Социальная дезадаптация у лиц молодого возраста при выполнении методики "человек под дождем"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 24 24 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.12.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной дезадаптации
1.1 Понятие социальной адаптации
1.2 Методика «человек под дождем»
Глава 2. Эмпирическое исследование социальная дезадаптации у лиц молодого возраста при выполнении методики «человек под дождем»
2.1 Программа эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В этом случае оценка способности к противостоянию «трудным ситуациям» позволит сформировать перспективные задачи психологической коррекции.
В-третьих, в ситуациях, когда перед психологом стоит задача профессионального отбора сотрудников па работу, предполагающую повышенную степень риска. В этом случае психологическая устойчивость и способность сопротивляться негативным воздействиям явится показателем профессиональной пригодности (17).
Графические методы часто рассматриваются как несамостоятельные и вспомогательные. И специалистами они, в основном, оцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры. Однако они дают возможность человеку проецировать реальность и по-своему интегрировать ее. А значит, рисунок в значительной мере несет на себе отпечаток личности человека, его настроения, состояния, чувств, переживаний, отношений и т.д. Практики нередко используют рисуночные тесты. Результаты рисования мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания. Да и для испытуемого не всегда понятно, каким образом его рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью.
Проективные графические методики можно использовать и в процессе психотерапии. Они способствуют самовыражению и самопониманию клиента. Еще Гегель писал: «Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то, что осознается, потом уходит».
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
Цель проективной методики «Человек под дождем»· – диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.
Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:
1) возможности человека к адаптации;
2) устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.
Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик – его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей (17).
Методика проведения исследования.
На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. То есть рисовать можно как историю из двух частей про одного и того же персонажа, так и двух разных людей, двух разных героев.
Чем свободнее будет художник — тем точнее будет тест. Рисунки рассматриваются в сравнении.
Дождь – это та самая стрессовая ситуация, выраженная на языке символов. Смотрим внимательно на двух человечков. По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, мы делаем выводы об:
– отношении художника к жизненным трудностям,
– о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.
Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать способен даже неспециалист.
Некоторые рисунки показывают – насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации. Часто приводят в качестве примера следующую серию рисунков. На картинке «Человек» автор рисует весело улыбающегося славного морячка, твёрдо стоящего на ногах. Однако на второй картинке, «Человек под дождём», Автор изображает следующую сценку: лежащая под скамейкой фигура, укрытая газетой, в фигуре угадывается типичный бомж...
Рисуя эту сценку, человек (как ему кажется) просто пошутил! Однако в этой шутке есть только доля шутки...
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:
– как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
– изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования – по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство – покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик – это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.
Очень много могут рассказать и прочие важные детали рисунка. Обратите внимание на средства защиты от дождя – зонт, плащ, дом, остановочный комплекс и т.п... Ну и, наконец, обратите своё внимание на стиль поведения «человека под дождём», на эмоции фигурки – радостный ли человечек, удручённый ли, активный, прячущийся... (17).
Этот тест можно рисовать как цветными карандашами, так и упрощённо, в чёрно-белом варианте. В этом последнем случае Ваша задача как интерпретатора облегчается – Вам не нужно будет дополнительно изучать цвета этой спонтанной проекции.
Итак, этот простой и очень красноречивый тест был разработан двумя психологами – Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать возможности человека к адаптации и его устойчивость к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик – его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул.
Проективные графические методики можно использовать и в процессе психотерапии. Они способствуют самовыражению и самопониманию клиента. Еще Гегель писал: «Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то, что осознается, потом уходит».
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.


Выводы по 1 главе

Социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Данное понятие неразрывно связано с такими понятиями как социализация и адаптация. Социализация – это процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей, культуры, присущих данной социальной общности.
Социализация человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.
Под адаптацией понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Проективные графические методики можно использовать и в процессе психотерапии. Они способствуют самовыражению и самопониманию клиента. Еще Гегель писал: «Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то, что осознается, потом уходит».
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.




