Анализ эффективности функционирования туристской фирмы (на примере ООО «ХЭППИ ТУРС»).
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 71 + 71 источник
- Добавлена 20.06.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ
1.1.Планирование деятельности организации
1.2. Разработка стратегии фирмы…………………………………………..11
1.3 Портфельный анализ деятельности фирмы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ХЭППИ ТУРС»
2.1.Общая характеристика ООО «ХЭППИ ТУРС»
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ХЭППИ ТУРС»
2.3.Особенности маркетинговой деятельности компании ООО «ХЭППИ ТУРС»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ХЭППИ ТУРС»
3.1.Механизмы совершенствования профессиональной деятельности туристической фирмы ООО «ХЭППИ ТУРС» на международном и внутреннем рынке туристических услуг
3.2.Обоснование экономической эффективности от реализации практических рекомендаций
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Детально рассматривается возможность оценки перспектив развития отдельны направлений деятельности предприятия с помощью матрицы Бостонской консультационной группы, что обеспечивает оптимизацию портфеля бизнес-единиц предприятия и позволяет наилучшим образом распределить имеющиеся ресурсы и капитал в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.Портфельный анализ - это инструмент для оценки конкурентного статуса предприятия и отдельных его подразделений с целью выявления и развития эффективных и сокращения экономически нецелесообразных проектов1. В соответствии с методикой анализа руководство детально анализирует отдельные направления хозяйственной деятельности своей фирмы.Портфельный анализ является одним из наиболее распространенных методов оценки конкурентных вариантов развития фирмы, позволяет определять долгосрочную инвестиционную политику по отношению ко всем внутрифирменным подразделениям.Для туристских предприятий такой анализ особенно актуален. Действуя на конкурентном рынке, предприятия отрасли вынуждены постоянно расширять свои потенциальные возможности для предоставления клиентам максимального спектра услуг.Современныйтуристский оператор имеет сложную внутреннюю структуру, что усложняет процесс управления его деятельностью. Функционирование в динамично развивающейся рыночной среде побуждает предприятия постоянно уточнять направления и перспективы своего развития. Совершенствование туристских технологий также способствует активизации деятельности предприятий в области освоения новых видов продукта и сегментов рынка ее реализации.В этой связи особое значение приобретают как анализ и обоснование наиболее перспективных направлений деятельности собственной фирмы, так и определение сильных и слабых сторон фирм-конкурентов. При этом данные для решения первой задачи могут быть получены внутри предприятия, а изучение состояния и перспектив развития фирмы-конкурента требует соответствующего информационного обеспечения, что является проблемой в условиях рыночных отношений.В результате данного анализа руководство компании получает информацию, которая способствует принятию решения об освобождении от непрофильных и малоэффективных видов бизнеса для того, чтобы сконцентрироваться на наиболее эффективных и освоенных его направлениях2. Для этого в первую очередь необходимо определить наиболее прибыльные и перспективные направления деятельности собственной фирмы и фирм-конкурентов.Для туристских предприятий, кроме анализа и развития наиболее прибыльных направлений их деятельности и концентрации ресурсов на этих направлениях, важно поддерживать оптимальный баланс в общем наборе бизнес-единиц фирмы, являющийся необходимым условием обеспечения эффективного развития и финансовой устойчивости предприятия.Оптимальный набор бизнес-единиц фирмы может быть выбран с помощью построения двухмерных матриц, позволяющих сравнивать между собой бизнес-единицы по следующим критериям: темпы роста продаж, относительные конкурентные позиции, стадии жизненного цикла, сегмент рынка. При этом на одной оси матрицы обычно фиксируют величину показателя, на которую может влиять фирма, например долю рынка, относительное конкурентное преимущество; на другой оси - показатели, на которые предприятие прямо повлиять не может, например фазу жизненного цикла, емкость рынка, его рост и изменение.