Валютное регулирование и валютный контроль

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Право
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 07.01.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Исторический и международный опыт правового регулирования
валютных отношений……………………………………………………………..4
2. Особенности валютного регулирования и валютного контроля……………16
Заключение………………………………………………………………………..24
Список литературы ………………………………………………………………24


Фрагмент для ознакомления

Несмотря на то что валютные отношения регулируются нормами различных отраслей права, доля публичных правоотношений в составе валютных правоотношений весьма значительна. Такие правоотношения в большинстве случаев не предусматривают непосредственного совершения их участниками валютных операций или валютных сделок, а возникают именно в связи с совершением последних, включая главным образом правоотношения по поводу валютного регулирования и валютного контроля.
Основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые, как известно, комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения права резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории РФ, так и за ее пределами.
Понятие "валютное ограничение" широко представлено как в юридической, так и в экономической литературе. Например, в учебнике "Деньги, кредит, банки" под редакцией Е.Ф. Жукова под валютными ограничениями понимаются введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями.
Систему валютных ограничений Н.М. Артемов рассматривает как источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов), так как баланс доходов и расходов всей бюджетной системы Российской Федерации достигается в рублевом исчислении[1].
Валютное ограничение представляет собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом.
Кроме того, некоторые специалисты отмечают фискальную направленность валютных ограничений, которая находит свое проявление в форме фискальных валютных ограничений либо в форме использования валютных ограничений в фискальных целях. По мнению О.М. Крылова, к фискальным валютным ограничениям следует отнести: 1) соблюдение налогового законодательства как условие получения разрешения на совершение валютной операции; 2) постановка на учет в налоговых органах как условие совершения валютной операции; 3) уведомление налоговых органов об открытии счетов (вкладов) в банках за границей как условие совершения валютной операции[4].
Согласно экономической теории к валютным ограничениям относят:
- обязательную продажу экспортерами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);
- запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты;
- регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;
- ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;
- регулирование получения внешних займов.
Система валютных ограничений будучи элементом системы валютного регулирования непосредственно влияет на систему денежного обращения в стране (стоимость рубля непосредственно зависит от совокупности валютных ограничений). Таким образом, необходимость использования тех или иных валютных ограничений обусловливается, в первую очередь, общей экономической ситуацией в стране, и кроме того - особенностями функционирования валютного рынка.
Следовательно, следует обозначить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера. Поэтому валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически-властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения.
Закон о валютном регулировании определяет три цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости и платежного баланса РФ (ст. 6). При этом следует отметить, что названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля.
Наличие самостоятельного предмета контроля (валютные сделки и операции), комплекса методов, специальной системы субъектов (органы и агенты валютного контроля), массива специальных нормативных правовых актов (валютное законодательство и акты органов валютного регулирования) свидетельствуют в пользу выделения валютного контроля в качестве самостоятельного вида государственного контроля. Поскольку под контролем понимается имманентная функция управления, то, безусловно, контрольные функции присущи системе государственных органов управления в сфере экономики.
Вместе с тем следует отметить, что в Законе о валютном регулировании не дано определение валютного контроля, что, по нашему мнению, является серьезным недостатком. Кроме того, акты органов валютного контроля должны издаваться по вопросам именно валютного контроля и не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
В общем виде валютный контроль, по мнению Н.В. Сапожникова и И.В. Хаменушко, можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операции[8].
Исходя из изложенного, можно выделить цель валютного контроля, которой является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов валютного контроля при осуществлении валютных операций.
Следует отметить, что институциональная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании сформулирована таким образом, что исключает указание в каком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Только Правительство РФ имеет полномочие определять орган валютного контроля.
Все указанное позволяет сделать основной вывод о том, что развитие рыночной экономики в современной России, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.
Указанное обстоятельство обусловливает выявление механизма государственного принуждения в валютном регулировании, а именно в валютных правоотношениях, который реализуется специально уполномоченными органами в процессе функционирования валютного регулирования и валютного контроля.
Заключение

