Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 44 44 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.03.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в младшем дошкольном возрасте
1.1.Психологическая сущность воображения и основные аспекты его изучения в психологии
1.2.Психологические условия развития воображения у детей младшего дошкольного возраста
1.3.Особенности развития воображения в
младшем дошкольном возрасте
Вывод к главе 1
Глава 2. Методические основы исследования развития воображения в младшем дошкольном возрасте
2.1.Принципы организации экспериментального
исследования в психологии
2.2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения у детей младшего дошкольного возраста
2.2.1. Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»
2.2.2. Методика «Три цвета»
2.2.3. Модифицированный тест Роршаха
Вывод к главе 2
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Методика должна быть валидной, надежной, точной и однозначной. Также при проведении исследования нужно учитывать саму ситуацию исследования, индивидуальные особенности изучаемого, понимание им инструкции, требований задачи, отношение к исследованию. На результаты влияет личность исследователя. При организации исследования следует опираться на разновидности методик, которые классифицируются в зависимости от содержания исследования. В частности выделяются тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты. Важно в исследовании соблюдать профессионально-этические нормы и правила психодиагностики и социально-этических принципов, поскольку исследователь несет полную ответственность за последствия влияния исследования на психическое здоровье человека [17; 86].



2.2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети младшего дошкольного возраста в количестве 15 участников.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С этой целью использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры", методика Роршаха, упражнение "Три цвета". Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
На основе проведенного формирующего эксперимента, который длился в течение учебного года (его основы освещены в подпункте 1.3 нашего теоретического исследования, что представляет собой вовлечение детей младшего дошкольного возраста к активной изобразительной деятельности, ручного труда и рисования) можно выявить уровень развития воображения детей младшего дошкольного возраста с помощью методик испытания (тесты испытания те же).
Таким образом, проведенное диагностическое исследование и его анализ обнаружили, что после выполнения различных развивающих игр и упражнений в течение года, которые давались детям младшего дошкольного возраста, были обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений среди детей, в отличие от тех, которые не имели подобных изобразительных занятий .
Эти данные свидетельствуют о неиспользованных возможностях в развитии воображения детей младшего дошкольного возраста. Если не уделить соответствующего внимания обогащению образов воображения, развития его механизмов в дошкольном возрасте, это может привести к его постепенному угасанию, что негативно скажется на результатах школьного обучения.
Для подведения итога можно сделать вывод, что необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческие. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, поскольку ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

2.2.1. Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»

Данная методика, являясь, по сути "миниатюрной моделью творческого акта" (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры как части, деталей каких-либо целостей и достраивает реконструирует их. Детям были предложены задания. На бумаге изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник. Дорисовывают их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа - оригинальные изображения во всех 3-х случаях, ребенок рисует сюжет, в который включает несколько объектов, имеющих заданную фигуру (мальчик рисует космос, все планеты и солнце круглые: (исходная фигура - круг).
2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях, ребенок рисует сюжет, в который включает объект с деталями (девочка собирает цветы).
3 группа - оригинальные изображения в одном случае, к изображенному объекту прилагаются различные детали (лицо девочки с бантом).
4 группа - нет оригинальных изображений, ребенок дорисовывает заданный элемент, создает рисунок отдельного объекта, но без деталей, изображения схематической (например, шарик с ниткой, мороженое на палочке).
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Данные заносились в таблицу 1:


Таблица 1
Таблица подсчета оригинальных изображений

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 33% 4 27% 2 13% 4 27%
Графически можно увидеть полученные результаты на рисунке 1:
Рисунок 1
График подсчета оригинальных изображений



Вывод: представленные результаты показали, что в работах в основном 3, 4 группы оригинальные изображения выполнены мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг - солнце, шарик;
Квадрат - телевизор, портфель, дом;
Треугольник - елка, дом, человек.
Далее с детьми проводили эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, поскольку выяснили, что уровень развития воображения у детей не высокий.
Данные повторного исследования заносим в таблицу 2:



Таблица 2
Сводные данные после эксперимента

Методика Торренса Группы 1 2 3 4 Количество детей 8 5 2 0 % 54 27 13 0
Графически можно увидеть полученные результаты на рисунке 2:
Рисунок 2
Сравнение результатов до и после эксперимента


2.2.2. Методика «Три цвета»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Мы предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь листочек. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.
Полученные данные заносились в таблицу 3:


Таблица 3
Сводные данные по методике «Три цвета»

1 испытуемый 3 испытуемых 5 испытуемых 6 испытуемых 4 названия 7% 3 названия 20% 2 названия 33% 1 название 40%
Графически полученные результаты можно увидеть на рисунка 3:
Рисунок 3
Сводные данные по методике «Три цвета»


