Роль регулирующих и собственных налогов в межбюджетных отношениях.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 02.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2. ВЕРТИКАЛЬНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТОВ
3.НЕДОСТАТКИ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Согласно налоговому законодательству, местные власти не вправе устанавливать местные налоги; они лишь вводят налоги, принятые по федеральному законодательству. По оценкам, за 2011 г. доля местных налогов в структуре налоговых доходов местных бюджетов оценивается 13,2%, в том числе по земельному налогу – 12 и налогу на имущество физических лиц – 1,2%. Очевидно, что при таких условиях муниципалитеты не в состоянии выполнять роль значимых субъектов налоговой политики, направленной на экономические и социальные цели.
В составе собственных доходов местных бюджетов в 2011 г. почти 40% - межбюджетные трансферты из региональных бюджетов. Фактически же уровень дотационности местных бюджетов значительно выше, поскольку в эту долю не включены дополнительные нормативы от федеральных и региональных налогов в счет замены дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки. Залогом обеспечения устойчивости подобного финансирования является создание стабильной налоговой базы на местах. При этом местные бюджеты должны быть законодательно защищены от перегрузки делегированными полномочиями. В настоящее же время, как следует из структуры расходов некоторых местных бюджетов, местные власти занимаются преимущественно не столько своими собственными полномочиями, сколько делегированными. По мнению большинства специалистов, объем делегированных полномочий должен быть законодательно ограниченным на уровне примерно 25% общих расходов местного бюджета.
Таким образом, еще раз следует подчеркнуть, что развитие межбюджетных отношений в части региональных и местных бюджетов должно опираться на прочную финансовую базу, которая, во многом, определяется соответствующим законодательством, закрепляющим правовые гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Выполнение данного условия требует, чтобы формирование механизма межбюджетных отношений шло в направлении усиления, прежде всего, местного бюджетного уровня за счет наращивания собственного налогового потенциала, активизации самостоятельной бюджетной политики. Только в этом случае станут возможными обеспечение финансовой самодостаточности местного самоуправления, рационализация использования бюджетных средств.
При этом нельзя отрицать необходимости выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований «сверху» путем привлечения средств вышестоящих бюджетов, однако, во избежание формирования иждивенчества со стороны территорий федеральная помощь должна оказываться лишь при условии недостаточности налогового потенциала на подведомственной территории, в основе которой лежат объективные причины. В целом лишь опора на собственные силы представляется надежным залогом повышения эффективности механизма регулирования межбюджетных отношений, достижения действительной самостоятельности местных бюджетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование доходной базы бюджетов в РФ основывается на принципе законодательного закрепления отдельных источников доходов за определенным уровнем бюджетной системы государства. Доходы каждого бюджета формируются в строгом соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. При этом перечень налоговых доходов, составляющих основу любого бюджета, является закрытым и введение новых видов налогов, их отмена и изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство РФ. Для современных методов бюджетного регулирования в Российской Федерации свойственны отношения, базирующиеся на прямом подчинении правовым нормам, детально регламентирующим все аспекты деятельности участников бюджетных отношений. Инициатива таких отношений всегда принадлежит федеральному органу государственной власти.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части установления и взимания налогов ограничены. В доходах бюджетов регионов и местных бюджетах преобладает доля налогов ранее называвшихся «регулирующими». Собственные доходы занимают небольшой удельный вес.
Решение вопросов местного значения возможно только при наличии достаточных для их выполнения финансовых ресурсов и обеспечении сбалансированности местных бюджетов. Одним из главных противоречий в процессе проводимых реформ является несоответствие масштабности требований, предъявляемых к органам управления, наличию имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Местные налоги обеспечивают формирование доходной части бюджетов муниципальных образований не более чем на 15 процентов. Остальная часть доходов местных бюджетов формируется за счет поступлений закрепленных за местными бюджетами федеральных и региональных налогов, основная доля поступлений от которых приходится на налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
И в настоящее время, учитывая особенности формирования налоговой базы по НДФЛ между муниципалитетами, наиболее оптимальным является передача муниципальным образованиям как можно больше налоговых доходов в виде единых нормативов дополнительных отчислений. С нашей точки зрения, это наиболее предпочтительно для дотационных регионов, для которых характерна высокая миграция рабочей силы. При этом регулирование доходов по налогу на прибыль организаций более эффективно осуществлять путем их концентрации в региональном фонде финансовой поддержки муниципальных образований с последующим его распределением между местными бюджетами.
