Марксизм-логика и практика его эволюции.Представители

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Международные отношения
  • 9 9 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 03.07.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Он необходимо является реальностью социального и политического порядка и даже элементом цивилизации. Ибо необходимо, чтобы в известном роде все общество более или менее сознательно приняло его ценности. Однако так случается не всегда».
Вебер, работая в марксистских традициях, преувеличивал роль капитализма как двигателя современного мира. В отличие от Вебера, Ф. Бродель в этом вопросе близок к марксистскому подходу. Он рассматривает капитализм как временную вынужденную стадию.
Учитывая переходное состояние современного российского общества для его анализа можно применять различные версии теории модернизации, включая и марксистскую формационную теорию.
Итак, идеи Маркса живы и по сей день. Глобализация (как империалистическая экспансия) была предсказана им еще более полутора веков назад.
Государственный контроль над экономикой, к которому призывал Маркс, становится все более актуальным и сегодня. Однако при этом нельзя забывать, что Маркс понимал государство как орган, подчиняющийся обществу, а не стоящий над ним. В этом он и видел главную сущность свободы.
В целом российский вариант теории модернизации с волнами развития (петровские преобразования, реформы 1860-х гг., 1930-х гг., 1990-х гг.) согласуется с марксистской теорией общественно-экономических формаций. Он разрабатывается, включая в основу этапов/формаций/периодов/волн - описанных К. Марксом ступеней прогрессивного развития - не только экономические факторы, но и региональные, социальные, культурные.
Описанное Марксом материальное производство – это системообразующий элемент, стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в единство. Во-первых, оно является необходимым условием существования общества и человека. Во-вторых, весь строй жизнедеятельности людей, в конечном счете, зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Это та определяющая реальность, которую каждое поколение людей застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое, и на основе которой складываются все остальные сферы общественной жизни.
Эта идея была в свое время великим открытием марксизма: материалисты до Маркса либо были материалистами наполовину, т.е. допускали существование объективных закономерностей только в природе и отрицали их в обществе, где действует наделенный разумом и волей человек, либо, подчиняя человека объективным законам, отказывали ему в свободе действий. Идеалисты настаивали на активности разума, но главной сферой его деятельности считали духовную (религию, философию, искусство), тогда почему же ни разу в истории не реализовались планы создания идеального справедливого общества, которых было создано так много?
Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются социальная, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может влиять на базис. Забвение этих моментов ведет к искажению и вульгаризации марксизма.

Литература
Маркс К. и Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., т. 4, стр. 424 - 430.
Маркс М. Избранное // Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М., 1997 . - Т.1. - С.763 -816.
Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр соч. Т.20. - С.291 – 292.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.: В 3 т. Т.2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1990. – 520 с.
Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. – 327 с.
Ойзерман Т. Марксизм как идеология // Свободная мысль. – 1999. - № 3, 5.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002. – 783 с.
Самарская Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм // Вопросы философии. - 2004. - № 8. - С.70-81.


Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр соч. Т.20. - С.291 – 292.
См.: Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002. - С.171.
См.: Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - С. 46 – 50.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.: В 3 т. Т.2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1990. - С. 57.









1

Литература
1.Маркс К. и Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., т. 4, стр. 424 - 430.
2.Маркс М. Избранное // Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М., 1997 . - Т.1. - С.763 -816.
3.Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр соч. Т.20. - С.291 – 292.
4.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.: В 3 т. Т.2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1990. – 520 с.
5.Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. – 327 с.
6.Ойзерман Т. Марксизм как идеология // Свободная мысль. – 1999. - № 3, 5.
7.Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002. – 783 с.
8.Самарская Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм // Вопросы философии. - 2004. - № 8. - С.70-81.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет марксизм в социальном и политическом порядке?

Марксизм является необходимой составляющей реальности социального и политического порядка. Он представляет собой систему ценностей, которую должно осознанно принять общество.

Какую роль капитализм играет в марксистской логике?

Вебер, работая в марксистских традициях, преувеличивал роль капитализма как двигателя современного мира. Он считал, что капитализм играет определяющую роль в формировании общества.

Какие взгляды на капитализм имел Ф. Бродель?

Ф. Бродель в этом вопросе близок к марксистскому подходу. Он видел капитализм как важный фактор в историческом развитии и рассматривал его роль схожим с марксистским подходом.

Каково отношение общества к ценностям марксизма?

Марксизм предполагает, что общество должно осознанно принять ценности этой идеологии. Однако это не всегда происходит, и не все общество полностью принимает марксистские ценности.

Какие традиции преувеличивал Макс Вебер в своих работах?

Макс Вебер преувеличивал роль капитализма в своих работах, работая в марксистских традициях. Он считал, что капитализм является основным двигателем современного мира и его роль недооценена.

Какие авторы рассматривают роль капитализма в современном мире?

Авторы, которые рассматривают роль капитализма в современном мире, включают в себя Маркса, Вебера и Броделя. Маркс в своих работах утверждал, что капитализм является двигателем современного мира, Вебер, работая в марксистских традициях, соглашался с этим утверждением, однако преувеличивал его роль. Бродель же более близок к марксистскому подходу и также рассматривает капитализм как важный элемент современного общества.

Каково значение капитализма в современном мире с точки зрения марксизма?

Согласно марксистской теории, капитализм является необходимым элементом современного общества и даже цивилизации. Он представляет собой реальность социального и политического порядка, а также включает в себя определенные ценности. Однако марксисты признают, что не всегда общество в достаточной мере осознает эти ценности и принимает их.

В чем различие в рассмотрении роли капитализма между Вебером и Броделем?

Вебер, работая в марксистских традициях, выделял роль капитализма как двигателя современного мира, однако преувеличивал ее значение. Бродель, напротив, более близок к марксистскому подходу и рассматривает капитализм как важный элемент современного общества без излишних преувеличений.

Какую роль играет капитализм в современном обществе согласно Ф. Броделю?

Ф. Бродель также рассматривает капитализм как важный элемент современного общества. В его работах он анализирует капитализм как один из основных факторов, определяющих современный мир. Он признает его роль и значимость, соответствуя марксистскому подходу, однако без излишних преувеличений, как это делал Вебер.

Каково основное учение марксизма?

Основное учение марксизма заключается в том, что история общества определяется борьбой между классами, а эксплуатация рабочего класса капиталистами является основным источником неравенства в обществе.

Как марксизм преувеличивает роль капитализма?

Марксизм преувеличивает роль капитализма, рассматривая его как единственную силу, двигающую современный мир и определяющую все аспекты жизни. Однако, в действительности, капитализм взаимодействует с другими социальными, политическими и культурными факторами, которые также оказывают влияние на развитие общества.