Принцип разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 20 20 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 13.07.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Принцип разделения властей: теоретический аспект
Глава 2. Конституционное закрепление и практическая реализация принципа разделения властей в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Многочисленные отставки Правительства со стороны парламента и саботирование исполнения законодательных актов со стороны Правительства – таков будет итог введения в современной России парламентской формы правления.
Таким образом, существование в России президентской республики является оправданным, оправданной является и сила президентской власти, так как политическая реальность такова, что Президент в России не только глава государства, но и реальный арбитр в урегулировании политических разногласий между различными частями государственного аппарата.
Необходимость выполнения Президентом функций политического арбитра во многом оправдывает и невозможность перехода современной России к чисто президентской форме правления, кода Президент не только глава государства, но и де-юре является главой исполнительной власти. Полное отождествление Президента с одной из ветвей власти, помимо, безусловно, положительного эффекта усиления его ответственности, будет иметь и отрицательные последствия. Будучи главой исполнительной власти, Президент не сможет быть арбитром в политических спорах между ветвями власти, так как его вмешательство в этом случае справедливо будет расценено как административное давление на парламент или суд.
В целом рассмотрение принципа разделения властей с позиций исторической эволюции политического сознания российского общества, а также с позиций политической модернизации позволяет нам констатировать, что сложившаяся в современной России модель реализации принципа разделения властей является довольно разумной и представляет собой результат компромиссного сочетания современных мировых демократических идеалов и способности российского общества к их воплощению.
Заканчивая рассмотрение принципа разделения властей, следует подытожить некоторые выводы:
1. Принцип разделения властей не является продуктом эволюционного развития российского общества и привнесен в него посредством модернизации;
2. Анализ модернизационного внедрения принципа разделения властей в ходе реформ начала 90-х годов позволяет констатировать следующие результаты:
а) была реализована модель функциональной специализации, в которой возможен не только отрицательный контроль, но и положительное вторжение одной власти в компетенцию другой;
б) возможности положительного контроля не являются взаимными, а сосредоточены только в руках главы государства при минимуме ответственности с его стороны;
3. Несмотря на явную неполноту реализации принципа разделения властей, с позиций либеральной демократии в государственном аппарате современной России, его современное воплощение представляется как разумный компромисс между потребностями политической модернизации и возможностями политического сознания российского общества;
4. Отличительной чертой современной российской модели реализации принципа разделения властей является особая роль главы государства, выполняющего функцию своеобразного арбитра в координации взаимодействия между тремя ветвями власти.


Заключение
В рамках настоящего реферата были рассмотрены сущность принципа разделения властей, а также его конституционное закрепление и фактическая реализация в современном российском государстве. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Разделение властей – один из основных принципов политической организации общества, закрепленный в конституционном законодательстве практически всех современных государств либеральной демократии. Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Однако она преследует и другую цель – определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса одной из них. Данная система сдержек и противовесов предполагает четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти – законодательной, исполнительной и судебной, характера их отношений с обществом и между собой.
2. Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально – юридическое закрепление, второй – фактическое «разделение властей».
3. В научной литературе была сформулирована следующая классификация распределения функций государства:
- распределение функций без проведения начала специализации;
- распределение функций с проведением начала специализации. Этот тип распадается, в свою очередь, на следующие подвиды:
а) строгое проведение начала специализации;
б) специализация функций при условии возможности отрицательного воздействия одних органов на другие;
в) специализация функций при условии не только отрицательного контроля, но и положительного вторжения одной власти в компетенцию другой.
4. Принцип разделения властей не является продуктом эволюционного развития российского общества и привнесен в него посредством модернизации;
5. Анализ модернизационного внедрения принципа разделения властей в ходе реформ начала 90-х годов позволяет констатировать следующие результаты:
а) была реализована модель функциональной специализации, в которой возможен не только отрицательный контроль, но и положительное вторжение одной власти в компетенцию другой;
б) возможности положительного контроля не являются взаимными, а сосредоточены только в руках главы государства при минимуме ответственности с его стороны;
6. Несмотря на явную неполноту реализации принципа разделения властей, с позиций либеральной демократии в государственном аппарате современной России, его современное воплощение представляется как разумный компромисс между потребностями политической модернизации и возможностями политического сознания российского общества;
7. Отличительной чертой современной российской модели реализации принципа разделения властей является особая роль главы государства, выполняющего функцию своеобразного арбитра в координации взаимодействия между тремя ветвями власти.


Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445
Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М., 1998. – 368 с.
Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. – 1993. – № 7. – С. 25-32.
Белкин А. А. Социальное воспроизводство и государственное право. – М., 1991. – 219 с.
Девидоу М. Камо грядеши, Русь? – М., 1993. – 112 с.
Евзеров Р. Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 12-19.
Ефимов В. И. Система государственной власти. – М., 1944. – 105 с.
Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. – 1992. – № 10. – С. 15-32.
Кейзеров Н. М. Власть и авторитет. – М., 1973. – 162 с.
Мальцев Г. В., Экимов А. И., Ефимов В. И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация. – 1993. – № 1/13. – С. 32-37..
Медушевский А. Н. Идея разделения властей // Вестник Российской академии наук. – 1994. – № 1. – Т. 64. – С. 21-31.
Мишин А. А. Государственное право США. – М., 1976. – 147 с.
Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. – М., 1995. – 417 с.
Патрикеев В.Н. Конституционная ответственность в Российской Федерации: теория, практика, перспективы: Дис. ... канд. юрид. наук. – СПб., 2004. – 214 с.
Сергеев А. А. Конституционная ответственность органов федеральной власти Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006. – 196 с.
Усанов В. Е. История становления и развития парламентаризма в России. – М., 2008. – 289 с.
Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности. – М., 2006. – 214 с.

