Стили общения и тревожность.
Заказать уникальную курсовую работу- 67 67 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 17.11.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический анализ исследований стилей общения и тревожности
1.1. Анализ изучения тревожности в отечественных и зарубежных исследованиях
1.2. Стили общения: понятие и виды
Глава 2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревожности и стилей общения
2.1. Методология экспериментального исследования: цели, задачи, методы
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Были выдвинуто следующие статистические гипотезы:
Авторитарный стиль общения:
- нулевая гипотеза Н0: уровень авторитарного стиля общения в группе низкотревожных испытуемых не выше, чем в группе высокотревожных испытуемых;
- альтернативная гипотеза Н1: уровень авторитарного стиля общения в группе низкотревожных испытуемых выше, чем в группе высокотревожных испытуемых.
Независимо-доминирующий стиль общения:
- нулевая гипотеза Н0: уровень независимо-доминирующего стиля общения в группе низкотревожных испытуемых не выше, чем в группе высокотревожных испытуемых;
- альтернативная гипотеза Н1: уровень независимо-доминирующего стиля общения в группе низкотревожных испытуемых выше, чем в группе высокотревожных испытуемых.
Зависимый стиль общения:
- нулевая гипотеза Н0: уровень зависимого стиля общения в группе высокотревожных испытуемых не выше, чем в группе низкотревожных испытуемых;
- альтернативная гипотеза Н1: уровень зависимого стиля общения в группе высокотревожных испытуемых выше, чем в группе низкотревожных испытуемых.
Применение критерия Манна-Уитни позволило выявить статистически значимое различия в уровне:
- авторитарного стиля общения: Uэмп = 4 Uэмп>Uкp0,01. (Uкp0,01 =7), в группе низкотревожных испытуемых уровень авторитарного стиля общения статистически достоверно выше, чем в высокотревожных испытуемых;
- независимо-доминирующего стиля общения: Uэмп = 10,5 Uэмп>Uкp0,05. (Uкp0,01 =12), в группе низкотревожных испытуемых уровень независимо-доминирующего стиля общения статистически достоверно выше, чем в высокотревожных испытуемых;
- зависимого стиля общения: Uэмп = 2,5 Uэмп>Uкp0,01. (Uкp0,01 =7), в группе высокотревожных испытуемых уровень зависимого стиля общения статистически достоверно выше, чем в низкотревожных испытуемых.
Применение метода Манна-Уитни позволило сравнить две группы испытуемых с высоким и средним уровнем личностной по уровню сотрудничающего стиля общения. Были выдвинуты следующие статистические гипотезы:
- нулевая гипотеза Н0: уровень сотрудничающего стиля общения в группе среднетревожных испытуемых не выше, чем в группе высокотревожных испытуемых;
- альтернативная гипотеза Н1: уровень сотрудничающего стиля общения в группе среднетревожных испытуемых выше, чем в группе высокотревожных испытуемых.
Применение критерия Манна-Уитни не позволило выявить статистически значимое различия в уровне сотрудничающего стиля общения: Uэмп = 33. (Uкp0,05 =12), таким образом, высокотревожные и среднетревожные испытуемые не различаются по уровню сотрудничающего стиля общения.
Применение метода Манна-Уитни позволило сравнить две группы испытуемых с низким и средним уровнем личностной тревожности по уровню сотрудничающего стиля общения. Были выдвинуты следующие статистические гипотезы:
- нулевая гипотеза Н0: уровень сотрудничающего стиля общения в группе среднетревожных испытуемых не выше, чем в группе низкотревожных испытуемых;
- альтернативная гипотеза Н1: уровень сотрудничающего стиля общения в группе среднетревожных испытуемых выше, чем в группе низкотревожных испытуемых.
Применение критерия Манна-Уитни позволило выявить статистически значимое различия в уровне сотрудничающего стиля общения: Uэмп = 2,5 Uэмп>Uкp0,01. (Uкp0,01 =7), в группе среднетревожных испытуемых уровень сотрудничающего стиля общения статистически достоверно выше, чем в группе низкотревожных испытуемых.
Применение метода Манна-Уитни позволило сравнить две группы испытуемых с низким и средним уровнем личностной по уровню альтуристического стиля общения. Были выдвинуты следующие статистические гипотезы:
- нулевая гипотеза Н0: уровень альтруистического стиля общения в группе среднетревожных испытуемых не выше, чем в группе низкотревожных испытуемых;
- альтернативная гипотеза Н1: уровень альтруитсического стиля общения в группе среднетревожных испытуемых выше, чем в группе низкотревожных испытуемых.
