Правовое регулирование в сфере электроэнергетики

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 85 85 страниц
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 12.06.2013
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Организационно-правовое регулирование в сфере электроэнергетики
1.1. Правовая основа регулирования в электроэнергетике
1.2. Организационная структура в сфере электроэнергетики
2. Надзор и контроль в сфере электроэнергетике
2.1. Органы исполнительной власти
2.2. Понятие и проблемные аспекты договоров электроэнергетики и электроснабжения
Заключение
Библиография




Фрагмент для ознакомления

Особенности правового режима электроэнергии обусловлены прежде всего той экономической функцией, которую она выполняет в гражданском обороте.
Открытые на примере энергоснабжения закономерности гражданско-правового регулирования оборота электроэнергии являются универсальными и для иных обязательств. С этой точки зрения теория договора энергоснабжения позволяет, во-первых, создавать теоретические модели правового регулирования тех или иных видов отношений, а во-вторых, оценивать эффективность существующих правовых конструкций, поскольку они имеют единый предмет - электрическую энергию.
Например, с точки зрения теории предмета обязательств, возникающих в сфере энергоснабжения, лишенными всякого основания представляются существовавшие в рамках ФОРЭМ правила ареста и реализации электрической энергии. Поскольку электроэнергию невозможно "задерживать" или накапливать, то и применение ареста к ней невозможно.
Также можно отметить и другое противоречие, встречающееся в отечественном законодательстве: в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, обязательства в сфере электроэнергетики отнесены к сфере оказания коммунальных услуг. Иными словами, в данном случае договор энергоснабжения с потребителем-гражданином характеризуется как договор возмездного оказания услуг, что нельзя признать обоснованным.
Единство предмета договоров, существующих в сфере электроэнергетики, определяет их общие закономерности заключения и содержания: Федеральный закон от 26 мая 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определяет сферу регулируемых гражданским законодательством экономических отношений именно как отношений по производству, обмену, распределению и потреблению электрической энергии.
Правовая природа и особенности соответствующих обязательств определяются особенностями их предмета - электроэнергии как особого вида объектов гражданских прав. Если говорить о соотношении договора электроснабжения с другими договорами о передаче электроэнергии, следует признать, что все эти договоры, обладая единым предметом, должны иметь под собой единую теоретическую основу.
И договор электроснабжения, и договоры "поставки" электроэнергии, и "двусторонние договоры купли-продажи" должны рассматриваться как подвиды одного договора - договора о передаче электроэнергии. Модель такого договора должна быть разработана юридической наукой и должна отражать общие закономерности купли-продажи электроэнергии, причем своей базой она должна иметь теорию договора энергоснабжения.
Таким образом, договорные отношения, связанные с производством и оборотом электрической энергии, должны строиться по двум основным моделям:
- договора купли-продажи с элементами договора возмездного оказания услуг, опосредующего обязательственные отношения, - для обязательств, связанных с отчуждением и приобретением электрической энергии как вида имущества;
- договора о возмездном оказании услуг по передаче электроэнергии, опосредующего правовые отношения, связанные с технологическим обеспечением обязательств, возникающих из договоров, заключенных между производителем и потребителем электрической энергии и связанных с использованием электрических сетей, принадлежащих третьим лицам.
Особенности договоров, связанных с отчуждением и приобретением электроэнергии, будут заключаться в следующем:
- электроэнергия является "идеальным" объектом прав, приобретение и продажа которого не должны быть обязательно связаны с реальной передачей электрического тока;
- обязательства, связанные с отчуждением и приобретением электрической энергии, в силу физических условий ее оборота не могут включать положения о временной передаче, хранении, накоплении энергии и т.п.;
- в связи с многообразием способов производства электроэнергии в сфере ее оборота должны действовать особые способы ценообразования - биржевые механизмы либо механизмы государственного регулирования;
- передача и прием электроэнергии посредством передачи электрического тока требует слаженного взаимодействия всех сторон обязательства и наличия определенных технических предпосылок с соблюдением установленных стандартов надежности и безопасности.
В зависимости от сферы применения, субъектного состава и характера обязательств отдельными видами договора о передаче электроэнергии должны стать следующие договоры:
- договор купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке между потребителем и администратором торговой системы;
- договор купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке между потребителем и производителем;
- договор купли-продажи электроэнергии, заключаемый между потребителем и покупателем на розничном рынке;
- договор купли-продажи электроэнергии для компенсации потерь в электрических сетях.
В отношении обязательств, связанных с оказанием услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и администрированию торговых систем, следует отметить, что в юридической литературе они квалифицируются как организационные, непосредственно примыкающие к обязательствам по реализации электроэнергии и призванные их обслуживать.
Такие обязательства имеют свои особенности, выражающиеся в следующем:
- производство, передача и потребление электроэнергии происходят одномоментно, что требует слаженной и согласованной работы производителя, потребителя и сетевой организации;
- в сложных, разветвленных системах электрических сетей необходимо осуществление круглосуточного оперативно-диспетчерского управления и обеспечение подчинения участников энергосистемы его командам;
- при передаче электроэнергии зачастую требуется изменить напряжение электрического тока, постоянно поддерживать установленную частоту электрического тока, компенсировать потери при транспортировке на большие расстояния;
- при осуществлении передачи электроэнергии необходимо обеспечение точного учета переданной электроэнергии;
- электрические сети - единственный доступный в настоящее время способ транспортировки электроэнергии в значительных количествах, на значительные расстояния, в связи с чем необходимо постоянно поддерживать их в работоспособном состоянии и обеспечивать возможность осуществления резервного энергоснабжения.
Предметом указанных договоров является выполнение работ или оказание услуг по осуществлению административного обслуживания деятельности субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, а также соответствующие объекты сетевой инфраструктуры, используемые для передачи электроэнергии.
Такие обязательства не имеют своей непосредственной целью передачу прав на электрическую энергию, но тем не менее отражают особенности электроэнергии как объекта прав, описанные нами выше, поскольку призваны обеспечить нормальное функционирование инфраструктуры рынков.
Электрическая энергия как предмет обязательств, существование которых обеспечивается при помощи организационных обязательств, служит источником формирования особенностей таких обязательств, но не затрагивает при этом их правовую природу.

