишь как один из трех составных компонентов этого сложного этого сложного состояния, в котором оказывается человек. [3,12,15]ЗаключениеПоставленная нами ранее в работе цель заключалась в рассмотрении проблемы эмоционального выгорания сотрудников пожарной службы. Данная цель была нами в полной мере достигнута, также были реализованы все поставленные задачи.Как мы выяснили в ходе теоретического анализа, особое внимание авторы прежних времен и современные уделяют выделению тех фактов, которые способствуют появлению склонности к эмоциональному выгоранию. Таким образом, в данной работе мы рассмотрели теоретические основы сущности и развития СЭВ. Анализ психологической литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать следующие выводы:Синдром эмоционального выгорания привлекает внимание ученых различных стран. Накопленный за рубежом опыт послужил базой для систематической разработки данной проблемы в нашей стране. Однако многое еще не получило однозначного понимания. Исследователи традиционно выделяют две большие группы факторов вызывающих СЭВ: индивидуальные (субъективные) и организационные (объективные) факторы. Пока не существует определенного ответа на вопрос, что же является главным в возникновении этого явления: индивидуальные характеристики профессионала или обусловленность профессиональной деятельности.Стрессовые факторы и напряжение являются факторами, повышающими вероятность появления синдрома выгорания. Эмоциональное выгорание в деятельности в высокой степени зависит также от мотивации работы. Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом (у этих людей можно отметить сверхмотивацию).При столкновении с трудностями чаще всего их уверенность в своей компетенции снижается, уменьшается адекватность восприятия своих действий, как правильных, от чего у молодого работника начинается кризис. Многие в этом случае бросают свою работу и «ищут себя» в других сферах деятельности, оставив за спиной те непреодолимые трудности.У сотрудников пожарной охраны состояния психического напряжения возникают при столкновении с профессиональноспецифическими событиями и ситуациями: с одной стороны, повседневной напряженной деятельностью, приводящей к профессиональному истощению, а с другой – так называемыми «критическими инцидентами», во время которых происходит гибель или серьезные ранения людей. В связи с этим становится особенно актуальным вопрос об изучении, профилактике и коррекции психологических и эмоциональных проблем сотрудников пожарной службы. Отношение к окружающему миру, к труду, к самому себе не только понимается человеком и проявляется в его действиях, но и переживается им в виде эмоций и чувств. Переживание, как и познание, и отношения, является атрибутом сознания как субъективного отражения реального мира, объективизирующегося в деятельности.Пожар или любая другая чрезвычайная ситуация, как правило, сопровождается более или менее сильными эмоциональными переживаниями. Так, объявление сигнала «Тревога» оказывает сильное влияние на функциональное состояние пожарных, эмоциональный стресс, возникающий с момента получения сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после окончания работы.В данной работе рассматривалисьпсихические состояниякакфункциональный настрой психики пожарного, который предопределяет его работоспособность, готовность к действию в экстремальных условиях, возможность быстро и точно реагировать на изменение обстановки, максимально мобилизоваться в нужный момент.Список литературыВодопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативныхпрофессиях. / Н.Е. Водопьянова; под ред. Г.С. Никифоров.- СПб.:Изд-воСпбГУ; 2000.К проблеме профессионально важных качеств пожарного // Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16-17 февраля 1999г./Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1999. – 98 с. Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы егопредотвращения // Работник социальной службы, 2007, №2. С. 101-116.Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Сер. 2. 2001. № 11. С. 16-23.Линдеман, X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности / X.Линдеман. М.: Просвещение, 2001. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. Составители: М.М. Бобровницкая, О.Ю. Голубева, Т.Н. Коняева, Ю.С. Шойгу.Москва, 2006. – 125 с. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспектива//Психологический журнал, 2001, Т.22, №1. С. 90-101. Психологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 6 (специальный) / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-Групп», 2008. – 406 с.Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20–21 апр. 2011 г. / отв. за вып. А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 268 с. 125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО. Отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. М.: 2011. – 380 с. Рисковать профессионально: Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях: монография.-Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. 2006. –110 с. Социальные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (риски и вызовы современности), VII всероссийская весенняя молодежная научная конференция / под общ.ред. проф. В. П. Шалаева. –Йошкар-Ола:Марийский государственныйтехническийуниверситет, 2011. – 360 с.Столяренко, Л. Основы психологии. / Л. Столяренко - Р.н/Д. - 1997.Суворов Г.Б. Обусловленность успешности физической подготовки бойцов ОМОН. //Ананьевские чтения: Б.Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии (материалы научно-практической конференции) / Под общ. Ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. – 361 с.Человек и правоохранительная деятельность / Под.ред. В.П. Сальникова.- СПб.: Фонд «Университет», 2000.- 320с.Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии.Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург., - 2010. – 43 с.

