Наркомания как проблема подросткового возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 06.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
I. Теоретические аспекты проблемы наркомании
1.1 Понятие и причины наркомании
1.2 Влияние наркомании на формирование личности подростков
1.3 Подростки как группа риска
Выводы по первой главе
II. Практическое исследование проблемы наркомании в подростковом возрасте
2.1 Исследование проблемы наркомании
2.2 Социальные службы в решении проблем наркомании у подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 47
Антинаркотическая профилактика имеет три вида: первичная, вторичная, третичная.
▪ Первичная профилактика - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, которые направлены на предупреждение подростков к приобщению наркотиков. Первичная профилактика направлена на работу со всеми категориями подростковой среды.
▪ Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования болезни и усложнение состояния здоровья у подростков, принимающих наркотики. Вторичная профилактика базируется на подростках, употребляющих наркотические вещества, то есть на работу с теми, у которых сформировано положительное отношение к наркотикам, к их постоянному употреблению.
▪ Третичная профилактика или реабилитация направлена на восстановление личностного и социального статуса больного и возвращение его в образовательное учреждение. Третичная профилактика имеет свои особенности – это не профилактика, а комплекс лечебных мероприятий различного типа.
Для профилактической работы с подростками из группы риска разработано ряд программ, которые эффективно используются в образовательных учреждениях и социальными службами. Большую роль играют в профилактике наркомании оздоровительно-образовательные центры, в которых используется методика социальной ориентирующей имитации. Эти центры временно объединяют подростков с наркотической зависимостью. Основными особенностями жизни детей в таких коллективах является автономность существования: происходит ослабление влияния семьи, друзей, но усиливается воспитательное воздействие педагогов и социальных работников. Результативность деятельности в этих Центрах обеспечивается за счет повышенной коммуникативности всех подростков, то есть значимого для них общения, которое носит эмоциональный и интеллектуальный характер. Кроме этого создаются оптимальные условия для управления всей деятельности подростковой среды. Такие оздоровительные центры ориентированы на социальное закаливание подрастающего поколения: подростки определяются со своим положением в социальной среде, учатся преодолевать препятствия и реализовывать себя. Чтобы подростки могли себя реализовать, как личности, для них разработаны специальные методики: сказкотерапия (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю. Соколов, Д.А. Фролов), психодрама (Я. Моренко).
Программы нового поколения по профилактике реализуются через группы лиц, работающих с подростками, - учителями, социальными педагогами, психологами, инспекторами ИДН, медицинскими работниками, правоохранительными органами. Эти специалисты работают в клубах по месту жительства подростков: клубы могут быть организованы на уровне дома, двора, уличного микросоциума, то есть любой благополучной ненаркотической среды. Организация досуга подростков из группы риска по месту жительства часто происходит в микрорайоне школы, так как именно образовательные учреждения становятся центром воспитательно-профилактической работы и обеспечивают методическое сопровождение мероприятий досуга. Социально-психологическое направление предполагает долгосрочную работу педагогов и психологов с социальными службами (медицинские, социальные работники) и с правоохранительными органами. Педагогоги-психологи и медицинские работники реализуют вариативные планы мероприятий, включающие такие компоненты: психологический аспект «Познай себя», профилактический «Ты и наркотики», обучающий в тренинговом режиме «Новый взгляд», социально-ориентированный – «Мой выбор профессии», «Собрание добрых дел», «Подросток и закон». Досуговая деятельность подростков, правильно организованная, предупреждает правонарушения среди подростков. Сам процесс воспитания и перевоспитания подростков девиантного поведения при организации досуга может принести результативность только в том случае, если весь воспитательный процесс строится на нравственно-правовых основах, направленных на воздействие моральных качеств личности подростка. В программе «Путь к успеху» предусмотрена новая образовательная модель – это социальное проектирование. Главной целью социального проектирования является подготовка подростков к ответственной и осмысленной деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе: «От того, что и как я делаю, как веду себя, зависит судьба моя, моих родных и близких, судьба моей страны; за все я отвечаю, все я должен делать по закону и совести». Таким образом, «социальное проектирование ориентирует подростков, относящихся к группе риска, на понимание социальных ими социальных проблем и явлений, на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней» .