Применение критерия Манна-Уитни не позволило выявить статистически значимое различия в уровне альтруистического стиля общения: Uэмп = 35,5 (Uкp0,05 =12), в группе среднетревожных испытуемых уровень сотрудничающего стиля общения не выше, чем в группе низкотревожных испытуемых.
Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Существует зависимость между уровнем тревожности и преобладающим стилем межличностного общения.
Статистически достоверно высокотревожные люди используют зависимый стиль межличностного общения, которое характеризуется, зависимой и пассивной позицией в общении, «цеплянием» за любую возможность эмоциональной связи, использованием более простых, неспециализированных форм защит, привлечением внимания другого любыми способами, уязвимостью личных границ и тенденцией к вторжению в границы другого человека, нечувствительностью к потребностям другого.
Статистически достоверно низкотревожные испытуемые используют авторитарный и независимо-доминирующий стиль общения. Авторитарный стиль общения характеризуется настойчивостью, упорством, требованием подчинения, доминантностью в общении, стремлением всех поучать, диктовать свои условия, стремлением к лидерству. Независимо –доминирующий стиль общения характеризуется умением быть хорошим наставником и организатором, о наличии у него способностей к лидерству, уверенностью в себе, независимость, деловитость, преобладанием уверенного, независимого и соперничающего стиля межличностных отношений. Низкие оценки по октанту VI (зависимый-послушный) отражают такие особенности межличностных отношений, как уважительность, благодарность, стремление быть хорошим в глазах партнера. Данное обстоятельство может указывать на то, что низкотревожные испытуемые не нуждаются в помощи и доверии со стороны окружающих.
Статистически достоверно среднетревожные испытуемые характеризуются использованием сотрудничающего стиля межличностного общения. Сотрудничающий стиль общения отличается стремлением к сотрудничеству, использование диалогических форм общения, доброжелательность, стремлением помогать, склонностью к кооперации и компромиссным решениям. Различия между высокотревожными и среднетревожными испытуемыми по данному стилю общения отсутствуют. Возможно потому что, что высокотревожные люди так же используют сотрудничающий стиль общения, т.к. люди с таким стилем хотят быть хорошими и нравится всем, что характерно для высокотревожных испытуемых.
Заключение
Тревожность, как личностная черта приобретается в ходе развития под влиянием многих факторов, в том числе и индивидуально –психологические особенности становятся причиной развития личностной тревожности. Сформировавшись тревожность оказывает влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на общение, способствуя формированию специфических стилей общения.
Цель курсовой работы- изучение стилей общения и тревожности.
В ходе теоретического анализа проблемы были сделаны следующие выводы:
1. Тревожность является понятием многомерным и неопределенным в силу своей неоднозначности и значимости. Каждый исследователь выделяет свои особенности при изучении тревожности, в соответствии с чем и создаются теоретические выводы о причинах и видах тревожности.
2. Стиль – это целостное образование, в котором выделяются две главные подструктуры — мотивационно-смысловая‚ выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей‚ мотивов‚ целей общения), и операциональная‚ представленная устойчивой системой приёмов‚ способов‚ средств коммуникативного поведения.
3. Стиль формируется в результате и процессе взаимодействия‚ взаимопознания‚ взаимоотношения участников общения. Ведущую роль играет направленность личности в общении, в содержании которой главенствующее значение необходимо придать ценностно-смысловым критериям общения. Направленность в общении – это выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как к партнёру по общению и к самому себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения.
В ходе проведения экспериментальной части курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Существует зависимость между уровнем тревожности и преобладающим стилем межличностного общения.
Статистически достоверно высокотревожные люди используют зависимый стиль межличностного общения, которое характеризуется, зависимой и пассивной позицией в общении, «цеплянием» за любую возможность эмоциональной связи, использованием более простых, неспециализированных форм защит, привлечением внимания другого любыми способами, уязвимостью личных границ и тенденцией к вторжению в границы другого человека, нечувствительностью к потребностям другого.
