Углеродные рынки и сертификация.
Заказать уникальный реферат- 42 42 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 24.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Экологическая сертификация в лесном секторе
Глава 2. Современное состояние углеродного рынка
Глава 3. Перспективы развития углеродного рынка в области лесной сертификации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Интерес к экологической сертификации систем ведения лесного хозяйства в тропических лесах, прежде всего, проявился в странах Азии и Африки, образующих ассоциацию лесоэкспортеров и ориентированные на Европейские рынки. Позднее этот процесс активно распространился на страны Латинской Америки, начиная с Бразилии, как одной из ведущих стран-экспортеров. Конкретными результатами в области экологической сертификации явились следующие:
Африканская ассоциация по древесине на межгосударственной основе разработала схему экологической маркировки древесины. основанную на региональных критериях и руководствах (1995). Независимый институт в Индонезии создал систему экологической маркировки, которая в настоящее время проходит полевые испытания для круглых лесоматериалов.
Большая работа в области экологической сертификации тропической древесины проводится в европейских странах, которые являются импортерами этой древесины (Германия, Великобритания, Нидерланды). В федеральном лесном научно-исследовательском центре Германии (Гамбург) была выполнена научная работа «Оценка устойчивости управления тропическими лесами», которая включает принципы, критерии, и индикаторы.
В первой части этой работы (34 страницы) дается сравнение различных систем оценок устойчивого управления лесами. Во второй части (130 страниц) приводятся критерии для тестовой оценки систем управления тропическими лесами.
Критерии для устойчивости управления лесами сгруппированы по трем уровням: региональному, национальному, местному. Каждый тест составлен в виде таблицы вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет». Общее количество тестов около 70.
Почти все тесты на местном уровне требуют проведения контроля (инспекции) на лесной территории, чтобы иметь доказательства наличия тех или иных элементов в системе устойчивого управления тропическими лесами. Анализ результатов применения тестов позволяет получить объективное суждение о том, насколько система ведения хозяйства, в той или иной стране (регионе), соответствует принципам устойчивого управления лесами.
Форсированию организационной и исследовательской работы в области сертификации лесопродукции и систем управления лесами способствовали такие радикальные меры, как запрет государственными органами реализации на рынках ряда стран тех лесоматериалов, которые произведены с нарушением правил ведения лесного хозяйства и экологических стандартов.
Экономический и торговый бойкот лесопродукции нашел широкую поддержку общественности и движений «зеленых». Ему в первую очередь подверглись лесоматериалы, доставленные из тропических лесов, однако, известны случаи бойкота лесоматериалов, поставленных из бореальных таежных лесов (Швеция).
Для преодоления торгового бойкота на рынках Западной Европы вводится сертификация продукции с нанесением соответствующего клейма, удостоверяющего, что продукция произведена без нарушения природных лесных экосистем. Таким образом, в лесном хозяйстве возникает необходимость двойной сертификации: сертификации системы управления лесами, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия через применение соответствующих систем лесопользования (рубок леса и лесовосстановления) и сертификации продукции, получаемой из древесины.
Содержание механизмов сертификации ведения лесного хозяйства и лесопродукции определяется законодательными актами. Изменения, направленные на создание механизма сертификации систем ведения лесного хозяйства и лесопродукции, уже внесены в лесные законодательства Австрии, Германии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии. В стадии пересмотра находятся законодательные акты других стран Европы и Северной Америки. Критерием экологичности при сертификации систем лесного хозяйства признается такой комплекс правил эксплуатации лесных ресурсов, при котором обеспечивается гарантированное лесовосстановление в естественной среде. На практике это означает: отказ от концентрированных сплошных рубок; снижение уровня размеров лесосек; сокращение до минимума степени повреждаемости остающихся деревьев и почвы; оставление на лесосеке порубочных остатков для перегнивания.
Таким образом, по принятым в зарубежных странах критериям экологичности систем ведения лесного хозяйства, те системы, которые допускают в больших размерах концентрированные сплошные рубки, признаются как не обеспечивающие биологического разнообразия, а следовательно, лесоматериалы, производимые при сплошных рубках, могут быть подвергнуты торговому бойкоту на лесных рынках. Схема организации экологической сертификации систем управления лесами и лесопродуктами приведена на рис. 4.
