Современные аспекты логопедии
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 14.08.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Методологическая основа логопедии
2.Современные аспекты логопедии
3.Тестопластика
4.Арт-терапия
Заключение
Список литературы
Игра-, сказка-, изо-, музыка- терапия― вот те слагаемые артпедагогики, в которых ребенок творит, создает что-то свое уникальное и тем самым выражает себя, познает и совершенствует. Наиболее универсальным способом воздействия на ребенка является ритмическая пульсация. В конце 20-го века ученые доказали, что ритм усиливает энергетическую активность мозга. Он может лежать в основе коррекционного воспитания и быть лечебным при определенных условиях: дозировка, систематизация, конвейерный принцип работы над ритмом Он помогает вовлекать в процесс даже трудных, неподдающихся детей. А это просто необходимо для тех, кто имеет речевые расстройства, так как у каждого из них есть сопутствующие соматические заболевания и незначительные отклонения в состоянии нервной системы. Спутниками этих детей в детском саду, потом и в школе являются недостаточность внимания, расторможенность, непослушание, несобранность, вялость и леность. Для коррекции нарушений речи у детей нами использовалась арртерапия, в основе которой лежит работа с гласными звуками.Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу каждого слова. От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота речи ребенка. К тому же систематические упражнения с гласными звуками исполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции, развитию фонематического слуха. Известно, что в произношении гласных звуков русского языка лицевые мышцы выполняют доминирующую роль. Неправильная работа лицевых мышц при произношении гласных звуков у детей приводит к «хаосу» в коре головного мозга, и в дальнейшем это скажется на их письменной речи.В восточной медицине давно известны методы лечения звуками (звукотерапия). Нередко у детей с недоразвитием речи нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков, дети произносят не четко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка: звукового, звукослогового, звукобуквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. При этом существенно, что использование гласных звуков обеспечивает и здоровьесберегающей эффект. Правильное произношение гласных звуков детьми и умение слышать и вслушиваться в эти звуки имеет огромное значение для коррекции звукопроизношения и оздоровления в целом. Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и выполнять артикуляционные упражнения с артикуляционными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками: А― показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. О― указательный палец соединяется с большим, образуя кольцо, остальные выпрямлены. У― кисть сжата в кулак. Имитация очень маленького ротового отверстия. И― «улыбка». Большой палец и мизинец выставлены, тогда как остальные пальцы сжаты в кулак. Э― мягкие свободные руки показать ладошкой вверх. Имитация открытого, но не столь напряженного рта, как при звуке «А» Ы― указательный и большой пальцы левой руки образуют кольцо, остальные прямые плотно сжатые пальцы подняты вверх. Пальцы правой руки все плотно сжаты и подняты вверх.Весьма привлекательно, что использование гласных звуков не требует особого таланта или специальных способностей, этим даром обладают все. Приведем для примера гласные звуки, которые оказывают воздействие на различные органы (Э И Гоникман, 2003) Вот они: И― колебание в голове; Э― глотка, гортань, щитовидная и паращитовидная железы; А― верхние доли легких; О― средняя часть груди; ОУ― нижняя часть легких, сердца, печени, желудок; О― диафрагма, печень, желудок; И― почки; ОО-ИИ― сердце;Результаты практической работы в течение последних лет с детьми от 4 до 7 лет и старше свидетельствуют, что такая методика обеспечивает хорошую эффективность профилактики и коррекции нарушений речи детей. Это приводит к улучшению слухового восприятия, фонематического слуха, логического мышления, слухоречевой памяти. Речь детей становится более чёткой, понятной и в целом улучшается общее состояние здоровья детей.ЗаключениеПочти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.Речевые нарушения чаще всего возникают у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей. Знание логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения у детей, но и вовремя предупреждать их.Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.Формирование социальных представлений неразрывно связано с речевым, познавательным и социально-личностным развитием ребёнка. Следовательно, проведение коррекционно-логопедической работы в процессе формирования социальных представлений будет способствовать не только преодолению речевых нарушений, но и социализации и интеграции дошкольников с нарушениями речи. Список литературыАнохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1975. Архипова Е. Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» -М.,2008.Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» -М.,1991.Павлов И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951.Пятибратова Н. Отвечает логопед. – М.: ИФ "Унисерв", 2009Шеповальников А. Н.Анализ пространственновременной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2007. — Т. 57. — № 6. — С. 663–672.СанктПетербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dnssystems net/~yur002/SWLW/index.shtml (10.01.2012).