Заключение
Итак, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года" система реализации Энергетической стратегии России предусматривает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положений данной Стратегии. Среди первоочередных направлений совершенствования законодательства обозначены стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающих сферах, тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование, введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики. Поскольку для достижения стратегических целей развития электроэнергетики предусматриваются расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети), особого внимания заслуживает состояние соответствующих правовых норм, регламентирующих данную деятельность.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на урегулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает специальный Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В данном Законе дается определение, что включает в себя законодательство Российской Федерации об электроэнергетике, закреплены основные понятия в электроэнергетике, а также принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
К общим принципам организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики в соответствии со ст. 6 данного Закона относятся в том числе: технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанной с ними сферы услуг, обеспечение экологической безопасности электроэнергетики.
Исследование вопроса о правовом регулировании деятельности по строительству энергетических объектов показывает, что на сегодняшний день сформировался и действует также такой особый вид регулирования данных отношений, который осуществляется саморегулируемыми организациями в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Согласно общим нормам Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (ч. 4 ст. 4), с одной стороны, стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. С другой стороны, в этой же части ст. 4 предусмотрено, что стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской деятельности определенного вида. В соответствии с нормами главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемые организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства имеют еще более широкие полномочия. Законодателем установлено, что саморегулируемая организация не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ниже минимально необходимых требований, указанных в Градостроительном кодексе. Таким образом, законодателем предусмотрен лишь ограничитель в части принятия требований саморегулируемых организаций. Более того, согласно ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса правилами саморегулирования могут устанавливаться в том числе условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ; требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования; требования о страховании иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, условия такого страхования. Из содержания вышеприведенных примеров положений двух законов видно, что саморегулируемые организации уполномочены законодателем на установление правил, которые согласно тексту Закона распространяются не только на членов соответствующей саморегулируемой организации. Договор подряда заключается между подрядчиком и заказчиком. Договор страхования - между подрядчиком и страховой компанией либо между заказчиком и страховой компанией, правила предпринимательской деятельности в отношении строительной деятельности могут значительно превышать установленные законом минимальные требования. Таким образом, законодатель предоставил саморегулируемым организациям право нормотворческой деятельности, игнорировать нормы права, разрабатываемые саморегулируемыми организациями, будет означать нарушение закона. Соответственно стандарты и правила саморегулируемых организаций получили свое особое место среди источников права, регулирующих деятельность по строительству энергетических объектов.
Поскольку количество правовых актов, регулирующих данную деятельность, достаточно большое, целесообразно рассмотрение вопроса о создании специализированной систематизированной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование отношений в сфере строительства и модернизации энергетических объектов, при котором, должно соблюдаться соответствие энергетического законодательства природе деятельности в данной сфере и опосредующих ее общественных отношений.
Учитывая, что реализация Энергетической стратегии России на период до 2030 г. осуществляется определенными этапами, возможна постановка вопроса об актуализации специального законодательства, призванного регулировать соответствующие отношения устранения явных пробелов законодательства, дополнения некоторых норм с учетом конкретных этапов реализации Энергетической стратегии.