Межбюджетное регулирование с помощью налогов должно обеспечивать наиболее оптимальный вариант распределения величины нормативов налоговых отчислений по региональным и федеральным налогам и сумм трансфертов. Способы распределения доходов в процессе межбюджетного регулирования должны создавать стимулы для нижестоящих бюджетов: региональных, местных к приложению собственных усилий по мобилизации налоговых доходов в бюджет и обеспечивать сбалансированность налоговых поступлений и расходных потребностей в процессе исполнения бюджетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон №145 ФЗ от 31.07.1998 г. ( в редакции от28.12.12 №145-ФЗ)
Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 31.07.1998 г.№146-ФЗ (в редакции от 03.12.2012)
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублёвская и др.; Под ред. О.В. Врублёвской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт - Издат, 2009. – 118 с.
Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Ковалёва Т.М., Барулин С.В. – М.: Кнорус, 2008. – 208 с.
Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 344 с.
Грошенина О.В. Сильное местное самоуправление – то, что нужно России/ Грошенина О.В.//Бюджет.-2011.- №7.
Домбровский Е.А. Подходы к укреплению доходной базы региональных бюджетов// Финансы.-2012.-№7
Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. - СПб., 2009. – 297 с.
Климанов В.В. Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне//Финансы.-2011.-№2
Меркулин Н.И. Совершенствование межбюджетных отношений/Финансы. 2008.-№11.-с.7
О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов//Финансы.-2011.-№5.-с.24
Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2007. – 608 с.
Шуба В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. – М.: Экономист, 2009. – 248 с.
Гришин В.И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения // Финансы. – 2008. - № 4. – С. 50-51.
Новый порядок межбюджетных отношений: концептуальные подходы, правообеспечение, реальные бюджеты // Российский экономический журнал. – 2011. - № 12. – С. 29-40.
Фролова Н.К. Реформа местного самоуправления: взгляд из региона // Финансы. – 2008. - № 5. – С.28-30.
Официальный сайт Министерства финансов РФ: http // www.minfin.ru
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон №145 ФЗ от 31.07.1998 г. ( в редакции от28.12.12 №145-ФЗ)
Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. - СПб., 2009. – 297 с.
Шуба В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. – М.: Экономист, 2009. – 248 с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ от 17 июля 1998 г.( ред. 26 апреля 2007) -М.: Омега-Л, 2008.-276 с.-гл. 8 с.56
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон №145 ФЗ от 31.07.1998 г. ( в редакции от28.12.12 №145-ФЗ)
Официальный сайт Министерства Финансов//www.minfin.ru
Меркулин Н.И. Совершенствование межбюджетных отношений/Финансы. 2008.-№11.-с.7
О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов//Финансы.-2011.-№5.-с.24
Грошенина О.В. Сильное местное самоуправление – то, что нужно России/ Грошенина О.В.//Бюджет.-2011.- №7.
Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2010.-№7.-с.10
Новый порядок межбюджетных отношений: концептуальные подходы, правообеспечение, реальные бюджеты // Российский экономический журнал. – 2011. - № 12. – С. 29-40.
Домбровский Е.А. Подходы к укреплению доходной базы региональных бюджетов// Финансы.-2012.-№7
22
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон №145 ФЗ от 31.07.1998 г. ( в редакции от28.12.12 №145-ФЗ)
2.Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 31.07.1998 г.№146-ФЗ (в редакции от 03.12.2012)
3.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублёвская и др.; Под ред. О.В. Врублёвской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт - Издат, 2009. – 118 с.
4.Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Ковалёва Т.М., Барулин С.В. – М.: Кнорус, 2008. – 208 с.
5. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 344 с.
