Гендерный анализ современных российских СМИ.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Журналистика
  • 63 63 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 19.06.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Проблемы гендерного неравенства в современном российском медиапространстве
1.1. Особенности гендерной стереотипизации в печатных СМИ
1.2. Телевизионные модели гендерного неравенства
1.3. Отражение гендерных проблем общества в цифровых СМИ
Глава 2. Анализ репрезентации образов мужчин и женщин в современных российских СМИ
2.1 Образы мужчин и женщин на экране телевизора
2.2. Специфика отражения образов мужчин и женщин в зависимости от качества СМИ
2.3 Журналисты как создатели гендерных стереотипов
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В данном направлении может быть представлено значимое общественно – политическое событие, личность и пр. 2) Передачи философского характера и содержания, ориентированные на открытие. В данном контексте зрителю представляется некоторое открытие из области общественно – политической жизни со всей доказательной базой, гипотезами, материальными составляющими и компетентным мнением экспертов.Исходя из данных позиций выстраивается и образные составляющие. К примеру, при обсуждении некого события, связанного с частной жизнь, студия в процессе обсуждения, как и эксперты активно обращается к существующим гендерным стереотипным моделям, к чему активно подталкивает наводящими вопросами ведущий. Они, так же как и в передачах развлекательного характера выстраиваются на приоритете выбора мужчины и долга женщины. В частности, при обсуждении проблемы невыполнения родителями своих обязанностей основная вина автоматически возлагается на женщину, как мать. Она должна была проследить, не допустить, проконтролировать, не надеяться на ответственность мужчины. В связи с этим в случае несчастья с ребенком ее вина будет гораздо более тяжелой, чем вина мужчины, даже если непосредственным виновником является он. Одновременно с этим для мужчин в обсуждаемых группах проблем представляется гораздо больше возможностей для маневрирования, выражения своих мыслей. В процессе возникающих дискуссий отражается несерьезное отношение к версии событий или предположений, которая исходит от женщины. Мнение мужчины представляется более приоритетным, обоснованным, стратегически выверенным. В данном направлении весьма значительным оказывается процесс влияния на формирование общественного мнения относительно компетентности женщины в общественно - политических вопросах. В частности, канал НТВ при формировании общественного мнения в большей степени акцентирует свои приоритеты на воздействии на эмоциональный фон, ориентируя зрителя на восприятие журналистских расследований канала и ведущих, как на социальную адвокатуру, которая также заинтересована в представлении сюжетов, имеющих в своей основе гендерную составляющую. К примеру, в сюжетах «Профессия - репортер» журналистом освещается целый ряд проблем, причем, как экономического, так и духовного аспекта. Так же необходимо отметить, что основную тенденцию к возникновению социальных проблем как таковых, определяют существующие социальный ценности, отражающиеся в контексте представляемых сюжетов передачи. В передаче зрителю предлагается определенная система ценностей в противовес тем, что сюжет отмечает, как негативные. Передача представляет некую систему ценностей, которая, при этом, различны для мужчин и женщин. Нарушение системы ценностей ведет к группе социальных проблем, которые требуют решения и демонстрируются в общественно – политических передачах НТВ, как проблемы и даже определяются журналистами напрямую. Сюжетные линии достаточно часто представляют негативный образ женщины, которая нарушает предписанный ей обществом жизненный сценарий – бросает ребенка, принимает наркотические вещества, делает аборт, уходит из семьи, не желает поддержать мужа – алкоголика и пр. Асоциальный образ мужчины преподносится гораздо более мягко так, как для мужчины простительно не соответствовать требуемым стандартам, он более свободен и имеет право на личную жизнь тогда, как женщина имеет право только на жизнь в семье. Значительной является роль журналиста в формировании образных составляющих мужчины и женщины в эрудированных передачах. Эрудированно – развлекательные передачи представляют не только сам образ мужчины или женщины, но формируют его интеллектуальную составляющую. С целью анализа в контексте работы было проанализировано пять выпусков передачи «Школа злословия» где гостями ведущих были: Татьяна Устинова, Владимир Жириновский, Анастасия Волочкова, Рената Литвинова, Максим Кононенко.