Темперамент и особенности умственной деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 44 44 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 17.11.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи темперамента и особенностей умственной деятельности
1.1. Сущность темперамента как характеристики личности, его свойства и типы
1.2.Темперамент как детерминанта индивидуального стиля деятельности индивида
1.3. Понятие умственной деятельности и ее характеристика
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи темперамента и особенностей умственной деятельности
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ полученных данных
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Студенты, обладающие эмоциональной стабильностью и выраженной экстраверсией, малообщительны, обычно имеют одного, максимум двух - трех друзей, с которыми их объединяет общность интересов. Работать предпочитают в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Не разговорчивы, разговор сводят к выяснению сути вопроса, проблемы; малоэмоциональны. Не любят лезть в душу к другим, но и не допускают этого по отношению к себе. Мнение окружающих на их действия и позицию их волнуют мало, да если и волнуют, то опосредованно. Сами помощь предлагать не склонны, но отзывчивы на просьбы. Убедить их можно только доводами, логикой и фактами. Терпение этих молодых людей кажется беспредельным, но если воздействие чрезмерно, они способны на аффективные поступки.
В обучении предпочитают больше размышлять, чем действовать. Легко подчиняются установленному распорядку, вырабатывают систему в работе, устойчивы, трудолюбивы, но им мешает инертность там, где нужно быстро переключиться. Способны к глубокому анализу, ориентируются на весьма отдаленный результат.
13,3 % опрошенных студентов демонстрируют такие свойства темперамента, как эмоциональная нестабильность и интроверсия.
Эти свойства нервной системы соответствуют типу темперамента «меланхолик».
Эти студенты отличаются эмоциональной чувствительностью, ранимостью, глубокими переживаниями, склонностью постоянному возвращению к своим впечатлениям и ощущениям, радостям и огорчениям. Это молодые люди с глубокой, мечтательной, постоянной натурой. Отличаются верностью своим привычкам, не любят перемен, предпочитают одиночество. Трудолюбивы, особенно в условиях благоприятного психологического климата, но решения принимают с трудом. Это творческие натуры, которые склонны к интеллектуальным занятиям в гуманитарной сфере – искусство, музыка, литература.
В обучении предпочитают больше размышлять, чем действовать. Выражена дисциплинированность, добродушие, ответственность, способность глубоко анализировать, работать на отдаленный результат. Процесс обучения связан с эмоциями. Мотивация в учебе таких студентов может быть только внутренней, внешние побудительные стимулы имеют гораздо меньшее значение.
Таким образом, большинство опрошенных студентов демонстрируют такие свойства темперамента как эмоциональная стабильность и экстраверсия, что соответствует типу «сангвиники»; треть группы обладают эмоциональной нестабильностью и выраженной экстраверсией (холерики); четверть группы обладает такими свойствами темперамента, как эмоциональная стабильность и интроверсия (флегматики); меньше всего в группе студентов, чья нервная система характеризуется эмоциональной нестабильностью и интроверсией (меланхолики).
Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе проведения опросника В.М. Русалова (ОСТ).
Результаты приведены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2
Выраженность свойств темперамента подростков
по методике В.М. Русалова ОСТ, в %
Свойства темперамента
по В.М. Русалову Низкие значения Средние значения Высокие значения Предметная эргичность 36,6 0 63,4 Социальная эргичность 36,6 0 63,4 Пластичность 36,6 0 63,4 Социальная пластичность 36,6 0 63,4 Темп 23,3 13,3 63,3 Социальный темп 23,3 13,3 63,3 Эмоциональность 23,3 33,3 43,3 Социальная эмоциональность 23,3 33,3 43,3
Диаграмма 2
Выраженность свойств темперамента студентов
по методике В.М. Русалова ОСТ, в %


