Отношение язычников к христианам в 2-4 веках н.э.
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 24.10.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Значение периода II-IV вв. н.э. в становлении христианства
1.1.Историко-культурологическая характеристика периода.
1.2.Взгляд современников той эпохи на происходящие события.
1.3.Апокриф как первоисточник периода II-IV веков н.э.
Глава 2. Историческое взаимодействие язычества и христианства в II-IV веках н.э.
2.1.Особенности мировоззрения в первых веках нашей эры.
2.2.Общая характеристика христианства.
2.3.Взаимоотношения язычников и христиан.
Заключение
Список литературы
?
Канонизация полного текста Библии была утверждена в 363г. н.э. Лаодикийским собором.После правления Константина (IV век)отношение к христианству во многом приобретает политический характер – идеология, которую поддерживает правитель становится главенствующей, таким образом, при императоре Юлиане (361 г.), который считал своим долгом восстановить языческую веру, возросло число ереси среди населения. Преемник Юлиана – Иовиан, напротив был добропорядочный христианин.Основные этапы становления христианства:первый Вселенский собор в Никее, осудивший ересь Ария – 325г.;принятие христианства императором Константином – 337г;второй вселенский собор в Константинополе – христианство получает статус государственной религии – 381г.Европа христианская образовалась путем «великого переселения» народов. Причины распада следующие: уменьшение римского населения (преобладание романизированного), консерватизм правовых отношений.Победа христианства означала переориентацию всего человеческого мировоззрения. Главным источником достоверности становится не философия Платона и Аристотеля, а священное писание.Взаимоотношенияязычников и христиан.Первоисточники современников той эпохи наталкивают исследователя на позицию реформаторства иудаизма путем христианства. Кумранские рукописи не опровергают этой точки зрения, а в корне меняют ее. Они подчеркивают, что христианство – это ответная реакция на политико-экономическую ситуацию рабовладельческой цивилизации.Если опираться на кумранские рукописи, то прослеживаются революционные веяния (они послужили распаду полисной государственности Римского мира), которые «вылились» в христианскую доктрину, которая сформировала «иную» «новую» общность. Революционный характер будет присутствовать на каждом этапе человечества: при смене социально-экономической формации или политического устройства.Литературные источники того времени подчеркивают явный негативный характер отношения к христианам – они создают характер отношения всего общественного мнения. Негативный характер общественного мнения складывался еще и потому, что в собрания христиан не допускались непосвященные. Такое отношение подчеркивало только внешнюю заинтересованность язычников на происходящие события в христианском веровании.В понятие «общественная жизнь» вкладывался совсем иной смысл, нежели сегодня. Хотя если провести параллель отношения некоторых слоев общества сегодня – то они повторяют опыт прошлого поколения (и мнение властей на этот счет также схоже). Общественная жизнь того времени была своего рода культом «правильной» жизни. Посещение театров, различных церемоний, праздников становилось предметом почитания и уважения. Христиане разорвали связи с обществом и полагали, что все свои силы надо направлять не на «мирскую жизнь».Христиане и язычники жили каждый «своей правдой», которая была противоположенной не только в идеологии, но и в внешнем проявлении жизни.Новообратившийся верующий выделялся поступками и деяниями, мыслями и действиями. Семейный быт подрывался невозможностью участия в нем христианина.Не смотря на то, что существовали многие гностические учения, которые проповедовали в городах Римской империи, отношение к ним городского населения было спокойным, потому что они не боролись с язычеством, а сосуществовали с ним параллельно. В свою очередь христиане яростно реагировали на «иноверие» язычников. Сила язычников была в прошлой многовековой истории, в определенной стабильности и опыте, сила христиан – в их «идеологической» верности и уверенности в правильности своих действий.Ярко-выраженная позиция язычников связывается еще с одним фактором – с самим пониманием категории «религия», в которое вкладывается ряд особенностей – территориальная и национальная принадлежность, древние истоки; учреждения культа (храмы, места жертвоприношения), изображение Божества. Все вышеперечисленные особенности либо отсутствовали у христиан, либо им придавалось совершенно иное значение. Эта глубокая несовместимость порождала еще больший конфликт. Сопоставляя отношение к христианам во II веке, можно сравнить его с «легкой» формой инквизиции, но историческая обстановка была напряженной. III век был овеян смутой, и к IV веку христианство полностью восторжествовало.