Д.Д.Шостакович-седьмая симфония
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 23.06.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Жизненный и творческий путь Д.Д. Шостаковича
Симфония № 7
1 часть
2 часть
3 часть
4 часть
Заключение
Список литературы
Впервые тема звучит forte, излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация). В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности fortissimo.
Ее играют в нижнем регистре в унисон восемь валторн вместе с деревянными духовыми и струнными инструментами.
Автоматическая фигура из третьей вариации теперь наверху. Ее отстукивает ксилофон в сочетании с другими инструментами. В девятой вариации к железному звучанию темы (у труб и тромбонов в верхнем регистре) при соединяется мотив стона. И наконец, в двух последних вариациях тема приобретает торжествующий характер. Кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут происходит неожиданное. Резко сменяется тональность. Вступает дополнительная группа труб, валторн и тромбонов. Звучит драматический мотив, который называют мотивом сопротивления.
Эпизод нашествия – одна из самых сильных и драматичных страниц в симфонии. Образ механистичного, наступающего зла создан с такой мощью, что тема сопротивления с последующим печальным звучанием репризы в миноре («реквием о погибших») имеет почти катарсический характер. Маршевый ритм в репризе приобретает характер траурного марша, а выразительная речитативная мелодия, полная ораторских интонаций, звучит как авторский монолог.
Побочная партия - прежде светлая, лирическая - в репризе глухо и скорбно звучит у фагота, в низком регистре, в особом минорном ладу, который Шостакович часто использует в музыке трагического характера (это минор с двумя пониженными ступенями - 11 и IV; в данном случае, в фа-диез миноре - соль-бекар и си-бемоль). Частая смена размеров (3/4, 4/4, потом 3/2) придает мелодии живое дыхание человеческой речи. Как сильно контрастирует это с неизменным автоматическим ритмом темы нашествия! В конце первой части - в коде - тема главной партии опять появляется. Теперь она вернулась к своему первоначальному мажорному облику, но звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире. Самый конец тревожен. Издали слышится - барабанная дробь и тема нашествия. Война продолжается. С беспощадной правдивостью, без прикрас нарисовал Шостакович в первой части симфонии реальные картины мира и войны. Он передал в музыке величие и героизм своего народа, показал страшную силу врага и всю напряженность смертельной схватки.
2 часть
Скерцо выдержано в мягких, камерных тонах. Первая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыбку, чуть приметный юмор и самоуглубленность.
Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, в котором многие критики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печально.
3 часть
Величавое и проникновение Adagio открывается хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим.
За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед природой». Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части, обостренные впечатлением непреходящей красоты во второй. Реприза начинается речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таинственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр. Начинается переход к последней части.
4 часть
В начале финала звучит еле слышное тремоло литавр, тихое звучание скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит постепенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается главная тема, полная неукротимой энергии.
Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды — печальный и величественный, как память о павших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заключения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и грядущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбонов.
Заключение
Симфония № 7, посвященная городу Ленинграду, стала первой военной симфонией композитора. Среди музыкальных критиков и музыковедов второй половины XX века существуют различные оценки финала симфонической концепции Шостаковича. Очевидно, что для того, чтобы ее оценивать необходимо помнить, что писалась симфония в первые трудные годы, с искренней болью о судьбе своей Родины.
Список литературы
Данилевич, Л. Д.Д. Шостакович [Текст]: / Л.Данилевич. - М.: Советский композитор, 1958.
Мазель, Л.А. Симфонии Д. Шостаковича [Текст]: / Л.А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1960.
Прохорова, И., Скудина, Г. Музыкальная литература советского периода [Текст]: / И Прохорова, Г. Скудина. - М.: Музыка, 2003.
Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: монография. [Текст]: В 2-х книгах.– Л.: Советский композитор, 1985. - Кн.1.
Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: монография. [Текст]: В 2-х книгах.– Л.: Советский композитор, 1986. - Кн.2.
Т.е. стремится использовать сонатно-симфонические средства развития (разработочность и т.п.).
Соллертинский обладал широким музыкальным кругозором, и знакомил Шостаковича со многими произведениями классики и современной музыки, которые послужили толчком для вдохновенных сочинений Д.Д. Шостаковича.
2
1.Данилевич, Л. Д.Д. Шостакович [Текст]: / Л.Данилевич. - М.: Советский композитор, 1958.
2.Мазель, Л.А. Симфонии Д. Шостаковича [Текст]: / Л.А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1960.
3.Прохорова, И., Скудина, Г. Музыкальная литература советского периода [Текст]: / И Прохорова, Г. Скудина. - М.: Музыка, 2003.
4.Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: монография. [Текст]: В 2-х книгах.– Л.: Советский композитор, 1985. - Кн.1.
5.Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: монография. [Текст]: В 2-х книгах.– Л.: Советский композитор, 1986. - Кн.2.
Вопрос-ответ:
Какова структура симфонии №7 Д.Д. Шостаковича?
Симфония состоит из 4 частей: 1 часть, 2 часть, 3 часть и 4 часть.
Как начинается тема симфонии №7?
Тема звучит forte и излагается параллельными трезвучиями в шестой вариации.
Какие инструменты играют устрашающую тему восьмой вариации?
Устрашающую тему восьмой вариации играют в нижнем регистре в унисон восемь валторн, деревянные духовые и струнные инструменты.
Какой инструмент отстукивает автоматическую фигуру в третьей вариации?
Автоматическую фигуру в третьей вариации отстукивает ксилофон.
Сколько вариаций в симфонии №7 Д.Д. Шостаковича?
В симфонии №7 Д.Д. Шостаковича есть восемь вариаций.
Какой жизненный и творческий путь прошел Дмитрий Дмитриевич Шостакович?
Дмитрий Дмитриевич Шостакович был российским композитором и пианистом, который жил с 1906 по 1975 годы. Он родился в Санкт-Петербурге и получил музыкальное образование в Москве. Шостакович является одним из самых влиятельных композиторов XX века и его творчество охватывает различные жанры, включая симфонии, оперы, фортепианные концерты и камерную музыку. Он также был известен своими несколько эксцентричными музыкальными произведениями и был подвержен репрессиям со стороны Советского правительства во времена Сталина.
О чем написана 7-я симфония Д.Д. Шостаковича?
Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, известная также как "Ленинградская", была написана во время Великой Отечественной войны. Она посвящена блокаде Ленинграда, которая длилась с 1941 по 1944 год и стала одним из самых страшных и долгих осад в истории. Симфония отражает страдания и мужество жителей города, а также их надежду и веру в победу.
Какие части включает в себя 7-я симфония Д.Д. Шостаковича?
Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича состоит из четырех частей. Первая часть начинается с мощной и громкой темы, которая символизирует разрушение и ужас войны. Вторая часть, напротив, является медитативной и спокойной, олицетворяя надежду и мир. Третья часть вновь пронизана мрачностью и напряжением, передавая атмосферу военного конфликта. Четвертая часть симфонии заключительная и является эпичным финалом, символизирующим победу и пережитые испытания.
Какую симфонию написал Д.Д. Шостакович?
Д.Д. Шостакович написал седьмую симфонию.