Библиография
Европейская энергетическая хартия // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950. Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Российская газета, N 60, 01.04.2003.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Российская газета, N 145, 30.07.1997.
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Российская газета, N 161, 26.07.2011.
Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса". Российская газета, N 278, 09.12.2011.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Российская газета, N 226, 27.11.2009.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Российская газета, N 164, 24.08.1995.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Российская газета, N 162, 27.07.2006.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Российская газета, N 273, 06.12.2007.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности". Российская газета, N 71, 05.04.2011.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Российская газета, N 7, 19.01.2005.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике". Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, N 52 (часть 2), ст. 5518.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики". Собрание законодательства РФ, 07.12.2009, N 49 (2 ч.), ст. 5978.
Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике". Российская Бизнес-газета, N 46, 01.12.2009.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" Собрание законодательства РФ", 22.06.2009, N 25, ст. 3073.
Постановление Правительства РФ от 4 августа 2008 г. N 581 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 32. Ст. 3789.
Постановление Правительства РФ от 09.01.2009 N 14 "Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок)". Собрание законодательства РФ, 19.01.2009, N 3, ст. 414.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 30. Ст. 3654.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Российская газета, N 45, 05.03.2004.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности". Российская газета, N 71, 05.04.2011.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 3008.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Российская газета, N 7, 19.01.2005.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Российская газета, N 45, 05.03.2004.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть". Собрание законодательства РФ, 22.06.2009, N 25, ст. 3073.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Российская газета, N 115, 01.06.2006.
Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312.
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876. Утратил силу.
Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Российская газета, N 88, 19.05.2009
Указ Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Российская газета, N 62, 22.03.2008.
Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" Российская газета", N 148, 25.07.2003. Российская газета, N 148, 25.07.2003.
Приказ Минэнерго РФ от 17.11.2008 N 187 "О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии". Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 13, 30.03.2009.
Приказ Федеральной энергетической комиссии РФ N 52 и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 4 сентября 2000 г. N 101 "О порядке реализации арестованной электрической энергии организаций-должников - субъектов Федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии (мощности)".
Решение ЕСПЧ от 03.04.2001 "По вопросу приемлемости жалобы N 44319/98 "Ольга Валентиновна Романовская против Российской Федерации". Журнал российского права, 2001, N 8.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева". Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 2006.
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12809/07. СПС «КонсультантПлюс».
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12948/07. СПС «КонсультантПлюс».
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 14425/07. СПС «КонсультантПлюс».
Андреева Ю.А. Контроль и надзор Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата (административно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2011.
Вершинин А.П. Энергетическое право. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007.
Вишнякова А.С. Федеральное управление в электроэнергетической отрасли // Административное право и процесс. 2010. N 6.
Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.
Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2003.
Демидов И.Л. Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации (на примере топливно-энергетического комплекса): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
Жусупов А.А. Энергия как специфический объект гражданских прав // Энергетическое право. 2007. N 2.
Зинченко С.А., Галлов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожков. М., 2007.
Козлов И.В. Договор энергоснабжения как особый вид договора купли-продажи // Современное право. 2007. N 7.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2008.
Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике (условия и возможности глобальной институциональной трансформации) // Вопросы экономики. 2003. N 11.
Кудряшов И.Н. Государственный контроль деятельности общественных объединений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007.
Куликов С., Сергеев М. Энергетическая недостаточность. // Российская газета, N 112(4352) от 04.06.2008.
Лахно П.Г. Энергия, энергетика и право // Энергетическое право. 2006. N 1.
Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2004.
Мартынов А.В. К вопросу об административном надзоре как функции публичного управления: понятие, обоснования и главные черты // Административное и муниципальное право. 2009. N 9.
Матиящук С.В. Договор снабжения бытового потребителя электрической энергией: сущность и правовая природа // Законодательство и экономика. 2007. N 11.
Мурзин Д.В. Бестелесные вещи // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. М., 2004.
Новоселова Л.А. Определение объектов права собственности // Гражданин и право. 2001. N 2.
Олейник О. Правовые проблемы энергоснабжения // Хозяйство и право. 2000. Приложение к N 5.
Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
Попондопуло В.Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Энергетика и право. М.: Изд. "Юрист", 2008.