В основе программы «Профилактика наркомании в условиях образовательного учреждения» четко конкретизирована цель: максимум профилактики употребления наркотических веществ, то есть полный отказ от них детей и подростков. Выполнение задач профилактической работы включает три компонента: образовательный, психологический и социальный. Образовательный компонент имеет два пути: специфический путь, направленный на пополнение знаний и представлений о действии наркотических веществ, способных изменить сознание подростков и привести к заболеваниям всего организма. Неспецифический путь ведет к обретению знаний об особенностях развития психических феноменов, к формированию навыков заботы о своем здоровье. Говоря иначе, неспецифический путь формирует у каждого подростка развитую концепцию самопознания. Психологический компонент предполагает коррекцию определенных психологических особенностей детей подросткового возраста, создающих предпосылки к употреблению наркотиков и формированию зависимости. В основе психологического компонента – формирование у подростков группы риска адекватной самооценки, умения сказать «нет» в критической ситуации. Социальный компонент направлен на формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и «комфортного существования в обществе». Все эти компоненты способствуют созданию программ нового поколения, в которых должны быть предусмотрены другие (интерактивные) формы общения с подростками: это важный фактор для обучения новых форм поведения, для формирования стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно принимать решение и ответственно относиться к окружающему миру. Во многих больших городах созданы и работают службы самопомощи – «Возвращение», «Новые паломники», в которых задействованы церкви. Конечно, главенствующая роль принадлежит психотерапии, которая возможна только в условиях реабилитационного центра. Сложность социально-психологической работы по профилактике наркотиков, а порой безрезультативность этой работы вполне объяснима: социолог М.Е. Позднякова утверждает, что для профилактики наркомании в нашей стране не созданы условия (особенно в школах) и не до конца изучен уровень «зараженности подростковой среды». Её выделено две группы подростков: первая группа – это настоящие наркоманы, которых надо лечить; вторая группа – это «пробовальщики», с которыми можно вести профилактическую работу. Этой работой должны заниматься социальные работники, психологи и наркологи.
Проблемы наркомании и её профилактика реализуются на правовой основе государственной политики. Антинаркотическая политика нашего государства имеет три важных направления:
- социальная политика, которая направлена на профилактику, лечение и реабилитацию подростков группы риска;
- информационная политика, включающая пропаганду знаний о наркотиках, их координацию, знание концепции лидирующих молодежных субкультур;
- уголовно-правовая политика, направленная на предупреждение преступности, на пресечение преступности, на исполнение наказания.
Выводы по второй главе
1. В ходе исследования теоретического и практического материала было определено, что наркомания – это болезнь, это одна из форм отклоняющегося поведения, это специфический образ жизни. Её главными причинами являются: социально-экономический кризис в государстве, деградация общества, ведущая к изменению нравственных ценностей и норм морали, разрушение традиционных институтов воспитания, отсутствие системы досуга подростков, доступность наркотиков, безнаказанность людей, занимающихся торговлей наркотиками.
2. В основе всех причин употребления подростками наркотиков лежат мифы о наркотиках: что от наркотической зависимости можно избавиться в любое время, что наркотики – это удел творчески одаренных личностей, что наркотики являются частью молодежной культуры, что в жизни надо все попробовать.
3. По утверждению директора Федеральной службы России по наркоконтролю В. Иванова, наркоманов в России больше, чем в странах Евросоюза. Статистические данные исследования социологов утверждают, что за последние 20 лет Россия не просто «подсела на иглу», но и стала лидером по употреблению афганских опиатов. Ежегодно от наркотиков в России умирает 30 тысяч человек. Эта статистика заставляет рассматривать наркоманию, как болезнь, быстро развивающую в конкретной группе. Наркозависимый не может существовать изолированно: вокруг него образуется группа, употребляющая наркотики. Поэтому вести борьбу надо не на стадии сформированной наркотической зависимости, а на этапе появления интереса к наркотикам.
4. В основе профилактической работы с подростками аддиктивного поведения лежит комплексная система мероприятий, которая включает реальную помощь психологов, социальных работников, правоохранительных органов.
Заключение
Современные прогнозы распространения и развития наркомании в России свидетельствуют о динамике её роста, об омоложении среды молодежи с наркотической зависимостью. Исследования последних десятилетий определили причины употребления наркотиков детьми и подростками: это социально-экономические причины, связанные с интеграцией нашего государства в мировую рыночную систему, это наши региональные причины, связанные с запретом наказания лиц, распространяющих наркотики. Среди всех причин особое место занимают социальные: это семейная атмосфера, социальная среда обитания, это средства массовой информации, это неуспешная адаптация подростков к новым , изменившимся условиям жизненных ситуаций.
