О русской музыке 20 века, обзор творчества С.Прокофьева
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 30.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Обзор творчества С.С. Прокофьева
Анализ сонаты для фортепиано № 4
Заключение
Список литературы
Разработка первой части начинается с сопоставления мотивов двух тем: главной и побочной партий:
Развитие тем приводит к грандиозной кульминации:
После кульминации – неожиданное piano, и снова резкий контраст – продолжение кульминации, яркая динамическая волна характере близком маршу:
Реприза (tempo primo) подготавливается сумрачным звучанием meno mosso на доминантовом органном басу:
В репризе изменяется звучание лирической темы, которая «перекрашивается» в минор, приобретает оттенок сумрачного звучания главной партии.
Реприза (как у Чайковского) у Прокофьева является продолжением развития. Она динамизированна, сжата. Вновь возникают наступательные образы, близкие маршевости. В заключении сонаты звучат резкие решительные аккорды, которые в своей структуре содержат множество хроматических звуков:
Эти аккорды – воплощение прокофьевской хроматической тональности. В основе их – гармонии доминанты (предпоследний такт первой части) и тоники (последний такт). Однако строение аккордов не терцовое – в них встречаются кварты и хроматизмы, придающие аккордам жесткое звучание.
Вторая часть сонаты – Andante assai – лирика. Низкий регистр и сумрачный характер сближает вторую часть с главной партией первой части по характеру:
Музыка второй части является фортепианным переложением юношеской симфонии композитора. Мелодия складывается из двух элементов: хроматических ходов и минорного трезвучия. Но основе достаточно простой и выразительной мелодии возникает достаточно интенсивное развитие. Оно связано как с изменениями фактуры (смены пульсирующих терций на арпеджио в сопровождении и т.п.) и способа изложения музыкального материала (от гомофонии Прокофьев свободно переходит к полифонии: тема звучит одновременно со своим обращением, инверсией).
Форма второй части трехчастная. В среднем разделе звучит нежная контрастная тема – воплощение юношеской мечты. В третьей части первая тема и тема среднего раздела звучат в контрапункте.
Третья часть – Allegro con brio – финал.
Стремительная, жизнеутверждающая музыка третьей части является квинтэссенцией мироощущения композитора. Ее моторность и токкатность напоминают «скифские» образы этих лет, отражают кипучую энергетику молодого композитора. Замечательные виртуозные эпизоды с основной темой финала сочетаются с лирикой:
Последний аккорд сонаты – это целый мир самоощущения человека XX века:
Внешне форма сонаты близка классическим традициям, однако она не является «неоклассической» по своей сути. Против такого определения возражал композитор Эдисон Денисов в своей статье. Четкость и ясность, по мнению современного композитора, связана с принципами организации формы у Прокофьева. «С. Прокофьев всегда тяготея к замкнутости и структурной ясности формы как в целом, так и в деталях», - пишет Э. Денисов.
Виртуозность сонаты с ее специфическими пианистическими сложностями, богатство лирических образов, контрастность и логика музыкальной драматургии неизменно привлекают новых исполнителей. Святослав Рихтер, Дмитрий Башкиров, Борис Берман, Николай Петров, и многие другие пианисты, исполнявшие четвертую сонату Прокофьева, не исчерпали ее многогранный потенциал.
Заключение
В творчестве Прокофьева находят отражение ведущие тенденции музыки XX века: отход от мажоро-минорной тонально-гармонической системы, особая роль и энергетика ритмического начала, хроматизация мелодии, активное использование различных полифонических приемов.
Исследователи стиля Прокофьева – Л. Гаккель, И. Мартынов, И. Нестьев - отмечают индивидуальные черты характера и манеры общения, и конечно творческого почерка композитора.
Таким образом, находясь в русле новейших исканий современной музыки, Сергей Сергеевич Прокофьев создал неповторимый и узнаваемый стиль, известный не только почитателям творчества, но и самому широкому кругу слушателей.
Наследие композитора активно живет в исполнительской практике. И творчество Прокофьева с течением времени раскрывает все больше новых граней.
Список литературы
Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. – 245 с.
Денисов Э. Сонатная форма в творчестве С. Прокофьева / Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М., 1986. - С. 31-46.
Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. - 560 с.
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. – 358 с.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. - 662 с.
Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. - 208 с.
Высказывание С.С, Прокофьева. Цит. по: Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. С. 456.
