Семья и общество

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 21 21 страница
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 16.12.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Описание семинара
1. Семья как социальный институт
2. Виды брака
3. Жилищный (жизненный) цикл семьи
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). (2, c. 17)
В заключение обратим внимание на то, что это еще не все виды браков. Сегодняшнее общество создает новые и новые формы. В основе некоторых есть нечто первобытное, других же – зеркальное отражение нашего современного мышления.








3. Жилищный (жизненный) цикл семьи


Ведущий семинара: И перейдем к заключительному вопросу, который касается жизненного цикла семьи.
1. Вопрос к студентам: Какие этапы в жизни семьи вы знаете? Назовите их, пожалуйста. Для этого объединитесь в группы по 3-4 человека и обсудите данный вопрос. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
Действия студентов: студенты объединяются в небольшие группы по 3-4 человека и обсуждают задание. Далее один человек от группы выходит к доске и записывает в столбик результат работы группы.
Ответ: Жизненный цикл семьи состоит из следующих этапов:
Новая пара.
Рождение первого ребенка.
Семья с детьми школьного возраста.
Семья со взрослеющими детьми.
Начало разделения семьи.
Родители без детей («пустое гнездо»).
Супружеская пара в (пенсионном) возрасте.
Одинокое старение.
Давайте посмотрим теперь на жизненный цикл семьи, представленный на рисунке, и выясним, какая группа была ближе к истине. (5, c. 107)
Ведущий семинара достает и показывает студентам рис. 1.


Рис. 1. Жизненный цикл семьи (модифицировано по Garcia – Shelton и Натт).
2. Вопрос к студентам: Давайте теперь рассмотрим каждый этап подробнее. В чем суть первого этапа?
Действия студентов: один из студентов вызывается отвечать.
Ответ: Новая пара в наше время зачастую решает жениться только тогда, когда уже ожидает ребенка. Другие причины, как, например, совместное проживание в общей квартире, теперь, в нашем культурно-правовом окружении уже не принуждают к женитьбе, как это было еще несколько десятилетий назад. На решение вступить в брак могут также повлиять финансовые соображения.
Если ответ студента не совсем совпадает с изложенным выше, ведущий семинара его дополняет.
3. Вопрос к студентам: Давайте рассмотрим второй этап – это этап рождения первого ребенка. Кто готов ответить?
Ответ: Рождение первого ребенка представляет собой важнейший момент в жизни семьи. По-новому переосмысливается профессиональная деятельность (чаще всего супруги), резко меняется ситуация с доходами. Требуется место в детском саду, если родители вынуждены продолжать работать или хотят стимулировать социальное развитие единственного ребенка в детском коллективе. Появление второго и третьего ребенка не вызывает таких серьезных перемен в семье, как рождение так называемого позднего ребенка, который намного младше своих братьев и сестер и воспитывается в условиях, как если бы он был единственным ребенком.
3. Вопрос к студентам: Что происходит, когда дети учатся в школе, на следующем этапе?
Ответ: Последующие годы жизни в семье определяет учеба детей в школе. Также семья, как правило, отдыхает вместе во время школьных каникул.
4. Вопрос к студентам: Что происходит в семье, где дети взрослеют?
Ответ: Для семьи с взрослеющими детьми расстановка новых акцентов связана с профессиональной подготовкой детей или с учебой их вузе. Они начинают идти своим путем.
5. Вопрос к студентам: А при начале разделения семьи какие изменения происходят?
Ответ: Начало разделения семьи знаменуется первыми прочными привязанностями и любовными отношениями детей. Одновременно с женитьбой или новой жизненной связью начинает развиваться новая семья и новый жизненный цикл следующего поколения.
6. Обращение к студентам: Хорошо. Как вам, наверное, уже стало понятно, ситуация «пустого гнезда» – это стадия, на которой все дети покидают родительский дом, начинают жить самостоятельно. А к фазе совместного старения супружеской пары непосредственно примыкает период одинокого старения. Давайте обсудим этот период подробнее. Как видно на рис. 2, период одинокого старения значительно больше у женщин. (8, c. 103)