Исследование проблем наркомании в России привело к основному выводу: необходимость внедрения антинаркотических программ в младшем подростковом возрасте. Профилактическая программа, разработанная под руководством В. Лисовского, представляет особый интерес, так как она состоит из конкретных проектов, направленных на оказание помощи наркозависимым и профилактику в подростковой среде. Эффективность реализации программы состоит в мониторинге, то есть в постоянном отслеживании проблемы наркомании, в анализе внешних факторов. Надо отметить, что довольно часто традиционные методы работы в подростковой среде не дают результатов, достоверной информации о количестве подростков, которые один раз попробовали наркотики и постоянно употребляют наркотические вещества. Профилактическая работа невозможна без создания системы реабилитационных учреждений, в которые бы наркозависимые шли с желанием, не боясь нотаций и огласки, именно в этих учреждениях подростки могут пройти психотерапию, арттерапию. Профилактика должна способствовать уничтожению мифов о наркотиках и наркоманах, в основе всех проводимых мероприятий в школьной среде должна быть пропаганда здорового образа жизни, контрпропаганда наркотиков. Создалась необходимость введения обязательного факультативного курса в образовательном процессе для учащихся старших классов, направленная на наркотическую профилактику. Реальным примером должна послужить специализированная Служба профилактики наркозависимости Санкт-Петербурга, в которой постоянно работает телефон доверия по проблемам наркотической зависимости, проводятся образовательные мероприятия для сотрудников школ, лицеев, колледжей, консультации по созданию профилактических программ, тренинги и семинарские занятия. Кроме этого предусмотрено индивидуальное консультирование психологов с родителями и подростками из группы риска, проводятся социологические исследования и разрабатываются методические рекомендации для профилактической работы в общеобразовательных учреждениях.
Все общественные силы России во главе с президентом Д. Медведевым озабочены возросшей угрозой распространения наркотиков в нашей стране. Президент Д. Медведев призвал искать более действенные меры в профилактике пагубных привычек среди молодежи и адаптации молодых людей (особенно детей подросткового возраста), больных наркоманией к нормальной жизни. «Этой деятельностью должны заниматься все силы в обществе, заниматься, - по замечанию президента, - не формально, а по существу». Президент выразил надежду на то, что большое содействие в решении проблем наркомании в России окажут государственные и религиозные структуры, благотворительные организации. Им были приведены такие статистические данные: более 117 тысяч детей и 122 тысяч подростков страдают наркологическими расстройствами.
Список используемой литературы
1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
2. Антинаркотическое сообщество: приоритеты борьбы / Материалы совещания наркологов РФ. - Пока не поздно. – 2009. - № 15 (243).
3. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1999. – 304с.
4. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
6. Грачев Б.П. Постоять за себя / Б.П. Грачев. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2001. – 160с.
7 Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.
8. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998.
9. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
10. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.
11. Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики. - Пока не поздно. – 2009. - № 10 (234).
12. Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
13. Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом. - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
14. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
15. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 144. – (Психология для всех).
16. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2000. – 176с.
17. Соловьева В.М. Молодёжь и наркотики. - Пока не поздно. – 2010. - № 7 (224).
18. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
Приложение 1
Наркомания в России - статистика 2010
11 апреля 2011 -
До 2008 года статистические данные распространения наркомании в России неуклонно росли, причем очень быстрыми темпами. За последнее десятилетие число россиян, употребляющих наркотики, выросло в 12 раз. Ежегодно умирают от 70 до 100 тысяч человек.
2009 и 2010 года показали снижение роста статистики, но обнадеживает ли нас это? Говорит ли это о том, что наркомания побеждена? По данным Министерства Здравоохранения России на 2010 год в стране 562 тыс. наркозависимых, т.е. состоящих на учете. Для получения реальной статистики умножьте эту цифру на 4.Возрастная статистика:
18% - школьники;
61% - молодые люди от 16 до 30;
21% - взрослые.
Последние годы в России и других странах появляются все новые и новые виды наркотиков (таблетки, курительные смеси, порошки), неизвестных медицине. Часто в их состав не входит ничего, что запрещено нашим законом, а значит они легальны. Естественно через какое-то время это пресекается. А теперь давайте вспомним нашу цифру 562 тыс. наркозависимых и умножим ее на 4. Более 2-х млн. 200 тысяч. человек употребляющих наркотики только в России на 2010 год. Вы только подумайте, какие деньги крутятся в наркобизнесе, а ведь пока есть спрос, есть и предложение.
Поэтому, не смотря на статистику наркомании в России 2010 года не стоит думать, что проблема решена.
85-й - основной наркотик морфин;
95-й - "ханка";
2005 - героин;
2015 - ?
Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 годы (Справка).
Распространение наркомании в России в последнее десятилетие происходило угрожающими темпами. За последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%.
