Речь
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 01.04.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Функции и виды речи. Речь и язык
2 Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания
3 Декларативные и процедурные знания. Овладение вторым языком
4 Восприятие и понимание речи. Прогнозирование в речевой деятельности
5 Семантические поля. Понимание слов и текста
6 Понятия и прототипы. Лингвистическая относительность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Последнее подтверждается тем, например, что начальное слово «почему», «зачем», «откуда», «какие» и др. побуждает нас предположить, что целое предложение будет вопросительным, что, действительно, очень вероятно.
5 Семантические поля. Понимание слов и текста
Группировки слов по близости значений называются семантическими или понятийными полями. В эти поля слова входят независимо от внешней формы, иногда даже в одно поле объединяются слова разных частей речи. Все языковые элементы вообще могут сближаться на основании либо сходства, либо смежности. Семантические поля также могут объединять слова по сходству или по смежности их значений. Первые группировки называются лексико-семантическими, а вторые – тематическими полями.
Лексико-семантические поля объединяют слова, имеющие общность значения. Все слова, входящие в данное поле, как бы конкретизируют одно общее понятие, добавляя к нему частные значения.
Методы их изучения бывают следующими:
Ассоциативные методы оценки семантических полей. Одним из вариантов ассоциативного метода является метод свободных ассоциаций;
Измерение смысловых полей методом шкал. Данный метод направлен на измерение тех смысловых отношений, которые возникают при предъявлении соответствующего слова;
Объективная характеристика семантических полей;
Объективные методы исследования многомерных связей слова.
Всякий взрослый человек скажет, что слово «текст» ему понятно: текст – это некоторое сообщение, некоторая информация о чем-либо, представленная средствами одного из национальных языков.
Специалисты утверждают, что для понимания текста нужны еще и специальные знания. Знания не обязательно по узкой специальности, но обязательно знания о нашем мире, о нашей жизни. Не случайно же есть книги для детей младшего, среднего и старшего возраста – в зависимости от приобретенных детьми запасов знаний.
Связность текста – категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения языковых элементов: предложений, сверхфразовых единств, фрагментов и т.п. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка, которые изучает молодая отрасль языкознания – грамматика текста.
Связи, возникающие в речи между предложениями, часто зависят от движения внутри текста новой, актуальной информации, т.е. от актуального членения фраз, составляющих речевой отрезок (тематическая прогрессия).
Хотя слово является основной значимой единицей языка, однако информативность и выразительность речи в наибольшей мере обеспечиваются целым высказыванием или предложением. В пределах предложения значение слова становится лишь одной из детерминант содержания. Другой, видимо, столь же значимой детерминантой нужно считать синтаксическую структуру предложения.
При осмысленном слушании человек объединяет текущие звуки в единицы, большие, чем отдельные слова, в результате чего образуется скрытая структура, «внутренняя репрезентация» предложения. Она и определяет его понимание. По современным представлениям, скорее текст, а не предложение является реальной единицей речевого общения. На уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.
Понятно, что с психологической точки зрения можно посмотреть на текст гораздо шире. Уже элементарный жизненный опыт обнаруживает, что через текст, через речевую продукцию мы можем понять и почувствовать человека, его позицию, мысль, настроение, воспитание.
Понимание текста – весьма сложный процесс, в котором принимает самое активное участие читатель. Именно он обязан соучаствовать в формировании всего, что задумал автор текста. Практически каждый текст содержит «смысловые скважины», заполнение которых – задача читателя (слушателя).
Присутствие в дискурсах скрытого (неявно выраженного) смысла, смыслового подтекста – фундаментальная особенность речевого общения людей.
Проблема «значение и смысл» по-особому актуальна для текстов переводных. Ведь текст перевода должен воссоздать смысл текста оригинала. Но переводчик, опираясь на значения слов и на их сочетание в переводимом тексте, не всегда может подыскать в языке перевода средства для адекватной передачи смысла переводимого текста. Поэтому замена одних языковых знаков другими не может осуществляться по отдельности. Заменяются обычно целостные высказывания, именно это дает возможность сохранить смысл в переводе. Эквивалентность целостных выражений более вероятна, нежели соположения значений, фиксируемых отдельными словами. При неэквивалентности языковых знаков в целостных выражениях языковая «недостача» может быть компенсирована аналитически.
6 Понятия и прототипы. Лингвистическая относительность
Прототипом является такой член категории, который соразделяет максимум общих свойств с остальными членами этой категории и минимум свойств с членами других категорий. Люди определяют, принадлежит ли объект или идея к какой-то конкретной категории, сравнивая их с прототипом этой категории. Другими словами, что-то должно быть примером (точкой отсчета) для определения естественной идеи. Рош полагала, что идея классифицируется как пример (точка отсчета) категории, когда она «подобна» прототипу данной категории.