Рисунок 4. Организация деятельности по экологической сертификации в лесном секторе (опыт зарубежных стран)
Первоначальным объектом сертификации является система ведения лесного хозяйства, определяемая законодательными актами. Для того чтобы система ведения лесного хозяйства была признана экологичной, она (система) должна: установить права собственности на лесной фонд, содержать правила лесопользования и механизм контроля за их соблюдением, обеспечить обязательность лесовосстановления на вырубаемых площадях, обеспечивать гарантированные законодательством финансовые средства на лесовыращивание и на осуществление контроля в сфере использования и воспроизводства лесных ресурсов.
Необходимость сертификации лесопродукции объясняется тем, что даже в условиях, когда древесина заготовлена в соответствии с требованиями экологических стандартов, в процессе ее превращения в « продукцию конечного потребления (например, мебель, бумага и т.д.) возможны разного рода решения, наносящие вред окружающей среде и обществу. Проявлениями такого рода решений могут быть: на стадии транспортировки древесины - применение молевого сплава, на стадии переработки - применение токсичных связующих материалов, загрязнение атмосферы и сточных вод отходами и т.п., на стадии конечного потребления - отсутствие возможности вторичного использования материалов.
Только при условии, когда древесина при ее превращении в конечный продукт проходит все названные стадии без нарушений экологических требований, конечная продукция может быть маркирована как «экологически чистая». Основными принципами экологической сертификации являются: 1) осознание всеми участниками этого процесса необходимости его проведения; 2) наличие объективных и количественно измеряемых критериев и показателей; 3) надежность информации и результатов; 4) независимость; 5) отсутствие дискриминации; 6) распространение на все виды лесопродукции; 7) свободный доступ к процессу и его результатам всех заинтересованных групп населения; 8) адаптированность к местным условиям; 9) экономическая эффективность при сравнении затрат и результатов; 10) практичность в реализации.
В основе экологической сертификации должна лежать, прежде всего, система контроля в лесном хозяйстве, схема которого приведена на рис 5.
Рисунок 5. Организация контроля при экологической сертификации в лесном хозяйстве
В практической реализации систем ведения лесного хозяйства и лесопродукции важным аспектом является экономический. Исходя из экономических критериев реорганизация систем ведения лесного хозяйства на экологических принципах получит реальные перспективы лишь тогда, когда общество через потребителей конечной продукции и услуг будет не только согласно, но и способно оплачивать повышенные затраты, обусловленные: ужесточением правил эксплуатации лесных ресурсов, обязательностью проведения лесовосстановительных работ на всей вырубаемой площади, сохранением и улучшением лесных экосистем, созданием механизма и реализацией процедур экологической сертификации (проведение научно-исследовательских работ, разработка стандартов, организация дополнительного контроля и т.п.).
Практически это будет означать, что потребители конечной продукции из древесины будут согласны, за счет повышения цен на эту продукцию, компенсировать отмеченные выше и другие повышенные расходы на эксплуатацию лесных ресурсов, в целях их сохранения для будущих поколений. В общеэкономическом плане это означает, что общество добровольно отказывается расходовать часть своего национального дохода на текущее потребление ради интересов будущих поколений, которые получат сохраненные или даже улучшенные лесные ресурсы.
В плане практической реализации принципов неистощительного пользования и устойчивого управления: лесами интересен опыт Канады, поскольку Россия и Канада имею много общего в ведении лесного хозяйства. В первую очередь, лесные отношения в обеих странах формируются преимущественно на базе государственной собственности на леса. Кроме того, лесные ресурсы в обеих странах размещены в умеренной и бореальной зонах и имеют большой удельный вес хвойных пород.
Экономическая зависимость лесного сектора Канады от экспорта ее древесины, главным образом на рынках США и Японии, побудили центральное правительство и правительства провинций принять радикальные меры по изменению лесной политики, направленные на практическую реализацию концепции устойчивого управления лесами. В течение 1994 - 95 гг. лесные законодательства всех провинций, являющихся де-юре собственниками лесных земель, были приведены в соответствие с требованиями устойчивости и неистощительности лесопользования.
Рассмотрим эти изменения на примере провинции Онтарио, где леса управляются министерством природных ресурсов, в составе которого для этих целей имеется специализированное подразделение. Цели и задачи управления природными ресурсами на принципах устойчивости и неистощительности формулируются в специальной декларации - послании Министра природных ресурсов, которая представляет собой политическое решение правительства про ВИНЦИИ.