Правовое регулирование оптовой торговли электроэнергией: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
Пытикова Т.А., Бошно С.В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5.
Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 5.
Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006.
Свирков С.А. Понятие и квалификация договора энергоснабжения электрической энергией // Экономика и финансы электроэнергетики. 2005. N 11.
Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. N 5.
Цибирова И.Г. Договор энергоснабжения в гражданском праве Российской Федерации: Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004.
Куликов С., Сергеев М. Энергетическая недостаточность. // Российская газета, N 112(4352) от 04.06.2008.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Российская газета, N 60, 01.04.2003.
Попондопуло В.Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Энергетика и право. М.: Изд. "Юрист", 2008. С. 210.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2011; Вершинин А.П. Энергетическое право. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007; Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007; Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006.
Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 33 - 34.
Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. С. 13.
URL: http://www.np-sr.ru.
Попондопуло В.Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право. М.: Изд. "Юрист", 2008. С. 206.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Российская газета, N 145, 30.07.1997.
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Российская газета, N 161, 26.07.2011.
Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса". Российская газета, N 278, 09.12.2011.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Российская газета, N 226, 27.11.2009.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Российская газета, N 164, 24.08.1995.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Российская газета, N 162, 27.07.2006.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Российская газета, N 159, 22.07.2011.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности". Российская газета, N 71, 05.04.2011.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Российская газета, N 7, 19.01.2005.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике". Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, N 52 (часть 2), ст. 5518.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики". Собрание законодательства РФ, 07.12.2009, N 49 (2 ч.), ст. 5978.
Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике". Российская Бизнес-газета, N 46, 01.12.2009.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" Собрание законодательства РФ", 22.06.2009, N 25, ст. 3073.
Постановление Правительства РФ от 09.01.2009 N 14 "Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок)". Собрание законодательства РФ, 19.01.2009, N 3, ст. 414.
"Российская газета", N 45, 05.03.2004.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"
(вместе с "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации")
Европейская энергетическая хартия // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180.
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". Российская газета, N 295, 29.12.2010.
Вишнякова А.С. Федеральное управление в электроэнергетической отрасли // Административное право и процесс. 2010. N 6. С. 50 - 53.
Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Российская газета, N 88, 19.05.2009
Вишнякова А.С. Федеральное управление в электроэнергетической отрасли // Административное право и процесс. 2010. N 6. С. 51.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
URL: http://www.np-sr.ru.
Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 30. Ст. 3654.
Указ Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Российская газета, N 62, 22.03.2008.
Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" Российская газета", N 148, 25.07.2003. Российская газета, N 148, 25.07.2003.
Постановление Правительства РФ от 31.07.2003 N 451 "О Правительственной комиссии по проведению административной реформы". Собрание законодательства РФ, 04.08.2003, N 31, ст. 3150.
Собрание законодательства РФ. 2003. N 31. Ст. 3150.
Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах". Собрание законодательства РФ, 14.11.2005, N 46, ст. 4720.
Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике (условия и возможности глобальной институциональной трансформации) // Вопросы экономики. 2003. N 11. С. 66.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Российская газета, N 273, 06.12.2007.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Российская газета, N 14, 24.01.1996.
Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. N 5. С. 18.
Зинченко С.А., Галлов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожков. М., 2007.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева". Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 2006.
Решение ЕСПЧ от 03.04.2001 "По вопросу приемлемости жалобы N 44319/98 "Ольга Валентиновна Романовская против Российской Федерации". Журнал российского права, 2001, N 8.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950. Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
Постановление Правительства РФ от 4 августа 2008 г. N 581 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 32. Ст. 3789.
Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М., 2006. С. 34.
Правовое регулирование оптовой торговли электроэнергией: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 26.
Демидов И.Л. Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации (на примере топливно-энергетического комплекса): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 23 - 24.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности". Российская газета, N 71, 05.04.2011.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 3008.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Российская газета, N 7, 19.01.2005.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Российская газета, N 45, 05.03.2004.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть". Собрание законодательства РФ, 22.06.2009, N 25, ст. 3073.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
