Правовой статус политических партий РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 30.06.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие политической партии и её место в системе гражданского общества
1.1. Генезис и эволюция политических партий
1.2 Классификация политических партий
1.3. Функции политических партий
Глава 2. Правовое регулирование политических партий
2.1. Законодательство о политических партиях
2.2. Порядок создания и ликвидации политических партий
2.3. Права и обязанности политических партий
2.4. Перспективы развития политических партий в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать восемьдесят шесть миллионов шестьсот тысяч рублей.В вопросах ведения хозяйственной деятельности и заключения трудовых договоров политическим партиям предоставлена свобода как юридическому лицу.Относительно предпринимательской деятельности, политическая партия ограничена информационной, рекламной, издательской и полиграфической деятельностью, а также продажей сувениров с символикой и т.п.Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.Политические партии должны вести бухгалтерский учет и подавать отчетность о результатах хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.2.4. Перспективы развития политических партий в Российской ФедерацииПроблематика развития политических партий рассматривается исследователями, в том числе, в разрезе сохранения российской государственности, в частности, сюда относимы труды таких авторов Я.А. Пляйс, А.С. Магарил.А.С. Магарил в своей статье «Кондопога – модель распада государственной власти» попутно с основной темой статьи о коррумпированности власти и ее сращивания с криминальными элементами, поднимает вопросы низкой политической активности граждан, констатирует отсутствие у людей стремления к объединению для представительства своих интересов во власти и недоверие к системе выборов в принципе.Я.А. Пляйс отмечает, что Россия, начиная с 1985 года находится в состоянии всеобъемлющей модернизации, что касается равно как общественной, так и экономической сферы. Однако ни в первые годы Перестройки, ни в годы, сопровождающиеся относительно спокойным экономическим фоном, добиться равновесной политической системы не удается. А.В. Баранов указывает, что политические партии в России, особенно региональные, наиболее часто становятся предметом изучения политологов, не становясь, при этом, объектом интереса со стороны органов власти. Выводы Я.А. Пляйса и А.В. Баранова совпадают в вопросе определения характеристики централизации власти, что противоречит не только общемировой тенденции, характеризующейся децентрализацией, но и интересам самой России, так как стать сильной Россия может только при сильных регионах. А.В. Баранов исследует непосредственно региональные партии в качестве реальных участников политического процесса, и выделяет две модели развития региональных политических процесса:Таблица 5Модели политического развитияОт начала 1990-х гг. до 2000-х гг2000-е ггиндикаторыдецентрализация власти; навязанный переход к формальной демократии; «пакт элит»; несимметричный и договорной федерализм, множественность нормативного и институционального строения; власть в регионе персонифицируется с высшим руководителем региона; автономный региональный авторитаризм.Власть централизована; симметричный и конституционный федерализм; персонификация власти; нормативное и институциональное строение единообразно; вертикально интегрированные региональные режимы; «сообщество элит»; лояльность картельным правящим партиям.Противоречивость моделей по одним и тем же индикаторам, более поздняя из которых больше говорит о стагнации политических процессов, не исключает при этом их преемственности, и отражает приспособляемость участников политического процесса к задаваемым правилам игры.Органы государственной власти в постсоветской России первоначально строились многообразно. В силу многообразия социокультурных условий, а также слабости контроля федеральной власти сложился плюрализм институциональных моделей. Республики в составе РФ с согласия федеральных структур власти сохранили преемственность советской системы, лишь дополнив её институтом выборного президента (главы республики). Области, края, города федерального значения находились под качественно более жестким контролем общероссийской власти. В них сформировались «президенсиалистские» формы правления с назначаемым главой администрации, обретшим сильные властные полномочия. На выбор формы правления больше повлияли общероссийские процессы монополизации власти, чем персональные качества лидеров. А.В. Баранов приходит к выводу, что «перспективы развития партий России на уровне их региональных сетей зависят от влияния внешних, макрополитических факторов: социально-экономической динамики, степени консолидации элит, меры автономии СМИ. Преобладающим типом партий в регионах будет оставаться картельный в рамках модели «сообщества элит».А.Я. Пляйс вообще определяет современную политическую систему в России как фашистскую диктатуру: «Для каждого типа политической системы характерен особый тип взаимоотношений и взаимодействий с партийной системой. Для начала рассмотрим, как складываются отношения между тоталитарным политическим устройством (прежде всего государством) и соответствующей ему партийной системой. Назовем этот тип взаимоотношений тоталитарным и отметим, что он может образоваться лишь в стране с невысоким уровнем общего и политического развития населения и при наличии благоприятной для возникновения такой системы внутренней и внешней ситуации. Такая ситуация складывается (образуется), как правило, при угрозах, которые должны быть достаточно значительны и очевидны для нации, чтобы она согласилась на всевозможные ограничения ради выживания. Но и в этом случае роль уровня развития нации, ее менталитета играют приоритетную роль».