Рис. 2. Население России по возрасту и полу в 2008 г. (тыс. чел)
В этой связи следует отметить, что в возрасте 20-29 лет имеется незначительный перевес мужчин, однако с возрастом численность женщин преобладает кратно, а прогнозируемая тенденция в развитии народонаселения позволяет предположить, что это преобладание сохраниться и в дальнейшем.
Между тем фаза «родители без детей» является наиболее протяженной в жизненном цикле семьи. За счет сокращения периода производственной деятельности, досрочного ухода на пенсию – по состоянию здоровья или по производственным причинам – при возрастании продолжительности жизни пенсионный период вдов и вдовцов будет становиться все длиннее.
7. Вопрос к студентам: Особые стрессы в семье часто называют кардинальными изменениями жизненной ситуации. При этом различают предсказуемые и неожиданные перемены в жизненном цикле. Объединитесь, пожалуйста, снова в группы и попробуйте составить перечень предсказуемых и неожиданных перемен в жизненном цикле семьи. На выполнение задания у вас есть 5 минут.
Действия студентов: студенты объединяются в небольшие группы по 3-4 человека и обсуждают задание. Далее один человек от группы выходит к доске и записывает в столбик результат работы группы.
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось.
Ответ:
К числу предсказуемых переходов жизненного цикла семьи следует отнести:
рождение первого ребенка;
начало/конец учебы в школе;
выбор и получение детьми профессии;
первая любовь ребенка;
отпуск (каникулы) без опеки родителей;
женитьба/замужество детей и т.д.
Неожидаемые переходы могут быть связаны с:
рождением неполноценного ребенка;
утратой члена семьи;
потерей работы;
преступлением и тюремным заключением;
инвалидностью в результате несчастных случаев или болезни;
изменяющим жизнь заболеванием;
проблемами наркомании супругов или детей;
конфликтами партнерства, расставанием, разводом.
Отметим также, что все элементы семьи взаимосвязаны и составляют единое целое. Рождение семьи и ее жизнь, как и все социальные структуры и явления, подчиняются определенным закономерностям. Семья как система характеризуется постоянством структуры. Разлад в этой системе, потеря ее элементов (болезнь или смерть члена семьи) влекут за собой изменение во всех остальных ее частях по типу обратной связи и нередко приводят к кризису и умиранию семьи.
8. Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы студентов по теме занятия.


Список литературы


Антонов А.И. Социология семьи. Учебник. – М.: Инфра-М., 2010.
Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010.
Зритнева Е.И.Социология семьи. Учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Социология. – М.: Владос, 2006.
Исакович Е.И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 3.
Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Учебное Пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007.
Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики: Сб. – М. – 2009. – № 1.
Черняк Е.М. Социология семьи. Учебное пособие. – М., 2004.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.












2

Список литературы


1.Антонов А.И. Социология семьи. Учебник. – М.: Инфра-М., 2010.
2.Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010.
3.Зритнева Е.И.Социология семьи. Учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Социология. – М.: Владос, 2006.
4.Исакович Е.И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 3.
5.Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Учебное Пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007.
6.Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики: Сб. – М. – 2009. – № 1.
7.Черняк Е.М. Социология семьи. Учебное пособие. – М., 2004.
8.Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Вопрос-ответ:

Что такое семья?

Семья – это социальный институт, в рамках которого образуется и функционирует группа людей, объединенных брачными или кровными узами. Она является основной единицей общества и выполняет ряд задач, таких как воспитание детей, обеспечение экономической поддержки и эмоциональной поддержки членов семьи.

Какие бывают виды брака?

Виды брака могут различаться в зависимости от культурных и религиозных особенностей разных обществ. Включая гетеросексуальный брак, гомосексуальный брак, полигамный брак, платонический брак и т.д. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак, хотя это всё еще остается предметом обсуждения и дискуссий.

Каков жилищный цикл семьи?

Жилищный (жизненный) цикл семьи - это концепция, которая описывает различные этапы жизни семьи в контексте их жилищных потребностей. Он включает такие этапы, как молодоженство, прибавление новых членов семьи (рождение детей), переезды, уход взрослых детей и, в конечном итоге, пожилость. Каждый этап требует определенного типа жилища и обеспечивает новые вызовы и преимущества для семьи.

Какую роль играет семья в обществе?

Семья играет важную роль в обществе. Она обеспечивает стабильность, поддержку и заботу для своих членов. Семья также является местом, где передаются ценности, традиции и культурные нормы. Она также выполняет функции социализации, воспитания и контроля. Семьи образуют основу общества и оказывают значительное влияние на его развитие и процессы.

Каковы основные темы семинара?

Основные темы семинара включают в себя рассмотрение семьи как социального института, различные виды брака, а также понятие жилищного (жизненного) цикла семьи.

Какие виды брака рассматриваются в статье?

В статье указывается на то, что некоторые церкви, например Шведская епископальная, признают гомосексуальный брак. Кроме того, статья отмечает, что в современном обществе существуют различные формы брака, включая как традиционные, так и новые формы, основанные на современных представлениях и значениях.

Каково значение жилищного (жизненного) цикла семьи?

Жилищный (жизненный) цикл семьи описывает последовательность изменений и преобразований, которые происходят в семье от момента создания семьи до появления и выхода на пенсию детей. Этот цикл включает в себя несколько этапов, таких как брак, рождение детей, их взросление и выход из родительского дома.

Есть ли другие виды браков, которые не упоминаются в статье?

Статья указывает, что некоторые церкви признают гомосексуальный брак, но отмечает, что эти виды браков не являются единственными. Современное общество создает новые и новые формы брака, которые могут быть основаны как на первобытных представлениях, так и на современном мышлении.

Какие темы можно рассмотреть на семинаре о семье?

На семинаре о семье можно обсудить различные аспекты семейной жизни, включая роль семьи в обществе, различные виды брака и эволюцию семейных ценностей. Также можно рассмотреть вопросы связанные с проблемами в семье, семейными циклами, семейными традициями и т.д. Важно учесть множество подходов и точек зрения на эти вопросы и поощрить участников семинара к обмену мнениями и идеями.

Что такое семья как социальный институт?

Семья как социальный институт - это организация, основанная на брачных отношениях и взаимных обязательствах между партнерами. Она выполняет важную социальную функцию - воспитание детей и передачу ценностей и норм поведения от одного поколения к другому.