Итак, по шкале «предметная эргичность», 36,6 % респондентов демонстрируют низкие значения, 63,4 % - высокие, средних значений не выявлено.
Молодой человек, обладающий выраженной степенью предметной эргичности, высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
Низкие значения по данному свойству темперамента означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
По шкале «социальная пластичность» 36,6 % респондентов демонстрируют низкие значения, 63,4 % - высокие, средних значений не выявлено
Студент с высокими показателями по данному свойству темперамента часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
Низкие значения по данной шкале свойств темперамента означает, что молодой человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
По шкале «пластичность» 36,6 % респондентов демонстрируют низкие значения, 63,4 % - высокие, средних значений не выявлено
Студенты с ярко выраженной данной особенностью темперамента обладают такими качествами, как легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
Респонденты с низкими значениями по данной шкале демонстрируют такие особенности в поведении, как склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
По шкале «социальная пластичность» 36,6 % респондентов демонстрируют низкие значения, 63,4 % - высокие, средних значений не выявлено
Студенты с высокими значениями по данной шкале имеют широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
Респонденты с низкими значениями по данной шкале испытывают трудности в подборе форм социального взаимодействия, имеют низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
По шкале «темп» 23,3 % респондентов демонстрируют низкие значения, 13,3 % - средние и 63,3 % - высокие.
Респонденты с ярко выраженным данным свойством темперамента обладают такими характеристиками, как высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
Студенты, не имеющие выраженного данного свойства темперамента, демонстрируют замедленность действий, низкую скорость моторно-двигательных операций.
По шкале «социальный темп» 23,3 % респондентов демонстрируют низкие значения, 13,3 % - средние и 63,3 % - высокие.
Студентам, обладающим выраженным социальным темпом, свойственна речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
У студентов с низкими показателями по данному свойству темперамента слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
По шкале «эмоциональность» 23,3 % респондентов демонстрируют низкие значения, 33,3 % - средние и 43,3 % - высокие.
Молодым людям с высокой выраженностью эмоциональности, свойственна высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о незначительном эмоциональном реагировании при неудачах, нечувствительности к неуспеху дела, спокойствии, уверенности в себе.
По шкале «социальная эмоциональность» 23,3 % респондентов демонстрируют низкие значения, 33,3 % - средние и 43,3 % - высокие.
Выраженная социальная эмоциональность у молодого человека означает высокую эмоциональность в коммуникативной сфере, высокую чувствительность к неудачам в общении.
Низкие значения по данной шкале говорят о низкой эмоциональности в коммуникативной сфере, нечувствительности к оценкам товарищей, отсутствии чувствительности к неудачам в общении, уверенности в себе и ситуациях общения.
Если сравнить показатели, полученные по тесту Айзенка и результаты, полученные по тесту ОСТ, то можно выявить следующую закономерность.
Студенты, обладающие эмоциональной стабильностью и выраженной экстраверсией (сангвиники), демонстрируют такие свойства темперамента, как выраженная предметная эргичность, выраженная социальная эргичность, выраженная пластичность, выраженная социальная пластичность, высокий темп предметной и коммуникативной деятельности, средняя эмоциональность в предметной и коммуникативной деятельности.
Студенты, обладающие эмоциональной нестабильностью и выраженной экстраверсией (холерики), демонстрируют такие свойства темперамента, как выраженная предметная эргичность, выраженная социальная эргичность, выраженная пластичность, выраженная социальная пластичность, высокий темп предметной и коммуникативной деятельности, выраженная эмоциональность в предметной и коммуникативной деятельности.
Студенты, обладающие эмоциональной стабильностью и выраженной интроверсией (флегматики), демонстрируют такие свойства темперамента, как низкая предметная эргичность, низкая социальная эргичность, низкая пластичность, низкая социальная пластичность, низкий темп предметной и коммуникативной деятельности, низкая эмоциональность в предметной и коммуникативной деятельности.
Студенты, обладающие эмоциональной нестабильностью и выраженной интроверсией (меланхолики), демонстрируют такие свойства темперамента, как низкая предметная эргичность, низкая социальная эргичность, низкая пластичность, низкая социальная пластичность, средний темп предметной и коммуникативной деятельности, выраженная эмоциональность в предметной и коммуникативной деятельности.
Таким образом, результаты двух тестов, направленных на диагностику особенностей деятельности нервной системы и, соответственно, типа темперамента, подтверждают друг друга, что повышает достоверность полученных эмпирических данных.
Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе проведения методики «Корректурная проба», касающиеся особенностей умственной деятельности студентов. Результаты представлены в таблице 3
Таблица 3
Взаимосвязь особенностей умственной деятельности и типа темперамента студентов
№ Тип Т темп умственной деятельности врабатываемость устойчивость утомляемость 1 сангвиник высокий высокий высокий низкий 2 сангвиник высокий высокий высокий низкий 3 сангвиник высокий высокий высокий низкий 4 сангвиник высокий высокий высокий низкий 5 сангвиник высокий высокий высокий низкий 6 сангвиник средний средний высокий низкий 7 сангвиник высокий высокий высокий низкий 8 сангвиник высокий высокий высокий низкий 9 сангвиник средний высокий средний низкий 10 сангвиник высокий высокий высокий низкий 11 холерик высокий высокий средний средний 12 холерик высокий высокий средний средний 13 холерик высокий высокий средний средний 14 холерик высокий высокий средний средний 15 холерик высокий высокий средний высокий 16 холерик высокий высокий средний средний 17 холерик средний средний средний высокий 18 холерик высокий высокий средний средний 19 холерик высокий высокий низкий средний 20 флегматик низкий низкий высокий низкий 21 флегматик низкий низкий высокий низкий 22 флегматик низкий низкий высокий низкий 23 флегматик низкий низкий высокий низкий 24 флегматик низкий низкий высокий низкий 25 флегматик низкий низкий высокий низкий 26 флегматик низкий низкий высокий низкий 27 меланхолик средний низкий низкий высокий 28 меланхолик средний низкий низкий высокий 29 меланхолик низкий низкий низкий высокий 30 меланхолик средний низкий низкий высокий
Как видно из таблицы, у сангвиников умственная деятельность характеризуется высоким темпом, быстрой врабатываемостью и высокой устойчивостью, низкой утомляемостью.
Умственная деятельность холериков характеризуется высоким темпом, быстрой врабатываемостью и средней устойчивостью, средней утомляемостью.
Умственная деятельность флегматиков характеризуется низким темпом, медленной врабатываемостью и высокой устойчивостью, низкой утомляемостью.
Умственная деятельность меланхоликов характеризуется средним темпом, медленной врабатываемостью и низкой устойчивостью, высокой утомляемостью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует связь между типом темперамента и особенностью характеристик умственной деятельности индивида, а именно: особенности нервной системы обуславливают темп умственной деятельности, врабатываемость и ее устойчивость к утомлению.
Заключение

