Изучение проблемы обучения детей дошкольного возраста конструированию в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История педагогики
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 30.07.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Изучение проблемы обучения детей дошкольного возраста конструированию в исследованиях зарубежных педагогов.
2. Изучение проблемы обучения детей дошкольного возраста конструированию в исследованиях отечественных педагогов.
Выводы
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В процессе экспериментирования с предметами, по мере получения новых сведений ребенок ставит перед собой (явно или неявно) новые, все более усложняющиеся цели и пытается их реализовать. Практические действия, поискового характера являются источником мысли ребенка. (Н.Н.Поддьяков). В процессе конструирования дошкольник овладевает не только обобщенными способами действий, но и обобщенными средствами построения собственной деятельности: умениями анализировать, сравнивать предметы, выделять в них общее и различное, встраивать знакомое (знания, умения) в различные системы (Л.А. Парамонова).Одним из ведущих исследователей по проблеме обучения дошкольников конструированию является З.В. Лиштван, в работе которой впервые представлена в системе программа обучения конструированию, а также методика обучения детей конструированию по образцу.Разработкой методики обучения детей конструированию из строительного материала занималась З. В. Лиштван (1910-1978). З. В. Лиштван выделяет следующие программные задачи по обучению детей конструированию из строительного материала:- вызвать у детей интерес к действиям с кубиками и кирпичиками;- научить узнавать и различать эти предметы;- следить за действиями взрослого и воспроизводить их;- накладывать кубики и кирпичики друг на друга, укладывать рядом, ставить вертикально;- во время занятий, в играх с постройкой вызывать у детей чувство радости.В «Программе воспитания и обучения в детском саду» нет четких требований относительно конструирования детей младенческого возраста как отдельной деятельности. Задачи, выделенные З. В. Лиштван, растворены, входят в состав программных требований к другим видам деятельности. Так, например, задача «вызвать у детей интерес к действиям с кубиками и кирпичиками» связана с задачей «активно помогать ребенку в освоении соответствующих возрасту умений», так как в младенческом возрасте ребенок должен научиться действиям по обследованию предмета, манипуляции с ним, потому что эта деятельность – основа предметно-манипулятивной деятельности, которая, став ведущей в раннем возрасте, обеспечит полноценное развитие других, новых видов деятельности, и, вместе с тем, полноценное развитие ребенка в дальнейшем.Задача по обучению детей узнаванию и различению кубиков и кирпичиков связана с задачей по обучению младенцев узнаванию знакомого предмета.Задача по обучению детей отслеживанию действий взрослого и их воспроизведению связана с задачей по обучению детей вначале по показу и слову взрослого, а затем только по его слову выполнять действия.Задача по обучению детей накладыванию кубиков друг на друга четко прописана в разделе «Развитие действий с предметами от 9-10 до 12 месяцев», задачи по обучению младенцев накладыванию кирпичиков друг на друга, укладыванию кубиков и кирпичиков рядом, установке кирпичиков вертикально входят в задачи по достижению определенного результата в действиях с предметами, созданию условий для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами, развитию мелкой моторики и т.д.Задача, направленная на то, чтобы во время занятий, в играх с постройкой вызывать у детей чувство радости, связана с задачей по поощрению попыток ребенка радоваться достигнутому результату.З. В. Лиштван в своем перечне программных задач по обучению детей первого года жизни конструированию отдельно не выделила еще одну задачу, которая решается и на которую указывается в ее пособии, и которая сформулирована в «Программе воспитания и обучения в детском саду» следующим образом: «Учить выполнять первые игровые действия…». Детям предлагается давать для игр сначала наборы цветных кирпичиков, а затем кубиков (выбор последовательности ознакомления с предметами не объясняется). Л.А. Парамонова (1939 - ) подчёркивает, что конструирование по образцу - это необходимый этап, так как на его основе развивается самостоятельная поисковая деятельность. Но оно может стать отрицательным, считает она, если знания, предлагаемые детям, будут носить частный характер и если эта форма обучения останется единственной. Поэтому в своей работе Л.