Семья и общество
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 8 + 8 источников
- Добавлена 16.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Описание семинара
1. Семья как социальный институт
2. Виды брака
3. Жилищный (жизненный) цикл семьи
Список литературы
Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). (2, c. 17)
В заключение обратим внимание на то, что это еще не все виды браков. Сегодняшнее общество создает новые и новые формы. В основе некоторых есть нечто первобытное, других же – зеркальное отражение нашего современного мышления.
3. Жилищный (жизненный) цикл семьи
Ведущий семинара: И перейдем к заключительному вопросу, который касается жизненного цикла семьи.
1. Вопрос к студентам: Какие этапы в жизни семьи вы знаете? Назовите их, пожалуйста. Для этого объединитесь в группы по 3-4 человека и обсудите данный вопрос. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
Действия студентов: студенты объединяются в небольшие группы по 3-4 человека и обсуждают задание. Далее один человек от группы выходит к доске и записывает в столбик результат работы группы.
Ответ: Жизненный цикл семьи состоит из следующих этапов:
Новая пара.
Рождение первого ребенка.
Семья с детьми школьного возраста.
Семья со взрослеющими детьми.
Начало разделения семьи.
Родители без детей («пустое гнездо»).
Супружеская пара в (пенсионном) возрасте.
Одинокое старение.
Давайте посмотрим теперь на жизненный цикл семьи, представленный на рисунке, и выясним, какая группа была ближе к истине. (5, c. 107)
Ведущий семинара достает и показывает студентам рис. 1.
Рис. 1. Жизненный цикл семьи (модифицировано по Garcia – Shelton и Натт).
2. Вопрос к студентам: Давайте теперь рассмотрим каждый этап подробнее. В чем суть первого этапа?
Действия студентов: один из студентов вызывается отвечать.
Ответ: Новая пара в наше время зачастую решает жениться только тогда, когда уже ожидает ребенка. Другие причины, как, например, совместное проживание в общей квартире, теперь, в нашем культурно-правовом окружении уже не принуждают к женитьбе, как это было еще несколько десятилетий назад. На решение вступить в брак могут также повлиять финансовые соображения.
Если ответ студента не совсем совпадает с изложенным выше, ведущий семинара его дополняет.
3. Вопрос к студентам: Давайте рассмотрим второй этап – это этап рождения первого ребенка. Кто готов ответить?
Ответ: Рождение первого ребенка представляет собой важнейший момент в жизни семьи. По-новому переосмысливается профессиональная деятельность (чаще всего супруги), резко меняется ситуация с доходами. Требуется место в детском саду, если родители вынуждены продолжать работать или хотят стимулировать социальное развитие единственного ребенка в детском коллективе. Появление второго и третьего ребенка не вызывает таких серьезных перемен в семье, как рождение так называемого позднего ребенка, который намного младше своих братьев и сестер и воспитывается в условиях, как если бы он был единственным ребенком.
3. Вопрос к студентам: Что происходит, когда дети учатся в школе, на следующем этапе?
Ответ: Последующие годы жизни в семье определяет учеба детей в школе. Также семья, как правило, отдыхает вместе во время школьных каникул.
4. Вопрос к студентам: Что происходит в семье, где дети взрослеют?
Ответ: Для семьи с взрослеющими детьми расстановка новых акцентов связана с профессиональной подготовкой детей или с учебой их вузе. Они начинают идти своим путем.
5. Вопрос к студентам: А при начале разделения семьи какие изменения происходят?
Ответ: Начало разделения семьи знаменуется первыми прочными привязанностями и любовными отношениями детей. Одновременно с женитьбой или новой жизненной связью начинает развиваться новая семья и новый жизненный цикл следующего поколения.
6. Обращение к студентам: Хорошо. Как вам, наверное, уже стало понятно, ситуация «пустого гнезда» – это стадия, на которой все дети покидают родительский дом, начинают жить самостоятельно. А к фазе совместного старения супружеской пары непосредственно примыкает период одинокого старения. Давайте обсудим этот период подробнее. Как видно на рис. 2, период одинокого старения значительно больше у женщин. (8, c. 103)
Рис. 2. Население России по возрасту и полу в 2008 г. (тыс. чел)
В этой связи следует отметить, что в возрасте 20-29 лет имеется незначительный перевес мужчин, однако с возрастом численность женщин преобладает кратно, а прогнозируемая тенденция в развитии народонаселения позволяет предположить, что это преобладание сохраниться и в дальнейшем.
Между тем фаза «родители без детей» является наиболее протяженной в жизненном цикле семьи. За счет сокращения периода производственной деятельности, досрочного ухода на пенсию – по состоянию здоровья или по производственным причинам – при возрастании продолжительности жизни пенсионный период вдов и вдовцов будет становиться все длиннее.
7. Вопрос к студентам: Особые стрессы в семье часто называют кардинальными изменениями жизненной ситуации. При этом различают предсказуемые и неожиданные перемены в жизненном цикле. Объединитесь, пожалуйста, снова в группы и попробуйте составить перечень предсказуемых и неожиданных перемен в жизненном цикле семьи. На выполнение задания у вас есть 5 минут.
Действия студентов: студенты объединяются в небольшие группы по 3-4 человека и обсуждают задание. Далее один человек от группы выходит к доске и записывает в столбик результат работы группы.