Здесь следует отметить, что Я.А. Пляйс и А.В. Баранов теоретическую основу их научных позиций составляет теория демократического транзита, соответственно их построения относительно перспектив развития политической системы и политической партии строятся для России как для «транзитной страны». Исходя из представлений о России, как о транзитной стране, условно направления развития политических партий в России можно разделить на две группы: пессимистичное прогноз и оптимистичный.Пессимистичный прогноз основан на представлениях о том, что в России отсутствует гражданское общество, вернее, по утверждению Я.А. Пляйса, существует протогражданское общество, в котором есть общественные объединения и политические партии, но которые служат интересам действующей власти и интересам членов собственно партии или объединения. Следовательно, развитие политических партий может происходить в существующем правовом поле путем углубления политических вертикально-интегрированных связей, в условиях централизации власти и ориентироваться на решение текущих деловых вопросов их членов, то есть, при формально поставленных представительских целях, достигаться таковые не будут.Оптимистичный прогноз связан с тем, что развитие гражданского общества в России рассматривается в увязке с экономическим развитием, и, в частности, развитием регионов, что повлечет за собой симметрию институциональных систем «по горизонтали», к обеспечению модели смешанного правления, а, следовательно, и к уменьшению влияния руководителей регионов. Кроме того, автономия регионов должна обеспечить многообразие партийных систем, что должно препятствовать развитию вертикальных связей.ЗаключениеДанная работа посвящена исследованию правового статуса политических партий в Российской Федерации. Для этой цели в первой главе работы проводилось изучение происхождение и развитие партий как институционального фактора гражданского общества, что позволило сформулировать следующее выводы:Участие граждан в политических партиях – это конституционное право граждан на объединение. Право на объединение это возможность, конституционно гарантированная, защищать свои интересы и преследовать законные цели путем создания общественных объединений на основе свободного в них участия и свободного выхода. Принципами объединения являются: добровольность, равноправие членов, законность, гласность.Политическая партия представляет собой добровольное общественное объединение, посредством которого граждане реализуют конституционно закрепленные возможности на объединение и участие в управлении государством, политической жизни общества. Политическая партия является структурным элементом формирования гражданского общества и является способом трансформации интересов разных людей и групп обществ в согласованную программу.Право на объединение в политические партии является частным случаем более общего права на объединение, закрепленного в конституции. Это право представляет собой конституционную возможность выражения гражданами своей воли и реализации своих политических прав.Участие граждан в политических партий способствует повышению уровня политического и правового самосознания.Для адекватной реализации принципа многопартийности в политической системе страны необходимо отличать партии от других общественных объединений, а также партии друг от друга, для чего во втором параграфе первой главы был дан реферативный обзор классификаций и критериев дифференциации политических партий, встречающийся в литературе. Выявлено, чтофункции политических партий определяются ролью, которую они играют в обществе, а образующие признаки партий реализуются в их конкретные разновидности. Кроме того, классификация политических партий по их функциональному признаку является основой для различия в подходах к определению собственно понятия политическая партия..Кроме того, в третьем параграфе первой главы исследованы функции политических партий. Определено, что функции политических партий обусловлены ролью, которую они играют в обществе. Исследователями предлагаются различные трактовки функций партий, их анализ сделать вывод, что основной функцией политических партий является борьба за власть. Данная функция отличает политические партии от других объединений граждан и является способом реализации демократических свобод.Во второй главе исследовано законодательство о политических партиях, которое можно разделить на три уровня:МеждународноеКонституционноеФедеральное.Также исследовались нормы Федерального закона «О политических партиях», касающихся порядка создания и ликвидации политических партий, их прав и обязанностей.В четвертом параграфе второй главы предпринята попытка обозначения перспектив развития политических партий в Российской Федерации. Исследование мнений, встречающихся в политологии позволило сформулировать два направления: пессимистичный прогноз и оптимистичный прогноз развития партий в России. Пессимистичный прогноз основан на утверждении того, что в России совершенно отсутствует гражданское общество, а существующие политические партии и общественные объединения ориентированы на удовлетворение интересов партии власти и ее членов, что определяет развитие партий в направлении усиления вертикальных связей без осуществления реальных представительских функций.