Статистически достоверно низкотревожные испытуемые используют авторитарный и независимо-доминирующий стиль общения. Авторитарный стиль общения характеризуется настойчивостью, упорством, требованием подчинения, доминантностью в общении, стремлением всех поучать, диктовать свои условия, стремлением к лидерству. Независимо –доминирующий стиль общения характеризуется умением быть хорошим наставником и организатором, о наличии у него способностей к лидерству, уверенностью в себе, независимость, деловитость, преобладанием уверенного, независимого и соперничающего стиля межличностных отношений. Низкие оценки по октанту VI (зависимый-послушный) отражают такие особенности межличностных отношений, как уважительность, благодарность, стремление быть хорошим в глазах партнера. Данное обстоятельство может указывать на то, что низкотревожные испытуемые не нуждаются в помощи и доверии со стороны окружающих.
Статистически достоверно среднетревожные испытуемые характеризуются использованием сотрудничающего стиля межличностного общения. Сотрудничающий стиль общения отличается стремлением к сотрудничеству, использование диалогических форм общения, доброжелательность, стремлением помогать, склонностью к кооперации и компромиссным решениям. Различия между высокотревожными и среднетревожными испытуемыми по данному стилю общения отсутствуют. Возможно потому что, что высокотревожные люди так же используют сотрудничающий стиль общения, т.к. люди с таким стилем хотят быть хорошими и нравится всем, что характерно для высокотревожных испытуемых.
Зависимость между тревожностью и стилем общения имеет не совсем линейную характеристику, но тем не менее, прослеживается выраженная тенденция данной зависимости.
Таким образом, гипотеза о том, что существует зависимость между уровнем личностной тревожности и стилями общения: так низкотревожные люди осуществляют авторитарные и независимые стили, высокотревожные- зависимые и сотрудничающие стили общения, подтвердилась.
Библиографический список
Безносов С.П. Особенности оценочного стиля личности// автореф. канд…. психол.наук. Л.,1982.- 21 с.
Будинайте Г.А., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии.-1993.-№ 5.-С.99-106.
Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал.-1997.-№ 6.-С.73-83.
Дорфман Л.Я. Стили активности - методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.34-51.
Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.- 439 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. – 752 с.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
Коломинский Я.Л. Некоторые социально-психологические проблемы изучения психологического взаимодействия // Общение и развитие психики. М.: Изд. АПН СССР, 1986, С.85-98.
Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения. – М.,2001. – 134 с.
Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии.- 1969. № 1. – С.7-18.
Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. - С.93-108.
Прихожан А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. - М., 1984.- С.75-88.
Прихожан А. М. Диагностика тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Педагогика, 1987.- С. 98-116
Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ, 2000.- 384 с.
Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности –М., 2000.-199 с.
Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения.- Ростов –на- Дону, 2002.- 54 с.
Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности. Дисс. ...канд. психол.наук. Л., 1983.
Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-на-Дону, 1994.-155 с.
Шкуратова И.П. Когнитивный стиль как фактор успешности обучения и общения в учебной сфере // Личность в деятельности и общении.- Ростов-на-Дону,1997, - С.115-128.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Прогресс, 1992.- 310 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993.- 483 с.
Tomkins S. S. Affect as the primary motivational system.-In: Arnold M. B. (ed.). Feelings and emotions. N. Y., 1970.