Указанные полномочия реализует Минэнерго России с учетом Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций и Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утв. Пост. Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" // СЗ РФ. 2009. N 49 (2 ч.) Ст. 5978.
Приказ Минэнерго РФ от 17.11.2008 N 187 "О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии". Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 13, 30.03.2009.
Данную группу полномочий ФСТ России реализует в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (в ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.
Андреева Ю.А. Контроль и надзор Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата (административно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 13.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 744.
Кудряшов И.Н. Государственный контроль деятельности общественных объединений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 11.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Российская газета, N 266, 30.12.2008.
Мартынов А.В. К вопросу об административном надзоре как функции публичного управления: понятие, обоснования и главные черты // Административное и муниципальное право. 2009. N 9; СПС "КонсультантПлюс".
Несмотря на отсутствие прямого указания в Законе об электроэнергетике на возможность правовой регламентации отношений в сфере электроэнергетики Президентом РФ, соответствующими полномочиями он наделен как глава государства в соответствии с Конституцией РФ.
настоящее время функции Совета рынка возложены на Некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (НП "Совет рынка").
Заключение договора о присоединении к торговой системе оптового рынка представляет собой неотъемлемую предпосылку участия юридического лица в отношениях купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке (см. п. 1 ст. 35 Закона об электроэнергетике).
Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 5; Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. М., 2001.
Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 5; СПС "КонсультантПлюс".
Пытикова Т.А., Бошно С.В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5.
В соответствии с п. 4 ст. 33 Закона об электроэнергетике, а также подп. 4 п. 8.1 Устава НП "Совет рынка" органом, уполномоченным утверждать форму Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка, а также вносимые в них изменения, выступает Наблюдательный совет НП "Совет рынка".
Официальный текст Положения о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности размещен на сайте НП "Совет рынка": http://www.np-sr.ru.
п. 1 ст. 21 Закона об электроэнергетике.
В настоящее время существенные условия ДОП определены в Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1172 // СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1916.
п. 4 ст. 33 Закона об электроэнергетике.
Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1986. С. 215.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 14.
п. 29 Административного регламента исполнения Министерством энергетики РФ государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью Совета рынка.
Полный перечень лиц, входящих в состав Наблюдательного совета НП "Совет рынка" размещен на сайте НП "Совет рынка": http://www.np-sr.ru.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178.
Протокол заседания Наблюдательного совета НП "АТС" от 11 августа 2006 г. N 97.
Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312.
Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 167.
Осипчук Е.Л. Указ. соч. С. 168, 176.
Осипчук Е.Л. Указ. соч. С. 194 - 195.
Свирков С.А. Понятие и квалификация договора энергоснабжения электрической энергией // Экономика и финансы электроэнергетики. 2005. N 11. С. 162.
Свирков С.А. Указ. соч. С. 162
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876. Утратил силу.
Гарантирующий поставщик - коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию (ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике"). Энергоснабжающие организации осуществляют продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещают эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (пп. "г" п. 3 Правил N 530).
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12809/07. СПС «КонсультантПлюс».
Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12948/07. СПС «КонсультантПлюс».
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 14425/07.
Российская газета. 2007. N 4512.
Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. Статут, 2006. С. 16.
После введения п. 4 ст. 539 ГК РФ положения параграфа 6 главы 30 ГК РФ могут применяться, во-первых, только к договору энергоснабжения, а также субсидиарно - к договору снабжения электрической энергией; в отношении всех иных обязательств применяются только общие положения ГК РФ.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 141.
Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2003. С. 90
Мурзин Д.В. Бестелесные вещи // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. М., 2004. С. 331.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2011. С. 156.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2008. С. 293.
Лахно П.Г. Энергия, энергетика и право // Энергетическое право. 2006. N 1.
Там же.
Там же. В то же время этот вывод ученый использует только для подтверждения собственного тезиса о том, что предметом обращения в данном случае является "право потребления".
Аналогично, например, денежным средствам, правовой режим которых также определяется в первую очередь экономической функцией (см.: Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2004. С. 105).
Приказ Федеральной энергетической комиссии РФ N 52 и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 4 сентября 2000 г. N 101 "О порядке реализации арестованной электрической энергии организаций-должников - субъектов Федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии (мощности)".
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Российская газета, N 115, 01.06.2006.
Подробнее об этом см.: Матиящук С.В. Договор снабжения бытового потребителя электрической энергией: сущность и правовая природа // Законодательство и экономика. 2007. N 11.