Выпуск передачи с гостем Татьяной Устиновой преимущественно был посвящен ее литературной деятельности и ее манере написания детективов. Ведущие отмечали целый ряд аспектов, указывающих на их неоднозначное отношение к творчеству гостьи. Они высмеивали ее героев, некоторую манеру ее письма, которое порой слишком слащаво и однообразно. Значительная часть беседы была посвящена ее личной жизни и творческому пути. Татьяна Устинова весьма подробно разговорилась о том, как она попала на телевидение и как сложилась ее телевизионная карьера. Она представила некоторые сведения из своей интимной жизни, благодаря чему зрители получили представление о том, что часть своих личных впечатлений она описывает в своих романах. Значительная часть беседы была посвящена современной ситуации в области моды и искусства, которые ведущие и гостья высмеивали уже втроем. В процессе общения с Татьяной Устиновой ведущие весьма активно использовали такие манипулятивные средства, как лесть. Татьяна Толстая, сама будучи писателем, отметила значительные успехи Устиновой на почве литературы, чем в значительной мере ей польстила и вызвала определенное доверие. Так же ведущими было использовано такое средство манипуляции, как ложное соглашательство. В определенных аспектах ведущие соглашались с гостьей, хотя сами в дальнейшем отмечали ряд ее утверждений, как полную ерунду. Однако, в контексте беседы им удалось вызвать у своей гостьи доверие и, как следствие, откровенность в ряде вопросов. Выпуск передачи с гостем Владимиром Жириновским был для ведущих особенным и к нему шла наиболее тщательная подготовка. Ведущие весьма опасались нестандартного поведения политика уже на стадии гримерной, в связи с чем разрабатывали тактику и стратегию манипулирования заранее выдвигая подходящие варианты, одним из действенных среди которые было признано игнорирование.Беседа с В.В. Жириновским выбивалась из общепринятого контекста с самого начала. Ведущие традиционно использовали свои обычные средства манипуляции – лесть, мнимое понимание, ссылки на авторитет, ориентированность на плюсы. Однако, данные средства не пригнести ожидаемого результата и фактически приоритет в контексте передачи на себя взял гость, который использовал тактику перевода темы в иное русло. Фактически гость взял инициативу на себя и большая часть передачи была посвящена выслушиванию ведущими нескольких монологов гостя. Выпуски передачи с гостями Анастасией Волочковой, Ренатой Литвиновой и Максимом Кононенко были схожи по тактике и стратегии, которые использовали в беседе ведущие.В беседе с данными гостями ведущие были ориентированы на выяснение особенностей их личной жизни и трудовой деятельности, каждая из которых была специфична и связана с определенной сферой творчества, предполагающей достаточно высокую степень самовыражения. В контексте беседы ведущие уводили своих гостей от одной темы к другой, перескакивая от личной жизни к творческой деятельности, от любимого времяпрепровождения к блюду и вину. Авдотья Смирнова в большей степени обращалась к вопросам, связанным с творческой деятельностью, о которой гости рассказывали гораздо более охотно. Однако, увлекаясь они не замечали как ведущие переводили их к разговору о личной жизни.Целью ведущих в ток – шоу «Школа злословия» было вывить особенные личностные характеристики своих гостей, которые выражают их как личность творческую и неординарную, но одновременно с этим весьма человечную и простую, не взирая на все свои достижения и даже «звездность». Именно выявляя подобные качества ведущими формировался образ определенной личности, который комментировался в соответствие с существующими стереотипами. К примеру, ведущие интересовались каким образом гостям удается совместить творческую/политическую карьеру с ролью отца/матери. При этом в отношении женщин высказывалось более явное неодобрение в случае их сетований на факт уделения реализации данной функции недостаточного количества времени. По отношению к мужчинам существовали определенные поблажки. Даже в случае, когда В.