В 2000 г. в России наркотической зависимостью страдали более 2 млн человек (по некоторым данным, около 3 млн).
В 2001 г. в России на учете стояли 369 тысяч больных наркоманией. По оценкам экспертов, реальное соотношение выявленных и скрытых наркоманов составляет 1:10, то есть их около 3-3,5 млн.
По данным Минздрава РФ, в 2002 г. число официально зарегистрированных больных наркоманией в России составляло 450 тысяч человек, 70% из них в возрасте до 25 лет. По экспертным оценкам, реальное количество наркоманов в 5-8 раз больше, то есть может достигать 4 млн человек.
В 2003 г. в России употребляли наркотики около 4 млн человек. Эта цифра составляет 4% населения России. Только около 500 тысяч человек обратились в медучреждения за помощью. На учете в медучреждениях находилось только 15-20% от числа людей, употребляющих наркотики. 80% употребляющих наркотики – это люди в возрасте 18-39 лет.
В 2005 г., согласно ежегодному докладу Международного комитета по контролю за наркотиками (МККН) при ООН, опубликованному 2 марта 2006 г., потребителей запрещенных веществ в России официально зарегистрировано 500 тысяч, однако, по данным МККН, общее количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в России, "может достигать 6 млн человек. При этом 2 млн российских наркоманов – молодые люди в возрасте до 24 лет, а 1 млн российских граждан употребляют наркотики-опиаты, в основном героин.
В 2006 г., по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в России, по приблизительным подсчетам насчитывалось порядка 2 млн. наркоманов. Состоящих на медицинском учете – 350 тысяч, но эта цифра плохо соотносится с действительностью.
В 2007 г. на госучете в России состояло 537 тысяч человек, которые или были, или больны наркоманией, или регулярно употребляли наркотики с болезненными последствиями. Согласно международным методикам расчета, реальное количество наркозависимых примерно в пять раз больше, то есть 2-2,5 млн человек или почти 2% населения страны. Эти данные корреспондируются с данными Управления ООН по наркотикам и преступности.
Анализ статистических данных Минздравсоцразвития России, характеризующих учтенную распространенность наркологических заболеваний, показывает, что в 2007 г. специализированными наркологическими учреждениями страны зарегистрированы 356 тысяч 188 больных наркоманией, или 250,45 в расчете на 100 тысяч населения.
Показатель распространенности употребления наркотиков с вредными последствиями составил в 2007 г. 181 тысяча 586 человек, или 127,68 больных на 100 тысяч населения.
Таким образом, суммарное число лиц, злоупотребляющих наркотиками, и состоящих на учете наркологических учреждений Российской Федерации, составило в 2007 г. 537 тысяч 774 человек, или 378,13 в расчете на 100 тысяч населения.
По учетам Минздравсоцразвития России, количество наркоманов в 2008 г. составило около 550 тысяч человек. Зарегистрировано более 140 тысяч детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами. По оценкам специалистов, количество лиц, потребляющих наркотики, в стране достигает примерно 2,5 млн человек, или почти 2% населения страны.
В сентябре 2009 г. в России на учете стояли 550 тысяч человек (тех, кто обратился добровольно за помощью), а фактически в России 2-2,5 млн наркоманов.
От общего числа наркоманов в России по статистике – 20% – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% – люди более старшего возраста.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы.
Как заявил в феврале 2010 г. заместитель директора ФСКН России Олег Сафонов, по данным ООН самое большое число наркозависимых, в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия. По данным Минздрава в России около 550 тысяч наркозависимых лиц, но по экспертным оценкам их около 2-2,5 млн человек.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998. – С. 23.
Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.3.
Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте. – СПб.: Питер, 2000. – С. 18.
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000. – С.231.
Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики. – Пока не поздно. – «009. - № 10.
Лисовский В.Т. Указ. соч. С. 232.
Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – С.76.
Рожков М.И., Ковальчук М.А. Указ. соч. – С. 13.
Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2000. – С.68.
Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом. – Пока не поздно. – 2009. - № 16.
Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. – Пока не поздно. – 2009. – № 6.
Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: Питер, 2010. – С.11, 14.
Волков Б.С. Указ. соч. – С. 9.
Грачев Б.П. Постоять за себя. – М.:ООО Астрель: ООО АСТ, 2001. – С. 7.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 317.
Реан А.А. Указ. соч. – С. 338.
Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. –М. : Высшая школа, 1999, С. 43.
Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 97.
Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2010. – С. 16.
Александрова Е.А. Указ. соч. – С. 97.
Селевко Г.К. Указ. соч. – С. 113-114.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – С. 236.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – С.248.
В.Т.Лисовский. Указ. соч. – С. 293.