3

1.Европейская энергетическая хартия // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180.
2.Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950. Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
6.Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Российская газета, N 60, 01.04.2003.
7.Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Российская газета, N 145, 30.07.1997.
8.Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Российская газета, N 161, 26.07.2011.
9.Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса". Российская газета, N 278, 09.12.2011.
10.Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Российская газета, N 226, 27.11.2009.
11.Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Российская газета, N 164, 24.08.1995.
12.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Российская газета, N 162, 27.07.2006.
13.Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Российская газета, N 273, 06.12.2007.
14.Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178.
15.Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности". Российская газета, N 71, 05.04.2011.
16.Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Российская газета, N 7, 19.01.2005.
17.Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике". Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, N 52 (часть 2), ст. 5518.
18.Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики". Собрание законодательства РФ, 07.12.2009, N 49 (2 ч.), ст. 5978.
19.Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике". Российская Бизнес-газета, N 46, 01.12.2009.
20.Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" Собрание законодательства РФ", 22.06.2009, N 25, ст. 3073.
21.Постановление Правительства РФ от 4 августа 2008 г. N 581 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 32. Ст. 3789.
22.Постановление Правительства РФ от 09.01.2009 N 14 "Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок)". Собрание законодательства РФ, 19.01.2009, N 3, ст. 414.
23.Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
24.Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 30. Ст. 3654.
25.Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Российская газета, N 45, 05.03.2004.
26.Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности". Российская газета, N 71, 05.04.2011.
27.Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 3008.
28.Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Российская газета, N 7, 19.01.2005.
29.Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Российская газета, N 45, 05.03.2004.
30.Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть". Собрание законодательства РФ, 22.06.2009, N 25, ст. 3073.
31.Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2577.
32.Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Российская газета, N 115, 01.06.2006.
33.Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312.
34.Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876. Утратил силу.
35.Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Российская газета, N 88, 19.05.2009
36.Указ Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Российская газета, N 62, 22.03.2008.
37.Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" Российская газета", N 148, 25.07.2003. Российская газета, N 148, 25.07.2003.
38.Приказ Минэнерго РФ от 17.11.2008 N 187 "О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии". Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 13, 30.03.2009.
39.Приказ Федеральной энергетической комиссии РФ N 52 и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 4 сентября 2000 г. N 101 "О порядке реализации арестованной электрической энергии организаций-должников - субъектов Федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии (мощности)".
40.Решение ЕСПЧ от 03.04.2001 "По вопросу приемлемости жалобы N 44319/98 "Ольга Валентиновна Романовская против Российской Федерации". Журнал российского права, 2001, N 8.
41.Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева". Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 2006.
42.Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12809/07. СПС «КонсультантПлюс».
43.Определение Высшего Арбитражного Суда от 23 октября 2007 г. N 12948/07. СПС «КонсультантПлюс».
44.Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 14425/07. СПС «КонсультантПлюс».
45.Андреева Ю.А. Контроль и надзор Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата (административно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
46.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005.
47.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2011.
48.Вершинин А.П. Энергетическое право. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007.
49.Вишнякова А.С. Федеральное управление в электроэнергетической отрасли // Административное право и процесс. 2010. N 6.
50.Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.
51.Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2003.
52.Демидов И.Л. Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации (на примере топливно-энергетического комплекса): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
53.Жусупов А.А. Энергия как специфический объект гражданских прав // Энергетическое право. 2007. N 2.
54.Зинченко С.А., Галлов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожков. М., 2007.
55.Козлов И.В. Договор энергоснабжения как особый вид договора купли-продажи // Современное право. 2007. N 7.
56.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2008.
57.Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике (условия и возможности глобальной институциональной трансформации) // Вопросы экономики. 2003. N 11.
58.Кудряшов И.Н. Государственный контроль деятельности общественных объединений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007.
59.Куликов С., Сергеев М. Энергетическая недостаточность. // Российская газета, N 112(4352) от 04.06.2008.
60.Лахно П.Г. Энергия, энергетика и право // Энергетическое право. 2006. N 1.
61.Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2004.
62.Мартынов А.В. К вопросу об административном надзоре как функции публичного управления: понятие, обоснования и главные черты // Административное и муниципальное право. 2009. N 9.
63.Матиящук С.В. Договор снабжения бытового потребителя электрической энергией: сущность и правовая природа // Законодательство и экономика. 2007. N 11.
64.Мурзин Д.В. Бестелесные вещи // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. М., 2004.
65.Новоселова Л.А. Определение объектов права собственности // Гражданин и право. 2001. N 2.
66.Олейник О. Правовые проблемы энергоснабжения // Хозяйство и право. 2000. Приложение к N 5.
67.Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
68.Попондопуло В.Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Энергетика и право. М.: Изд. "Юрист", 2008.
69.Правовое регулирование оптовой торговли электроэнергией: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
70.Пытикова Т.А., Бошно С.В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5.
71.Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 5.
72.Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006.
73.Свирков С.А. Понятие и квалификация договора энергоснабжения электрической энергией // Экономика и финансы электроэнергетики. 2005. N 11.
74.Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. N 5.
75.Цибирова И.Г. Договор энергоснабжения в гражданском праве Российской Федерации: Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004.

