Дидактическая игра как средство формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.03.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Цветовосприятие и его развитие в детском возрасте
1.1. Развитие цветовосприятия в детском возрасте
1.2. Особенности цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Использование дидактических игр в развитии цветовосприятия старших дошкольников
Глава 2. Возможности формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
2.1. Исследование особенностей развития цветовосприятия старших дошкольников
2.2. Дидактические игры в формировании цветового восприятия
Заключение
Понятийный аппарат
Список литературы












Фрагмент для ознакомления

В дидактических играх мы заставляем ребенка учиться, руководим его учением. В то же время воспитываем необходимые моральные качества. Вот почему, планируя дидактическую игру, воспитателю необходимо подумать и отметить в своем плане проведения игры, помимо задач обучения, и воспитательные задачи.
В соответствии с организацией педагогического процесса необходимо не только планировать, но и отражать, как дети справились с игрой, у кого и какие были затруднения, какие эмоции вызвала игра, насколько дети смогли решить дидактическую задачу. Следовательно, необходимо дать полный развернутый анализ игре, тогда при последующем планировании и проведении дидактической игры, воспитатель будет знать, для кого и на сколько усложнять дидактическую задачу по развитию цветовосприятия.
Формирование знаний о цвете осуществляется на протяжении целого ряда занятий с использованием дидактической игры, которые могут быть посвящены различной тематике.
К примеру, во время дидактической игры «Чудеса волшебницы зимы» , которая проводится с использованием пальчиковых красок, дошкольники закрепляют понятия «главные цвета» (желтый, красный, синий).
Игра состоит в том, что дети помогают зиме одеть лес, который осень не хочет отпускать.
Основной задачей игры является ознакомление с синим, зеленым, фиолетовым цветами, и овладение приемами получения различных оттенков этих цветов посредством смешения красок, изменения светлотности и насыщенности, получения различной степени холодности цвета. Также дошкольники знакомятся с ахроматическими цветами (белый, серый, черный,). В этом блоке у детей формируются представления о светлотном контрасте (темное на светлом, и наоборот). Они осваивают навыки получения монохромной гаммы, посредством добавления воды (белил) и черного (серого) цветов в собственный цвет предмета, изменяя тем самым его светлотность и насыщенность.
В блоке дидактических игр «Веселые лягушата», «Голубые попугайчики», «Заячья шубка» возможно углубленное формирование представлений о цветовом спектре. В настольно – печатной дидактической игре «Веселые лягушата» детям нужно найти лист кувшинки на котором легко «затеряться» лягушонку; В «Голубых попугайчиках» помочь маме птенцов, отыскать своих детенышей по цвету оперения; в «Заячьей шубке» зайчата меняют летнюю шкурку на зимнюю, они становятся более сложными за счет того, что цветовые различия становятся трудно различимыми из-за уменьшения интервала цветотоновых различий.
Возможно использовать дидактические игры с целой цветовой композицией. Различные по цветовым оттенкам и форме композиционные части нужно ввести в частично выполненную композицию так, чтобы на листе получилось единое целое, например «Букет из анютиных глазок» «Хамелеоны», «Осьминоги». Кроме этого, вводятся игры на выбор из множества оттенков цвета тех, которые относятся к цветовой гамме какого-либо изображения, например пейзажа, морского дна.
Учитывая, что контингент детей не однороден по способностям к цветоразличению, необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для детей адекватно воспринимающих и воспроизводящих цвет основная обучающая цель - развитие представлений о богатстве цветовых оттенков и возможности их получения посредством смещения цветов - усложнялось введением цветовых оттенков с небольшим диапазоном цветотоновых отличий. Задачи обучения цветослепых детей – изучения основного цветового спектра.