Рожков М.И., Ковальчук М.А. Указ. соч. – С.14, 28.
Рожков М.И., Ковальчук М.А.Профилактика наркомании у подростков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.67.
Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2010.
Там же, с. 25.
Антинаркотическое сообщество: приоритеты борьбы: Материалы совещания наркологов РФ. – Пока не поздно. – 2009. - № 15.
Маняткин Е.Ю. Указ. статья, С.2.
Соловьева В.П. Молодежь и наркотики. – Пока не поздно. – 2010. - № 7.
5
Опыт отношений
жизнеобеспечение
Психологическая незащищенность
агрессия
Негармоничные отношения
общение
контактность
семья
База знаний, обучение
мировосприятие
сверстники
дискомфорт
опосредованное общение с природой
УМ
Место обитания
безразличие
школа
Я
неудовлетворенность
Страх существования
Высокая адаптивность
Формирование системы отношений
досуг
Учреждения культуры
СМИ
Развитие способностей
Знание о мире
досуг
Приспособление (отказ) от культуры
Информационный голод
Пресыщенность информации
Дополнительное образование
1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
2. Антинаркотическое сообщество: приоритеты борьбы / Материалы совещания наркологов РФ. - Пока не поздно. – 2009. - № 15 (243).
3. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1999. – 304с.
4. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
6. Грачев Б.П. Постоять за себя / Б.П. Грачев. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2001. – 160с.
7 Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.
8. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998.
9. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
10. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.
11. Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики. - Пока не поздно. – 2009. - № 10 (234).
12. Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
13. Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом. - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
14. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
15. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 144. – (Психология для всех).
16. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2000. – 176с.
17. Соловьева В.М. Молодёжь и наркотики. - Пока не поздно. – 2010. - № 7 (224).
18. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
Вопрос-ответ:
Что такое наркомания и какие причины её возникновения у подростков?
Наркомания - это хроническое заболевание, характеризующееся патологическим увлечением наркотиками. Причинами возникновения наркомании у подростков могут быть социальные, психологические и биологические факторы. Среди социальных причин можно выделить негативное влияние окружения, включая семью, друзей, школьную среду. Психологические причины связаны с низкой самооценкой, стремлением к новым ощущениям, желанием попробовать что-то запретное. Биологические причины связаны с особенностями нервной системы подростков.
Как наркомания влияет на формирование личности подростков?
Наркомания оказывает негативное влияние на формирование личности подростков. Они становятся зависимыми от наркотиков и теряют интерес к учебе, хобби, социальным контактам. Они становятся агрессивными, недисциплинированными, теряют мотивацию к достижению целей и развитию. Также наркомания может приводить к психическим расстройствам и проблемам со здоровьем.
Почему подростки являются особой группой риска в контексте наркомании?
Подростки являются особой группой риска в контексте наркомании по нескольким причинам. Во-первых, подростки находятся в периоде активного поиска своей идентичности, они более восприимчивы к влиянию окружающей среды. Во-вторых, подростки часто испытывают эмоциональные и психологические трудности, и наркотики могут служить способом справиться с этими проблемами. В-третьих, отсутствие жизненного опыта и легкая доступность наркотиков делают подростков особенно уязвимыми.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: наркомания – это хроническое заболевание, которое может возникнуть у подростков из-за социальных, психологических и биологических факторов; наркомания оказывает негативное влияние на формирование личности подростков, влияя на их интересы, мотивацию и психическое здоровье; подростки являются особой группой риска в контексте наркомании из-за особенностей периода возрастных изменений и легкой доступности наркотиков.
Что такое наркомания?
Наркомания - это хроническое психическое и физическое заболевание, характеризующееся зависимостью от психоактивных веществ, таких как наркотики, алкоголь и т.д.
Какие причины лежат в основе наркомании?
Причины наркомании сложны и многогранные. Они включают генетическую предрасположенность, психологические факторы, социальные условия, культурные влияния, доступность наркотиков и другие.
Как наркомания влияет на формирование личности подростков?
Наркомания может негативно влиять на формирование личности подростков. Она может привести к изменению характера, поведения и ценностных установок подростка. Кроме того, наркомания может препятствовать успешной адаптации в обществе и ограничивать возможности для личностного роста и развития.
Почему подростки считаются группой риска в отношении наркомании?
Подростки считаются группой риска в отношении наркомании из-за своей особой психофизиологической уязвимости, стремления к новым ощущениям, поиском идентичности, давлением группы, экспериментированием с запрещенными веществами и другими факторами, которые делают их более подверженными зависимости от наркотиков.