Итак, одним из основных структурных элементов личности человека, которые обусловливают его поведение, общение, характер деятельности и взаимодействия с окружающей его действительностью, является темперамент. Именно свойства темперамента являются важнейшей характеристикой активности личности. Однако темперамент обуславливает особенности не только предметной и социальной деятельности человека, но и характер его умственной деятельности.
Отсюда целью нашей работы было изучение взаимосвязи типа темперамента и особенностей умственной деятельности индивида.
В данном исследовании мы изучили понятие темперамента, его свойства и типы; изучили влияние темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности индивида; рассмотрели понятие умственной деятельности и ее характеристики; эмпирически изучили взаимосвязь темперамента и особенностей умственной деятельности студентов.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что особенности деятельности нервных процессов, обуславливающие тип темперамента, оказывают влияние на особенности умственной деятельности индивида.
Данное исследование позволило сделать следующие выводы.
У сангвиников умственная деятельность характеризуется высоким темпом, быстрой врабатываемостью и высокой устойчивостью, низкой утомляемостью.
Умственная деятельность холериков характеризуется высоким темпом, быстрой врабатываемостью и средней устойчивостью, средней утомляемостью.
Умственная деятельность флегматиков характеризуется низким темпом, медленной врабатываемостью и высокой устойчивостью, низкой утомляемостью.
Умственная деятельность меланхоликов характеризуется средним темпом, медленной врабатываемостью и низкой устойчивостью, высокой утомляемостью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует связь между типом темперамента и особенностью характеристик умственной деятельности индивида, а именно: особенности нервной системы обуславливают темп умственной деятельности, врабатываемость и ее устойчивость к утомлению, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.
Данное исследование может быть интересно психологам и специалистам, которые работают со студентами в целях оптимизации и профилактики личностного развития.
Однако данное исследование можно считать только начальным этапом изучения проблемы свойств темперамента и умственной деятельности. Полученные эмпирические данные нуждаются в более глубокой проверке.
Список литературы

Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – М., 2001
Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. - 1981. - т. 2. - № 1, - с. 45-55
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно – методическое пособие к курсу «Психология человека». – М., 1998
Гппенрейтер Р.М. Введение в общую психологию. – М., 1997
Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М., 2000
Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981
Крайг Г. Психология развития. – СПб.. 2003
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2005
Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988
Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.; - СПб., 2008
Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды /Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1990
Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1999
Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002
Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб., 2002
Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г, Ярошевского. – М., 1998
Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Рабочая книга практического психолога. /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2001
Развитие психофизиологических функций взрослых людей. /Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степанова. - М., 1976
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-32.
Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984
Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982
Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000
Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб., 2002
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 2000
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.; Воронеж, 1997





Приложение 1






























46

Список литературы

1.Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – М., 2001
2.Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. - 1981. - т. 2. - № 1, - с. 45-55
3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно – методическое пособие к курсу «Психология человека». – М., 1998
4.Гппенрейтер Р.М. Введение в общую психологию. – М., 1997
5.Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М., 2000
6.Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981
7.Крайг Г. Психология развития. – СПб.. 2003
8.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2005
9.Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988
10.Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.; - СПб., 2008
11.Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды /Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1990
12.Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1999
13.Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002
14.Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб., 2002
15.Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г, Ярошевского. – М., 1998
16.Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
17.Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
18.Рабочая книга практического психолога. /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2001
19.Развитие психофизиологических функций взрослых людей. /Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степанова. - М., 1976
20.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998
21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
22.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-32.
23.Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984
24.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
25.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982
26.Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000
27.Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб., 2002
28.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 2000
29.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.; Воронеж, 1997

Вопрос-ответ:

Какая связь существует между темпераментом и особенностями умственной деятельности?

Темперамент является одной из характеристик личности, которая может влиять на особенности умственной деятельности. Исследования показывают, что люди с разными типами темперамента могут иметь различные способы восприятия информации, скорость обработки данных, степень концентрации и другие особенности умственной деятельности.

Какие свойства имеет темперамент как характеристика личности?

Темперамент имеет несколько основных свойств, включая устойчивость (темпераментная реакция сохраняется на протяжении жизни), индивидуальность (каждый человек имеет свой уникальный темперамент) и врожденность (темпераментные черты формируются на генетическом уровне).

Какие типы темперамента существуют?

Существует несколько различных типов темперамента, включая сангвинический (живой, активный, социальный), холерический (энергичный, решительный, быстрый во всех проявлениях), флегматический (спокойный, инертный, замедленный), и меланхолический (чувствительный, ранимый, склонный к депрессии).

Что такое умственная деятельность?

Умственная деятельность - это совокупность психических процессов, которые представляют собой работу мозга и умственную активность человека. Она включает в себя такие процессы, как восприятие, мышление, воображение, память, внимание и другие.

Как происходит эмпирическое изучение взаимосвязи темперамента и особенностей умственной деятельности?

Эмпирическое изучение взаимосвязи темперамента и особенностей умственной деятельности проводится с помощью различных методов исследования, таких как наблюдение, опрос, психологические тесты и эксперименты. На основе полученных данных можно выявить статистические связи между темпераментом и определенными характеристиками умственной деятельности.

Что такое темперамент и какие у него свойства?

Темперамент - это характеристика личности, которая определяет особенности поведения, эмоциональной реакции, активности, волевых качеств и т.д. Он имеет такие свойства, как устойчивость, индивидуальность, типичность и изменчивость.

Как темперамент влияет на индивидуальный стиль деятельности человека?

Темперамент является детерминантой индивидуального стиля деятельности. Он определяет, какой подход к решению задач предпочтительнее для человека, какие методы используются им в процессе работы, какую энергию и усилия он вкладывает в свою деятельность.

Что такое умственная деятельность и как она характеризуется?

Умственная деятельность - это психический процесс, связанный с формированием, преобразованием и использованием знаний. Она характеризуется такими признаками, как мышление, внимание, память, речь, воображение, решение проблем и т.д.