Оптимистичный прогноз основывается на исследовании гражданского общества в увязке с экономическим развитием, в том числе, регионов, что обеспечивает автономию регионов, децентрализацию власти и усиление горизонтальных связей в политической системе.Библиографический списокКонституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.: Издательство НОРМА, 2006.Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-фз (ред. от 02.02.2006) "Об общественных объединениях"// Российская газета. 1995.25 мая.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-фз (ред. от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"//Российская газета. 2001. 10 августа.Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-фз (ред. от 25.07.2006) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации'7/Российская газета. 2005.24 мая.Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-фз (ред. от 25.07.2006) "О выборах Президента Российской Федерации"// Российская газета. 2003. 16 января.Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-фз (ред. от 25.07.2006) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Российская газета. 2002.25 декабря.Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-фз (ред. от 25.07.2006) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации"// Российская газета. 2002. 15 июня.Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-фз (ред. от 12.07.2006) "О политических партиях"// Российская газета. 2001.14 июля. № 133.3аславский С.Е. Политические партии России: Процесс правовой институционализации. Дис.... д-ра юрид. наук. М, 2004.3аславский С.Е., Зотова З.М. Правовые основы участия политических партий в выборах. М.: РЦОИТ, 2006.3аславский, Сергей Евгеньевич. Политические партии России : Проблемы правовой институционализации/ С.Е. Заславский ; Ин-т права и публич. политики. М. : Ин-т права и публич. политики, 2003.Автономов А. С. Правовая онтология политики: К построению системы категорий/ Фонд развития парламентаризма в России. М.: Инфограф, 1999.АндроноваИ.В. Гражданское общество и проблема правовой институционализации политических партий в Российской Федерации // Объединенный научный журнал. - М.; Тезарус, 2004. - № 19 (111).БайковаТ.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.Баранов А.В. Акторы региональных политических процессов в постсоветской России: система взаимодействий. Автореф…дисс.докт. полит. наук. Волгоград. 2007. http://oldvak.ed.gov.ru/ru/announcements_1/political_sciences/index.php?id4=474&from4=7ВеденеевЮ.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. - М.; Наука, 1995. - № 7.ВолобуеваА.Н. Конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.Дубровина Е.П. Политические партии как субъекты избирательного процесса в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.ДювержеМ. Политические партии М. : Академический проект,Ермаков А.Д. Политические партии - институт конституционного строя Российской Федерации. Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.Казаченко A.A. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве. Сравнительно-правовой анализ. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.Комментарийк Федеральному закону о политических партиях/ [Заславский С.Е., Лапаева В.В., Соловьева C.B. и др.]; Под ред. В.В. Лапаевой; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Тихомиров М.Ю., 2002.КоргунюкЮ.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функции, развитие)/ Под ред. Ю.Г. Коргунюка. М.: ИНДЕМ, 1996.КочетковА. П. Политические партии и партийные системы// Вестник Московского Университета. 1998. №6.Курочкин A.B. Политические партии и движения в современной российской государственности: политико-правовое исследование. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003.КурочкинA.B. Политическая партия: политико-правовая природа, сущность, функции // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти; ВУиТ, 2005. - Вып. 48.Лысенко В.В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации. Автореферат диссертации... кандидата юридических наук. М., 2001.Магарил С.А. Социальную агрессию порождает политическая беспомощность // Наша власть – дела и лица – 2007 - № 1.МаловЮ.К. Введение в теорию политических партий: (обзор идей и концепций) / Ю. К. Малов. М.: Русский мир, 2005.Малый Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации. Автореферат... кандидата юридических наук. Казань, 2002.Никифоров Ю.Н. Статус политических партий в постсоветскойПляйс Я.А. Политическая наука в современной России в контексте системной трансформации обществ аи государства. Дисс… докт. полит. наук. Москва. 2009. http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?id54=2807&from54=14ПрограммаРоссийской демократической партии «ЯБЛОКО» - «Демократический манифест». Устав Политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО». М., 2002.Резников Е.В. Социально-правовое развитие и правовой статус политических партий в России. Дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.России: особенности формирования, типология, тенденции развития/ Ю.Н. Никифоров, А. Ю. Никифоров; Вост. ин-т экономики, гуманитар, наук, упр. и права. Уфа: Вост. ун-т, 2002.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь, 1997.Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: российский и зарубежный опыт // Журнал российского права. - М.; Норма, 1999.-№3/4.2000.
