Внешнеэкономические связи АСЕАН и Китайской Народной Республики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 25 25 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 03.07.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теория интеграционных процессов
Глава 2. Экономическое развитие КНР как основа для развития внешнеэкономических связей с АСЕАН
Глава 3. Особенности участия КНР в АСЕАН
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

В 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. В декабре 2005 года лидеры «десятки» подписали соответствующую декларацию, в которой сформулированы основные принципы будущего документа. Для его разработки из бывших министров иностранных дел асеановских стран создана специальная «группа мудрецов».
Главным документом, обозначившим основные политические и экономические ориентиры «десятки» на обозримую перспективу, является принятая на 5-м саммите в 1997 года программа «АСЕАН – видение в 2020 году: партнерство в динамичном развитии».
В 2003 году лидерами группировки одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание к 2020 году в рамках Ассоциации Сообщества безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена «Вьентьянская программа действий», принятая в ноябре 2004 года на 10-м саммите АСЕАН. Указанный документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности «десятки» на обозримую перспективу достижение более высокой степени интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития между ее «старыми» и «новыми» членами. Для решения этой двуединой задачи в 2000 году запущена «Инициатива интеграции АСЕАН» (ИАИ).
В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).
Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.
В 1970-е годы зародилась система так называемых диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.
Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Основные направления сотрудничества определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к СМИД Ассоциации в рамках т.н. Постминистерских конференций (ПМК) в форматах «10 + 10» и «10 + 1».
Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма «10 + 3» по углубленному взаимодействию Ассоциации с восточноазиатской «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея), который был формализован в 2000 году и предусматривает, в частности, проведение саммитов в формате «тринадцати» и «10 + 1» параллельно с асеановскими встречами в верхах. С 2002 года проводятся отдельные саммиты АСЕАН–Индия. В ноябре 2004 году во Вьентьяне на разовой основе был организована встреча на высшем уровне между АСЕАН и Австралией и Новой Зеландией по случаю 30-летия установления диалоговых отношений между ними. В привязке к сессиям Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке дважды проводились саммиты АСЕАН–ООН.
В истории отношений АСЕАН и Китая с окончанием холодной войны начинается новый этап. В этот период на смену господствующей ранее конфронтационной парадигме взаимодействия постепенно приходит полноценное сотрудничество двух сторон. На данном этапе это нашло отражение в создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) АСЕАН-Китай.
В процессе формирования ЗСТ АСЕАН-Китай выделяются три основных этапа. Первый – складывание предпосылок для тесного экономического сотрудничества двух сторон, связанный с азиатским финансовым кризисом 1997-1998 годов, когда Китай сумел проявить себя крайне негативно в глазах правящих элит стран АСЕАН: он не девальвировал юань и оказал довольно значительную помощь наиболее пострдавшим от кризиса странам, тем самым заметно исправив свой имидж в их глазах. Эти меры были расценены странами АСЕАН как проявление «ответственного поведения», и после кризиса в регионе наблюдался серьезнейший рост авторитета Китая. Главным показателем этого стала выдвинутая им в 2000 году инициатива заключения договора о создании зоны свободной торговли с АСЕАН.
На втором этапе 2001-2007 гг. происходит процесс трансформации взаимоотношений АСЕАН и Китая в фазу стратегического партнерства. В этот период подписывается Рамочный договор о всестороннем экономическом сотрудничестве АСЕАН и КНР, предусматривающий создание зоны свободной торговли, подписанный в 2002 году. В 2004 году он был дополнен Соглашением по торговле товарами в рамках ЗСТ, которое запустило процесс ликвидации или понижения действующих во взаимной торговле таможенных тарифов.
Новый этап в процессе создания зоны свободной торговли АСЕАН-Китай начался после подписания Хартии АСЕАН в 2007 году, целью которой было внутренне консолидировать Ассоциацию накануне запуска ЗСТ с Китаем в 2010 году, а также стремление приостановить проникновение китайского влияния в регион и не допустить ориентации экономик некоторых стран АСЕАН исключительно на Китай.
Немаловажным фактором, оказавшим влияние на заключительный этап формирования ЗСТ Китая и АСЕАН явился мировой финансовый кризис 2008 г. В странах АСЕАН перед лицом финансового кризиса разговоры о китайской угрозе отошли на второй план, так как на повестку дня встали вопросы экономического выживания. Без Китая и китайского рынка, который меньше, чем США и Япония, пострадал от воздействия мирового кризиса, добиться этого было практически невозможно. В связи с этим, АСЕАН была вынуждена согласиться с фактическим усилением китайских позиций в регионе.
Успешное развитие интеграции в Восточной Азии подтолкнули Китай и его партнеров создать Восточноазиатскую зону свободной торговли (ЕАФТА), уже есть проекты создания общего рынка. Так, развивающиеся процессы региональной интеграции в регионе заметно изменяют внешнеполитические приоритеты Китая, направленные на конкретизацию национальных возможностей и мобилизацию совместных усилий в регионе.