Результаты повторного исследования заносим в таблицу 4:
Таблица 4
Сводные данные повторного исследования по методике «Три цвета»

„Три цвета” Группы 1 2 3 4 Количество детей 1 3 5 6 % 7 20 33 40


Графически можно увидеть результаты на рисунке 4:
Рисунок 4
Сравнительные данные первичного и повторного исследований по методике «Три цвета»


2.2.3. Модифицированный тест Роршаха

Данная методика активно развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход проведения. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей:
одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом .7 человек - 46%
другие указывают на сходство с одним объектом. 5 детей - 33%
третьи могут установить сходство с несколькими объектами .3 детей - 20%
Полученные результаты исследования можно увидеть на рисунке 5:




Рисунок 5
Результаты исследования по методике теста Роршаха


Вывод: необходимо научить детей выделять целое, часть из пятна.
Рассмотрим данные после серии занятий в таблице 5.
Таблица 5
Данные повторного исследования теста Роршаха

Тест Роршаха Группы 1 2 3 Количество детей 3 3 9 % 25 25 50
Рисунок 6
Сравнительные данные двух исследований по тесту Роршаха


Вывод к главе 2

Если мы хотим, чтобы развитие ребенка было творческим, нужно развивать воображение дошкольников. Любой образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.
Таким образом, проведенное диагностическое исследование и его анализ обнаружили, что после выполнения различных развивающих игр и упражнений в течение года, которые давались детям младшего дошкольного возраста, были обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений среди детей, в отличие от тех, которые не имели подобных изобразительных занятий .
Эти данные свидетельствуют о неиспользованных возможностях в развитии воображения детей дошкольного возраста. Если не уделить соответствующего внимания обогащению образов воображения, развития ее механизмов в дошкольном возрасте, это может привести к ее постепенному угасанию, что негативно скажется на результатах школьного обучения.
Для подведения итога можно сделать вывод, что необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческие. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, поскольку ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.


Заключение

В результате написания нашей работы, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей младшего дошкольного возраста. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Ввиду важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его оптимизации учебной деятельности.
Формирование воображения в младшем дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Важным фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающих способы получения впечатлений.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено преобразующей активностью ребенка, который растет, и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что у детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидактическая игра.
В процессе работы мы достигли поставленной цели, а именно, мы исследовали развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста.
В процессе достижения поставленной цели, нам были выполнены следующие задачи, мы:
1. Рассмотрели психологическую сущность воображения.
2. Исследовали в литературных источниках взгляды ученых на развитие воображения у детей.
3. Определили психологические условия развития воображения у детей младшего дошкольного возраста.
4. Исследовали особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.
5. Обосновали методическую возможность эмпирического исследования особенностей развития воображения в дошкольном возрасте.


Список литературы

Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО "ЦГЛ "Рон", 2000. - 112с.
Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2006.
Веккер Л.М. Психические процессы. - Т.1 - л., 2003. /Воображение и психологическое время: 262 - 271. Представление / воображение/: 278- 295.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 2005. № 2. с.114 - 123.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т.2 - М.: Просвещение, 2004.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 2008. - № 6. с.52 - 59.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 2008. - № 1. с.44 - 51.
Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып.76.М.: Просвещение, 2004.
Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. - Минск, 2009.
Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольноевоспитание. 2005. - № 2. с.41 - 46.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2006. /Трудности в определении воображения: 3 - 7. Воображение и практическая деятельность: 8 - 30. Воображение как отражение действительности: 31- 85. Воображение и научное познание мира: 86 - 131/.
Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М. 2005. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 - 39. Воображение и игровая деятельность: 83 - 97. Чувственное отображение и воображение: 113 - 122. Воображение и мышление: 122 - 138/.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся вузов.— М.: Просвещение, 2007.—352 с.
Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 2005. №7. с.98 - 108.
Найссер У. Познание и реальность. - М.: Просвещение, 2008. /Воображение и память: 141 - 165/.
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. -Тбилиси, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебныхзаведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательскийцентр Владос, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.
Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – СПб.: Питер, 2009.
Розетт И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследованиевнутренних закономерностей умственной деятельности. - Минск, 2003. / понятие фантазии: 13 - 24. Теоретические концепции фантазии: 25-78. Психологические механизмы фантазии: 169 - 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 - 270.
Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. - Т.1 - М., 2005.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В.Н. - Ярославль: "Академия развития", 2008. - 240с.












