Аналитическая справка: Особенности развития Южного Кавказа на современном этапе.
Заказать уникальное эссе- 19 19 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 14.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Особенности региона с точки зрения международной безопасности: интересы крупных игроков
2. Азербайджан – фактор Каспия в международной политике
3. Нагорный Карабах – риски, пути решения конфликта, позиции сторон
4. Интересы России в регионе
5. Этнонациональные конфликты на Южном Кавказе
6. Внутриполитическая динамика в трех республиках
7. Перспективы вступления республик в различные международные организации
Список использованных источников
Но усиление западной ориентации больше всего будет зависеть от перспектив урегулирования карабахского конфликта. Сохранение «замороженного» противостояния в Карабахе, тем более его обострение, «работают» против «бархатных» изменений власти как в Армении, так в Азербайджане, что может быть использовано в качестве «антиреволюционной технологии». Урегулирование карабахского противостояния при посредничестве Запада так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя побежденной, способствовало бы развитию демократии в обеих странах. Вероятно, это возможно при реализации «плана Гобла», предусматривающего обмен территориями между Арменией и Азербайджаном.«Бархатные перспективы» этих государств во многом будут зависеть и от послереволюционного развития Грузии. Если ее власти смогут преодолеть стоящие перед ними проблемы, в частности демонтировать клановую систему н ограничить коррупцию, то для Еревана и Баку «бархатная революция» станет еще более привлекательной. Соответственно, неудача реформ в Грузии и в других странах, в которых произошли аналогичные события, резко уменьшит привлекательность «бархатных переворотов».7. Перспективы вступления республик в различные международные организацииВ то время как дальнейшая стабилизация и интеграция государств, расположенных в западной части Балканского полуострова, по-прежнему остается для НАТО одной из основных геостратегических задач, Южный Кавказ и Центральная Азия выходят в число его новых географических приоритетов. Во всех документах по евроатлантическому партнерству, принятых на Стамбульском саммите НАТО/СЕАП, Центральная Азия и Кавказ присутствуют в одной «корзине». Грузия, Азербайджан и Армения, претендующие на индивидуализированные взаимоотношения с НАТО, ставят перед собой разные цели. Грузия, будучи «пионером» ПДИП, официально объявила о своих стремлениях относительно членства в НАТО и ожидает, что ей будет предложено стать участницей МАР. Поскольку НАТО пока не торопится предоставить Грузии такой статус, официальный Тбилиси продолжает участвовать в ПДИП, что является для него промежуточной стадией. Грузия также пытается использовать механизм политических консультаций в рамках ПДИП с целью вовлечения государств-членов НАТО в урегулирование своих непростых отношений с Россией, главным образом по вопросу о Южной Осетин и Абхазии.В целом же, что касается развития отношений со всеми тремя странами Южного Кавказа. НАТО старается осуществлять универсальный подход. Однако если официальный Тбилиси сумеет довольно быстро выполнить обязательства, взятые на себя в рамках ПДИП, Североатлантическому альянсу будет все сложнее игнорировать его настойчивые просьбы о предоставлении ему особого режима в обмен на четко сформулированную прозападную ориентацию. Так как Грузия все еще далека от стандартов НАТО, то ей может быть предложен механизм, подобный тому, который в свое время был запущен в случае с Украиной - налаживание более интенсивного диалога по вопросу о вступлении в НАТО и реализация реформ, связанных с этим процессом.Если говорить об Азербайджане, то он пока не представил значимых подтверждений своего намерения стать членом НАТО, хотя высокопоставленные должностные лица страны весьма туманно называют евро-атлантическую интеграцию в качестве одной из задач республики. Заявление официального Еревана о намерении развивать партнерские отношения с НАТО на основе ПДИП, сделанное сразу после того, как с аналогичными заявлениями выступили Тбилиси и Баку, прозвучало несколько неожиданно, так как до недавнего времени Армения традиционно считалась пророссийским государством, а ее сотрудничество с Альянсом скорее было вызвано ее стремлением «сохранить лицо». Ключевым моментом для понимания перспектив развития политики Европейского Союза на Южном Кавказе является заинтересованность в масштабной добыче и безопасной транспортировке на европейские рынки энергоресурсов Каспийского региона. В ЕС существует понимание, что в полной мере достичь этого возможно лишь при разрешении конфликтов на Южном Кавказе. В перспективе вероятнее всего, политика ЕС на Южном Кавказе будет строиться в рамках новых Соглашений о соседстве на базе программы «Расширенная Европа - новое соседство» при сохранении существующего на данный момент видения региона.