Заключение

Впечатляющий подъем Китая, связанный с реформами, начатыми по инициативе Дэн Сяопина, стал одним из наиболее значимых событий в мировой экономике во второй половине ХХ века. По показателю темпов экономического роста Китай занимает позиции одного из мировых лидеров.
Рост последних десяти и особенно пяти лет обусловлен сочетанием ряда факторов. Во-первых, для Китая, как для многих азиатских стран, характерна очень высокая норма сбережений. В условиях регулируемой финансовой системы эти сбережения трансформируются в инвестиции. Во-вторых, локомотивом роста был экспорт, который увеличивался вдвое быстрее ВВП. В-третьих, Китай занял первое место в мире по объему ежегодно поступающих в страну прямых иностранных инвестиций, что означало создание новых рабочих мест. Еще одним фактором выступает рост внутреннего потребления.
Потенциал роста китайской экономики пока не исчерпан - в настоящее время Китай находится на середине пути в осуществлении экономической модернизации и теоретически в состоянии поддерживать темпы развития на уровне 8% в год еще в течение ближайших нескольких десятилетий. Власти страны стремятся достигнуть к 2050 году уровня ВВП на душу населения общемировых лидеров.
Во внешнеэкономической стратегии Китая приоритет отдается участию в международном разделении труда. Здесь положение КНР постоянно укрепляется. В настоящее время КНР является крупнейшим экспортером в мире.
Интеграционные процессы в Восточной Азии в настоящей работе рассматривались на примере АСЕАН. Для Китая эта структура играют стратегическую роль с точки зрения расширения своего экономического и политического влияния.
Развитие сотрудничества с АСЕАН и Китая сегодня развивается в рамках функционирования зоны свободной торговли, которая начала функционировать с 1 января 2011 года.
В это связи можно констатировать, что экономическая политика Китая является важным аспектом, позволяющим раскрыть потенциал государства в актуальных процессах региональной интеграции и говорить о результатах развития тридцатилетних реформ и модернизации страны. В ее основе лежит целенаправленная интеграционная стратегия КНР, призванная обеспечить легитимность, устойчивость и в определенной мере предсказуемость региональных интересов.
Реальные возможности региональной интеграции с участием Китая связаны со спецификой его экономической политики. Для КНР важно решение вопросов взаимосвязи экономики и проблемы народонаселения, создания различных видов трудовой и предпринимательской деятельности, формирования особой социально-экономической среды для хозяйственных субъектов рынка, а также повышения роли научных знаний и статистики в отражении процессов экономических преобразований. На экономический потенциал Китая оказывает влияние множество факторов, но политическая стабильность и быстрый экономический рост все же не являются полной гарантией решения социальных проблем.




