Савнительная характеристика теории познания Демокрита и теории познания Платона.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 24 24 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 09.12.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1.Философские взгляды Демокрита
2.Теория познания Демокрита
3.Философские взгляды Платона
4.Теория познания Платона
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Платон распределяет указанные в символе линии сферы бытия по таким уровням познания:"С указанными четырьмя отрезками соотнеси мне те четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени — разум (ноэсис), на второй — рассудок (дианойа), третье место удели вере (пй-стис), а последнее — уподоблению (эй-каейа)". "Ноэсис" и "дианойа" в качестве собственно познания суть виды познания, максимально независимые от эмпирии, чувственного опыта. Если Сократ еще делал ставку на индуктивный вывод общего из особенного, то у Платон высшая форма знания ниоткуда не выводима. Идеи невозможно выводить из их конкретных "воплощений" — они усматриваются беспредпосылочно: "Разум (ноэсис) устремляется к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним".Самый известный символ Платона, миф о пещере, изображает восхождение к идеям: люди, окованные цепями, сидят всю жизнь в пещере, не в состоянии видеть внешний мир. Тени от искусственных предметов, отбрасываемые на стены пещеры источником света у них за спиной, они принимают за настоящие предметы.Анамнесис словно бы выводит кого-то из этих несчастных на свет дня, позволяя видеть естественные предметы и солнце такими, каковы они в действительности. Тени и предметы внутри пещеры соответствуют при этом чувственному опыту, мир же снаружи — сфере интеллигибельных, т.е. умопостигаемых, сущностей.Ступени восхождения соответствуют различным сферам из символа линии. Силу, все вновь влекущую людей в сферу истинного бытия, Платонназывает эросом. Oнпробуждает в человеке страстное желание отдаться созерцанию идей. В Пире эрос описан как философское стремление к красоте познания. Он посредничает между миром чувственного и умопостигаемым миром. В отношениях с окружающими его педагогическая функция (эпимслейа, забота) проявляется в том, чтобы способствовать им в приобщении к познанию.Метод, ведущий к этому познанию, платой называет диалектикой. Она для него — квинтэссенция всякого знания об истинном бытии в противоположность физике, занимающейся процессами эмпирического мира.Дорога к припоминанию идей, по Платону , открывается в диалоге. Здесь всегда работают с понятиями, выступающими представителями идей. В диалоге идеи должны выявлять свой смысл, а их взаимосвязи — приходить к большей ясности диалектически, без обращения к помощи наглядных представлений.Это происходит благодаря применению понятий анализа и синтеза, а также благодаря построению гипотез, которые подвергаются проверке, принимаются или отвергаются. Таким образом, участники платоновских диалогов сознательно занимают противоположные позиции, чтобы проверить тезисы и антитезисы.Необходимое для подлинного знания единство принципиально не может быть найдено в области чувственных восприятий, так как в этой области все течет и все лишено необходимой определенности. Ложное мнение нельзя представить себе и как такое мнение о существующем, которое мыслит его как другое существующее. Для такого мышления была бы необходима различающая и сравнивающая деятельность рассудка, а так как сравниваемые предметы различны, то и при этом условии ложь не может возникнуть. По Платону, лжи вообще не может быть ни в каких ощущениях и ни в каких чувственных образах. Ложь впервые появляется только тогда, когда возникает вопрос о том, как следует соединять то, что мы ощущаем и представляем, с тем, что мы знаем. Вообще никакое определение лжи, по Платону, невозможно, если ему не предшествует определение самого знания. Таким образом, согласно логике Платона ложное мнение невозможно. Однако и знание нельзя определить, как истинное мнение — независимо от соотносительности мнения истинного с мнением ложным. Таким образом, знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех случаях знание следует отделать от чувственности и рассматривать не как порождение чувственных образов и представлений, а как предшествующее им условие. Платон, не ограничивается сказанным анализом знания. В работах Платона единство знания и чувственности показывается с более высокой точки зрения. В VI книге «Государства» Платон развивает понятие о видах знания. Основное деление классификации Платона — разделение знания на чувственное и интеллектуальное. Чувственное знание — низший вид, интеллектуальное— высший. Каждая из этих сфер в свою очередь делится на «мышление» и «рассудок». Под «мышлением» Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет впоследствии «мышлением о мышлении», а неоплатоники — вслед за Платоном — интеллектуальной интуицией («умным видением»).