Таким образом, в ходе написания реферата мы пришли к следующим выводам:
Новая валютная система получила название Ямайской. В основу этой системы заложены четыре основных принципа:
1. Введен стандарт СДР вместо золотодевизного стандарта.
2. Юридически завершена демонетизация золота, отменена его официальная цена, прекращен размен доллара США на золото.
3. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.
4. МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование.
В истории России предпосылкой возникновения валютных отношений явилось появление широких возможностей для осуществления внеэкономической деятельности предприятиями и гражданами, в связи с принятием Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в котором предприятиям разрешалось самостоятельно осуществлять внеэкономическую деятельность.
Важно отметить, что единой чертой всех существующих определений валютного регулирования (относительно его содержания) следует считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования. В связи с этим валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами в целях:
- создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;
- установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
- обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;
- регламентации международных расчетов;
- поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
- обеспечения желаемого режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком
В общем виде валютный контроль, можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операции.
Следует отметить, что институциональная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании сформулирована таким образом, что исключает указание в каком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Только Правительство РФ имеет полномочие определять орган валютного контроля.
Все указанное позволяет сделать основной вывод о том, что развитие рыночной экономики в современной России, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. //Российская газета.-25 декабря 1993.-№ 237.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности » от 2 декабря 1990 года №395-1 // Собрание законодательства РФ. - 5 февраля1996 года - № 6 ст.492.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 15 декабря 2003 года - № 50 ст.4859.
Литература
Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.
Ерпылева Н.Ю. Механизм валютного регулирования в России: новеллы правовой регламентации // Законодательство и экономика. 2006. N 4, 5, 6; Банковское право. 2006. N 2.
Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право. М., 2007.
Крылов О.М. Фискализация - современная тенденция развития валютного законодательства Российской федерации // Законодательство и экономика. 2005. N 2.
Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.
Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2002.
Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2001.











3

Список литературы
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. //Российская газета.-25 декабря 1993.-№ 237.
2.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности » от 2 декабря 1990 года №395-1 // Собрание законодательства РФ. - 5 февраля1996 года - № 6 ст.492.
3.Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 15 декабря 2003 года - № 50 ст.4859.
Литература
1.Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.
2.Ерпылева Н.Ю. Механизм валютного регулирования в России: новеллы правовой регламентации // Законодательство и экономика. 2006. N 4, 5, 6; Банковское право. 2006. N 2.
3.Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право. М., 2007.
4.Крылов О.М. Фискализация - современная тенденция развития валютного законодательства Российской федерации // Законодательство и экономика. 2005. N 2.
5.Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
6.Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.
7.Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2002.
8.Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2001.

Вопрос-ответ:

Какое место занимают публичные правоотношения в валютных правоотношениях?

Доля публичных правоотношений в составе валютных правоотношений является значительной. Публичные правоотношения возникают между государством и субъектами права в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Государство устанавливает правила и ограничения для операций с иностранной валютой, выдает лицензии на проведение таких операций, контролирует обменные операции и т.д. Публичные правоотношения включают также участие государственных органов в международных валютных отношениях и соглашениях.

Что такое валютное регулирование и валютный контроль?

Валютное регулирование и валютный контроль - это меры государственного воздействия на валютные отношения, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты, регулирование валютных операций и контроль за их выполнением.

Какие особенности валютного регулирования и валютного контроля?

Одной из особенностей валютного регулирования является использование специальных правовых норм и механизмов для контроля и регулирования валютных операций. Валютный контроль предоставляет государству возможность контролировать движение валюты через ограничение или разрешение определенных валютных операций.

Какие нормы права регулируют валютные отношения?

Валютные отношения регулируются нормами различных отраслей права, включая валютное законодательство, таможенное законодательство, налоговое законодательство и др. Это позволяет скоординировать различные аспекты валютных отношений и обеспечить их правильное функционирование.

Каков исторический и международный опыт правового регулирования валютных отношений?

Исторический опыт правового регулирования валютных отношений имеет длинную историю, начиная с появления первых валютных систем. Международный опыт включает создание международных организаций, таких как Международный Валютный Фонд, которые разрабатывают и регулируют правила и процедуры валютных отношений между государствами.

Какова роль публичных правоотношений в валютных отношениях?

Публичные правоотношения играют важную роль в составе валютных отношений. Они включают в себя деятельность государства, его органов и учреждений по установлению правил, норм и механизмов контроля в сфере валютных операций, а также в валютной политике и регулировании валютного оборота.