В свою очередь для Азербайджана и Грузии их политические и экономические взаимоотношения с Европейским Союзом являются одними из основных компонентов обеспечения национальной безопасности, как этих стран, так и всего региона в целом.В целом же, ресурсы и возможности ЕС на Южном Кавказе небезграничны. Очевидно, что на активность дальнейшего вовлечения ЕС на Южный Кавказ, как и в целом на постсоветское пространство, в настоящее время влияет целый комплекс ограничений. В основном это мировой финансово-экономический кризис последних лет, охватившей также и ряд стран ЕС, и негативная позиция России в отношении планов расширения влияния Европейского Союза на постсоветском пространстве.Список использованных источниковВнешняя политика Российской Федерации. 1992-1999 / Под.ред. А.В. Торкунов, А.Ю. Мельвиль, М.М. Наринский. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) , 2000, 328 c., с.97Интервью И.Алиева азербайджанским журналистам, Стамбул, 08 июня 2010. Интернет доступ по адресу: http://president.az/articles/202?locale=ruИнтервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова ведущим информационным агентствам Азербайджана 10 марта 2009 года. Интернет доступ по адресу: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/1e1d185d0bbe14ccc3257575004d2607?OpenDocumentК новой архитектуре евроатлантической безопасности, Доклад российских экспертов к конференции дискуссионного клуба «Валдай», Лондон 8 — 10 декабря 2009, стр. 20. Интернет доступ по адресу: http://www.globalaffairs.ru/docs/Karaganov_rus.pdfКонцепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. –2000. – 11 июля. – Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.htmlМагия цифр-2009, Сергей Караганов, "Россия в глобальной политике". № 2, Март — Апрель 2009. Интернет доступ по адресу: http://www.globalaffairs.ru/print/number/n_12824 Морская доктрина РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasledie.ru/voenpol/14_4/article.php?art=7Пресс-конференция Президента Азербайджана и Премьер-министра Турции, 17 мая 2010., Интернет доступ по адресу: http://president.az/articles/51?locale=ruСтенограмма интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова азербайджанским СМИ, Москва, 27 августа 2010 года. Интернет доступ по адресу: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/251cc544fa92aec2c325778c00587607?OpenDocument21 yüzyıldaTürkDış Politikası. Geliştirilmiş 2. Baskı / Editor: İdris Bal, Nobel Yayın Dağıtım, Ankara, Ocak 2004, 994 s.Abbasbəyli A. Müasir şəraitdə Rusiyanın Qafqaz siyasəti. “Azərbaycan” qəz., Bakı, , №6, 09 yanvar 1998-ci il “Azərbaycan” qəz.Azərbaycan Respublikası XİN-nin məlumatı. “Azərbaycan” qəz., №9, 13 yanvar 1998-ci ilAzərbaycan-Rusiya münasibətlərində yeni mərhələ / R. Mehdiyevin redaktorluğu ilə. Bakı: Qismət, 2001, 184 s.G8 Summit: Joint Statement On The Nagorno-Karabakh Conflict by Dmitry Medvedev, President Of The Russian Federation, Barack Obama, President Of The United States Of America, and Nicolas Sarkozy, President Of The French Republic, Muskoka, 26 June 2010., Интернетдоступпоадресу: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/g8-summit-joint-statement-nagorno-karabakh-conflict-dmitry-medvedev-president-russiİsmayılova G. Maraqları üst-üstə düşən üçlük // Qanun. ictimai-siyasi elmi-nəzəri hüquq jur., Bakı:Qızıl Şərq, 1994, oktyabr, (16) №10, s.50-51Kristofer ABŞ-ın müstəqilliyini yeni qazanmış ölkələrə münasibətini açıqlayır. “Azərbaycan” qəz., №64, 07 aprel 1995-ci ilMacfarlane S. N. Western engagement in the Caucasus and Central Asia. Royal Institute of International Affairs, London. Great Britain: Chameleon Press Limited, 1999, 72 p.Nəsibov E. Yaxın Şərq siyasətində ABŞ – İran münasibətləri / DİA-sı, Heydər Əliyevin zəngin siyasi, mənəvi irsi ümummilli sərvətimizdir mövzusunda aspirant və dissertantların elmi konfransının tezisləri, Bakı, Çaşıoğlu, 2004, s. 154-157Raufoğlu Ə. Rusiyanın narazılığı Pentaqonu Azərbaycanda hərbi baza yerləşdirmək niyyətlərindən daşındırmayacaq. “Ekspress” qəz., Bakı, №232, 09 dekabr 2003-cü ilYanar S. Türk-Rus Ilişkilerinde Gizli Güç: Kafkasiya. İQ Kültür Sanat Yayıncılık, Istanbul, 2002, 256 s.