В процессе обучения изменяется графическая часть игры. Например, в игре «голубые попугайчики» дети получают птенцов, окрашенных в различные оттенки желтого и голубого цветов. Желтый цвет в данном случае, вводится как сопоставительная единица, с помощью которой осуществляется закрепление навыка узнавания голубого цвета. Вся система также направлена на формирование компенсаторных механизмов цветоразличения.
Для цветослабых детей материал для игры подготавливается особо ярким, насыщенным по цвету, вводятся флюорисцентные цвета.
Индивидуальный подход к детям, видящим преимущественно в каком-либо цвете, состоит в том, что при высказывании оценочных суждений, индивидуальном показе, внесении исправлений, выставлении отметок, учитывается тот факт, что колористика работ обусловлена особенностями их цветового зрения.
В обучении учитывается состояние нервной системы детей. Для детей с подвижной нервной системой подбирается такой дидактический материал, натурные постановки, в которых цвет выступает как своеобразный релаксатор. Цвет постановки, раздаточного материала, успокаивает их, вселяет уверенность, радует детей, что позволяет снизить их эмоциональное напряжение. В результате работа на идет успешнее.
В частности, при формировании представлений о желтом цвете возможно использовать дидактическую игру «Солнышко».
На столе перед детьми лежат жёлтые бумажные полоски (лучики) и жёлтый круг (солнце). Воспитатель кладёт рядом жёлтый бочонок и говорит:
«Солнышко такое же, как мёд, — жёлтое. Солнышко жёлтое, его лучи жёлтые». Убирает бочонок.
Воспитатель.
Солнце жёлтое вставало,
Жёлтые лучи пускало.
Разбежались жёлтые лучи.
Как они желты и горячи.
(Дети берут по одному лучику и на носочках бегут в разных направлениях. Воспитатель поочерёдно спрашивает каждого ребёнка, какого цвета его лучик.)
Уходило солнце на покой,
Забирало лучики с собой.
(Дети выкладывают лучики вокруг солнца.)
Ночь, на улице темно,
Люди спят уже давно.
Дети садятся на корточки, закрывают глаза. Игра повторяется 2—З раза.
В дидактической игре старшим дошкольникам показывается художественная выразительность цветового контраста. Кроме этого, закрепляются ранее полученные представления о разнообразии цветов и богатстве их оттенков.
Усложнение занятий по цвету идет в направлении поиска оттенков, соответствующих колористическому решению. После коричневого цвета закрепляется понятие оттенки зеленого цвета, как составного цвета. Показывается изменение цвета в зависимости от его освещенности. Для этого возможно использовать, к примеру, дидактическую игру «Крона дерева» (расположи листочки на ветвях в зависимости от его освещенности. При этом детям предлагаются листочки теплых и холодных оттенков цвета, а также различающиеся по светлотности), «Зеленые бабочки» (подбери оттенки цвета и расположи на второй половине бабочки), «Забавная сороконожка» (детям предлагается найти оттенки цвета в пределах заданного интервала).
Усложнение игр идет в направлении поиска тонких градаций цвета и изменений цвета в зависимости от освещения.
Для детей, адекватно воспринимающих и воспроизводящих цвет, основная цель - развитие представлений о богатстве цветовых оттенков и возможности их получения посредством смешения цветов. Она усложняется двумя факторами:
а) уменьшение интервала цветотоновых различий,
б) изменение цвета в зависимости от формы и освещения предметов.
Обучения цветослепых детей задачи усложняются тем, что дошкольники должны находить оттенки цвета с небольшим диапазоном цветовых отличий, а также упражняться в назывании цветов той цветовой гаммы, в которой они с трудом ориентируются.
Большая часть упражнений приходится на коричневый цвет, поскольку он является сложным цветом и в зависимости от цветового тона ими воспринимается то фиолетовым, то малиновым.
Таким образом, в начале вводятся дидактические игры на повторение и закрепление изученных ранее цветов и их оттенков. Затем вводятся игры на цветовых эталонах от сине-зеленого до синего, сине-фиолетового до фиолетового диапазонов. Цветослабым выделяется больше времени для выполнения работы, поскольку процесс восприятия цвета у них замедлен.
Окончательный этап формирования цветовосприятия по средствам дидактических игр направлен на повторение, закрепление и систематизацию ранее изученных понятий.