1.Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.: Издательство НОРМА, 2006.
2.Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-фз (ред. от 02.02.2006) "Об общественных объединениях"// Российская газета. 1995.25 мая.
3.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-фз (ред. от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"//Российская газета. 2001. 10 августа.
4.Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-фз (ред. от 25.07.2006) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации'7/Российская газета. 2005.24 мая.
5.Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-фз (ред. от 25.07.2006) "О выборах Президента Российской Федерации"// Российская газета. 2003. 16 января.
6.Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-фз (ред. от 25.07.2006) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Российская газета. 2002.25 декабря.
7.Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-фз (ред. от 25.07.2006) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации"// Российская газета. 2002. 15 июня.
8.Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-фз (ред. от 12.07.2006) "О политических партиях"// Российская газета. 2001.14 июля. № 133.
9.аславский С.Е. Политические партии России: Процесс правовой институционализации. Дис.... д-ра юрид. наук. М, 2004.
10.аславский С.Е., Зотова З.М. Правовые основы участия политических партий в выборах. М.: РЦОИТ, 2006.
11.аславский, Сергей Евгеньевич. Политические партии России : Проблемы правовой институционализации/ С.Е. Заславский ; Ин-т права и публич. политики. М. : Ин-т права и публич. политики, 2003.
12.Автономов А. С. Правовая онтология политики: К построению системы категорий/ Фонд развития парламентаризма в России. М.: Инфограф, 1999.
13.АндроноваИ.В. Гражданское общество и проблема правовой институционализации политических партий в Российской Федерации // Объединенный научный журнал. - М.; Тезарус, 2004. - № 19 (111).
14.БайковаТ.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.
15.Баранов А.В. Акторы региональных политических процессов в постсоветской России: система взаимодействий. Автореф…дисс.докт. полит. наук. Волгоград. 2007. http://oldvak.ed.gov.ru/ru/announcements_1/political_sciences/index.php?id4=474&from4=7
16.ВеденеевЮ.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. - М.; Наука, 1995. - № 7.
17.ВолобуеваА.Н. Конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
18.Дубровина Е.П. Политические партии как субъекты избирательного процесса в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
19.ДювержеМ. Политические партии М. : Академический проект,
20.Ермаков А.Д. Политические партии - институт конституционного строя Российской Федерации. Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
21.Казаченко A.A. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве. Сравнительно-правовой анализ. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
22.Комментарийк Федеральному закону о политических партиях/ [Заславский С.Е., Лапаева В.В., Соловьева C.B. и др.]; Под ред. В.В. Лапаевой; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Тихомиров М.Ю., 2002.
23.КоргунюкЮ.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функции, развитие)/ Под ред. Ю.Г. Коргунюка. М.: ИНДЕМ, 1996.
24.КочетковА. П. Политические партии и партийные системы// Вестник Московского Университета. 1998. №6.
25.Курочкин A.B. Политические партии и движения в современной российской государственности: политико-правовое исследование. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003.