Список использованных источников
1.Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999 / Под. ред. А.В. Торкунов, А.Ю. Мельвиль, М.М. Наринский. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) , 2000, 328 c., с.97
2.Интервью И.Алиева азербайджанским журналистам, Стамбул, 08 июня 2010. Интернет доступ по адресу: http://president.az/articles/202?locale=ru
3.Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова ведущим информационным агентствам Азербайджана 10 марта 2009 года. Интернет доступ по адресу: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/1e1d185d0bbe14ccc3257575004d2607?OpenDocument
4.К новой архитектуре евроатлантической безопасности, Доклад российских экспертов к конференции дискуссионного клуба «Валдай», Лондон 8 — 10 декабря 2009, стр. 20. Интернет доступ по адресу: http://www.globalaffairs.ru/docs/Karaganov_rus.pdf
5.Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. –2000. – 11 июля. – Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html
6.Магия цифр-2009, Сергей Караганов, "Россия в глобальной политике". № 2, Март — Апрель 2009. Интернет доступ по адресу: http://www.globalaffairs.ru/print/number/n_12824
7.Морская доктрина РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasledie.ru/voenpol/14_4/article.php?art=7
8.Пресс-конференция Президента Азербайджана и Премьер-министра Турции, 17 мая 2010., Интернет доступ по адресу: http://president.az/articles/51?locale=ru
9.Стенограмма интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова азербайджанским СМИ, Москва, 27 августа 2010 года. Интернет доступ по адресу: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/251cc544fa92aec2c325778c00587607?OpenDocument
10. yuzy?lda Turk D?s Politikas?. Gelistirilmis 2. Bask? / Editor: Idris Bal, Nobel Yay?n Dag?t?m, Ankara, Ocak 2004, 994 s.
11.Abbasb?yli A. Muasir s?raitd? Rusiyan?n Qafqaz siyas?ti. “Az?rbaycan” q?z., Bak?, , №6, 09 yanvar 1998-ci il
12.“Az?rbaycan” q?z.
13.Az?rbaycan Respublikas? XIN-nin m?lumat?. “Az?rbaycan” q?z., №9, 13 yanvar 1998-ci il
14.Az?rbaycan-Rusiya munasib?tl?rind? yeni m?rh?l? / R. Mehdiyevin redaktorlugu il?. Bak?: Qism?t, 2001, 184 s.
15.G8 Summit: Joint Statement On The Nagorno-Karabakh Conflict by Dmitry Medvedev, President Of The Russian Federation, Barack Obama, President Of The United States Of America, and Nicolas Sarkozy, President Of The French Republic, Muskoka, 26 June 2010., Интернет доступ по адресу: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/g8-summit-joint-statement-nagorno-karabakh-conflict-dmitry-medvedev-president-russi
16.Ismay?lova G. Maraqlar? ust-ust? dus?n ucluk // Qanun. ictimai-siyasi elmi-n?z?ri huquq jur., Bak?:Q?z?l S?rq, 1994, oktyabr, (16) №10, s.50-51
17.Kristofer ABS-?n must?qilliyini yeni qazanm?s olk?l?r? munasib?tini ac?qlay?r. “Az?rbaycan” q?z., №64, 07 aprel 1995-ci il
18.Macfarlane S. N. Western engagement in the Caucasus and Central Asia. Royal Institute of International Affairs, London. Great Britain: Chameleon Press Limited, 1999, 72 p.
