Использование атр-терапии при изучении иностранного языка у младших школьников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 24 24 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 16.08.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Определение арт-терапии и ее современные методы при работе с детьми
Глава 2. Использование арт-терапии в педагогике
Глава 3. Технология обучения английскому языку младших школьников с использованием арт-терапии
Заключение
Библиография




Фрагмент для ознакомления

В зависимости от использования наглядный иллюстративный материал может обеспечивать правильность осмысления материала, или служить опорой в понимании материала на слух, или поможет создать условия для практического применения усваиваемого материала.
Для эффективного обучения детей иностранному языку посредством использования наглядности рекомендуется задействовать картинки, игрушки при обучении школьников новым средствам общения и для тренировки в их употреблении. Для создания у детей речевой инициативы следует предлагать им вербальные и иллюстративные опоры.
Иллюстративные, вербальные, экстралингвистические (напр. жесты, которые использует учитель) средства наглядности создают эффект «присутствия» в конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.
Позитивно на эмоциональное состояние школьников воздействуют сказки, поскольку они снижают тревожность и негативные проявления детей. Работа со сказкой помогает развивать все виды речевой деятельности на уроке английского языка. Когда сказка прочитана, учитель может организовать обсуждение поведения персонажей, что развивает навыки говорения. Также можно развивать навыки говорения в ходе постановки эпизодов сказки. Для развития навыка письма можно дать учащемуся дописать продолжение сказки в качестве домашнего задания. При использовании аудио- и видеоматериалов сказок можно развивать навыки аудирования.
Как было сказано выше, обучение младших школьников иностранному языку строится как диалог культур - национальной и иноязычной. Для формирования и развития лингвистической компетенции эффективно включение песен в ход занятия, поскольку песни помогают формировать навыки произношения, способствуют расширению словарного запаса детей.
Для формирования лингвострановедческой компетенции и в качестве технологии арт-терапевтических занятий приведем пример занятия по английскому языку. Преподаватель рассказывает детям о традициях празднования Рождества в Англии. После рассказа дети раскрашивают изображение Санта Клауса. В процессе раскрашивания можно комментировать на иностранном языке действия учеников, можно повторять цвета, части тела, названия игрушек. Когда рисунок готов, учитель предлагает детям сравнить Санта-Клауса с русским Дедом Морозом, используя при этом изученный материал. Такая технология позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка и увеличить эффективность обучения благодаря тому, что школьники используют английский язык не только в искусственно создаваемых условно-речевых ситуациях, но и в реальной жизни.
Эффективность системного применения арт-терапии на занятиях по иностранному языку в качестве средства развития творческого мышления младших школьников экспериментально проверена и подтверждена в исследовании М.Ю.Алексеевой.
Следует отметить, что арт-технологии подходят для работы с учащимися различных способностей, а также в смешанных группах с сильными и слабыми учениками, поскольку они дают возможность каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад индивидуально. Применение арт-технологий позволяет сделать обучение иностранному языку в начальной школе интересным, нескучным, очень живым, творческим и разнообразным. При правильной реализации технологии арт-терапевтических занятий они способствуют успешному обучению, повышая интерес учеников и внутреннюю мотивацию деятельности.

Заключение

Искусство составляет важнейшую часть духовной жизни человека, а основы духовности закладываются в детстве преимущественно через воспитание и образование.
У каждого ребенка есть творческий потенциал, но зачастую без поддержки и поощрения со стороны взрослых со временем творческое мышление ребенка и способность создавать новое отмирает, исчезает из-за невостребованности. Поэтому основная задача работы с детьми – это создание условий для развития личности ребенка и его творческого самовыражения. Творческое отношение к себе и окружающему миру должно стать естественной реакцией на изменяющиеся обстоятельства.
Арт-терапия в последние годы плотно вошла в педагогику и приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательную, диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую и развивающую. Арт-терапия помогает выявить подавляемые переживания, найти безопасное разрешение внутренних конфликтов, снизить эмоциональную напряженность, интегрировать различные аспекты личности.
Исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, реализует познавательные интересы детей, расширяет общий и художественный кругозор учеников. Арт-педагогика позволяет школьникам увидеть и прочувствовать мир во всем его многообразии, и более того, научиться его преобразовывать через художественные технологии. Искусство, с одной стороны, является источником новых положительных эмоций и переживаний детей, стимулирует творческие потребности, и с другой стороны помогает реализовывать социально-педагогические и образовательные технологии.
Педагогические возможности использования средств арт-терапии в учебном процессе: развивающие, воспитательные, диагностические, организационные, и педагогические особенности использования элементов арт-терапии педагогом.
Эффективность регулярного применения арт-терапии на занятиях по иностранному языку в качестве средства развития творческого мышления младших школьников подтверждена экспериментально.
Для достижения желаемых результатов при обучении иностранному языку следует учитывать следующие особенности: 1) Ребенок является субъектом учебного процесса, он находится в центре обучения. 2) Язык усваивается детьми как средство общения. 3) Язык усваивается учащимися как средство приобщения к другой культуре. Среди вариантов технологий использования арт-терапии на уроках иностранного языка следует отметить творческую игру, иллюстративную наглядность, театральные спектакли, постановки, кинофильмы, мультфильмы, cказки, песни, танцы, стихи и рифмовки, игры, компьютерное творчество.
Использование технологий арт-терапии в ходе обучения младших школьников является эффективным способом вовлечения детей в процесс обучения и повышения их мотивации при обучении иностранному языку в начальной школе.