Приложение 1
Стимульный материл к опроснику тревожности Спилбергера
(шкала личностной тревожности)
№п/п Суждение Никогда Почтиникогда Часто Почтивсегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко растраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверености в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
Ключ к опроснику уровня тревожности Спилбергера
Номерасуждения Ответы Никогда Почти никогда Часто Почти всегда ЛТ 21 4 3 2 1 22 1 2 3 4 23 1 2 3 4 24 1 2 3 4 25 1 2 3 4 26 4 3 2 1 27 4 3 2 1 28 1 2 3 4 29 1 2 3 4 30 4 3 2 1 31 1 2 3 4 32 1 2 3 4 33 1 2 3 4 34 1 2 3 4 35 1 2 3 4 36 4 3 2 1 37 1 2 3 4 38 1 2 3 4 39 4 3 2 1 40 1 2 3 4
Приложение 2
Стимульный материал к методике Т. Лири
Умеет нравится
Производит впечатление на окружающих
Умеет распоряжаться, приказывать
Умеет настоять на своем
Обладает чувством достоинства
Независимый
Способен сам позаботиться о себе
Может проявить безразличие
Способен быть суровым
Строг, но справедлив
Может быть искренним
Критичен к другим
Любит поплакаться
Часто печален
Способен проявлять недоверие
Часто разочаровывается
Способен быть критичным к себе
Способен признать свою неправоту
Охотно подчиняется
Покладистый
Благодарный
Восхищающийся и склонный к подражанию
Уважительный
Ищущий одобрения
Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
Стремится ужиться с другими
Доброжелательный
Внимательный и ласковый
Деликатный
Ободряющий
Отзывчив к призывам о помощи
Бескорыстный
Способен вызывать восхищение
Пользуется у других уважением
Обладает талантом руководителя
Любит ответственность
Уверен в себе
Самоуверен и напорист
Деловитый, практичный
Соперничающий
Стойкий и крутой, где надо
Неумолимый, но беспристрастный
Раздражительный
Открытый и прямолинейный
Не терпит, чтобы им командовали
Скептичен
На него трудно произвести впечатление
Обидчивый, щепетильный
Легко смущается
Неуверенный в себе
Уступчивый
Скромный
Часто прибегает к помощи других
Весьма почитает авторитеты
Охотно принимает советы
Доверчив и стремится радовать других
Всегда любезен в обхождении
Дорожит мнением окружающих
Общительный и уживчивый
Добросердечный
Добрый, вселяющий уверенность
Нежный и мягкосердечный
Любит заботиться о других
Щедрый
Любит давать советы
Производит впечатление значительности
Начальственно-повелительный
Властный
Хвастливый
Надменный и самодовольный
Думает только о себе
Хитрый
Нетерпим к ошибкам других
Расчетливый
Откровенный
Часто недружелюбен
Озлоблен
Жалобщик
Ревнивый
Долго помнит обиды
Самобичующий
Застенчивый
Безынициативный
Кроткий
Зависимый, несамостоятельный
Любит подчиняться
Предоставляет другим принимать решения
Легко попадает впросак
Легко поддается влиянию друзей
Готов довериться любому
Благорасположен ко всем без разбора
Всем симпатизирует
Прощает все
Переполнен чрезмерным сочувствием
Великодушен и терпим к недостаткам
Стремится помочь каждому
Стремится к успеху
Ожидает восхищения от каждого
Распоряжается другими
Деспотичный
Относится к окружающим с чувством превосходства
Тщеславный
Эгоистичный
Холодный, черствый
Язвительный, насмешливый
Злой, жестокий
Часто гневлив
Бесчувственный, равнодушный
Злопамятный
Проникнут духом противоречия
Упрямый
Недоверчивый и подозрительный
Робкий
Стыдливый
Услужливый
Мягкотелый
Почти никому не возражает
Навязчивый
Любит, чтобы его опекали
Чрезмерно доверчив
Стремится снискать расположение каждого
Со всеми соглашается
Всегда со всеми дружелюбен
Всех любит
Слишком снисходителен к окружающим
Старается утешить каждого
Заботится о других
Портит людей чрезмерной добротой.
Бланк ответов по методики Т. Лири
Ф.И.О._____________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________
1 17 33 49 65 81 97 113 2 18 34 50 66 82 98 114 3 19 35 51 67 83 99 115 4 20 36 52 68 84 100 116 5 21 37 53 69 85 101 117 6 22 38 54 70 86 102 118 7 23 39 55 71 87 103 119 8 24 40 56 72 88 104 120 9 25 41 57 73 89 105 121 10 26 42 58 74 90 106 122 11 27 43 59 75 91 107 123 12 28 44 60 76 92 108 124 13 29 45 61 77 93 109 125 14 30 46 62 78 94 110 126 15 31 47 63 79 95 111 127 16 32 48 64 80 96 112 128
Приложение 3
Приложение 4
7
2.Будинайте Г.А., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии.-1993.-№ 5.-С.99-106.
3.Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал.-1997.-№ 6.-С.73-83.
4.Дорфман Л.Я. Стили активности - методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.34-51.
5.Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.- 439 с.
6.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. – 752 с.
7.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
8.Коломинский Я.Л. Некоторые социально-психологические проблемы изучения психологического взаимодействия // Общение и развитие психики. М.: Изд. АПН СССР, 1986, С.85-98.
9.Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения. – М.,2001. – 134 с.
10.Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии.- 1969. № 1. – С.7-18.
