Личная и социальная ценность жизни человека от античности до наших дней
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 21.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Ценность жизни, история и современность
Заключение
Список литературы
?
При этом материальной стороне жизни отводится второстепенное место. Одной из высших ценностей эпохи античности выступает умеренность, которая проявляется в достаточно скромном образе жизни.При этом повседневная жизнь личности не мыслится вне социума и практически полностью определяется им. Знание и выполнение своих гражданских обязанностей имеет первостепенное значение для полисного гражданина.Обладание вещами, землей, скотом, домом в те времена имело еще один смысл, почти исчезнувший сейчас. Владение вещью означало и владение качествами, присущими этой вещи. В книге, посвященной Месопотамии И. С. Клочков отмечал: “между человеком традиционного общества и тем, чем он владеет, существовала тесная связь” [3]. Здесь осуществлялось просто и естественно распредмечивание вещи, снимающее ее чисто функциональное потребление. Отношение к вещи носило личностный характер. И сама вещь не была просто чем-то неодушевленным; призванным исполнять вполне определенные функции, нет. Она была личностным представителем своего владельца. Хорошая вещь могла быть и изготовлена хорошим человеком и принадлежать только хорошему человеку. Клочков утверждал, что “имущество в древней Месопотамии являлось одной из важнейших величин, конституирующих человеческую личность, своеобразным “продолжением” человека за пределами тела” [4].В одном из древневавилонских текстов отец писал сыну: с хорошо устроенным имуществом, сынок, ничего не сравнится.В разных цивилизациях шли сходные в этом плане процессы. Сформировалось особое отношение к вещам, которыми владеешь. Чем лучше вещь, – тем благороднее человек, ею владеющий. При этом устанавливалась специфическая роль золота, серебра, драгоценных камней. Золотое имя фараона, золотая маска мумии фараона в Египте. Желтый цвет, цвет золота – принадлежность императора Поднебесной в Древнем Китае, нефритовое (цвета плевка, который считался самым благородным) надгробие Будды. Кроме того, – многочисленные статуэтки богов из драгоценных камней, а также многочисленные украшения из благородных металлов и самоцветов во всех культурах. Качество вещи ценилось во всем, а не только в вещах созданных из этих дорогостоящих материалов. Самые простые вещи, – как то: глиняная посуда, металлические инструменты, деревянная мебель, да и все остальное, что использовали в быту, – делалось очень хорошо и качественно. “Положительность” (по терминологии И. П. Вейнберга) вещи было свидетельством положительности”человека [5].В эпоху Возрождения представления о назначении человека, о его образе жизни претерпевают существенные изменения. В этот период и человек, и его повседневная жизнь предстают в новом свете. Человек представляется как творческая личность, сотворец Бога, который способен изменить себя и свою жизнь, который в меньшей степени стал зависеть от внешних обстоятельств, а гораздо более – от собственного потенциала.Сам термин «повседневность» появляется в эпоху Нового времени благодаря М. Монтеню, который им обозначает заурядные, стандартные, удобные для человека моменты существования, повторяющиеся в каждый миг житейского спектакля. По его справедливому замечанию, повседневные неприятности никогда не бывают мелкими. Воля к жизни является основой мудрости. Жизнь нам дана как нечто такое, что не зависит от нас. Останавливаться на отрицательных ее аспектах (смерти, скорбях, болезнях) – значит подавлять и отрицать жизнь. Мудрец должен стремиться подавлять и отклонять любые аргументы против жизни и должен говорить безусловное «да» жизни и всему тому, в чем состоит жизнь, – скорби, болезни и смерти.Система идей, выражающих высшие ценности, пронизывает все сферы народной жизни, проявляясь и в коллективной, и в индивидуальной жизни людей. Характерными чертами славян в древности и в какой-то мере теперь можно считать ценностное восприятие религиозного, семейно-домового и хозяйственно-бытового начал.ЗаключениеЖить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа. Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима.Список литературыГулыга А.В. Революция духа / 0пыты. Литературно философскнй сборник. М., 1990. Гуревич П.С. Человекиегоценности / Человекиего ценности. М., 1988. 4.1 Давыдов 10.Н. Парадоксы абстрактного культуролюбия / Наше наследие. 1990. № 6. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Н. А. Лосский. Бог и мировое зло / Сост. А. Поляков, П. Алексеев, А. Яковлев. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика,1999.Судаков А. Феномен античности и судьба античной идеи [Текст] / А. Судаков // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 182-186.Фесенкова Л.В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. — М., 2003. — С. 7.Философский словарь. URL: // http:// www.edudic.ru/fil/162.Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. — М.: Смысл, 2004.
1.Гулыга А.В. Революция духа / 0пыты. Литературно философскнй сборник. М., 1990.
2.Гуревич П.С. Человекиегоценности / Человекиего ценности. М., 1988. 4.1
3.Давыдов 10.Н. Парадоксы абстрактного культуролюбия / Наше наследие. 1990. № 6.
4.Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Н. А. Лосский. Бог и мировое зло / Сост. А. Поляков, П. Алексеев, А. Яковлев. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика,1999.
5.Судаков А. Феномен античности и судьба античной идеи [Текст] / А. Судаков // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 182-186.Фесенкова Л.В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. — М., 2003. — С. 7.
6.Философский словарь. URL: // http:// www.edudic.ru/fil/162.
7.Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. — М.: Смысл, 2004.
Вопрос-ответ:
Какие были высшие ценности в античности?
Одной из высших ценностей эпохи античности была умеренность, которая проявлялась в достаточно скромном образе жизни.
Как социум определял повседневную жизнь личности в античности?
Повседневная жизнь личности в античности не мыслилась вне социума и практически полностью определялась им.
Что было первостепенной ценностью в средневековье?
В средневековье первостепенной ценностью была религия и верность ей.
Какие качества были ценными в эпоху Просвещения?
В эпоху Просвещения ценными были знание, разумность, рациональность и просвещенность.
Какие ценности актуальны в современном обществе?
В современном обществе актуальными ценностями являются свобода, равенство, справедливость, толерантность, уважение к правам и достоинству человека, развитие личности и забота о окружающей среде.
Какие ценности выделялись в эпоху античности?
Одной из высших ценностей эпохи античности выступала умеренность, которая проявлялась в достаточно скромном образе жизни. Помимо этого, важными ценностями были мудрость, добродетель, красота и справедливость.
Как социум определял повседневную жизнь личности в античности?
Повседневная жизнь личности в античности не мыслится вне социума и практически полностью определяется им. Обязанности перед обществом, гражданскими обязанностями были важными составляющими частью повседневной жизни человека.
Какая роль отводится материальной стороне жизни в понимании ценности жизни?
Материальной стороне жизни отводится второстепенное место в понимании ценности жизни. Важнее является духовное богатство, внутреннее развитие и достижение гармонии в себе и социуме.
Какие ценности актуальны в современности?
В современном обществе актуальными ценностями являются индивидуальная свобода, равенство, справедливость, толерантность, счастье и самореализация. Каждый человек может сам выбирать и определять свои ценности, но общепринятые ценности влияют на формирование социума.