История и современное состояние проблемы групповой сплоченности
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 24.08.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Анализ проблемы групповой сплоченности в социальной психологии
1.1.Проблема групповой сплоченности в исследования зарубежных и отечественных психологов
1.2.Современные подходы к пониманию групповой сплоченности
1.3.Сплоченность как фактор групповой эффективности
Выводы
Заключение
Литература
Сплоченность как фактор групповой эффективностиИнтерес исследователей к сплоченности коллектива обусловлен тем, что ее часто характеризуют как фактор эффективности групповой деятельности. Однако когда это предположение получило эмпирическую проверку, проведенные данные не позволили сделать однозначные выводы о связи групповой сплоченности и эффективности групповой деятельности [1]. Экспериментальные исследования показали, что влияние сплоченности на результативность деятельности зависит от типа группы, вида сплоченности и ряда промежуточных переменных. Опираясь на теорию деятельностногоопосредованиямежличностных отношений в коллективе А.В. Петровского, Р.С. Немови А.Г. Шестаков экспериментально проверили гипотезу о различных взаимосвязях эмоциональных взаимоотношений и групповой эффективности в группах различного уровня развития [17]. Они установили, что межличностные взаимоотношения, опосредствованные содержанием деятельности (целевое единство и мотивационное единство группы) в коллективах более высокого уровня развития оказались существенным фактором успешности, причем более важным, чем эмоциональные взаимоотношения.А в группах сравнительно низкого уровня развития, где слой отношений, опосредствованных содержанием деятельности, недостаточно развит, деловые отношения могут подменяться эмоционально-межличностными, которые могут быть нейтральными или вообще препятствовать успешной совместной работе.В целом полученные Р.С. Немовыми А.Г. Шестаковым результаты показывают, что целевое и мотивационное единство коллектива выступает в качестве условия его успешной работы [17].По мнению A.B. Сидоренкова, ПДС и СПС оказывают различное влияние на групповую эффективность [19]. Так, ПДС в сочетании с групповой нормой продуктивности влияет на профессионально-предметную (экономическую и социальную) эффективность группы и стабильность ее совместной деятельности.К промежуточным факторам связи сплоченности и продуктивности деятельности также можно отнести мотивацию групповой деятельности, сверхнормативную активность, перекладывание ответственности на других членов группы.Однако высокая предметно-деятельностная сплоченность в некоторых случаях может приводить к снижению продуктивности групповой работы:при решении группой творческих задач, предполагающих разнообразие точек зрения, высокая сплоченность может приводить к феномену «оггрупления» мышления;при направленности группы на решение задач, не совпадающих полностью с заданными руководством организации, высокая сплоченность может наносить вред решению основных задач и взаимодействию группы с руководством;при низкой неформальной норме продуктивности высокая сплоченность будет жестко определять низкую реальную производительность группы [20].Кроме того, очень высокий уровень ПДС часто приводит к повышению конформности, инертности, консерватизму. Следствием этого также может быть снижение профессионально-предметной эффективности. СПС оказывает влияние на социально-психологическую эффективность и психологическую целостность группы. Это влияние усиливается по мере возрастания интенсивности взаимодействия членов группы.Вместе с тем, высокая социально-психологическая сплоченность в некоторых случаях может приводить к снижению продуктивности групповой работы:в случае, когда члены группы больше ориентированы на поддержание позитивных межличностных отношений, чем на высокую результативность групповой деятельности;высокий и стабильный уровень этого вида сплоченности может приводить к сдерживанию социально-психологического развития группы, поскольку стремление людей поддерживать хорошие отношения приводит к снижению их заинтересованности в изменении и развитии этих отношений, к подавлению любых причин, вызывающих дестабилизацию сложившихся взаимоотношений. В этом случае практически отсутствуют противоречия, которые являются универсальным источником саморазвития группы и отдельных её сегментов [20].Таким образом, предметно-деятельностная сплоченность в сочетании с групповой нормой продуктивности влияет на эффективность группы и стабильность ее совместной деятельности, а социально-психологическая сплоченность оказывает влияние на социально-психологическую эффективность и психологическую целостность и устойчивость группы.Влияние социально-психологической сплоченности на социальную эффективность (косвенно — на экономическую эффективность) усиливается по мере возрастания интенсивности взаимодействия членов группы. ВыводыГрупповая сплоченность является отражение таких особенностей малой группы, как стабильность, взаимная согласованность, эмоциональное принятие членов группы и пр. В процессе изучения этого феномена появилось несколько значительных направлений в понимании групповой сплоченности: аттрактивный, в котором внимание сфокусировано на привлекательности группы в целоми ее членов для индивида; когнитивно-оценочный, в котором акцент делается на социально-перцептивных процессах, происходящих при установлении межличностных связей или связей индивидов с группой; символико-интерпретативный, в котором групповая сплоченность рассматривается с позиции символической активности взаимодействующих индивидов.Среди современных моделей групповой сплоченности наиболее известны четырехфакторная модель, двухфакторная модель, а также микрогрупповая модель, созданная в рамках микрогрупповой концепции. В последней модели выделено два вида сплоченности группы: предметно-деятельностная (ПДС) и социально-психологическая (СПС).