Заключение

Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что видят в рисунке, аппликации.
К четырем – пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе взрослый может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Ребенок усваивает, что не только яркие цвета, но еще и вкусные, приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому. Восприятие цвета и его оттенков у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные – тревожными, несущими опасность.
Обогащая опыт ребёнка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их знаний – это основные средства улучшения качества восприятия.
Основными из задач развития восприятия цвета являются:
1. Знакомство детей с основными и дополнительными цветами.
2. Обучение различению основных и дополнительных цветов, выделению нужного цвета из множества других цветов.
3. Формирование умений называть основные и дополнительные цвета, анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.
4. Подбирать и передавать в рисунке цвета реально существующих предметов действительности.
5. Формирование интереса к работе с цветом.
6. Формирование понятий «Тёплые цвета», «Холодные цвета».
7. Формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире. Эти представления в ходе занятий уточняются, конкретизируются в процессе наблюдений, экскурсий, бесед.
8. Знакомство с особенностями влияния цвета на эмоциональное настроение.
Дидактическая игра – один из оптимальных способов развития цветовосприятия у старшего дошкольника.
Формирование знаний о цвете осуществляется на протяжении целого ряда игр которые могут быть посвящены различной тематике и на основе предварительной диагностики, определяющей особенности развития цветовосприятия каждого ребенка.
Дидактические игры начинаются с усвоения и повторения детьми основного спектра цветов. После усвоения детьми основного спектра цветов вводятся игры на повторение и закрепление изученных ранее цветов и их оттенков. Затем тренировка осуществлялась на цветовых эталонах от сине-зеленого до синего, сине-фиолетового до фиолетового диапазонов. Цветослабым выделяется больше времени для выполнения работы, поскольку процесс восприятия цвета у них замедлен.
Окончательный этап формирования цветовосприятия по средствам дидактических игр направлен на повторение, закрепление и систематизацию ранее изученных понятий, а также умение детей апеллировать цветами основного спектра и их оттенками.




Понятийный аппарат


Диапазон – разница между максимумом и минимумом явления. В цвете от самого темного до самого светлого.

Дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

Перцептивный эталон - совокупность субъективных представлений человека о качествах, которыми должна обладать объект или предмет восприятия.

Спектр - разноцветная полоса, выявляющая основные цвета света, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму или диффракционную решетку.

Цветовосприятие – восприятие спектра цветов.

Цветослепые дети – дети, не различающие или слабо различающие цвета









Список литературы
Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998.
Булычева А.И., Бурлакова И.А., Варенцова Н.С. и др. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В.. - М.: издательство «Гном и Д», 2001.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер М.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
Ветлугина И.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. - М.: Педагогика, 1972.
Казакова Т.Г.. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1985.
Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 2003.
Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1977.
Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. - М.: Книголюб, 2003.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки». – М.:  «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2006.
Программа «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет в детском саду. - М.: Педагогика, 1994.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобретательная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2003.
Тихомирова, Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Якунина С. Дидактические игры по цветовосприятию в детском саду.//Ребенок в детском саду – 2008 - № 5.
Яхнин Л.Л. Программа развития и обучения дошкольника. Радуга. Книга о цвете для детей 5-6 лет. - М.: Олма-Пресс, 2002.


Ветлугина И.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. - М.: Педагогика, 1972. с. 36.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобретательная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2003. с. 42.
Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. с. 207.
Якунина С. Дидактические игры по цветовосприятию в детском саду.//Ребенок в детском саду – 2008 - № 5. с.41.
Булычева А.И., Бурлакова И.А., Варенцова Н.С. и др. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В.. - М.: издательство «Гном и Д», 2001. с. 51.
Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 2003. с. 7.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер М.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. с. 96.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобретательная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2003. с. 57.
Якунина С. Дидактические игры по цветовосприятию в детском саду.//Ребенок в детском саду – 2008 - № 5. с.38.
Тихомирова, Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976
Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. - М.: Книголюб, 2003.