В. Жириновский высказывался явно против женской эмансипации его во многом оскорбительные по отношению к ведущим, как женщинам, эпитеты воспринимались снисходительно. В многом, эрудированные передачи выстраивают только часть образа гендерной ориентированности, в частности в преобладании мужского контингента участников над женским, демонстрацией выбора женщинами более легких тематик, в большей мере гуманитарных, если предусматривается таковой выбор. В частности, данную особенность демонстрирует передача «Своя игра» на канале НТВ, где ведущий в некоторых моментах даже отмечает:- Ну, для вас, как женщины, более близкой будет тема кулинарии!В случае выбора тем, не соответствующих стереотипам мужского мышления ведущий может сделать замечание:- Для вас, как для мужчины более близкой была бы механика, но… В определенной мере подобные специфические особенности формирует сам формат данных передач, которые относятся к интеллектуальным шоу. Шоу выстроено с использованием специфических средств воздействия на зрителя, одним из которых является непринужденная обстановка. Формат шоу подразумевает также и наличие у участников эмоций, которые представляют различные варианты в зависимости от гендерной специфики. Весьма ярко данные модели поведения, в частности, проявляются в передаче «Такси». Во многом специфика эмоционального поведения действительно обусловлена именно гендерными стереотипами. Женщины ведут себя более раскрепощено, мужчины более сдержаны. От мужчины или женщины ожидается определенная стратегия поведения, в том числе и при возникновении у них чувства радости. Мужчины и женщины изначально настроены на то, как они должны вести себя согласно стереотипному мышлению общества. В принципе, не все из них данным стереотипам следуют, однако преобладающее большинство показывает своими моделями поведения именно принципы стереотипного мышления. Во многом это обусловлено существующими моделями воспитания. В обществе начиная с раннего детства человек ощущает свою принадлежность к определенному полу, в результате чего он воспринимает свою к нему принадлежность, у него формируются определенные чувства и модели поведения, личностные характеристики, которые относятся к феминному или маскулинному типу. В определенных случаях данные характеристики могут не соответствовать стереотипным и быть сочетаемыми, формируя индивидуальность, личность. Значимым фактором влияния формирующих характеристик является общественная гендерная идеология, предполагающая желательные качества как для мужчины, так и для женщины. В обществе они закрепляются на уровне подсознания и во многом определяют привлекательность полов друг для друга. При выборе подходящего партнера мужчины и женщины обращают в приоритете внимание именно на гендерные качества, закрепившиеся в подсознании. Таким образом, теле – передачи демонстрируют, что не взирая на процессы модернизации и глобализации культурный фактор в современном обществе является гораздо менее мощным, чем гендерный. Гендерные характеристики во многом являются одновременном и характеристиками культуры, отражающими традиции, устои, нравственные основы. Их разрушение происходит поступательно, с каждым новым поколением. Показателем этого является тот факт, что женщины склонны следовать принципам традиции, не рискуя их разрушать и нарушать в опасении общественного порицания. Иные стратегии наблюдаются в поведении мужчин, которые проявляют большую уверенность в своих правах. Они более активно демонстрируют свои достоинства, менее подвержены гендерным стереотипам. У мужчин и женщин также по разному формируется и самооценка. Для женщины наличие низкой самооценки, как правило, является результатом ее переживания, которое могло возникнуть благодаря различным причинам, связанным с неприятием ее окружающими. Для женщины является весьма значимым то, как ее оценивают другие, налаживание успешных коммуникативных связей. Отсутствие успешного взаимодействия, нежелание окружающих воспринимать ее, как ценного члена общества, отмечать ее достижения и достоинства вызывает чувство самокритики, результатом которого становится заниженная самооценка. Женщина в приоритете ищет причину неудачи в себе, а не в окружающих. Для мужчины мнение окружающих о нем является не настолько важным, как для женщины. Фактически мужчина самоустраняется от всего, что может повредить его комфорту. Поучив негативную обратную связь мужчина будет склонен от нее устраниться, а не пытаться изменить в положительную сторону, как женщина, что демонстрируется в сюжетных линиях проанализированных передач современного телевидения. Фактическое принижение женского интеллекта представляется в передаче «Что, где, когда», транслируемой на канале ОРТ. Фактически гендерное неравенство проявляется уже на уровне состава команд знатоков, которая в преимуществе состоит из мужчин. В процессе обсуждения вопросов женщина занимает весьма не выгодную роль. Она редко получает возможность высказаться, ее доводы могут не приниматься в расчет. В процессе обсуждения вопросов участники также позволяют себе реплики, в содержании отражающие аспекты стереотипного мышления. К примеру: - Ну, о чем вообще тогда могла думать женщина? В XVII то веке? Они тогда еще и думать-то толком не умели!