А. Парамонова расширяет методику обучения конструированию за счёт обучения детей конструированию по условиям. Этот вид конструирования, предложенный Н.Н. Поддьяковым и апробированный группой исследователей под руководством Л.А. Парамоновой, заключается в том, что детям не дают готового образца постройки, а задают и объясняют условия. Так, например, в задаче, разработанной Н.Н. Поддьяковым, детям предлагалось задание: “Построить мост через реку для пешеходов и транспорта, по которому могли проехать рядом две машины, а под ним проплыть корабль с мачтой”. В ней заданы 4 условия.Безусловно, такого рода задачи представляют известную трудность для детей дошкольного возраста. Однако, указывает Л.А. Парамонова, если обучать детей конструированию по условиям с младшего дошкольного возраста, начиная с постановки очень простых задач (а экспериментально доказано, что при правильной организации этого процесса такие задачи вполне доступны трёхлетним детям), эта трудность снимается. В противном случае, даже старшие дошкольники далеко не всегда могут решить самостоятельно подобные конструктивные задачи.Большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности обладает конструирование по замыслу. Но степень самостоятельности и творчества, отмечает Л.А. Парамонова, на прямую зависят от уровня знаний и умений. В связи с этим, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию творческих планов, оно лишь обеспечивает возможности самостоятельного и творческого использования знаний и умений.Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы. Но такой анализ, утверждает Л.А. Парамонова, обеспечивает поиск, направленный на передачу только внешнего сходства с моделью, без установления отношений и зависимостей между её частями, без выявления функционального назначения, как отдельных частей, так и конструкций в целом. Она указывает на необходимость предварительного освоения детьми некоторых конструкций объекта, выраженного в модели, и овладения обобщёнными способами анализа. В результате проведённых экспериментов группой исследователей под руководством Л.А. Парамоновой был сделан вывод об эффективности проблемного метода, используемого при обучении детей конструированию по условиям.ВыводыОсновной задачей развития креативного образования является совершенствование возможности ребенка действовать самостоятельно, по своему усмотрению, инициативно, творчески. Способствовать проявлению выдумки и логики на различных этапах деятельности - в выборе цели, подборе средств их достижений, способе преодоления трудностей, оценке достижений. Развивать у детей критические отношение к окружающей действительности, умение замечать жизненные противоречия, проявлять интерес к новому, чрезвычайного. Воспитывать интерес к проблемным ситуациям, исследовательницы, экспериментирования, наблюдения, решения жизненных задач.Дошкольники с удовольствием принимают участие в опытах, наблюдениях за объектами, которые развивают память, внимание, учат логически мыслить. Ребенок не может созерцать, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с предметами позволяет малышу познать те свойства, которыми они различаются. А это, в свою очередь, порождает у ребенка множество вопросов. Итак, мир, который едва открыл свои тайны, пробуждает у маленького человека любознательность, желание познать больше. На наш взгляд, каждая форма конструирования занимает особое место в развитии познавательной сферы детей. Так, использование образцов и задач на воспроизведение и преобразование объектов является необходимым условием для формирования знаний и умений, которые будут применены в самостоятельной деятельности детей. Правильно организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах различных материалов, овладевают техникой возведения сооружений или складывания бумаги, учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.Список литературыДьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи. – М., 1999. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.Классики педагогики ХІХ столетия // Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: учеб. пос. для студ. вузов / А. Н. Джуринский. – М. : Форум, 1998. – С. 185–191.Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли.- М.,2003.- С. 90Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М.: П., 1971. – 176 c.,Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. – М.: П., 1981. – 159 с.Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : учеб. пособие / Л. А. Парамонова. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