В декларации провозглашен подход к управлению природными ресурсами на базе экосистем через их устойчивое управление. Цели и задачи Министерства природных ресурсов в этом направлении сформулированы следующим образом:
Обеспечить в долгосрочной перспективе «здоровое состояние экологических систем путем защиты почв, водных и лесных ресурсов, животного мира и их биологической основы. Обеспечить возможность постоянного использования природных ресурсов для реализации долгосрочных интересов населения Онтарио, при этом оставить будущим поколениям права использовать природные ресурсы в том виде, как мы делаем это сегодня. Защитить природный мир и его биологические основы провинциального значения. Защитить жизнь людей, природные ресурсы и созданное имущество от стихийных бедствий - лесных пожаров, наводнений и эрозии. Результатом реализации названных целей будут: здоровые природные экосистемы, здоровая и безопасная среда для проживания населения, занятость населения в отраслях, связанных с использованием природных ресурсов, социальная стабильность, конкурентноспособные отрасли промышленности на базе переработки природных ресурсов, увеличение дохода провинции, развитие отдыха на природе. Принципы и цели политической декларации применительно к лесным ресурсам, реализованы в законе провинции № 171, принятом парламентом в декабре 1994 г.
Название закона следующее: «Акт, пересматривающий ранее действующий Акт о государственных лесах с целью реализации устойчивости управления государственными лесами в Онтарио». Закон содержит 88 статей, представленный двумя разделами, рассматривающий следующие вопросы: 1. Общие вопросы. 2. Планирование лесоуправления и информации. 3. Лицензии на лесные ресурсы. 4. Лесопользование. 5. Трастовые целевые фонды. 6. Обеспечение переработки лесных ресурсов. 7. Наказания за нарушения. 8. Разное. 9. Условия реализации положений акта. 10. Внесение изменений в действующие законы. 11. Сроки введения закона в действие.
В общем разделе устойчивость определяется как обеспечение на длительную перспективу лесов в «здоровом состоянии», при этом «здоровое» состояние означает поддержание лесной экосистемы в таком виде, в каком оно способно удовлетворять потребности всего населения Онтарио.
Раздел, рассматривающий лицензии на пользование лесными ресурсами, устанавливает правовой механизм реализации принципов устойчивости через обязательства лесопользователей, на которых возлагается полная ответственность за поддержание и воспроизводство лесов.
Для практической реализации требований «Акта», Министерство природных ресурсов разрабатывает и утверждает следующие нормативные документы: руководство по составлению планов лесоуправления; руководство по сбору лесной информации.
Критерии жизнедеятельности социоприродной системы «Леса России», вытекают из необходимости перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему комплексное решение социально-экополитических и экономических проблем, выдвигают новые требования к формированию и развитию региональных лесных социоприродных систем.
По нашему убеждению, региональные производственные системы в лесном секторе должны стать практически безотходными системами, в которых совершается как бы природный геохимический кругооборот, В таких системах экологические проблемы и достижения безотходности производства решаются более экономичным способом, т.е. дорогие очистные сооружения, не дающие чисто экономической отдачи, заменяются производствами, использующими отходы других производств, приносящие прибыль, платежи в бюджет, рабочие места и т.д. Иначе говоря, здесь-то и достигается сочетание экономических, социальных и экологических интересов общества, которые являются важнейшими факто рами устойчивого развития лесного сектора экономики России, существенно влияющие на организационно-экономический механизм управления.
Заключение
По нашему убеждению, региональные производственные системы в лесном секторе должны стать практически безотходными системами, в которых совершается как бы природный геохимический кругооборот, В таких системах экологические проблемы и достижения безотходности производства решаются более экономичным способом, т.е. дорогие очистные сооружения, не дающие чисто экономической отдачи, заменяются производствами, использующими отходы других производств, приносящие прибыль, платежи в бюджет, рабочие места и т.д. Иначе говоря, здесь-то и достигается сочетание экономических, социальных и экологических интересов общества, которые являются важнейшими факто рами устойчивого развития лесного сектора экономики России, существенно влияющие на организационно-экономический механизм управления.
С учетом вышеотмеченного, разработка и реализация государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, становится важнейшим приоритетом в комплексе проблем реформирования экономики страны. Проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов разработан Министерством природных ресурсов с участием Миннауки России, РАН, Минэкономики России, других министерств и ведомств. Концепция излагает систему стратегических и тактических целей и задач, достижение которых осуществляется посредством реализации средне- и долгосрочных программ по гарантированному обеспечению страны природными ресурсами, защиты ее военной и экономической безопасности с учетом международных требований устойчивого развития.