- Ну что же мы не превзойдем незамысловатый женский интеллект?!!- Нет, ну Клеопатра отпадает! Женщина не могла мыслить настолько глубоко! Отражение негативных форм восприятия женского интеллекта свойственно и другим играм интеллектуального характера. К примеру, выпуски передачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» также демонстрируют в составе игроков явное численное преимущество мужчин. В процессе игры ведущий и игроки мужского пола демонстрируют снисходительное отношение к игрокам – женщинам, отмечая среди приоритетных для них разделов тем вопросы кулинарии, воспитания и в принципе гуманитарную тематику. В определенной мере выделяется среди интеллектуальных игр отсутствием стереотипного гендерного мышления ведущий программы «Такси» на ТНТ. Суть передачи заключается в необходимости отвечать на вопросы в процессе поездки. В отличие от ведущих двух предыдущих передач ведущий такси выражает минимальные сомнения в том, что мужчина может превзойти женщину в том, чтобы успешно отвечать на вопросы. Которые задаются им в процессе поездки. Таким образом, журналисты играют наиболее значимые роли при формировании гендерных стереотипов так, как являясь авторитетами на уровне телепередачи указывают на значимые ценности и определяют их, как значимые, формирую образные составляющие положительного имиджа для женщины и мужчины, приемлемой модели поведения. В целом, возможно отметить, что современное развлекательное телевидение еще во многом ориентировано на включение гендерного стереотипа, как одной из составляющих содержания развлекательных программ. Стереотипное мышление отражается во многих составляющих. Начиная от восприятия роли женщины в социуме и заканчивая уровнем ее интеллектуального развития. ЗаключениеВ результате исследования удалось выявить, что важной составляющей в представлении портрета адресата на гендерной основе является соотношении героя с принятыми стереотипами в соответствии с его принадлежностью к полу, социальному положению, возрасту и пр. В СМИ создается одновременно некий идеальный, но и при этом противоречивый образ, который невозможно оценить однозначно.На продвижение гендерных стереотипов ориентирована как печать, так и современное телевидение. Гендерные аспекты на телевидении позиционируются при помощи визуализированного представления определенной системы ценностей. В определенной мере современное телевидение является весьма серьезным фактором влияния на систему ценностей каждого, кто стабильно просматривает телепередачи, предлагаемые всей массой ТВ-каналов. В результате подобного воздействия начинает отмирать традиционная система ценностей.Гендерная составляющая в условиях современного телевидения весьма явно просматривается в составляющих многочисленных телепередач и художественных фильмов. Герои телесериалов представляют определенные модели гендерного поведения, которые, в соответствие с замыслом режиссера и сценариста в контексте одобряются либо не одобряются. Модели поведения, которые не отражают суть сценария стереотипного образа женщины или мужчины – порицаются в независимости от самого контекста. В случае определенной специализации канала в гендерном направлении представляется более выраженная модель стереотипа. В частности, канал «Домашний» ориентирован на женскую аудиторию, что находит отражение и в существующих тенденциях к позиционированию традиционной для женщины моделей поведения, отрицанию эмансипации и пропаганде патриархата.