Список использованных источников и литературы

АСЕАН (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Ввоз и вывоз // URL: http://expert.ru/2012/01/10/vvoz-i-vyivoz/
Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 38-54.
Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. М.: Квадрига, 2010.
Затраты Китая на НИОКР превысили триллион юаней // URL: http://scientificrussia.ru/articles/china-sci-funding
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
Китай притормозит рост экономики ради повышения уровня жизни // URL: http://russian.rt.com/Economics/5185
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.
Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003.
Подчернина А. Уровень жизни современных китайцев в цифрах // URL: http://wan-shi-ru-yi.com/sovremennyiy-kitay/uroven-zhizni-sovremennyih-kitaytsev-v-tsifrah
Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. Составители: Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. М., 2006.
Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Экономика, 2003.
Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001.
Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2012 National Economic and Social Development // URL: http://www.stats.gov.cn/was40/gjtjj_en_detail.jsp?searchword=foreign+direct+investments&channelid=9528&record=1
Unctad handbook of statistics // URL: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 236.
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999. С. 65.
Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 38.
Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
Там же.
Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Экономика, 2003. С. 59.
Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Экономика, 2003. С. 59.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001. С. 54.
Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003. С. 12.
Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 68.
Unctad handbook of statistics // URL: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx
Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2012 National Economic and Social Development // URL: http://www.stats.gov.cn/was40/gjtjj_en_detail.jsp?searchword=foreign+direct+investments&channelid=9528&record=1
Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. М.: Квадрига, 2010. С. 443.
Китай притормозит рост экономики ради повышения уровня жизни // URL: http://russian.rt.com/Economics/5185
Подчернина А. Уровень жизни современных китайцев в цифрах // URL: http://wan-shi-ru-yi.com/sovremennyiy-kitay/uroven-zhizni-sovremennyih-kitaytsev-v-tsifrah
Там же.
Затраты Китая на НИОКР превысили триллион юаней // URL: http://scientificrussia.ru/articles/china-sci-funding
Затраты Китая на НИОКР превысили триллион юаней // URL: http://scientificrussia.ru/articles/china-sci-funding
Ввоз и вывоз // URL: http://expert.ru/2012/01/10/vvoz-i-vyivoz/
Ввоз и вывоз // URL: http://expert.ru/2012/01/10/vvoz-i-vyivoz/
АСЕАН (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Там же.
АСЕАН (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
АСЕАН (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru









1

Список использованных источников и литературы

1.АСЕАН (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
2.Ввоз и вывоз // URL: http://expert.ru/2012/01/10/vvoz-i-vyivoz/
3.Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 38-54.
4.Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. М.: Квадрига, 2010.
5.Затраты Китая на НИОКР превысили триллион юаней // URL: http://scientificrussia.ru/articles/china-sci-funding
6.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
7.Китай притормозит рост экономики ради повышения уровня жизни // URL: http://russian.rt.com/Economics/5185
8.Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.
9.Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003.
10.Подчернина А. Уровень жизни современных китайцев в цифрах // URL: http://wan-shi-ru-yi.com/sovremennyiy-kitay/uroven-zhizni-sovremennyih-kitaytsev-v-tsifrah
11.Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
12.Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. Составители: Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. М., 2006.
13.Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Экономика, 2003.
14.Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
15.Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001.
16.Statistical Communique of the People's Republic of China on the 2012 National Economic and Social Development // URL: http://www.stats.gov.cn/was40/gjtjj_en_detail.jsp?searchword=foreign+direct+investments&channelid=9528&record=1
17.Unctad handbook of statistics // URL: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx

Вопрос-ответ:

Что такое АСЕАН?

АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) - это региональная организация, созданная для сотрудничества и интеграции государств Юго-Восточной Азии.

Когда был разработан Устав АСЕАН?

Устав АСЕАН был разработан в 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации.

В каком году лидеры АСЕАН подписали деклару о разработке Устава?

Лидеры АСЕАН подписали деклару о разработке Устава в декабре 2005 года.

Что представляет собой Китайская Народная Республика?

Китайская Народная Республика - это страна в Восточной Азии, являющаяся одной из крупнейших экономик в мире.

Какова роль КНР в АСЕАН?

КНР активно участвует в АСЕАН, развивая внешнеэкономические связи с государствами Ассоциации и играя важную роль в их экономическом развитии.

Какова основная цель статьи?

Основной целью статьи является рассмотрение внешнеэкономических связей между АСЕАН и Китайской Народной Республикой, а также анализ особенностей участия КНР в АСЕАН.

Какая организация была создана в 2004 году для укрепления организационно-правовой базы деятельности АСЕАН?

В 2004 году для укрепления организационно-правовой базы деятельности АСЕАН была создана организации – Ассоциации Восточного Азиатского региона (ЕАС).

Какие преимущества получает КНР от участия в АСЕАН?

Участие КНР в АСЕАН предоставляет ей множество преимуществ, включая расширение рынков сбыта для своих товаров и услуг, укрепление экономических связей с региональными партнерами, доступ к новым технологиям и инвестициям, а также повышение своего политического влияния в регионе.