41

Список литературы

1.Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО "ЦГЛ "Рон", 2000. - 112с.
2.Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2006.
3.Веккер Л.М. Психические процессы. - Т.1 - л., 2003. /Воображение и психологическое время: 262 - 271. Представление / воображение/: 278- 295.
4.Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 2005. № 2. с.114 - 123.
5.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т.2 - М.: Просвещение, 2004.
6.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 2008. - № 6. с.52 - 59.
7.Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 2008. - № 1. с.44 - 51.
8.Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып.76.М.: Просвещение, 2004.
9.Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. - Минск, 2009.
10.Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольноевоспитание. 2005. - № 2. с.41 - 46.
11.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2006. /Трудности в определении воображения: 3 - 7. Воображение и практическая деятельность: 8 - 30. Воображение как отражение действительности: 31- 85. Воображение и научное познание мира: 86 - 131/.
12.Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М. 2005. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 - 39. Воображение и игровая деятельность: 83 - 97. Чувственное отображение и воображение: 113 - 122. Воображение и мышление: 122 - 138/.
13.Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся вузов.— М.: Просвещение, 2007.—352 с.
14.Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 2005. №7. с.98 - 108.
15.Найссер У. Познание и реальность. - М.: Просвещение, 2008. /Воображение и память: 141 - 165/.
16.Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. -Тбилиси, 2005.
17.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебныхзаведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательскийцентр Владос, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.
18.Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – СПб.: Питер, 2009.
19.Розетт И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследованиевнутренних закономерностей умственной деятельности. - Минск, 2003. / понятие фантазии: 13 - 24. Теоретические концепции фантазии: 25-78. Психологические механизмы фантазии: 169 - 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 - 270.
20.Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. - Т.1 - М., 2005.
21.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В.Н. - Ярославль: "Академия развития", 2008. - 240с.

Вопрос-ответ:

Что такое воображение и как его изучают в психологии?

Воображение - это психологическое явление, которое позволяет человеку создавать ментальные образы, которых нет в реальности. Оно изучается в психологии через наблюдения, эксперименты, анализ различных проявлений и особенностей воображения у разных возрастных групп.

Какие психологические условия способствуют развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста зависит от таких условий, как удовлетворение базовых потребностей ребенка, наличие стимулирующей обстановки, игровая и сюжетно-ролевая деятельность, поощрение творческого мышления и фантазии.

Какие особенности развития воображения можно выделить в младшем дошкольном возрасте?

В младшем дошкольном возрасте наблюдаются особенности развития воображения, такие как предметно-образное мышление, эгоцентризм, символическая функция, формирование первых игровых ролей и представлений о мире.

Какие методические основы используются при исследовании развития воображения в младшем дошкольном возрасте?

При исследовании развития воображения в младшем дошкольном возрасте используются такие методические подходы, как наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, анализ детской творческой деятельности и игр.

Какое значение имеет развитие воображения в младшем дошкольном возрасте?

Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте имеет большое значение, так как оно способствует развитию творческого мышления, логики, речи, социальных навыков у детей, а также позволяет им лучше понимать и воспринимать окружающий мир.

Какова психологическая сущность воображения и какие аспекты его изучаются в психологии?

Психологическая сущность воображения заключается в способности человека к созданию образов, событий и идей, которых нет в реальности. Основные аспекты изучения воображения в психологии включают его роль в познавательном, эмоциональном и социальном развитии, его связь с творчеством и игрой, а также его влияние на формирование внутреннего мира ребенка.

Какие психологические условия способствуют развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста?

Психологические условия, способствующие развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста, включают свободное время для игры и самостоятельных занятий, наличие разнообразных игровых материалов и игрового пространства, поддержка и поощрение ребенка со стороны родителей и педагогов, а также создание стимулирующей и безопасной среды.

Какие особенности развития воображения наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста наблюдаются особенности развития воображения, такие как предпочтение сюжетно-ролевой игры, формирование образовательных сюжетов, абстрагирование от реальности, развитие символической и символо-манипулятивной игры, появление сказочно-магического мышления, а также возникновение интереса к сказкам и фантастическим историям.

Какие методические основы используются при исследовании развития воображения в младшем дошкольном возрасте?

При исследовании развития воображения в младшем дошкольном возрасте используются методические основы, такие как наблюдение за игровой и творческой активностью детей, анализ и интерпретация результатов игровых ситуаций, использование структурированных интервью и анкет, а также экспериментальные исследования с использованием специально разработанных методик и тестов.

Зачем нужно развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для их полноценного развития. Это помогает детям развивать творческое мышление, способность к абстрактному мышлению, представительное восприятие мира, а также влияет на развитие речи и социальных навыков.

Какая психологическая сущность у воображения?

Воображение является способностью человека создавать представления о вещах, событиях и отношениях, которые не существуют или которые существовали, но стали недоступными для восприятия. Оно позволяет нам воссоздавать, изменять и создавать новые образы в нашем внутреннем мире.