Массовые печатные издания в своей основе несут ориентацию на любого читателя, вне зависимости от его интересов и принадлежности к полу. Однако, стереотипное мышление отражается и на их уровне. Массовое издание, как социокультурное явление активно участвует в жизнедеятельности общества и направлена на производство такой разновидности информации, которая оказывает воздействие на установки и поведение людей. Как виду массовой коммуникации в издании присуще выполнение всех функций массовой коммуникации. Анализ основных подходов к изучению рекламных процессов позволяет говорить о том, что схема коммуникации представляет собой однонаправленный линейный процесс. Массовые издания в меньшей степени ориентированы на стереотип гендера, однако, по многим позициям продолжают его сохранять. В сравнении с традиционными формами СМИ цифровой формат и особенно сеть Интернет более активно отходят от стереотипов в частности за счет опосредованного общений, отсутствия фактического представления о собеседнике. Данные тенденции формируют представление о личности не как, а мужчине или женщине, а исходя из интеллектуальных данных собеседника. Однако, печатные СМИ и в особенности телевидение все еще остается в приоритете. В результате проведенного в контексте работы анализа было выявлено, что часть телепередач современного телевидения имеет весьма выраженную гендерную специфику, которая отражается в ориентированности передач на мужской и женский контингент. При этом, женский контингент для телевидения представляется приоритетным так, как значительное число развлекательного теле-контента явно ориентировано именно на женскую аудиторию. Исходя из анализа телепередач, ориентированных на женский контингент, возможно обметить, что приоритетные позиции в образе женщины занимает материнство. Материнство на уровне населения РФ по прежнему воспринимается, как важная составляющая успешности женщины, ее самореализации, выполнения ей определенного общественным мнением «предназначения».Еще одной важной функцией, которая отражается в передачах для женщин является представление значимости в образной оставляющей женщины ее семейного положения. Женщина обязательно должна быть замужем. Если у нее нет мужа – она несчастна и является неудачницей в жизни.Приоритетные имиджевые составляющие для женщины и мужчины весьма различны и отражаются в проанализированных передачах по - разному. Учет стереотипного мышления обывателя во многом является фактором построения передачи, особенно передачи развлекательного характера. В результате передачи во многом представляют ожидаемые стереотипы, а также являются мощным фактором в формировании данных стереотипов путем воздействия на зрителя коммуникативными средствами. Исходя из проанализированных сюжетных линий многие женщины просто не воспринимают свои возможности и способности адекватно. Они отказываются даже не попытавшись в связи с тем, что общественное мнение закрепило в ней уверенность в том, что она с этим не справится. В отличие от качеств, приоритетных для мужчины, от женщины ожидается подход более ориентированный на контакт, уступки. Подобный подход возможно оценить, как «материнский». От женщины ожидают, что она будет не просто успешно взаимодействовать с окружающими, заниматься созданием определенного рода уюта, соответствовать существующим канонам, включающим в себя одновременно не только образ успешной бизнес – леди, но также жены и матери.Теле – передачи демонстрируют, что не взирая на процессы модернизации и глобализации культурный фактор в современном обществе является гораздо менее мощным, чем гендерный. Гендерные характеристики во многом являются одновременном и характеристиками культуры, отражающими традиции, устои, нравственные основы. Их разрушение происходит поступательно, с каждым новым поколением. Показателем этого является тот факт, что женщины склонны следовать принципам традиции, не рискуя их разрушать и нарушать в опасении общественного порицания. Иные стратегии наблюдаются в поведении мужчин, которые проявляют большую уверенность в своих правах. Они более активно демонстрируют свои достоинства, менее подвержены гендерным стереотипам. Следует отметить, что современное развлекательное телевидение еще во многом ориентировано на включение гендерного стереотипа, как одной из составляющих содержания развлекательных программ. Стереотипное мышление отражается во многих составляющих. Начиная от восприятия роли женщины в социуме и заканчивая уровнем ее интеллектуального развития. Таким образом, в контексте работы была подтверждена гипотеза о том, что современные СМИ еще во многом ориентированы на гендерные стереотипы и в качестве приоритетной модели продвигают патриархальные отношения. Список литературыАжгихина Н.И.Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [электронный ресурс]// URL: http: //www.ecsocman.edu.ru (дата обращения 3.03.2013)Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека/Айвазова С.