См.: Евзеров Р. Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 19.
См., напр.: Кейзеров Н. М. Власть и авторитет. – М., 1973. – С. 110 - 122; Ефимов В. И. Система государственной власти. – М., 1944. – С. 134 - 148; Девидоу М. Камо грядеши, Русь? – М., 1993. – С. 77.
См.: Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. – М., 1995. – С. 290 - 291.
См.: Мишин А. А. Государственное право США. – М., 1976. – С. 125.
См.: Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. – 1993. – № 7. – С. 28.
Мальцев Г. В., Экимов А. И., Ефимов В. И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация. – 1993. – № 1/13. – С. 34.
См.: Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. – 1992. – № 10. – С. 21.
См.: Медушевский А. Н. Идея разделения властей // Вестник Российской академии наук. – 1994. – № 1. – Т. 64. – С. 24.
См.: Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М., 1998. – С. 562-574.
См.: Белкин А. А. Социальное воспроизводство и государственное право. – М., 1991. – С. 135.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
См.: Усанов В. Е. История становления и развития парламентаризма в России. – М., 2008. – С. 34.
Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности. – М., 2006. – С. 177 - 178.
См.: Сергеев А. А. Конституционная ответственность органов федеральной власти Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 28-33; Патрикеев В.Н. Конституционная ответственность в Российской Федерации: теория, практика, перспективы: Дис. ... канд. юрид. наук. – СПб., 2004. – С. 114.












18

Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445
2.Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М., 1998. – 368 с.
3.Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. – 1993. – № 7. – С. 25-32.
4.Белкин А. А. Социальное воспроизводство и государственное право. – М., 1991. – 219 с.
5.Девидоу М. Камо грядеши, Русь? – М., 1993. – 112 с.
6.Евзеров Р. Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 12-19.
7.Ефимов В. И. Система государственной власти. – М., 1944. – 105 с.
8.Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. – 1992. – № 10. – С. 15-32.
9.Кейзеров Н. М. Власть и авторитет. – М., 1973. – 162 с.
10.Мальцев Г. В., Экимов А. И., Ефимов В. И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация. – 1993. – № 1/13. – С. 32-37..
11.Медушевский А. Н. Идея разделения властей // Вестник Российской академии наук. – 1994. – № 1. – Т. 64. – С. 21-31.
12.Мишин А. А. Государственное право США. – М., 1976. – 147 с.
13.Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. – М., 1995. – 417 с.
14.Патрикеев В.Н. Конституционная ответственность в Российской Федерации: теория, практика, перспективы: Дис. ... канд. юрид. наук. – СПб., 2004. – 214 с.
15.Сергеев А. А. Конституционная ответственность органов федеральной власти Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006. – 196 с.
16.Усанов В. Е. История становления и развития парламентаризма в России. – М., 2008. – 289 с.
17.Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности. – М., 2006. – 214 с.

Вопрос-ответ:

Какой принцип регулирует разделение властей в Российской Федерации?

Принцип разделения властей регулирует систему государственного управления в Российской Федерации.

Какие главы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются две главы: "Принцип разделения властей: теоретический аспект" и "Конституционное закрепление и практическая реализация принципа разделения властей в Российской Федерации".

Какие проблемы возникают при реализации принципа разделения властей в России?

Одной из проблем является многочисленных отставки Правительства со стороны парламента и саботирование исполнения законодательных актов со стороны Правительства.

Что произойдет в случае введения парламентской формы правления в России?

Введение парламентской формы правления приведет к многочисленным отставкам Правительства со стороны парламента и саботированию исполнения законодательных актов со стороны Правительства.

Что делает Конституция Российской Федерации для реализации принципа разделения властей?

Конституция Российской Федерации закрепляет принцип разделения властей и устанавливает конституционный порядок реализации этого принципа в России.

Какой принцип разделения властей закреплен в Конституции Российской Федерации?

Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции Российской Федерации, предусматривает разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Какие главы статьи рассматривают принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации?

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации рассматривается в главе 1 и главе 2.

Каковы основные проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации?

Основные проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации включают многочисленные отставки Правительства со стороны парламента и саботирование исполнения законодательных актов со стороны Правительства.

Какие последствия могут быть при введении в России парламентской формы правления?

При введении в России парламентской формы правления последствиями могут быть многочисленные отставки Правительства со стороны парламента и саботирование исполнения законодательных актов со стороны Правительства.

Каким образом принцип разделения властей может быть реализован в Конституции Российской Федерации?

Принцип разделения властей может быть реализован в Конституции Российской Федерации путем закрепления различных глав, которые определяют полномочия и функции законодательной, исполнительной и судебной власти.

Какие аспекты принципа разделения властей рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены как теоретические, так и практические аспекты принципа разделения властей. В теоретическом аспекте описывается суть принципа, его значение и роль в системе политической власти. В практическом аспекте рассматривается конституционное закрепление и реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.