Второй вид интеллектуального знания—«рассудок». Под «рассудком» Платон понимает такой вид интеллектуального знания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума, а для того, чтобы понимать чувственные вещи. «Рассудок» Платона уже не непосредственный, не интуитивный, а опосредствованный, «дискурсивный» вид знания. И в сфере «рассудка», познающий применяет интеллектуальные «эйдосы», но применяет их только в качестве «гипотез». Рассудок, согласно Платону, действует между сферами ума и мнения. Он ниже ума и выше ощущений. Чувственное знание Платон также делит на две области: «веру» и «подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» — вид уже не восприятия, а представления вещей, или интеллектуальное действование с чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что здесь нет действия с чистыми «эйдосами». Но «подобие» отличается и от «веры», удостоверяющей существование. «Подобие» — мыслительное построение, основывающееся на «вере». С этими различиями у Платона тесно связано различение знания и мнения. Знает тот, ктолюбит созерцать истину. Например, знает прекрасное тот, кто мыслит о самих прекрасных вещах, кто может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто причастного не принимает за само прекрасное, а самого прекрасного не принимает за всего лишь причастное ему. Мысль такого человека справедливо назвать знанием . В отличие от знающего обладатель мнения любит прекрасные цвета, образы, звуки, но его ум бессилен видеть и любить природу самого прекрасного. Мнение не есть незнание, но оно не есть и знание: оно темнее знания и яснее незнания (Платон, Государство, V, 478 С—Э) . В отличие от мнения знание есть потенция, особый род существующего. Род этот характеризует направленность: знание направляется к своему предмету, и всякая потенция, направляющаяся к одному и тому же и делающая одно и то же, называется той же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающей иное. Математические предметы и математические отношения Платон выделяет в особый вид бытия и соответственно в особый предмет знания. В системе видов знания математическим предметам также принадлежит некое «серединное» место. Это место между областью «идей» и областью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отображений.В отличие от «идей» математические предметы и математические отношения постигаются посредством рассуждения, или размышления рассудка. Это и есть второй вид знания. Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно достоверное знание, их нельзя постигнуть с помощью рассуждения; если их можно постигнуть, то лишь недостоверно, лишь гипотетически. Итак, размышление, направленное на математические предметы, занимает, по Платону, середину между подлинным знанием и мнением. Почему же математические предметы занимают такое положение? Дело в том, что, по Платону, математические предметы родственны и вещам, и «идеям». Предметы эти как «идеи» неизменны; природа их не зависит от отдельных экземпляров, представляющих их в чувственном мире. ЗаключениеПроанализировав теории познании Демокрита и Платона важно подчеркнуть, что в учении об «атомах» Демокрит — материалист. Он стал известен своими философскими размышлениями о бытии вещей, состоящих из сверхмалых и неделимых физических частиц - атомов. Демокрит называет «идеями» телесные формы, или сущности. Это бесконечные по числу атомы, частицы вещества, движущиеся в бесконечном пустом пространстве.Однако атомы показались слишком грубыми и «земными» многим представителям философской мысли того времени, которая должна была заниматься осмыслением некоего возвышенного, тонкого материала - духовного, не касаясь земного и телесного. Особенно возмущался демокритовской гипотезой об атомах Платон.Но впоследствии Платон применяет тот же термин «идеи» уже в идеалистическом смысле. У Платона «идеи» - смысл и сущность абсолютно всех предметов и явлений природы в виде бестелесной формы. Они пребывают в «занебесном» месте и постигаются не чувствами, а умом.Философ приписывал своим идеям качество, изначально не имеющее никакого отношения к чувственному миру. Идея у Платона означает общий принцип или закон созидания вещей. А это, по сути, предполагает раздвоение реального бытия на мир идей и мир вещей. Вся жизнь человека, согласно Платону, протекает в борьбе двух начал: чувств, обращенных к «миру вещей», и разума, обращенного к «миру идей».Платоновский мир идей противопоставлялся не чувственно воспринимаемому миру вещей, а небытию, то есть недействительности, которая тождественна понятию «материя». Мир вещей (то есть реально существующий мир) находится где-то между миром идей и материей. Материя инертна, а вот идеи активны, более того, они организованы. Самыми активными идеями являются истина, благо, прекрасное, справедливое. Следовательно, одно и то же слово «идея» у Демокрита имеет материалистический смысл, а у Платона — идеалистический. ЛитератураАсмус В. Ф. Платон. М., «Мысль», 1975. 220 с. (Мыслители прошлого).Виц Б. Б. Демокрит.— М.: Мысль, 1979.—212 е.— (Мыслители прошлого).Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. В 2 т. Т 2. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 448 с.Юлов В.Ф. История и философия науки: Учебное пособие/В.Ф. Юлов – Киров, 2007. – 573 с.Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. / Худож. Аксель Вайс; Науч. ред. пер. В.В. Миронов. - М.: Рыбари, 2002. — 268 с.