Список литературы

1.Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. / Н.Е. Водопьянова; под ред. Г.С. Никифоров.- СПб.:Изд-во СпбГУ; 2000.
2.К проблеме профессионально важных качеств пожарного // Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16-17 февраля 1999г./Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1999. – 98 с.
3.Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы, 2007, №2. С. 101-116.
4.Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Сер. 2. 2001. № 11. С. 16-23.
5.Линдеман, X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности / X. Линдеман. М.: Просвещение, 2001.
6.Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. Составители: М.М. Бобровницкая, О.Ю. Голубева, Т.Н. Коняева, Ю.С. Шойгу.Москва, 2006. – 125 с.
7.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспектива//Психологический журнал, 2001, Т. 22, №1. С. 90-101.
8.Психологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 6 (специальный) / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-Групп», 2008. – 406 с.
9.Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20–21 апр. 2011 г. / отв. за вып. А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 268 с. 125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО. Отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. М.: 2011. – 380 с.
10.Рисковать профессионально: Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях: монография.-Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. 2006. – 110 с.
11.Социальные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (риски и вызовы современности), VII всероссийская весенняя молодежная научная конференция / под общ. ред. проф. В. П. Шалаева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2011. – 360 с.
12.Столяренко, Л. Основы психологии. / Л. Столяренко - Р.н/Д. - 1997.
13.Суворов Г.Б. Обусловленность успешности физической подготовки бойцов ОМОН. //Ананьевские чтения: Б.Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии (материалы научно-практической конференции) / Под общ. Ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. – 361 с.
14.Человек и правоохранительная деятельность / Под. ред. В.П. Сальникова.- СПб.: Фонд «Университет», 2000.- 320 с.
15.Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург., - 2010. – 43 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития синдрома выгорания наблюдаются у сотрудников пожарной охраны?

Сотрудники пожарной охраны подвержены высокому уровню стресса, постоянно испытывают опасность и сталкиваются с травматическими ситуациями. Это может приводить к развитию синдрома выгорания, характеризующегося эмоциональным и физическим истощением, чувством безнадежности и отчаяния, а также снижением мотивации и профессиональной эффективности.

Какие подходы используются для изучения понятия «выгорание» среди пожарных?

Для изучения понятия «выгорания» у сотрудников пожарной охраны применяются различные подходы. Некоторые исследования сосредоточены на анализе психологических факторов, таких как стресс, травматические события и недостаток поддержки. Другие исследования фокусируются на изучении физиологических аспектов выгорания, таких как перегрузка работы и недосыпание. Также существуют исследования, основанные на анализе организационных и социальных аспектов выгорания.

Какие факторы могут инициировать возникновение синдрома выгорания у пожарных?

Существует ряд факторов, которые могут инициировать возникновение синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны. Это включает высокую нагрузку на психическую и физическую работоспособность, постоянное присутствие в стрессовых ситуациях, недостаток поддержки со стороны коллег и руководства, низкий уровень вознаграждения, отсутствие возможности личностного и профессионального роста.

В чем заключается специфика психологических проблем, с которыми сталкиваются сотрудники пожарной охраны?

Сотрудники пожарной охраны сталкиваются с рядом специфических психологических проблем. Это включает высокую степень ответственности за жизни и имущество других людей, постоянную угрозу для собственной жизни, постоянный стресс и тревогу, переживание травматических событий и потребность в справлении с ними. Все это может приводить к развитию психологических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство и депрессия.

Какие особенности развития синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны?

Особенности развития синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны связаны с особенностями их профессиональной деятельности. Постоянная работа в экстремальных условиях, высокий уровень стресса, физические и эмоциональные нагрузки оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние пожарных. Развитие синдрома выгорания может привести к ухудшению их физического и психического состояния, а также снижению эффективности работы.

Какие подходы используются при изучении понятия "выгорания" в профессиональной деятельности пожарных?

Изучение понятия "выгорание" в профессиональной деятельности пожарных проводится с использованием различных подходов. В основе этих подходов лежит сочетание психологического и социологического анализа. Исследования проводятся на основе анализа опросов и наблюдений, а также с использованием стандартных методов измерения психологических показателей. Это позволяет более полно и точно определить факторы, влияющие на развитие синдрома выгорания у пожарных.

Какие факторы могут инициировать возникновение синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны?

Факторы, инициирующие возникновение синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны, могут быть разнообразными. Одним из основных факторов является постоянный стресс, связанный с выполнением служебных обязанностей, постоянная готовность к чрезвычайным ситуациям и риску для жизни. Также важными факторами являются недостаток поддержки со стороны руководства и коллег, монотонность работы и низкая степень самореализации в профессии.

Какие особенности развития синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны?

Особенности развития синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны связаны со спецификой их профессиональной деятельности. Постоянный стресс, опасность, связанная с выполнением сложных задач и рискованных операций, непрерывная ответственность за сохранение жизней и имущества, а также высокая нагрузка на физические и эмоциональные ресурсы - все это может привести к выгоранию. Длительное пребывание в экстремальных условиях и постоянный контакт с травматическими ситуациями также могут способствовать развитию синдрома выгорания у пожарных.