Стратегической целью государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов определено создание правовых, экономических, социальных и иных отношений, необходимых для обеспечения нынешнего и будущих поколений ресурсами, качества жизни и устойчивого развития страны.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Хельсинский и Монреальский процессы положили начало радикальным преобразованиям в лесной политике большинства стран, заготовляющих и потребляющих лесную продукцию.
Список использованных источников и литературы
«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011).
Амелинг Д. Киотский протокол и черная металлургия / Амелинг Д. // Черные металлы. 2007. № 5. С. 49-55.
Анатольев С. Киотский протокол и лесные плантации / Анатольев С. // Целлюлоза. Бумага. Картон. 2008. № 4. С. 30-33.
Бадалов А.Л. Экономическое стимулирование инвестиций в природоохранные мероприятия промышленных компаний (к 10-летию киотского протокола) / Бадалов А.Л. // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2008. № 1. С. 88-95.
Дороничев Д.А., Голубцова О.А., Иванова О.С. Лесопромышленный комплекс: понятия, проблемы, перспективы. Под ред. А.Н. Голубцова. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2005.
Зайцев И.Ю., Щеглов Д.В. Роль киотского протокола в развитии технологии сайклинг-процесса в России / Зайцев И.Ю., Щеглов Д.В. // Газовая промышленность. 2008. № 5. С. 62-65.
Заводов К. Перспективы и регулирование российского рынка проектных трансакций в рамках киотского протокола / Заводов К. // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 108-125.
Кардаш М. Особенности реализации киотского протокола Россией / Кардаш М. // Микроэкономика. 2008. № 2. С. 49-54.
Козырева Г.Б. Проблемы формирования социальных институтов устойчивого лесоустройства. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2006.
Копылов М.Н., Якушева Е.А. Гибкие механизмы Киотского протокола 1997 г / Копылов М.Н., Якушева Е.А. // Московский журнал международного права. 2007. № 4. С. 63-81.
Коробова О.С., Михина Т.В. Киотский протокол - практический шаг на пути к устойчивому развитию / Коробова О.С., Михина Т.В. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2005. № 1. С. 156-162.
Лесной комплекс Республики Карелия. / Под общ. ред. Е.Г.Немковича. - Петрозаводск. КарНЦ РАН, 2006.
Лучкина В.В. Перспективы использования механизмов киотского протокола в системе сертификации лесов / Лучкина В.В. // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2008. № 5. С. 150-151.
Стровский Л.Е., Пахомов А.А. О сущности международных сделок в рамках Киотского протокола / Стровский Л.Е., Пахомов А.А. // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. 2004. № 10. С. 69-74.
Приложение
Современное состояние углеродного рынка РФ
42
1.«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011).
2.Амелинг Д. Киотский протокол и черная металлургия / Амелинг Д. // Черные металлы. 2007. № 5. С. 49-55.
3.Анатольев С. Киотский протокол и лесные плантации / Анатольев С. // Целлюлоза. Бумага. Картон. 2008. № 4. С. 30-33.
4.Бадалов А.Л. Экономическое стимулирование инвестиций в природоохранные мероприятия промышленных компаний (к 10-летию киотского протокола) / Бадалов А.Л. // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2008. № 1. С. 88-95.
5.Дороничев Д.А., Голубцова О.А., Иванова О.С. Лесопромышленный комплекс: понятия, проблемы, перспективы. Под ред. А.Н. Голубцова. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2005.
6.Зайцев И.Ю., Щеглов Д.В. Роль киотского протокола в развитии технологии сайклинг-процесса в России / Зайцев И.Ю., Щеглов Д.В. // Газовая промышленность. 2008. № 5. С. 62-65.
7.Заводов К. Перспективы и регулирование российского рынка проектных трансакций в рамках киотского протокола / Заводов К. // Вопросы экономики. 2008. № 10. С. 108-125.
8.Кардаш М. Особенности реализации киотского протокола Россией / Кардаш М. // Микроэкономика. 2008. № 2. С. 49-54.
9.Козырева Г.Б. Проблемы формирования социальных институтов устойчивого лесоустройства. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2006.
10.Копылов М.Н., Якушева Е.А. Гибкие механизмы Киотского протокола 1997 г / Копылов М.Н., Якушева Е.А. // Московский журнал международного права. 2007. № 4. С. 63-81.
11.Коробова О.С., Михина Т.В. Киотский протокол - практический шаг на пути к устойчивому развитию / Коробова О.С., Михина Т.В. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2005. № 1. С. 156-162.