«Токката - пьеса, ощущение от которой такое, будто в ней заключен неисчерпаемый, мощный источник энергии. Ход токкаты стремителен, но не поспешен; она не боится возвращаться туда, где уже начиналась, и раз и другой - энергии хватает и решительно опуститься в бездны колеблющегося басового фона, и взобраться оттуда на высоты, кружить там, пробегать неоднократно «выше - ниже» по ступеням мотива из нескольких звуков, стучащих пульсом мотора. Настроение и угрожающее и радующее, как бывает при виде чего-то мощного и неукротимого» (Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 42).
Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. С. 7.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. С. 88.
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. С. 42.
Гаккель Л. Фортепианное творчество Прокофьева. – М.: Музыка, 1970. – 245 с.
Весной 1919 года.
Цит. по: Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. С. 143.
Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. С. 147.
Денисов Э. Сонатная форма в творчестве С. Прокофьева / Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М., 1986. - С. 31-46.
Там же, с. 39.
Прокофьев, как и Рахманинов, ориентировался на собственный исполнительский аппарат.
Впервые исполнил сонату 23 июня 1943 года.
Гаккель Л. Фортепианная музыка Прокофьева. - М.: Музыка, 1970. – 245 с.
Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. - 560 с.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. - 662 с.
2
2.Денисов Э. Сонатная форма в творчестве С. Прокофьева / Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М., 1986. - С. 31-46.
3.Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1974. - 560 с.
4.Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. – 358 с.
5.Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2–е, перераб. и дополн. - М.: Советский композитор, 1973. - 662 с.
6.Розинер Ф. Токката жизни: Сергей Прокофьев. – М.: Молодая гвардия, 1974. - 208 с.
Вопрос-ответ:
Что такое русская музыка 20 века?
Русская музыка 20 века представляет собой обширное творческое наследие композиторов, созданных в России в течение XX века. Это разнообразная музыкальная деятельность, отражающая исторические, социальные и культурные изменения в стране, а также личное влияние каждого композитора. Среди известных представителей русской музыки 20 века можно выделить Сергея Прокофьева.
Каков обзор творчества С.Прокофьева?
Обзор творчества С.Прокофьева включает в себя различные жанры и стили. Прокофьев был композитором-классиком, который писал симфонии, сонаты для фортепиано и оперы, а также музыку для балетов и фильмов. Он также экспериментировал с новаторскими и футуристическими идеями в своих произведениях. Общим для его музыки является уникальная мелодика, яркая и выразительная музыкальная речь и нестандартные гармонии.
Какими мотивами сопоставляются главная и побочная партии в сонате для фортепиано № 4 С.Прокофьева?
В сонате для фортепиано № 4 С.Прокофьева главная и побочная партии сопоставляются путем сопоставления и сравнения мотивов двух тем. Это позволяет создать различные контрасты и развитие в музыке, добавляя сложность и интерес в композицию.
Какие эффекты создает развитие тем в сонате для фортепиано № 4 С.Прокофьева?
Развитие тем в сонате для фортепиано № 4 С.Прокофьева приводит к грандиозной кульминации. Здесь создаются эффекты напряжения, драматизма и эмоционального подъема. Музыка становится более насыщенной и интенсивной, что делает ее потрясающей и захватывающей для слушателя.
Какое творчество С.С. Прокофьева может быть отнесено к русской музыке 20 века?
Творчество С.С. Прокофьева, русского композитора 20 века, охватывает разные жанры и стили, от оперы и балета до симфонии и сонаты.
Что можно сказать о сонате для фортепиано № 4 С.С. Прокофьева?
Соната для фортепиано № 4 С.С. Прокофьева имеет интересную и сложную структуру, сопоставляющую мотивы двух тем и развивающую их до кульминации, а затем выстраивающую яркую динамическую волну в приближенном к маршу характере.
Какое впечатление оставляет развитие тем в сонате для фортепиано № 4?
Развитие тем в сонате для фортепиано № 4 С.С. Прокофьева приводит к грандиозной кульминации, создающей эмоциональное напряжение и драматическое настроение. Оно оказывается прерванным неожиданным переходом в piano, но затем снова стремится к кульминации, сопровождаемой яркой динамической волной.
Каким образом протекает реприза в сонате для фортепиано № 4?
Реприза в сонате для фортепиано № 4 С.С. Прокофьева подготавливается сумрачным звучанием meno mosso на до. Это создает особую атмосферу и ожидание перед последующим развитием и завершением композиции.
Какие особенности можно выделить в музыке С.С. Прокофьева?
Музыка С.С. Прокофьева характеризуется разнообразием жанров и стилей, органичным сочетанием классических и современных элементов, оригинальным артистическим поиском и виртуозной обработкой мелодий и ритмов.