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось.
Ответ:
К числу предсказуемых переходов жизненного цикла семьи следует отнести:
рождение первого ребенка;
начало/конец учебы в школе;
выбор и получение детьми профессии;
первая любовь ребенка;
отпуск (каникулы) без опеки родителей;
женитьба/замужество детей и т.д.
Неожидаемые переходы могут быть связаны с:
рождением неполноценного ребенка;
утратой члена семьи;
потерей работы;
преступлением и тюремным заключением;
инвалидностью в результате несчастных случаев или болезни;
изменяющим жизнь заболеванием;
проблемами наркомании супругов или детей;
конфликтами партнерства, расставанием, разводом.
Отметим также, что все элементы семьи взаимосвязаны и составляют единое целое. Рождение семьи и ее жизнь, как и все социальные структуры и явления, подчиняются определенным закономерностям. Семья как система характеризуется постоянством структуры. Разлад в этой системе, потеря ее элементов (болезнь или смерть члена семьи) влекут за собой изменение во всех остальных ее частях по типу обратной связи и нередко приводят к кризису и умиранию семьи.
8. Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы студентов по теме занятия.
Список литературы
Антонов А.И. Социология семьи. Учебник. – М.: Инфра-М., 2010.
Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010.
Зритнева Е.И.Социология семьи. Учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Социология. – М.: Владос, 2006.
Исакович Е.И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 3.
Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Учебное Пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007.
Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики: Сб. – М. – 2009. – № 1.
Черняк Е.М. Социология семьи. Учебное пособие. – М., 2004.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
2
1.Антонов А.И. Социология семьи. Учебник. – М.: Инфра-М., 2010.
2.Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010.
3.Зритнева Е.И.Социология семьи. Учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Социология. – М.: Владос, 2006.
4.Исакович Е.И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 3.
5.Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Учебное Пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007.
6.Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики: Сб. – М. – 2009. – № 1.
7.Черняк Е.М. Социология семьи. Учебное пособие. – М., 2004.
8.Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
Вопрос-ответ:
Что такое семья?
Семья – это социальный институт, в рамках которого образуется и функционирует группа людей, объединенных брачными или кровными узами. Она является основной единицей общества и выполняет ряд задач, таких как воспитание детей, обеспечение экономической поддержки и эмоциональной поддержки членов семьи.
Какие бывают виды брака?
Виды брака могут различаться в зависимости от культурных и религиозных особенностей разных обществ. Включая гетеросексуальный брак, гомосексуальный брак, полигамный брак, платонический брак и т.д. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак, хотя это всё еще остается предметом обсуждения и дискуссий.
Каков жилищный цикл семьи?
Жилищный (жизненный) цикл семьи - это концепция, которая описывает различные этапы жизни семьи в контексте их жилищных потребностей. Он включает такие этапы, как молодоженство, прибавление новых членов семьи (рождение детей), переезды, уход взрослых детей и, в конечном итоге, пожилость. Каждый этап требует определенного типа жилища и обеспечивает новые вызовы и преимущества для семьи.
Какую роль играет семья в обществе?
Семья играет важную роль в обществе. Она обеспечивает стабильность, поддержку и заботу для своих членов. Семья также является местом, где передаются ценности, традиции и культурные нормы. Она также выполняет функции социализации, воспитания и контроля. Семьи образуют основу общества и оказывают значительное влияние на его развитие и процессы.
Каковы основные темы семинара?
Основные темы семинара включают в себя рассмотрение семьи как социального института, различные виды брака, а также понятие жилищного (жизненного) цикла семьи.
Какие виды брака рассматриваются в статье?
В статье указывается на то, что некоторые церкви, например Шведская епископальная, признают гомосексуальный брак. Кроме того, статья отмечает, что в современном обществе существуют различные формы брака, включая как традиционные, так и новые формы, основанные на современных представлениях и значениях.
Каково значение жилищного (жизненного) цикла семьи?
Жилищный (жизненный) цикл семьи описывает последовательность изменений и преобразований, которые происходят в семье от момента создания семьи до появления и выхода на пенсию детей. Этот цикл включает в себя несколько этапов, таких как брак, рождение детей, их взросление и выход из родительского дома.
Есть ли другие виды браков, которые не упоминаются в статье?
Статья указывает, что некоторые церкви признают гомосексуальный брак, но отмечает, что эти виды браков не являются единственными. Современное общество создает новые и новые формы брака, которые могут быть основаны как на первобытных представлениях, так и на современном мышлении.
Какие темы можно рассмотреть на семинаре о семье?
На семинаре о семье можно обсудить различные аспекты семейной жизни, включая роль семьи в обществе, различные виды брака и эволюцию семейных ценностей. Также можно рассмотреть вопросы связанные с проблемами в семье, семейными циклами, семейными традициями и т.д. Важно учесть множество подходов и точек зрения на эти вопросы и поощрить участников семинара к обмену мнениями и идеями.
Что такое семья как социальный институт?
Семья как социальный институт - это организация, основанная на брачных отношениях и взаимных обязательствах между партнерами. Она выполняет важную социальную функцию - воспитание детей и передачу ценностей и норм поведения от одного поколения к другому.