Одним из существенных открытий теории прототипов Рош является то, что она помогает объяснить, как формируются представления о группах, содержащих в себе относительно независимые структурные элементы. Одним из нерешенных вопросов остается то, в какой степени наши концептуальные структуры определяются культурой. Например, в различных культурах существу ют различные прототипы для одной и той же категории. Интересно отметить, что одно из первых подтверждений своей теории прототипов Рош почерпнула в своем знаменитом кросс-культурном исследовании названий цветов у американцев и членов племени дани в Новой Гвинее, Индонезия. Несмотря на существенные различия в количестве терминов для описания цветов в этих двух языках, обе группы демонстрировали предпочтительное отношение к определенным цветам, которые являлись «фокусными» или «прототипными» примерами для их категорий.
Гипотеза лингвистической относительности – концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.
Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике). Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б.Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира – Уорфа». Сходные идеи ранее высказывал и Вильгельм фон Гумбольдт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление и речь оказываются ключом к пониманию природы человеческого сознания.
Слово есть в сознании то, что, абсолютно невозможно для одного человека и возможно для двух. Оно есть самое прямое выражение исторической природы человеческого сознания.
Для того чтобы речь стала вполне осознанным действием, необходимо, чтобы говорящий четко понял задачу, которую должна разрешить его речь, т.е., прежде всего, ее основную цель. Но это предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых эта цель должна быть реализована. Условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и спецификами аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую поставил себе говорящий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Богданов, И.В. Основы общей психологии. Психология мышления: Учебное пособие / И.В. Богданов. – М.: СГУ, 1999. – 100 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 304 с.
Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: Учебник / А.А. Залевская. – М.,1999. – 485 с.
Ушакова, Т.Н. Психология речи и языка. Психолингвистика: Учебник // Психология ХХI века, ред. В.Н. Дружинин. – М.: , 2003. – С. 353-396
Интернет-ресурс: www.psi.webzone.ru Словарь психологических терминов
18
2.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
3.Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 304 с.
4.Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: Учебник / А.А. Залевская. – М.,1999. – 485 с.
5.Ушакова, Т.Н. Психология речи и языка. Психолингвистика: Учебник // Психология ХХI века, ред. В.Н. Дружинин. – М.: , 2003. – С. 353-396
6.Интернет-ресурс: www.psi.webzone.ru Словарь психологических терминов
Вопрос-ответ:
Что такое функции и виды речи?
Функции речи - это различные способы использования языка для передачи информации (например, информативная, эмоциональная, регулятивная функции). Виды речи - различные формы выражения речевой деятельности (например, разговорная, письменная, публичная речь).
Как развивается речь в онтогенезе?
Речь развивается в процессе жизни человека, начиная с детского возраста. Сначала ребенок учится произносить звуки, затем формируются слова и предложения. Постепенно улучшается словарный запас, совершенствуются грамматические навыки и речевые умения.
Чем отличаются декларативные и процедурные знания?
Декларативные знания - это знания о чем-то, то есть информация о фактах, понятиях, правилах. Процедурные знания - это навыки и умения, которые нужны для выполнения определенных действий (например, вождение автомобиля).
Как происходит восприятие и понимание речи?
Восприятие речи - это процесс получения звуковой информации. Понимание речи - это процесс интерпретации этой информации, понимания смысла высказывания. Восприятие и понимание речи основаны на распознавании звуков, слов и грамматических структур.
Что такое семантические поля и как они помогают в понимании слов и текста?
Семантическое поле - это группа связанных по смыслу слов, которые относятся к одной теме или предмету. Семантические поля помогают структурировать и организовать словарный запас, а также понимать значения слов и взаимосвязи между ними в тексте.
Какие функции выполняет речь?
Речь выполняет несколько функций, в том числе коммуникативную, экспрессивную, регулятивную, метакогнитивную и другие.
Какие виды речи существуют?
Существуют такие виды речи, как разговорная, публичная, деловая, научная, художественная и другие.
Как связаны речь и язык?
Речь и язык являются взаимосвязанными явлениями: речь является средством реализации языка и одним из способов его применения.
Как происходит развитие речи в онтогенезе?
Развитие речи в онтогенезе происходит поэтапно: от первых голосовых проявлений ребенка и постепенного формирования звуковой стороны речи до овладения грамматикой и лексикой.