19.N?sibov E. Yax?n S?rq siyas?tind? ABS – Iran munasib?tl?ri / DIA-s?, Heyd?r ?liyevin z?ngin siyasi, m?n?vi irsi umummilli s?rv?timizdir movzusunda aspirant v? dissertantlar?n elmi konfrans?n?n tezisl?ri, Bak?, Cas?oglu, 2004, s. 154-157
20.Raufoglu ?. Rusiyan?n naraz?l?g? Pentaqonu Az?rbaycanda h?rbi baza yerl?sdirm?k niyy?tl?rind?n das?nd?rmayacaq. “Ekspress” q?z., Bak?, №232, 09 dekabr 2003-cu il
21.Yanar S. Turk-Rus Iliskilerinde Gizli Guc: Kafkasiya. IQ Kultur Sanat Yay?nc?l?k, Istanbul, 2002, 256 s.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития Южного Кавказа на современном этапе с точки зрения международной безопасности?
На современном этапе особенности развития Южного Кавказа с точки зрения международной безопасности связаны с конфликтами и интересами крупных игроков в регионе. Резервы нефти и газа, геополитическое положение и наличие энергетических коридоров делают этот регион важным для России, Турции, ЕС и других стран. Проблемы конфликтов, таких как Нагорный Карабах, также влияют на безопасность и стабильность регоина.
Каким образом Азербайджан является фактором Каспия в международной политике?
Азербайджан, в качестве прибрежного государства, играет значительную роль на Каспийском море. Страна имеет не только большие запасы нефти и газа, но и контролирует важные транспортные морские пути. Это делает Азербайджан значимым игроком в регионе и предоставляет ему политическую и экономическую власть в отношении Каспийского бассейна.
Какие риски существуют в конфликте в Нагорном Карабахе и есть ли пути решения этого конфликта?
Конфликт в Нагорном Карабахе представляет серьезные риски для безопасности и стабильности региона. Риски включают возможное эскалирование боевых действий, гуманитарный кризис и вмешательство других государств. Пути решения конфликта включают поиск мирных договоренностей, дипломатию и согласие сторон на компромиссы, которые могут привести к урегулированию и прекращению вооруженных столкновений.
Какие интересы имеет Россия в Южном Кавказе?
Россия имеет несколько интересов в Южном Кавказе. Во-первых, регион является важным для российской безопасности, так как он граничит с Черноморским флотом России. Во-вторых, Южный Кавказ имеет стратегическое значение для России в контексте энергетической безопасности и контроля над энергетическими коридорами. Кроме того, Россия по историческим причинам имеет множество культурных и торговых связей с регионом.
Какие особенности развития Южного Кавказа с точки зрения международной безопасности?
Развитие Южного Кавказа с точки зрения международной безопасности связано с присутствием интересов крупных игроков на данном регионе. Основными игроками являются Россия, Турция, США и Европейский союз. Каждый из этих акторов имеет свои стратегические интересы, которые могут влиять на безопасность и стабильность региона.
Какой влияний на международную политику оказывает Азербайджан в связи с фактором Каспия?
Азербайджан является важным игроком в международной политике благодаря своему географическому положению и наличию Каспийского моря на своей территории. Каспийское море является стратегическим объектом с точки зрения энергетики и транспорта, поэтому Азербайджан, как одна из прибрежных стран, имеет решающее влияние на региональную и международную политику.
Какие риски связаны с конфликтом в Нагорном Карабахе и какие пути решения этого конфликта предлагаются?
Конфликт в Нагорном Карабахе представляет серьезные риски для безопасности и стабильности региона. Ведущими сторонами в конфликте являются Армения и Азербайджан. Пути решения конфликта включают дипломатические переговоры, международные посредничества и урегулирование на основе принципов международного права, включая неприкосновенность границ и право на самоопределение народов.
Какие интересы есть у России в регионе Южного Кавказа?
Россия имеет значительные интересы в регионе Южного Кавказа. Одним из ключевых интересов является поддержание своего влияния и безопасности на границах с регионом. Россия также является активным участником международных усилий по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе и играет важную роль в диалоге между различными сторонами в регионе.