Г. – М.: Эслан, 2001. – 418 с. Акинфиев, С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: автореферат дис. кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 21–25.Акинфиев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры: автореферат дис. Кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд–во МГУ, 2008. – С. 17.Аносова, С.Н. Игровые проявления, как способ подачи теленовостей / С.Н. Аносова. – М.: Мир, 2009. – 47 с.Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Питер, 2003. – 361 с.Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М.: Эксмо – Пресс, 2002. 412 с. Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М.: Аспект – Пресс, 2006. - 380 с. Бандес Т.В. Гендерная психология. Спб.: Питер, 2000. - 412 с. Бенетон Ф. Введение в политическую науку. – М.: Весь мир, 2005. – 293с.БергерН. В. Теория и практика журналистского расследования: монография / Н. В. Бергер. — СПб.: Питер, 2006. – 411 с. Вакурова Н.В. Теория и практика средств массовой информации. Учебно-методическое пособие. – М.: Альтея, 2010. – 418 с. Вакурова Н.В. Свобода журналистики как ценность: реальность или формальность?//Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации. – Матер. междунар. н/п конфер. М.: МГУ, 2012. – с. 314 – 345. Владимирова М. Что ждет российское ТВ?// Журналист.- 2008.- № 4.- С. 44.Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М: Прогресс, 2008. – 412 с. Герасимова С. А. Культурология и теория телекоммуникации/С.А. Герасимова - М.: Гардарики, 2007.- 173 с.Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. – М.: Слово, 1989 – 164 с.Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009. – 614 с.Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия//Психологический журнал – 1993 - Т.14.- N 4.Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М., 2010. – 200 с.Зубарев Ю. Б. Цифровое телевизионное вещание в России// Вестник Российской Академии наук.- 2008.- № 3.- С. 216.Исследование PricewaterhouseCoopers: всемирная индустрия развлечений и СМИ – Прогноз на 2010–2014 годы. – http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577#top.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Элита, 2000. – 358 с.Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. – М.: Академический Проект, 2005. – 400 с.Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. Ставрополь: СГУ, 2005.- 218 с.Липпман У. Общественное мнение. – Спб.: Питер, 2008. – 237 с. Лосев А.Ф.  Диалектика мифа. Миф. Число. Сущность. - М.: Академия, 2004. – 274 с.Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М: Юрист, 2004. – 372 с. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М.: АСТ, 2003. – 318сНовикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А.А. Новикова. – М.: Алетейя, 2008. – 135 с.Новикова А.А. Маски «городского» и «деревенского» жителя в современных телевизионных зрелищах //Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 319 – 336.Новикова А.А. Телевизионные зрелища как инструмент культурной идентификации // Теория художественной культуры. Вып. 12. М.: ГИИ 2009. С. 485-503.Новикова А. А. Телевизионные зрелища и культурная идентичность россиян// Ракурсы. Сборник. Вып. 7. М.: URSS, 2007. – С. 124 – 144 с.Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2005. - 422 с. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Дашков и К, 2002. – 213 с.Развлекательное ТВ: шутки в сторону. Телевидение: режиссура реальности: методические указания / сост. Д. Дондурей. – М.: Искусство кино, 2007. – 355 с.Семендяева О. Ю. Критический анализ концепций «стереотипа» в социальной психологии США // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. - М.: Элита, 2006. – с. 219 – 247.Сорокина Е. Телевидение переходит на личности// Наука и жизнь.- 2006.- № 1.- С. 81.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.Шампань Я. Делать мнение. Новая политическая игра. - М.: Socio Logos , 2007. – 411 с. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 2005. – 507 с.Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного.  СПб.: Симпозиум, 2007.  502 сЯрцева С. С. Личное мнение автора в колонке. // Материалы международной конференции «Мультимедийная журналистика Евразии-2009: стратегический PR, спортивный маркетинг, медиапроекты в инновационном формате развития СМИ Востока и Запада», Казань, 3-4– декабря 2009 г. Казан. гос. ун-т [и др.]; отв. ред. А.И. Анохин; сост. Е.С. Дорощук, В.В. Сыченков. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2009. С. 233-235.