Библиография

"Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.
Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
Алексеева М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку). Дисс.канд.пед.наук.–Курск, 2007. 244 с.
Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003б.
Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 36 с.
Будза А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. – СПб.: Феникс, 2006. – 319 с.
Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
Ермолаева Е.В. Становление и развитие раннего школьного обучения иностранным языкам в отечественном образовании. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук - Ульяновск, 2010.
Качурина О.И. Арт-терапия в педагогике. 2005 г. http://festival.1september.ru/articles/212738/
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. С-Пб.: Речь, 2008. 160 с.
Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.
Копытин А.И. Системная арт-терапия. – С-Пб.: Питер, 2001. 224 с.
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций, 2007, №4
Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. "Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии". – СПб.: Речь, 2006.
Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. -- №9. – с. 27-34.
МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, №1, С.10-23, 2005.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 246 с.
Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2005. С. 993-999.
Петричук И.И. Еще раз об игре. Иностранные языки в школе №2. 2008. 37 с.
Подгорнева Г.А. Особенности Организации процесса обучения иностранному языку на младшей ступени. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=57870
Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.
Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. "Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям". СПб.: Речь, 2007г.











2


Библиография

1. "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.
2.Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
3.Алексеева М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку). Дисс.канд.пед.наук.–Курск, 2007. 244 с.
4. Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003б.
5.Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 36 с.
6.Будза А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. – СПб.: Феникс, 2006. – 319 с.
7.Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
8.Ермолаева Е.В. Становление и развитие раннего школьного обучения иностранным языкам в отечественном образовании. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук - Ульяновск, 2010.
9.Качурина О.И. Арт-терапия в педагогике. 2005 г. http://festival.1september.ru/articles/212738/
10.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
11.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. С-Пб.: Речь, 2008. 160 с.
12.Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
13.Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.
14.Копытин А.И. Системная арт-терапия. – С-Пб.: Питер, 2001. 224 с.
15.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций, 2007, №4
16.Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. "Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии". – СПб.: Речь, 2006.
17.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. -- №9. – с. 27-34.
18.МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, №1, С.10-23, 2005.
19.Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 246 с.
20.Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2005. С. 993-999.
21.Петричук И.И. Еще раз об игре. Иностранные языки в школе №2. 2008. 37 с.
22.Подгорнева Г.А. Особенности Организации процесса обучения иностранному языку на младшей ступени. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=57870
23.Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.
24. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. "Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям". СПб.: Речь, 2007г.

Вопрос-ответ:

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия - это метод психотерапии, который использует художественные материалы и процессы для помощи клиентам в выражении своих эмоций, улучшении самоосознания, снижении стресса и снятии психологических проблем.

Какие современные методы арт-терапии используются при работе с детьми?

Среди современных методов арт-терапии, применяемых у детей, можно выделить рисование, лепку, коллаж, театральные постановки, музыкальные импровизации и другие креативные методики.

Как арт-терапия используется в педагогике?

В педагогике арт-терапия используется для развития творческого мышления, фантазии, эмоциональной сферы, межличностных навыков и других аспектов личностного развития детей. Она позволяет учащимся более эффективно усваивать знания, выражать свои мысли и чувства, а также повышает мотивацию к обучению.

Какая технология обучения английскому языку младших школьников с использованием арт-терапии представлена в статье?

В статье представлена технология, основанная на использовании арт-терапии для обучения английскому языку у младших школьников. Она включает в себя проведение творческих занятий, игр, ролевых ситуаций, создание коллективных проектов и других активностей, которые способствуют эффективному изучению языка и развитию детей.

Какой эффект может достигаться при использовании арт-терапии в обучении иностранному языку?

При использовании арт-терапии в обучении иностранному языку достигается улучшение навыков коммуникации, развитие творческого мышления, повышение мотивации к изучению языка, улучшение самооценки и уверенности в себе, а также формирование позитивного отношения к учебному процессу.

Что такое арт-терапия и какие методы существуют при работе с детьми?

Арт-терапия - это метод психотерапии, основанный на использовании художественных материалов и креативного процесса. Существуют различные методы арт-терапии, включая рисование, лепку, коллажи и другие.

Каким образом арт-терапия может быть использована в педагогике?

Арт-терапия можно применять в педагогической работе для создания благоприятной обстановки в классе, развития креативности и выражения эмоций у учеников, а также для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Каким образом арт-терапия может быть использована при обучении английскому языку младших школьников?

Арт-терапия может быть использована при обучении английскому языку младших школьников путем создания разнообразных проектов, ассоциированных с изучаемым языком, использования иллюстративного материала и проведения творческих активностей.

Какой роль может играть наглядный иллюстративный материал в процессе обучения?

Наглядный иллюстративный материал может служить опорой в понимании материала на слух, помочь создать ассоциации и ассоциировать новые слова с изображениями или событиями.

Какие преимущества может дать использование арт-терапии в обучении иностранному языку?

Использование арт-терапии при обучении иностранному языку может способствовать развитию креативности, эмоциональной и социальной компетентности учеников, а также помочь им лучше запоминать иностранные слова и выражения благодаря ассоциациям и эмоциональному вовлечению в процесс обучения.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия - это метод психотерапии, который использует художественные и творческие процессы для помощи людям в выражении своих эмоций, обработке травмы и достижении личностного роста и развития.

Какие методы арт-терапии применяются при работе с детьми?

При работе с детьми используются различные методы арт-терапии, такие как рисование, лепка, коллаж, музыкальная импровизация и танцевальные движения. Эти методы позволяют детям выразить свои чувства и эмоции, разработать своеобразный язык и улучшить свои коммуникативные, когнитивные и эмоциональные навыки.