Глава 2. Эмпирическое исследование социальная дезадаптации у лиц молодого возраста при выполнении методики «человек под дождем»

2.1 Программа эмпирического исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

Заключение
Список использованной литературы

Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и ее компенсация / Ю.А. Александровский. – М. : Наука, 1976. – 272 с.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1986. – 177 с.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М. : Наука, 1978. – 44 с.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М. : Просвещение, 1998. – 143 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1983. – В 4-х тт. – Т. 4. – 354 с.
Гаврилычева Г.Ф. В начале было детство / Г.Ф. Гаврилычева. – М. : Смысл, 1993. – 146 с.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия / В.И. Гарбузов. – СПб. : АО «Сфера», 1994. – 160 с.
Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М. : Наука, 1997. – 285 с.
Кон И.С. Социология молодежи / И.С. Кон // Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М. : Знание, 1988. – С. 353–354.
Кравченко А.И. Введение в социологию / А.И. Кравченко. – М. : Просвещение, 2001. – 347 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1977. – 304 с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 258 с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2003. – 356 с.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван : АН АрмССР, 1988. – С. 43–65.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. – М. : Мысль, 1974. – 487 с.
Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990.
Романова Е.С, Проективные графические методики / Е.С. Романова, Т.И. Сытько. – СПб. : Питер, 1992. – 159 с.
Свиридов H.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе / Н.А. Свиридов // Дис. … канд. психол. наук. – Л., 1974. –С. 68.
Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 364 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 217 с.
Шафранская К.Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека / К.Д. Шафранская. – М. : Академ. книга, 1993. – 214 с.











2

1Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и ее компенсация / Ю.А. Александровский. – М. : Наука, 1976. – 272 с.
2Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно-летних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1986. – 177 с.
3Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения /
М.И. Бобнева. – М. : Наука, 1978. – 44 с.
4Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М. : Просвещение, 1998. – 143 с.
5Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1983. – В 4-х тт. – Т. 4. – 354 с.
6Гаврилычева Г.Ф. В начале было детство / Г.Ф. Гаврилычева. – М. : Смысл, 1993. – 146 с.
7Гарбузов В.И. Практическая психотерапия / В.И. Гарбузов. – СПб. : АО «Сфера», 1994. – 160 с.
8Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М. : Наука, 1997. – 285 с.
9Кон И.С. Социология молодежи / И.С. Кон // Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М. : Знание, 1988. –
С. 353–354.
10Кравченко А.И. Введение в социологию / А.И. Кравченко. – М. : Просвещение, 2001. – 347 с.
11Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1977. – 304 с.
12Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 258 с.
13Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2003. – 356 с.
14Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван : АН АрмССР, 1988. – С. 43–65.
15Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. – М. : Мысль, 1974. – 487 с.
16Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990.
17Романова Е.С, Проективные графические методики / Е.С. Рома-нова, Т.И. Сытько. – СПб. : Питер, 1992. – 159 с.
18Свиридов H.А. Социальная адаптация личности в трудовом кол-лективе / Н.А. Свиридов // Дис. … канд. психол. наук. – Л., 1974. –С. 68.
19Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М. : ВЛА-ДОС, 2000. – 364 с.
20Шакурова М.В. Методика и технология работы социального пе-дагога / М.В. Шакурова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 217 с.
21Шафранская К.Д. Адаптивные реакции при психических состоя-ниях человека / К.Д. Шафранская. – М. : Академ. книга, 1993. – 214 с.

Вопрос-ответ:

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация - это процесс приспособления личности к социальному окружению, овладение нормами, ценностями и правилами общества.

Чему посвящена методика "человек под дождем"?

Методика "человек под дождем" изучает процесс социальной дезадаптации у лиц молодого возраста и способы противостояния "трудным ситуациям".

Что включает в себя программа эмпирического исследования социальной дезадаптации?

Программа эмпирического исследования включает анализ методики "человек под дождем", изучение результатов испытаний и оценку способности к противостоянию "трудным ситуациям".

Какие результаты были получены в результате эмпирического исследования социальной дезадаптации?

В результате эмпирического исследования были получены данные о способности лиц молодого возраста к противостоянию "трудным ситуациям" при выполнении методики "человек под дождем".

Какие выводы можно сделать на основе анализа результатов эмпирического исследования?

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать выводы о эффективности методики "человек под дождем" и ее влиянии на социальную дезадаптацию у лиц молодого возраста.

Кто может столкнуться с социальной дезадаптацией?

Социальная дезадаптация может возникнуть у лиц молодого возраста, которые испытывают сложности в адаптации к социальной среде.

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация - это процесс, в ходе которого человек осваивает необходимые навыки и знания, чтобы успешно функционировать в социальной среде.

Что представляет собой методика "человек под дождем"?

Методика "человек под дождем" является приемом тренинга, где участник должен противостоять "трудным ситуациям" и развивать свою способность к адаптации и решению проблем.

Какие основные теоретические принципы под lie методикой "человек под дождем"?

Теоретические основы методики "человек под дождем" основаны на понятии социальной адаптации и развитие способности к противостоянию трудностям.

Каким образом проводилось эмпирическое исследование социальной дезадаптации у лиц молодого возраста?

В эмпирическом исследовании была использована программа, которая включала анализ результатов выполнения методики "человек под дождем" у лиц молодого возраста.