12.Лесной комплекс Республики Карелия. / Под общ. ред. Е.Г.Немковича. - Петрозаводск. КарНЦ РАН, 2006.
13.Лучкина В.В. Перспективы использования механизмов киотского протокола в системе сертификации лесов / Лучкина В.В. // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2008. № 5. С. 150-151.
14.Стровский Л.Е., Пахомов А.А. О сущности международных сделок в рамках Киотского протокола / Стровский Л.Е., Пахомов А.А. // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. 2004. № 10. С. 69-74.
Вопрос-ответ:
Какие страны проявляют интерес к экологической сертификации систем ведения лесного хозяйства в тропических лесах?
Интерес к экологической сертификации систем ведения лесного хозяйства в тропических лесах проявляется, прежде всего, в странах Азии и Африки, образующих ассоциацию лесоэкспортеров и ориентированных на Европейские рынки.
В каких отраслях применяется экологическая сертификация?
Экологическая сертификация применяется в разных отраслях, в том числе в лесном секторе.
Что такое углеродные рынки и для чего они используются?
Углеродные рынки - это рынки, на которых происходит торговля выбросами парниковых газов. Они используются для сокращения выбросов и поощрения экологически чистых технологий.
Каково состояние углеродного рынка в настоящее время?
Современное состояние углеродного рынка разнообразно. Рынок находится в процессе развития, появляются новые инструменты и механизмы, связанные с углеродной сертификацией.
Какие перспективы развития углеродного рынка в области лесной сертификации?
Перспективы развития углеродного рынка в области лесной сертификации весьма обнадеживающие. С ростом осведомленности и интереса к экологическим вопросам, спрос на экологически сертифицированные продукты и услуги будет только увеличиваться.
Что такое углеродные рынки и сертификация?
Углеродные рынки и сертификация - это инструменты регулирования выбросов парниковых газов и защиты окружающей среды. Углеродные рынки позволяют предприятиям и организациям компенсировать свои выбросы путем инвестирования в проекты по снижению выбросов или защите лесных массивов. Сертификация, в свою очередь, подтверждает соответствие предприятий и проектов определенным стандартам по экологической устойчивости и эффективности.
Какую роль играют углеродные рынки в лесном секторе?
Углеродные рынки имеют важное значение в лесном секторе, так как позволяют компенсировать выбросы парниковых газов, связанных с вырубкой лесов или изменением их использования. Благодаря углеродным рынкам предприятия могут инвестировать в лесохозяйственные проекты, направленные на снижение выбросов и повышение поглотительной способности лесов, а также получить сертификат на сокращение выбросов. Это стимулирует внедрение устойчивых методов ведения лесного хозяйства и сохранение лесных ресурсов.
Кто проявляет интерес к экологической сертификации систем ведения лесного хозяйства в тропических лесах?
Интерес к экологической сертификации систем ведения лесного хозяйства в тропических лесах проявился прежде всего в странах Азии и Африки, которые являются крупными лесоэкспортерами и ориентированы на Европейские рынки. Эти страны осознали важность экологической устойчивости и сертификации своих лесных ресурсов для сохранения окружающей среды и обеспечения доступа к высокодоходным рынкам, требующим сертификации продукции.
Что такое углеродные рынки и сертификация?
Углеродные рынки и сертификация - это инструменты регулирования выбросов парниковых газов, особенно углерода, в целях борьбы с изменением климата. Углеродные рынки позволяют компаниям и организациям выкупать и продавать кредиты на уменьшение выбросов, а сертификация подтверждает соответствие деятельности или продукции определенным экологическим стандартам.
Какая роль экологической сертификации в лесном секторе?
Экологическая сертификация в лесном секторе играет важную роль в сохранении лесных ресурсов и охране природы. Она позволяет снизить негативные воздействия лесной деятельности на окружающую среду, обеспечивает ответственное использование лесов и помогает поддерживать устойчивое хозяйственное развитие в этой отрасли.
Какие перспективы развития углеродного рынка в области лесной сертификации?
Перспективы развития углеродного рынка в области лесной сертификации обещают быть значительными. С увеличением осознания проблемы изменения климата и необходимости уменьшения выбросов парниковых газов, спрос на сертифицированные лесные продукты и услуги будет расти. Это может привести к увеличению объема сертифицированных лесных площадей и развитию новых механизмов углеродного рынка, таких как компенсационные схемы и программы снижения выбросов.