ЗаключениеПредлагаемая работа затрагивает только часть аспектов взаимоотношения язычества и христианства. Часть, которая представляется нам определенно значимой, рисующая картину того времени с определенного, интересного нам ракурса (объяснительно-иллюстративного). В данной работе мы обратились не только к существующим исследованиям, но и к первоисточникам написанным непосредственно свидетелями освещаемых событий.Долгий путь, который прошло христианство и сегодня не является простым. В то время христианство – это был «бунт» против всего существующего (общественной жизни, политики, традиций). Практически все авторы рассмотренные нами в работе согласны с этим утверждением. Поэтому формой взаимодействия между язычниками и христианами была революционная, негативная и противоборствующая. Характер отношений язычников и христиан был отрицательным – явное непонимание выливалось в разрушение не только общества, но и семьи – первого строительного элемента общества в целом. Связь между язычниками и христианами отсутствует, потому что особенности отношения к религии в корне были различными. В понятие «религии» язычники включали территориальную и национальную принадлежность, истоки древности; христиане – не стремились к «строительству» земной жизни. Смысл существования был направлен на будущее. Поэтому не было значимым национальность, место обитания, происхождение. Внимание уделялось поступкам человека, которые открывали ему «лучшую» жизнь.Можно сделать вывод, что все особенности отношений между язычниками и христианами не показали ничего экстраординарно нового. Любое столкновение двух устоев дает реакцию. Но из анализа этих отношений видно, почему христианство одержало победу – целостное миропонимание отвечающее запросам того времени.Список литературыАпокрифические Евангелия / Сост. С.А. Ершов. – СПб.: Амфора, 2000. – 471с.Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001. – 672с.Ганс Йонас. Гностицизм. – СПб.: Лань, 1998. – 384с.Гребенюк А.В. Курс лекций по истории мировых цивилизаций. Часть 2. Античная цивилизация. – М.: Рубеж XXI, 2006. – 376с.Гребенюк А.В. Курс лекций по истории мировых цивилизаций. Часть 3. Цивилизации средневековой Европы. – М.: Рубеж XXI, 2006. – 320с.Грузова А.Е., Зубер-Яникум Н.Е. От Кумрана до Новозаветного канона: основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности. – СПб.: Алетейя, 2004. – 444с.Егер О. Всеобщая история стран мира. С древнейших времен до Ренессанса.– М.: Эксмо, 2008. – 768с.Иосиф Флавий. Иудейская война. – М.: Гешарим, 1993. – 510с.Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. – М.: Ладомир, 1994. – т. 1.:558с., т. 2: 606с.Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. – М.: Прицельс, 1997. – 454с.Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1. – М.: Крафт+, ЛЕАН, 2000. – 448с.Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2. – М.: Крафт+, ЛЕАН, 2000. – 400с.Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3. – М.: Крафт+, ЛЕАН, 2000. – 400с.Религии мира: словарь-справочник. / Под ред. А. Григоренко – СПб.: Питер, 2009. – 400с.Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. – М.: Мысль, 1989. – 336с.Спасский А.А. Эллинизм и христианство. – СПб: Издательство Олега Абышко, 2006. – 360с.Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства в Египте. – М.: Прицельс, 1997. – 382с.Христианство: словарь / Под общ.ред. Л.М. Митрохина и др. – М.: Республика, 1994. – 559с.Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: т. 1: А – К / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 863с.Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: т. 2: Л – С / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 671с.Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: т. 3: Т – Я / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 783с.Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество / Пер. с англ. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 275с.Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий О древности еврейского народа. Против Апиона. – М.: Еврейский университет, 1994 – 168с.Янг Дж. Христианство. – М.: ФАИР, 1998. – 384с.
1.Апокрифические Евангелия / Сост. С.А. Ершов. – СПб.: Амфора, 2000. – 471с.
2.Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001. – 672с.
3.Ганс Йонас. Гностицизм. – СПб.: Лань, 1998. – 384с.
4.Гребенюк А.В. Курс лекций по истории мировых цивилизаций. Часть 2. Античная цивилизация. – М.: Рубеж XXI, 2006. – 376с.
5.Гребенюк А.В. Курс лекций по истории мировых цивилизаций. Часть 3. Цивилизации средневековой Европы. – М.: Рубеж XXI, 2006. – 320с.
6.Грузова А.Е., Зубер-Яникум Н.Е. От Кумрана до Новозаветного канона: основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности. – СПб.: Алетейя, 2004. – 444с.
7.Егер О. Всеобщая история стран мира. С древнейших времен до Ренессанса.– М.: Эксмо, 2008. – 768с.