Список литературы

1.Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [электронный ресурс]// URL: http: //www.ecsocman.edu.ru (дата обращения 3.03.2013)
2.Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека/Айвазова С.Г. – М.: Эслан, 2001. – 418 с.
3.Акинфиев, С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: автореферат дис. кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 21–25.
4.Акинфиев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры: автореферат дис. Кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 – М.: Изд–во МГУ, 2008. – С. 17.
5.Аносова, С.Н. Игровые проявления, как способ подачи теленовостей / С.Н. Аносова. – М.: Мир, 2009. – 47 с.
6.Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Питер, 2003. – 361 с.
7.Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М.: Эксмо – Пресс, 2002. 412 с.
8.Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М.: Аспект – Пресс, 2006. - 380 с.
9.Бандес Т.В. Гендерная психология. Спб.: Питер, 2000. - 412 с.
10.Бенетон Ф. Введение в политическую науку. – М.: Весь мир, 2005. – 293с.
11.Бергер Н. В. Теория и практика журналистского расследования: монография / Н. В. Бергер. — СПб.: Питер, 2006. – 411 с.
12.Вакурова Н.В. Теория и практика средств массовой информации. Учебно-методическое пособие. – М.: Альтея, 2010. – 418 с.
13.Вакурова Н.В. Свобода журналистики как ценность: реальность или формальность?//Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации. – Матер. междунар. н/п конфер. М.: МГУ, 2012. – с. 314 – 345.
14.Владимирова М. Что ждет российское ТВ?// Журналист.- 2008.- № 4.- С. 44.
15.Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М: Прогресс, 2008. – 412 с.
16.Герасимова С. А. Культурология и теория телекоммуникации/С.А. Герасимова - М.: Гардарики, 2007.- 173 с.
17.Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. – М.: Слово, 1989 – 164 с.
18.Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009. – 614 с.
19.Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия//Психологический журнал – 1993 - Т.14.- N 4.
20.Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М., 2010. – 200 с.
21.Зубарев Ю. Б. Цифровое телевизионное вещание в России// Вестник Российской Академии наук.- 2008.- № 3.- С. 216.
22.Исследование PricewaterhouseCoopers: всемирная индустрия развлечений и СМИ – Прогноз на 2010–2014 годы. – http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577#top.
23.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Элита, 2000. – 358 с.
24.Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. – М.: Академический Проект, 2005. – 400 с.
25.Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. Ставрополь: СГУ, 2005. - 218 с.
26.Липпман У. Общественное мнение. – Спб.: Питер, 2008. – 237 с.
27.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Миф. Число. Сущность. - М.: Академия, 2004. – 274 с.
28.Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М: Юрист, 2004. – 372 с.
29.Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М.: АСТ, 2003. – 318с
30.Новикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А.А. Новикова. – М.: Алетейя, 2008. – 135 с.
31.Новикова А.А. Маски «городского» и «деревенского» жителя в современных телевизионных зрелищах //Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 319 – 336.
32.Новикова А.А. Телевизионные зрелища как инструмент культурной идентификации // Теория художественной культуры. Вып. 12. М.: ГИИ 2009. С. 485-503.
33.Новикова А. А. Телевизионные зрелища и культурная идентичность россиян// Ракурсы. Сборник. Вып. 7. М.: URSS, 2007. – С. 124 – 144 с.
34.Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2005. - 422 с.
35.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Дашков и К, 2002. – 213 с.
36.Развлекательное ТВ: шутки в сторону. Телевидение: режиссура реальности: методические указания / сост. Д. Дондурей. – М.: Искусство кино, 2007. – 355 с.
37.Семендяева О. Ю. Критический анализ концепций «стереотипа» в социальной психологии США // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. - М.: Элита, 2006. – с. 219 – 247.
38.Сорокина Е. Телевидение переходит на личности// Наука и жизнь.- 2006.- № 1.- С. 81.
39.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
40.Шампань Я. Делать мнение. Новая политическая игра. - М.: Socio Logos , 2007. – 411 с.
41.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 2005. – 507 с.
42.Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. СПб.: Симпозиум, 2007. 502 с
43.Ярцева С. С. Личное мнение автора в колонке. // Материалы международной конференции «Мультимедийная журналистика Евразии-2009: стратегический PR, спортивный маркетинг, медиапроекты в инновационном формате развития СМИ Востока и Запада», Казань, 3-4– декабря 2009 г. Казан. гос. ун-т [и др.]; отв. ред. А.И. Анохин; сост. Е.С. Дорощук, В.В. Сыченков. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2009. С. 233-235.


Вопрос-ответ:

Какие проблемы гендерного неравенства существуют в современном российском медиапространстве?

В современном российском медиапространстве существуют различные проблемы гендерного неравенства. Одна из основных проблем - это гендерная стереотипизация, которая проявляется в печатных СМИ, телевизии и цифровых СМИ. В этих медиа часто утверждаются стандартные роли и ожидания по поводу мужчин и женщин, что ограничивает их возможности и создает дополнительные преграды для достижения равенства полов.

Какие особенности гендерной стереотипизации можно выделить в печатных СМИ?

В печатных СМИ часто наблюдается гендерная стереотипизация, которая проявляется в неравном представлении мужчин и женщин. Часто мужчины изображаются в качестве активных и успешных лидеров, в то время как женщины описываются в роли пассивных и зависимых от мужчин объектов. Отсутствие разнообразия образов мужчин и женщин в печатных СМИ способствует укреплению стереотипов и дискриминации на основе пола.