11.Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. - С.93-108.
12.Прихожан А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. - М., 1984.- С.75-88.
13.Прихожан А. М. Диагностика тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Педагогика, 1987.- С. 98-116
14.Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ, 2000.- 384 с.
15.Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности –М., 2000.-199 с.
16.Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения.- Ростов –на- Дону, 2002.- 54 с.
17.Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности. Дисс. ...канд. психол.наук. Л., 1983.
18.Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-на-Дону, 1994.-155 с.
19.Шкуратова И.П. Когнитивный стиль как фактор успешности обучения и общения в учебной сфере // Личность в деятельности и общении.- Ростов-на-Дону,1997, - С.115-128.
20.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Прогресс, 1992.- 310 с.
21.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993.- 483 с.
22.Tomkins S. S. Affect as the primary motivational system.-In: Arnold M. B. (ed.). Feelings and emotions. N. Y., 1970.
Вопрос-ответ:
Какие исследования были проведены по взаимосвязи между стилями общения и тревожностью?
Анализ исследований показал, что тревожность может влиять на выбор стиля общения. Например, некоторые исследования выявили, что люди с высоким уровнем тревожности предпочитают избегать общения или проявлять пассивно-агрессивное поведение. В то же время, с другой стороны, уровень тревожности может быть связан с увеличенной потребностью в общении и внимании со стороны других людей.
Какие виды стилей общения существуют?
Существует несколько видов стилей общения, которые могут быть разделены на четыре основные категории: агрессивный, пассивно-агрессивный, пассивный и утверждающий. Агрессивный стиль характеризуется высокой степенью явного выражения собственных желаний и низкой степенью учета интересов других людей. Пассивно-агрессивный стиль основывается на скрытом сопротивлении и неуместном проявлении гнева. Пассивный стиль общения характеризуется низкой степенью уверенности и выражения своих потребностей. Утверждающий стиль общения основан на способности четко выражать собственные желания и уважать интересы других людей.
Какие цели и задачи были поставлены в экспериментальном исследовании?
В экспериментальном исследовании были поставлены следующие цели и задачи: 1) исследовать взаимосвязь между уровнем тревожности и стилями общения; 2) определить, какой стиль общения наиболее характерен для людей с разным уровнем тревожности; 3) выявить возможные различия в стилях общения между мужчинами и женщинами с разным уровнем тревожности.
Какой методологией использовалось в экспериментальном исследовании?
Методология экспериментального исследования включала выполнение ряда заданий, включающих коммуникацию и оценку стилей общения. Также были использованы стандартизированные опросники для оценки уровня тревожности и стилей общения. Для анализа результатов использовалась статистическая обработка данных.
Какие исследования проводились по взаимосвязи между тревожностью и стилями общения?
Исследования по взаимосвязи между тревожностью и стилями общения проводились как в отечественных, так и в зарубежных исследовательских центрах. Они позволяют понять, как определенные типы общения могут влиять на уровень тревожности у человека.
Что такое стили общения и какие они бывают?
Стили общения - это способы коммуникации и взаимодействия между людьми. Они могут быть разными: агрессивным, пассивным, пассивно-агрессивным и адаптивным. Каждый стиль общения имеет свои особенности и последствия взаимодействия.
Какие методы использовались в экспериментальном исследовании?
В экспериментальном исследовании были использованы различные методы, включая тестирование тревожности, наблюдение за стилем общения и анкетирование участников. Это позволило получить данные о взаимосвязи между уровнем тревожности и выбранными стилями общения.
Какие результаты были получены в экспериментальном исследовании?
Результаты экспериментального исследования показали, что существует зависимость между уровнем тревожности и выбранными стилями общения. Например, обнаружено, что люди с высоким уровнем тревожности чаще используют пассивный стиль общения, в то время как люди с низким уровнем тревожности предпочитают адаптивный стиль общения.
Какие исследования можно рекомендовать для дальнейшего изучения взаимосвязи между тревожностью и стилями общения?
Для дальнейшего изучения взаимосвязи между тревожностью и стилями общения рекомендуется провести более широкий обзор литературы по данной теме, а также провести дополнительные экспериментальные исследования с учетом разных возрастных групп и социокультурных характеристик. Также стоит учесть разные ситуации коммуникации, чтобы полнее понять, как стили общения и тревожность взаимосвязаны в различных условиях.