6.Грошенина О.В. Сильное местное самоуправление – то, что нужно России/ Грошенина О.В.//Бюджет.-2011.- №7.
7.Домбровский Е.А. Подходы к укреплению доходной базы региональных бюджетов// Финансы.-2012.-№7
8. Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения В Российской Федерации. - СПб., 2009. – 297 с.
9.Климанов В.В. Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне//Финансы.-2011.-№2
10.Меркулин Н.И. Совершенствование межбюджетных отношений/Финансы. 2008.-№11.-с.7
11.О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов//Финансы.-2011.-№5.-с.24
12. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2007. – 608 с.
13.Шуба В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. – М.: Экономист, 2009. – 248 с.
14.Гришин В.И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения // Финансы. – 2008. - № 4. – С. 50-51.
15. Новый порядок межбюджетных отношений: концептуальные подходы, правообеспечение, реальные бюджеты // Российский экономический журнал. – 2011. - № 12. – С. 29-40.
16.Фролова Н.К. Реформа местного самоуправления: взгляд из региона // Финансы. – 2008. - № 5. – С.28-30.
17.Официальный сайт Министерства финансов РФ: http // www.minfin.ru
Вопрос-ответ:
Какая роль регулирующих и собственных налогов в межбюджетных отношениях?
Регулирующие и собственные налоги играют важную роль в межбюджетных отношениях. Регулирующие налоги используются государством для регулирования экономики и реализации различных социально-экономических задач. Собственные налоги, в свою очередь, являются источником доходов бюджетов и позволяют местным властям финансировать свои нужды и осуществлять социальное обеспечение.
Что представляют собой межбюджетные отношения?
Межбюджетные отношения - это отношения между различными уровнями бюджетов, такими как федеральный, региональный и местный уровни. В рамках межбюджетных отношений осуществляется перераспределение доходов и расходов между бюджетами разных уровней, а также регулирование финансовых потоков между ними.
Что такое вертикальное выравнивание по уровням бюджетов?
Вертикальное выравнивание по уровням бюджетов - это механизм распределения доходов и расходов между федеральным, региональным и местным бюджетами. Цель такого выравнивания состоит в обеспечении равных условий для регионов и муниципалитетов в реализации своих функций и обязанностей, а также в достижении социальной справедливости и экономического развития.
Какие недостатки межбюджетного регулирования посредством налогов?
Межбюджетное регулирование посредством налогов имеет несколько недостатков. Одним из недостатков является несовершенство механизмов перераспределения доходов и расходов между бюджетами. Это может привести к неэффективному использованию финансовых ресурсов и неравномерному развитию регионов. Кроме того, местные власти ограничены в возможности устанавливать собственные налоги, что может ограничить их финансовую независимость.
Какова сущность межбюджетных отношений?
Сущность межбюджетных отношений заключается в взаимодействии различных уровней бюджетов (федерального, региональных, муниципальных) в процессе формирования и распределения доходов и расходов. Это важный инструмент обеспечения финансовой устойчивости и социально-экономического развития страны.
Что такое вертикальное выравнивание по уровням бюджетов?
Вертикальное выравнивание – это процесс перераспределения бюджетных ресурсов между различными уровнями бюджетов. Оно осуществляется путем передачи средств из федерального бюджета в региональные и местные бюджеты. Такая система позволяет уравнять финансовые возможности разных территорий и обеспечить сбалансированное развитие страны.
Какие недостатки межбюджетного регулирования посредством налогов?
Одним из недостатков межбюджетного регулирования посредством налогов является неравномерность доходов разных бюджетов. Зачастую местные бюджеты полностью зависят от федерального бюджета и не имеют достаточного финансового обеспечения. Кроме того, такая система может привести к неравномерности развития различных регионов и созданию неравных условий для предпринимательства.
Какова роль регулирующих и собственных налогов в межбюджетных отношениях?
Регулирующие налоги используются для регулирования экономики, снижения неравенства доходов, стимулирования инвестиций и развития определенных секторов. Собственные налоги, в свою очередь, составляют основу доходов местных бюджетов и позволяют им финансировать свои программы и проекты.