26.КурочкинA.B. Политическая партия: политико-правовая природа, сущность, функции // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти; ВУиТ, 2005. - Вып. 48.
27.Лысенко В.В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации. Автореферат диссертации... кандидата юридических наук. М., 2001.
28.Магарил С.А. Социальную агрессию порождает политическая беспомощность // Наша власть – дела и лица – 2007 - № 1.
29.МаловЮ.К. Введение в теорию политических партий: (обзор идей и концепций) / Ю. К. Малов. М.: Русский мир, 2005.
30.Малый Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации. Автореферат... кандидата юридических наук. Казань, 2002.
31.Никифоров Ю.Н. Статус политических партий в постсоветской
32.Пляйс Я.А. Политическая наука в современной России в контексте системной трансформации обществ аи государства. Дисс… докт. полит. наук. Москва. 2009. http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?id54=2807&from54=14
33.ПрограммаРоссийской демократической партии «ЯБЛОКО» - «Демократический манифест». Устав Политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО». М., 2002.
34.Резников Е.В. Социально-правовое развитие и правовой статус политических партий в России. Дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.
35.России: особенности формирования, типология, тенденции развития/ Ю.Н. Никифоров, А. Ю. Никифоров; Вост. ин-т экономики, гуманитар, наук, упр. и права. Уфа: Вост. ун-т, 2002.
36.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь, 1997.
37.Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: российский и зарубежный опыт // Журнал российского права. - М.; Норма, 1999.-№3/4.2000.
Вопрос-ответ:
Каково понятие политической партии и каково ее место в системе гражданского общества?
Политическая партия – это добровольное объединение граждан, имеющее своей целью участие в политической жизни, формирование и выражение политической воли населения. Политическая партия занимает важное место в системе гражданского общества как основной институт политической системы, обеспечивающий политическое плюрализм и конкуренцию.
Каковы генезис и эволюция политических партий?
История политических партий начинается с появления первых политических объединений в конце XVIII века. С течением времени политические партии продолжали развиваться и эволюционировать, проходя через различные этапы развития, изменяя свои цели и задачи в соответствии с социально-политическими изменениями в обществе.
Какие функции выполняют политические партии?
Политические партии выполняют ряд функций. Они представляют интересы различных общественных групп, формируют политическую волю граждан, пропагандируют свою программу и идеологию, участвуют в выборах и формировании органов власти, контролируют деятельность избранных должностных лиц, и т.д.
Какое законодательство существует о политических партиях и как оно регулирует их деятельность?
В России существует законодательство, регулирующее деятельность политических партий. Оно включает в себя Федеральный закон "О политических партиях" и другие нормативные акты, которые определяют правовой статус политических партий, их создание, деятельность, ликвидацию и другие аспекты их функционирования.
Каков порядок создания и ликвидации политических партий?
Порядок создания и ликвидации политических партий установлен законодательством. Для создания партии требуется выполнение определенного набора условий, таких как наличие устава и программы партии, наличие определенного количества членов и т.д. Ликвидация партии может быть осуществлена в случае нарушения ее законодательных требований или по решению суда.
Что такое политическая партия?
Политическая партия - это объединение граждан, которые имеют общие политические цели и стремятся влиять на принятие решений государства.
Какова роль политических партий в системе гражданского общества?
Политические партии играют важную роль в системе гражданского общества. Они выступают в защиту интересов определенных социальных групп, формируют и представляют политическую волю граждан, участвуют в выборах и влияют на формирование правительства и законодательства.
Какие функции выполняют политические партии?
Политические партии выполняют различные функции. Они формируют политическую волю граждан, участвуют в выборах, номинируют своих кандидатов на различные должности, разрабатывают политические программы, взаимодействуют с государственными и общественными организациями, а также осуществляют контроль за деятельностью власти.
Каким образом регулируется деятельность политических партий в России?
Деятельность политических партий в России регулируется специальным законодательством. Существуют определенные требования к созданию и ликвидации партий, их правам и обязанностям, а также порядку финансового обеспечения и участия в выборах. Ответственность за нарушение законодательства в сфере деятельности политических партий также установлена.