Литература

1.Асмус В. Ф. Платон. М., «Мысль», 1975. 220 с. (Мыслители прошлого).
2.Виц Б. Б. Демокрит.— М.: Мысль, 1979.—212 е.— (Мыслители прошлого).
3.Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. В 2 т. Т 2. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 448 с.
4.Юлов В.Ф. История и философия науки: Учебное пособие/В.Ф. Юлов – Киров, 2007. – 573 с.
5.Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. / Худож. Аксель Вайс; Науч. ред. пер. В.В. Миронов. - М.: Рыбари, 2002. — 268 с.

Вопрос-ответ:

Какие философские взгляды были у Демокрита?

Философские взгляды Демокрита включали атомистическую теорию, согласно которой все материальные объекты состоят из неделимых и непостижимых атомов. Он также отрицал возможность познания истины и полагал, что все восприятие основано на чувствах.

Как можно охарактеризовать теорию познания Демокрита?

Теория познания Демокрита основана на его атомистической концепции, которая полагает, что познание основано на чувствах и восприятии. Демокрит утверждал, что истинная природа вещей непостижима для человеческого разума, и поэтому мы можем познавать только их внешние свойства и проявления.

Какие философские взгляды были у Платона?

Философские взгляды Платона включали идеалистическую концепцию, согласно которой реальность состоит из идей или форм, воплощенных в мире идей и являющихся истинными реалиями. Он также полагал, что познание возможно только через разум и интеллектуальную интуицию.

Как можно охарактеризовать теорию познания Платона?

Теория познания Платона основана на его идеалистической концепции, согласно которой идеи являются истинными реалиями, а мир является только их отражением. Познание возможно только через разум и интеллектуальную интуицию, а не через чувства. Платон различает несколько уровней познания, которые соотносятся с различными сферами бытия.

Как распределяются сферы бытия по уровням познания в теории познания Платона?

Платон распределяет указанные в символе линии сферы бытия по четырем уровням познания. На высшей ступени находится разум (ноэсис), который воспринимает идеи и неразделим от истинной реальности. На второй ступени находится рассудок (дианойа), который работает с концепциями и абстракциями. Третье место уделяется вере (пй-стис), которая основана на признании истины без полного понимания. Последнее место занимает восприятие (эй-досис), которое основано на чувствах и восприятии внешних свойств вещей.

Какие философские взгляды имел Демокрит?

Философ Демокрит разделял мнение своего учителя Левкиппа, что основой всего являются атомы - неделимые и невидимые частицы, участвующие в формировании всех объектов. Он считал, что мир состоит из пустоты и атомов, а все явления, которые мы наблюдаем, объясняются движением и взаимодействием атомов. Демокрит также утверждал, что знание возможно только через чувственное восприятие и опыт.

Какова теория познания Демокрита?

Теория познания Демокрита основывается на его атомистической философии. Он считал, что познание возможно только через чувственное восприятие и опыт. По его мнению, мы познаем мир через воздействие атомов на наши органы чувств. Знание формируется на основе восприятия объектов, которое дает нам представление о их свойствах и качествах. Таким образом, для Демокрита познание основано на наблюдении и эксперименте.

Какие философские взгляды имел Платон?

Философ Платон выделял идеи и формы как основу реальности. Он считал, что мир является копией нереального мира идей, которые существуют независимо от чувственного восприятия. Платон разделял познание на два уровня: вероятное познание, основанное на ощущениях и мнении, и истинное познание, основанное на разуме и интеллекте. Он придавал большое значение разуму и философии, считая их высшей формой познания.