2. Архипова Е. Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» -М.,2008.
3.Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» -М.,1991.
4.Павлов И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951.
5.Пятибратова Н. Отвечает логопед. – М.: ИФ "Унисерв", 2009
6.Шеповальников А. Н.Анализ пространственно¬временной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2007. — Т. 57. — № 6. — С. 663–672.
7.Санкт¬Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследо¬ваниям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dns¬systems net/~yur002/SWLW/index.shtml (10.01.2012).
Вопрос-ответ:
Какие методологические основы лежат в основе логопедии?
Методологическая основа логопедии включает в себя системный подход к изучению речевых нарушений, использование комплексных методик диагностики и коррекции, применение индивидуального подхода к каждому ребенку и использование современных научных достижений в области лингвистики, психологии и нейрофизиологии.
Какие современные аспекты логопедии существуют?
Современные аспекты логопедии включают в себя использование компьютерных программ и технологий для диагностики и коррекции речевых нарушений, проведение индивидуальных и групповых занятий с использованием игровых и творческих методов, применение новых подходов к работе со специальными категориями детей (например, детей с аутизмом или задержкой речевого развития), исследования в области нейропластичности и восстановительной логопедии.
Что такое тестопластика?
Тестопластика - это методика логопедической коррекции, основанная на использовании специальных тестов, которые позволяют оценить уровень развития речи у ребенка и определить перспективы его коррекции. В процессе тестопластики применяются различные упражнения и игры, направленные на развитие речи и устранение ее нарушений.
Что такое арт-терапия и как она применяется в логопедии?
Арт-терапия - это метод логопедической коррекции, основанный на использовании различных видов искусства (игра, сказка, изобразительное искусство, музыка), чтобы помочь ребенку выразить свои эмоции, развить творческие способности и улучшить речевую коммуникацию. В логопедии арт-терапия используется для развития речи у детей с различными речевыми нарушениями.
Какое воздействие на ребенка оказывает ритмическая пульсация?
Ритмическая пульсация оказывает положительное воздействие на ребенка, так как стимулирует его мозговую активность и помогает улучшить речевую коммуникацию. Исследования показали, что ритм усиливает энергетическую активность мозга, что в свою очередь способствует лучшему восприятию и произношению слов, а также регуляции речевого дыхания.
Что является методологической основой логопедии?
Методологической основой логопедии является комплексный подход к изучению и лечению речевых нарушений. Она объединяет в себе знания и методы из различных областей науки, таких как лингвистика, психология, медицина и педагогика.
Какие современные аспекты есть в логопедии?
В современной логопедии акцент делается на ранней диагностике и коррекции речевых нарушений у детей. Также важными аспектами являются индивидуальный подход к каждому ребенку, использование современных технологий и методик, а также взаимодействие с родителями и другими специалистами.
Что такое тестопластика?
Тестопластика - это методика логопедического лечения речевых нарушений с помощью игровых и тестовых заданий. Она позволяет диагностировать уровень развития речи у ребенка и определить оптимальные методы его коррекции.
Чем отличается арт-терапия от других видов артпедагогики?
Арт-терапия - это форма творческой терапии, которая использует различные художественные выражения (рисование, музыка, танец и т.д.) для лечения и саморазвития. В отличие от других видов артпедагогики, арт-терапия фокусируется на эмоциональном и психологическом состоянии человека и помогает ему находить внутренний ресурс и самовыражение.