8.Иосиф Флавий. Иудейская война. – М.: Гешарим, 1993. – 510с.
9.Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. – М.: Ладомир, 1994. – т. 1.:558с., т. 2: 606с.
10.Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. – М.: Прицельс, 1997. – 454с.
11.Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1. – М.: Крафт+, ЛЕАН, 2000. – 448с.
12.Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2. – М.: Крафт+, ЛЕАН, 2000. – 400с.
13.Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3. – М.: Крафт+, ЛЕАН, 2000. – 400с.
14.Религии мира: словарь-справочник. / Под ред. А. Григоренко – СПб.: Питер, 2009. – 400с.
15.Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. – М.: Мысль, 1989. – 336с.
16.Спасский А.А. Эллинизм и христианство. – СПб: Издательство Олега Абышко, 2006. – 360с.
17.Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства в Египте. – М.: Прицельс, 1997. – 382с.
18.Христианство: словарь / Под общ.ред. Л.М. Митрохина и др. – М.: Республика, 1994. – 559с.
19.Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: т. 1: А – К / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 863с.
20.Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: т. 2: Л – С / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 671с.
21.Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: т. 3: Т – Я / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 783с.
22.Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество / Пер. с англ. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 275с.
23.Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий О древности еврейского народа. Против Апиона. – М.: Еврейский университет, 1994 – 168с.
24.Янг Дж. Христианство. – М.: ФАИР, 1998. – 384с.
Вопрос-ответ:
Какая историко-культурологическая характеристика периода II-IV веков н.э.?
Период II-IV веков н.э. характеризуется значительными изменениями в общественно-политической и религиозной жизни. В это время происходит активное распространение христианства и постепенный упадок язычества. Также происходят события, о которых рассказывают апокрифы.
Каким образом современники эпохи II-IV веков н.э. видели происходящие события?
Современники этого периода разного отношения к христианству. Одни считали его опасной и разрушительной сектой, другие видели в нем спасение и новую надежду. Некоторые язычники поначалу были не в восторге от христианства, но со временем увидели его ценность и приняли его.
Какой роль играли апокрифы в период II-IV веков н.э.?
Апокрифы являются важными первоисточниками исторического периода II-IV веков н.э. Они представляют собой множество текстов, рассказывающих о жизни и учении Христа, а также о событиях, связанных с его последователями. Апокрифы помогают нам понять, как развивалось христианство и каково было отношение язычников к христианам в то время.
Каким образом формировалось взаимодействие язычества и христианства в II-IV веках н.э.?
Взаимодействие язычества и христианства в II-IV веках н.э. было сложным и контрверзным. Язычники часто относились к христианам с подозрением и враждебностью, так как своим появлением они видели угрозу старым религиозным традициям и образу жизни. Однако, с течением времени, некоторые язычники стали принимать христианство и вовлекаться в христианское сообщество.
Какие особенности мировоззрения в первых веках нашей эры повлияли на взаимоотношения язычников и христиан?
В первых веках нашей эры мировоззрение язычников и христиан значительно различалось. Язычники верили во множество богов и приверженцев разных культов, в то время как христиане исповедовали только одного Бога. Это создавало конфликты и недопонимание между двумя группами и усложняло их взаимоотношения.
Какую роль играл период II-IV веков н.э. в становлении христианства?
Период II-IV веков н.э. был критическим для становления христианства. Именно в эти века начали формироваться основные догмы и установки религии, происходило их проповедование и распространение в римском обществе. Христианство стало значимой силой и влияющим фактором на политическую и культурную жизнь того времени.
Какое отношение имели язычники к христианам в 2-4 веках н.э.?
Отношение язычников к христианам в 2-4 веках н.э. было весьма негативным. Христианство признавалось враждебным иностранным культом, который угрожал традиционным ценностям и поклонению древним богам. Христиане были преследуемы и подвергались мучениям со стороны римских властей и язычников.
Какие источники могут рассказать о периоде II-IV веков н.э.?
Одним из первоисточников периода II-IV веков н.э. являются апокрифы — литературные произведения, не включенные в каноническое Писание. Они представляют собой мифологические и религиозные тексты, которые позволяют получить представление об общественно-культурной ситуации и отношениях язычников и христиан в то время.
Какое мировоззрение преобладало в первых веках нашей эры?
В первых веках нашей эры преобладало языческое мировоззрение. Римское общество исповедовало политеистическую религию, официально признавая культ римских богов. Однако, с появлением христианства, язычники столкнулись с новым мировоззрением, основанном на монотеизме и проповеди единого Бога.