34

Список литературы
1.Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
2.Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998.
3.Булычева А.И., Бурлакова И.А., Варенцова Н.С. и др. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В.. - М.: издательство «Гном и Д», 2001.
4.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер М.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
5.Ветлугина И.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. - М.: Педагогика, 1972.
6.Казакова Т.Г.. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1985.
7.Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 2003.
8.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1977.
9.Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. - М.: Книголюб, 2003.
10.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2006.
11.Программа «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет в детском саду. - М.: Педагогика, 1994.
12.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобретательная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2003.
13.Тихомирова, Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
14.Якунина С. Дидактические игры по цветовосприятию в детском саду.//Ребенок в детском саду – 2008 - № 5.
15.Яхнин Л.Л. Программа развития и обучения дошкольника. Радуга. Книга о цвете для детей 5-6 лет. - М.: Олма-Пресс, 2002.

Вопрос-ответ:

Как развивается цветовосприятие у детей в детском возрасте?

Цветовосприятие у детей развивается постепенно. В начале дети могут видеть только основные цвета, а затем они начинают различать все больше оттенков. Развитие цветовосприятия происходит через опыт визуального восприятия и общения с окружающей средой. Дети также могут учиться называть цвета и классифицировать их по группам.

В чем особенности цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста развитие цветовосприятия достигает более сложного уровня. Они уже могут различать более тонкие оттенки цветов и использовать их в своей речи. Дети начинают интересоваться различными комбинациями цветов и могут использовать их в своих рисунках и играх.

Как дидактические игры помогают развить цветовосприятие у детей старшего дошкольного возраста?

Дидактические игры предоставляют детям возможность играть и учиться одновременно. Они могут использовать цвета в различных заданиях и играх, что способствует развитию их цветовосприятия. Игры также помогают детям учиться классифицировать цвета и различать их оттенки.

Какие возможности предоставляет дидактическая игра для формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра предоставляет детям возможность практического применения и развития их цветовосприятия. Они могут участвовать в заданиях, требующих классификации цветов, сопоставления оттенков и создания комбинаций цветов. Игры также помогают развивать моторику рук и координацию движений, что также важно для формирования цветовосприятия.

Что такое цветовосприятие и почему оно важно для развития детей?

Цветовосприятие - это способность человека воспринимать и различать цвета. Оно играет важную роль в развитии детей, так как помогает им узнавать и классифицировать окружающий мир, а также развивает их воображение и творческие способности.

Как развивается цветовосприятие у детей в детском возрасте?

Цветовосприятие у детей развивается постепенно. Сначала дети могут различать только основные цвета, затем они начинают узнавать более сложные оттенки. В процессе игр и обучения дети активно развивают свои навыки цветовосприятия.

Какие особенности цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста развитие цветовосприятия достигает своего пика. Они уже могут различать большое количество цветов и оттенков, а также сопоставлять их с предметами и явлениями окружающего мира. Однако, у них еще могут быть проблемы с пониманием названий цветов и их классификацией.

Какие дидактические игры можно использовать для развития цветовосприятия старших дошкольников?

Для развития цветовосприятия старших дошкольников можно использовать различные дидактические игры, например, игры на сортировку по цветам, игры на распознавание цветов и их названий, игры на создание композиций из разных цветов и т.д.

Каким образом дидактическая игра помогает формированию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра помогает формированию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста, так как через игру дети активно взаимодействуют с различными цветами, учатся их различать, соотносить с предметами окружающего мира и узнавать их названия. Игры делают процесс обучения более интересным и эффективным.

Какие возможности предоставляет дидактическая игра для формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста?

Дидактическая игра предоставляет детям возможность активно взаимодействовать с цветами, что способствует развитию и улучшению их цветовосприятия. Через игру дети могут изучать и различать разные оттенки, насыщенность цветов, а также учиться классифицировать их по группам.

Какое значение имеет использование дидактических игр в развитии цветовосприятия старших дошкольников?

Использование дидактических игр является эффективным методом развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают расширить знания детей о цвете, научиться правильно его называть, отличать оттенки и создавать гармоничные сочетания цветов. Такие игры помогают развивать наблюдательность, внимание, память и логическое мышление у детей.