Список литературы

1.Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи. – М., 1999.
2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
3.Классики педагогики ХІХ столетия // Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: учеб. пос. для студ. вузов / А. Н. Джуринский. – М. : Форум, 1998. – С. 185–191.
4.Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли.- М.,2003.- С. 90
5.Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М.: П., 1971. – 176 c.,
6.Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. – М.: П., 1981. – 159 с.
7.Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : учеб. пособие / Л. А. Парамонова. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

Вопрос-ответ:

Какие результаты были получены в исследованиях зарубежных педагогов по проблеме обучения детей дошкольного возраста конструированию?

В исследованиях зарубежных педагогов было выявлено, что обучение детей дошкольного возраста конструированию способствует развитию их творческого мышления, пространственной ориентации, координации движений и познавательных способностей. Дети, занимающиеся конструированием, проявляют большую активность, интерес и внимание к обучающему процессу.

Какие методы обучения детей дошкольного возраста конструированию были использованы в исследованиях зарубежных педагогов?

В исследованиях зарубежных педагогов были использованы различные методы обучения детей дошкольного возраста конструированию, включая свободную игру с конструкторами, задания на сборку определенных моделей, коллективное конструирование и создание предметов из доступных материалов. Особое внимание уделялось развитию творческого мышления и пространственной ориентации у детей.

Какие выводы можно сделать на основе исследований зарубежных педагогов по проблеме обучения детей дошкольного возраста конструированию?

Исследования зарубежных педагогов позволяют сделать выводы о положительном влиянии обучения детей дошкольного возраста конструированию на их развитие и формирование различных навыков. Конструирование способствует развитию творческого мышления, пространственной ориентации, координации движений и познавательных способностей. Дети, занимающиеся конструированием, проявляют большую активность, интерес и внимание к обучающему процессу. Важно предоставить детям возможность свободной игры с конструкторами и поощрять их творческое мышление.

Какие результаты были получены в исследованиях отечественных педагогов по проблеме обучения детей дошкольного возраста конструированию?

Отечественные педагоги также проводили исследования по проблеме обучения детей дошкольного возраста конструированию. Из них было выявлено, что обучение детей конструированию способствует развитию их интеллектуальных, творческих и практических способностей. Дети, занимающиеся конструированием, проявляют большую активность и интерес к обучающему процессу.

Что изучают зарубежные педагоги в области обучения конструированию детей дошкольного возраста?

Зарубежные педагоги изучают различные аспекты обучения детей дошкольного возраста конструированию, такие как развитие творческого мышления, улучшение моторики и координации движений, формирование пространственного мышления и логического мышления. Также они исследуют эффективные методы преподавания и организации учебного процесса, применение различных конструкционных наборов и игр, их влияние на развитие ребенка.

Какие результаты получили зарубежные педагоги в исследованиях обучения конструированию детей дошкольного возраста?

Зарубежные педагоги получили положительные результаты в исследованиях обучения конструированию детей дошкольного возраста. Они выяснили, что такое обучение способствует развитию креативности, фантазии и самостоятельности у детей. Дети, занимающиеся конструированием, лучше разбираются в пространстве, улучшают свои навыки творческого мышления и логического мышления. Кроме того, обучение конструированию способствует развитию моторики рук.

Какие проблемы обучения конструированию у дошкольников исследовали отечественные педагоги?

Отечественные педагоги исследовали проблемы обучения конструированию у дошкольников, связанные с организацией учебного процесса, подбором подходящих конструкционных наборов и игр. Они также изучали влияние обучения конструированию на формирование коммуникативных навыков и развитие социальной активности у детей.

Какие выводы сделали отечественные педагоги на основе исследований обучения конструированию у дошкольников?

На основе исследований обучения конструированию у дошкольников отечественные педагоги сделали вывод, что такое обучение положительно влияет на развитие различных когнитивных и практических навыков у детей. Они отметили, что обучение конструированию способствует развитию творческого мышления, логического мышления, пространственного мышления и моторики рук у детей дошкольного возраста.

Какие проблемы изучены в исследованиях зарубежных педагогов по обучению детей дошкольного возраста конструированию?

В исследованиях зарубежных педагогов были изучены проблемы, связанные с развитием пространственного мышления у детей, формированием навыков сотрудничества и коммуникации в процессе конструирования, а также развитием творческого мышления и фантазии через конструирование. Были также рассмотрены проблемы взаимодействия детей с конструкторами разных типов и вариантов использования конструкторов в образовательной среде.