Какие модели гендерного неравенства можно наблюдать на телевидении?

На телевидении наблюдаются различные модели гендерного неравенства. Часто в телевизионных передачах мужчины выступают в качестве ведущих и экспертов, в то время как женщины занимают второстепенные и подчиненные роли. Кроме того, женщины часто изображаются в сексуализированном виде, что способствует объектификации их тел и создает негативные образы для женщин в обществе.

Какие гендерные проблемы общества отражаются в цифровых СМИ?

В цифровых СМИ отражаются различные гендерные проблемы общества. Например, в интернет-пространстве могут возникать онлайн-травля и хейт-спичинг в отношении женщин, что ведет к дискриминации и насилию. Кроме того, наличие гендерных неравенств в обществе отражается в цифровых СМИ через отсутствие пропорционального представления женщин в высокооплачиваемых и влиятельных должностях, как внутри самого СМИ, так и в отрасли в целом.

Как телевизионные СМИ отражают гендерное неравенство?

Телевизионные СМИ часто пропагандируют гендерное неравенство, демонстрируя разнообразные модели поведения и ролей для мужчин и женщин. Женщины чаще всего изображаются в роли заботливых домохозяек или сексуальных объектов, в то время как мужчины показываются как успешные и доминирующие лидеры. Такие стереотипы укрепляют неравное положение женщин в обществе и ограничивают их возможности.

Как отражаются гендерные проблемы в цифровых СМИ?

В цифровых СМИ гендерные проблемы общества обычно отражаются через продолжение стереотипов и широкое распространение гендерных норм. Здесь также наблюдается неравномерная репрезентация мужчин и женщин в различных сферах деятельности. Нередко цифровые СМИ акцентируют внимание на внешности и внутренних качествах женщин, уходящих от традиционных социальных ролей, в то время как не столь пристально следят за подобными аспектами у мужчин.

Какие образы мужчин и женщин мы видим на экране телевизора?

На экране телевизора мы видим часто стереотипные образы мужчин и женщин. Женщины, как правило, изображаются в роли красивых и привлекательных объектов, в то время как мужчины показываются как сильные, успешные и доминирующие лидеры. Подобные образы создают нереальные ожидания и стандарты для обоих полов, укрепляя гендерное неравенство и внося вклад в формирование гендерных стереотипов.

Какие проблемы гендерного неравенства существуют в современном российском медиапространстве?

В современном российском медиапространстве существуют различные проблемы гендерного неравенства. Одна из таких проблем - гендерная стереотипизация в печатных СМИ. Это означает, что женщины и мужчины в печатных СМИ изображаются в соответствии со стереотипными представлениями о своих ролях в обществе. Другая проблема связана с телевизионными моделями гендерного неравенства. Они часто представляют мужчин в роли успеха и власти, а женщин - в роли объектов сексуального интереса или домашних забот. Кроме того, гендерные проблемы общества отражаются и в цифровых СМИ, где часто наблюдается преодоление широких гендерных стереотипов и более свободное выражение гендерной идентичности.

Какие особенности гендерной стереотипизации существуют в печатных СМИ?

В печатных СМИ существуют особенности гендерной стереотипизации. Женщины, как правило, изображаются в роли домохозяек, матерей или секс-символов. Профессиональные достижения женщин могут быть замалчиваемыми или недооцененными. Мужчины же часто изображаются как успешные и влиятельные, занимающие руководящую позицию. Такие стереотипные представления о половых ролях могут поддерживать неравенство и дискриминацию в обществе.

Как отражаются гендерные проблемы общества в цифровых СМИ?

Гендерные проблемы общества отражаются в цифровых СМИ различными способами. Возможность более свободного выражения гендерной идентичности в цифровых медиа позволяет переосмыслить и преодолеть стереотипы о половых ролях. В цифровых СМИ часто можно встретить материалы о различных аспектах гендерных проблем, включая насилие в отношении женщин, платежеспособность труда и другие. Таким образом, цифровые СМИ могут стать платформой для поддержки гендерного равенства и осведомленности о гендерных проблемах в обществе.