Высокая предметно-деятельностная сплоченность оказывает положительное влияние на эффективность трудовой деятельности: усиливается общая удовлетворенность трудом, профессиональная ответственность, в коллективе присутствует «чувство локтя». Высокая социально-психологическая сплоченность оказывает, скорее, негативное влияние на эффективность трудовой деятельности: люди больше сосредоточены не на деле, а на своих взаимоотношениях. При этом низкий уровень ПДС и СКС оказывает однозначно негативное влияние на эффективность трудовой деятельности.ЗаключениеВзаимодействие людей в группе естественнодля людей, но создание гармоничных взаимоотношений – задача нелегкая. Среди факторов, способствующих построению продуктивных взаимоотношений в группе, важное место принадлежит феномену групповой сплоченности. Сплоченность групп является основным условием высокой интеграции между членами групп, формирования отношений взаимопомощи, следствием чего становится удовлетворение своим трудом, высокая дисциплина, осуществление внутригруппового контроля и повышение производительности, которая в наибольшей степени зависит от стандартов труда, принятых в качестве устойчивой социальной нормы. Кооперация между членами группы, взаимопомощь при достижении целей тем значительнее, чем сплоченнее группа. У членов сплоченной группы весьма развитингрупповой фаворитизм (поддержка своей группы в любых, даже самых сложных ситуациях). Члены сплоченной группы эффективно работают просто в силу самого членства в данной группе (принадлежность к ней расценивается как вознаграждение). Они рассматривают себя как неотъемлемую часть коллектива организации, что положительно сказывается на работе организации. Важной характеристикой эффективной работы группы является дух кооперации, который сплачивает членов группы таким образом, что они работают вместе как единая команда, цементируя взаимодействия между членами группы. Это может быть достигнуто на основе веры в действенность и полезность усилий и действий группы; чувства общности группы; принятия групповых ценностей и норм; чувства доверия и защищенности; участия всех членов группы в выработке групповых решений; свободного обмена информацией; открытого выражения чувств, пристрастий и предпочтений; разрешения конфликтов всеми членами группы и пр.Однако в некоторых случаях высокий уровень групповой сплоченности может, наоборот, снизить эффективность и качество трудовой деятельности за счет покрывательства ошибок своих коллег, конформизма и нежелания отстаивать свое мнение из боязни ухудшить отношения в коллективе.Данная работа имела своей целью проанализировать основные теоретические подходы к определению феномена групповой сплоченности, а также определение влияния сплоченности коллектива на эффективность ее трудовой деятельности. В результате проведенного анализа цель работы была достигнута, гипотеза подтверждена, задачи выполнены.ЛитератураАндреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 363 с.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.Базаров Т.Ю., Кузьмина М.Ю. Процессы социальной идентичности в организациях // Российский психологический журнал. 2005. – №1. – С. 30-45.Богданов В.А. Графы групповых отношений и метод измерения сплоченности малых групп (постановка вопроса) // Психология личности и малых групп. – Л.: ЛГУ, 1977. – С. 64-67.Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003. – 272с.Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М.: МГУ, 1979. – 128 с.Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М.: Моск. ун-та, 1984. – С. 39–61.Зборовский Г.Е. Социальное сравнение как повседневное явление и социологическая проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/497/927/1219/002.ZBOROVSKY.pdfКелли Г., Тибо Д. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.A. Петровской. – М.: МГУ, 1984. – С. 61-81.Кричевский Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. – 1973. – № 3. – С. 174-184.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 127с.Марковская И.М. Основы социально-психологических знаний: Учебное пособие. – Челябинск: 2004. – 61 с. Мондрус А.Л. Исследование деятельностной и социально-психологической сплоченности малой группы / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика». – СПб: СПбГУП, 2008. – С. 70.Мондрус А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.пс.н. – Ростов-на-Д., 2008. – 25 с.Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Акад.проект, 2001. – 384 с.Немов Р.С., Шестаков А.Г. Сплоченность как фактор групповой эффективности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1981/813/813113.htmПетровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1984. – 272с.Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. – 2006. – №1. – С.44-53.Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы. – М.: Вузовская книга, 2011. – 174 с.Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Д. Тернера // Психологический журнал. – 1993. – № 3. – С. 115-125.Тернер Д. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.Тэджфел Г. Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.A. Петровской. – М.: МГУ, 1984. – С. 229-243.
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 363 с.
2.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.
3.Базаров Т.Ю., Кузьмина М.Ю. Процессы социальной идентичности в организациях // Российский психологический журнал. 2005. – №1. – С. 30-45.
4.Богданов В.А. Графы групповых отношений и метод измерения сплоченности малых групп (постановка вопроса) // Психология личности и малых групп. – Л.: ЛГУ, 1977. – С. 64-67.
5.Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003. – 272с.
6.Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М.: МГУ, 1979. – 128 с.
7.Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические пробле¬мы исследования. – М.: Моск. ун-та, 1984. – С. 39–61.
8.Зборовский Г.Е. Социальное сравнение как повседневное явление и социологическая проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/497/927/1219/002.ZBOROVSKY.pdf
9.Келли Г., Тибо Д. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.A. Петровской. – М.: МГУ, 1984. – С. 61-81.