Вопрос-ответ:

Какое правовое регулирование существует в сфере электроэнергетики?

Правовое регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, включая Федеральный закон "Об электроэнергетике", и других нормативно-правовых актов.

Какие органы контролируют и надзирают в сфере электроэнергетики?

В сфере электроэнергетики существуют органы исполнительной власти, которые осуществляют надзор и контроль, такие как Федеральная служба по надзору в сфере энергетики, Росстандарт, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и др.

Как организована структура в сфере электроэнергетики?

Структура в сфере электроэнергетики организована на основе вертикального деления власти, включающего федеральное, региональное и муниципальное уровни управления. На федеральном уровне действуют Министерство энергетики и Федеральная служба по надзору в сфере энергетики.

Что представляют собой договоры электроэнергетики и электроснабжения?

Договоры электроэнергетики и электроснабжения являются правовым документом, который регулирует отношения между поставщиками электроэнергии и потребителями, а также определяет условия поставки и использования электроэнергии.

Какими проблемными аспектами характеризуются договоры электроэнергетики и электроснабжения?

Договоры электроэнергетики и электроснабжения могут иметь некоторые проблемные аспекты, такие как неправомерные действия поставщиков, недостаточная прозрачность тарифов, неполное исполнение обязательств сторонами и др.

Какое правовое регулирование существует в сфере электроэнергетики?

Правовое регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе законодательных актов, таких как Федеральный закон "Об электроэнергетике", и ряд подзаконных актов, которые определяют порядок функционирования отрасли.

Как выглядит организационная структура в сфере электроэнергетики?

Организационная структура в сфере электроэнергетики включает в себя федеральные и региональные органы исполнительной власти, субъекты естественных монополий, операторов систем электроснабжения, производителей и потребителей электроэнергии.

Какими органами осуществляется надзор и контроль в сфере электроэнергетики?

Надзор и контроль в сфере электроэнергетики осуществляются федеральными органами исполнительной власти, такими как Минэнерго России, Федеральная антимонопольная служба и Ростехнадзор. В регионах также действуют соответствующие органы надзора и контроля.

Что представляют собой договоры электроэнергетики и электроснабжения?

Договоры электроэнергетики и электроснабжения - это соглашения, заключаемые между производителями и потребителями электроэнергии, которые регулируют условия и порядок ее поставки, тарифы, ответственность сторон и другие вопросы, связанные с электроснабжением.

Какие особенности правового режима электроэнергии?

Особенности правового режима электроэнергии обусловлены ее экономической функцией, а именно обеспечением потребителей электроэнергией, а также регулированием отношений между производителями и потребителями. Это требует особого внимания к организационному и правовому аспектам функционирования отрасли.

Какие основные правовые акты регулируют сферу электроэнергетики?

Основными правовыми актами, регулирующими сферу электроэнергетики, являются Федеральный закон "Об электроэнергетике", "Правила розничного рынка электрической энергии", "Правила передачи электрической энергии" и другие нормативные акты на федеральном и региональном уровнях.