10.Кричевский Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. – 1973. – № 3. – С. 174-184.
11.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
12.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 127с.
13.Марковская И.М. Основы социально-психологических знаний: Учебное пособие. – Челябинск: 2004. – 61 с.
14.Мондрус А.Л. Исследование деятельностной и социально-психологической сплоченности малой группы / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика». – СПб: СПбГУП, 2008. – С. 70.
15.Мондрус А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.пс.н. – Ростов-на-Д., 2008. – 25 с.
16.Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Акад.проект, 2001. – 384 с.
17.Немов Р.С., Шестаков А.Г. Сплоченность как фактор групповой эффективности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1981/813/813113.htm
18.Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1984. – 272с.
19.Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. – 2006. – №1. – С.44-53.
20.Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы. – М.: Вузовская книга, 2011. – 174 с.
21.Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Д. Тернера // Психологический журнал. – 1993. – № 3. – С. 115-125.
22.Тернер Д. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
23.Тэджфел Г. Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.A. Петровской. – М.: МГУ, 1984. – С. 229-243.
Вопрос-ответ:
Что такое групповая сплоченность?
Групповая сплоченность - это степень сближения и сотрудничества между членами группы. Она определяется тесными взаимоотношениями, уровнем доверия и взаимопомощи внутри группы.
В чем заключается проблема групповой сплоченности?
Проблема групповой сплоченности заключается в том, что не всегда все члены группы могут достичь высокого уровня сближения и сотрудничества. Это может быть обусловлено различными факторами, такими как конфликты, недостаток доверия и недостаток сотрудничества.
Какие подходы используются для понимания групповой сплоченности?
Существует несколько подходов для понимания групповой сплоченности. Один из них - это теория социальной идентичности, которая утверждает, что сплоченность возникает из-за общей идентичности между членами группы. Другой подход - это социодинамическая теория, которая сосредоточена на взаимодействии внутри группы и наличии общих целей.
Как сплоченность влияет на эффективность группы?
Сплоченность является фактором, который может повлиять на эффективность группы. Когда члены группы сближены и хорошо сотрудничают, они могут лучше решать проблемы, оперативно принимать решения и достигать поставленных целей. Сплоченность также может способствовать повышению мотивации и удовлетворенности членов группы, что в свою очередь повышает эффективность работы группы в целом.
Существует ли связь между сплоченностью и успехом группы?
Да, существует связь между сплоченностью и успехом группы. Исследования показывают, что группы со сильной сплоченностью имеют больше шансов достигнуть успеха в выполнении своих задач. Когда члены группы действуют вместе и поддерживают друг друга, они могут более эффективно использовать свои ресурсы и навыки для достижения общих целей.
Какие подходы существуют в определении групповой сплоченности?
В современной социальной психологии существует несколько подходов к определению групповой сплоченности. Некоторые исследователи рассматривают сплоченность как субъективный опыт принадлежности к группе и ощущения участников о том, что они являются частью коллектива. Другие подходы подчеркивают роль общих целей и ценностей, которые объединяют участников группы и способствуют их взаимодействию. Третий подход акцентирует внутреннюю структуру группы, включая связи и взаимодействие между участниками, а также степень координации и согласованности их действий.
Какие факторы влияют на групповую сплоченность?
Групповая сплоченность зависит от множества факторов. Некоторые из них включают общность целей, ценностей и интересов участников, степень взаимодействия и связи между ними, уровень доверия и поддержки внутри группы, а также ощущение справедливости и равенства в распределении ресурсов и вознаграждений. Также важными факторами являются лидерство, коммуникация, адекватность структуры и ролей внутри группы, а также внешние обстоятельства, включая социокультурный контекст и общество, в котором функционирует группа.
Как влияет сплоченность на эффективность группы?
Сплоченность группы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ее эффективность. Высокая степень сплоченности может способствовать лучшей координации действий участников, большей мотивации и взаимоподдержке. Это может привести к улучшению результатов работы группы, повышению ее продуктивности и достижению поставленных целей. Однако иногда чрезмерная сплоченность может привести к ограничению критического мышления, групповому давлению, снижению творческой самостоятельности и недостаточной гибкости в адаптации к изменяющимся условиям.
Какие проблемы исследуются в области групповой сплоченности в социальной психологии?
В области групповой сплоченности в социальной психологии исследуются различные аспекты, такие как формирование и развитие сплоченности в коллективе, факторы, влияющие на сплоченность, и роль сплоченности в эффективности групповой работы.
Какие подходы используются в современном понимании групповой сплоченности?
В современном понимании групповой сплоченности применяются различные подходы, такие как теория социальной идентичности, теория социальной общности и теория групповых норм. Также изучается роль эмоций и межгрупповых отношений в формировании сплоченности.
Как сплоченность влияет на эффективность групповой работы?
Сплоченность влияет на эффективность групповой работы, так как сплоченный коллектив способен лучше сотрудничать и координировать свои действия. Сплоченность также повышает мотивацию участников группы, укрепляет их взаимосвязи и способствует достижению общих целей.