Таким образом, сначала обосновываются важные для предприятия критерии и показатели оценки его деятельности, а затем определяются бизнес-единицы предприятия. Для туристов это могут быть подразделения, специализирующиеся на определенных видах и способах печати, деятельность которых также оценивают с помощью раннее установленных критериев и показателей, размещающихся в матрице.С помощью матрицы определяются конкурентное положение предприятия на рынке, перспективы его развития, выявляются стратегические проблемы, устанавливаются варианты распределения финансовых средств между бизнес-единицами.Одной из наиболее распространенных моделей матрицы является БКГ – матрица Бостонской консультационной группы (BostonConsultingGroup), называемая также матрицей «рост рынка - доля рынка», поскольку в качестве координат здесь используются показатели относительной доли рынка и темпов роста отраслевого рынка.В зависимости от позиции и площади, занимаемой фирмой на матрице, предлагается соответствующая стратегия ее конкурентного поведения. Эти стратегии (кратко обозначены в соответствующих сегментах матрицы на рисунке) носят рекомендательный характер, поскольку каждая фирма имеет набор параметров, не учитываемых в этой модели, но по-разному коррелирующих с показателями «рост рынка» и «доля рынка».Применительно к предприятиям отрасли печати необходимо отметить несколько важных моментов, учитываемых при построении матриц и оказывающих существенное воздействие на качество получаемых данных.Таблица 1.1Матрица БКГДоля рынка высокаяДоля рынка низкая«Звезды»Инвестировать и увеличивать долю рынка«Трудные дети»Увеличить долю рынка или деинвестироватьТемпы роста рынка высокие«Дойные коровы» Поддерживать долю рынка«Собаки»Деинвестировать и ликвидироватьТемпы роста рынка низкиеМодель даст больше адекватной информации, если исследование будет ограничено конкретным сегментом рынка туристских услуг. Например, предприятие, специализирующееся на направлении ЮВА на рынке, может иметь значительную долю на этом сегменте рынка, но не занимать и 1% на общем рынке туристскихуслуг, проигрывая по объемам продаж другим операторам и туристским комплексам. Поэтому не рекомендуется принимать в расчет общий рынок туристскихуслуг. Темп роста рынка выездного туризма в ЮВА заметно превышает этот показатель в целом по отрасли, что еще больше искажает результат в случае излишне обобщенного анализа. Таким образом, использование модели, исследующей локализованный сегмент рынка, будет иметь более реальные результаты.Если фирма имеет несколько направлений деятельности, то рекомендуется провести анализ и построить матрицы БКГ по каждому из них, что позволит получить более реальную модель.Классические простейшие рекомендации БКГ должны конкретизироваться для рыночных условий в каждой отрасли. Слепое следование рекомендациям недопустимо. Они должны представлять собой лишь границы, внутри которых управляющее звено конкретизирует действия в соответствии с данными, полученными после построения матрицы3.Не рекомендуется включать в матрицу всех конкурентов, действующих на рынке. Напротив, следует сосредоточиться на ключевых конкурентах по каждому направлению и постараться собрать о них максимально возможное количество информации, что позволит получить более точные и информативные результаты.Если целью анализа является сравнение позиций фирмы с аналогичными показателями конкурентов, то рекомендуется использовать отдельные матрицы для каждого направления деятельности фирмы. Если же оценивается предприятие в целом, то на матрице прослеживается и оценивается состояние и тенденции развития всех бизнес-единиц фирмы в целом. Конкретные управленческие решения принимаются на основе рекомендаций БКГ. Которая имеет положительные качества, такие как:серьезная теоретическая проработка, использование объективных индикаторов (что снижает возможный субъективизм оценок), простота, наглядность и выразительность как процесса анализа, так и получаемых результатов.С практической точки зрения простое и наглядное представление о месте и сравнительной значимости фирмы или каждого отдельного направления ее деятельности в составе компании, можно получить построением и анализом матриц, а также принять обоснованные решения о перераспределении финансовых потоков между различными бизнес-единицами с целью реализации наиболее выгодной стратегии развития так же получить и проанализировать динамику развития и сформулировать перспективные конкурентные варианты для каждого подразделения.Матрица БКГ позволяет разрабатывать и оценивать конкурентные возможности предприятия с позиции потоков денежных средств. Для этого необходимо оценить позиции, занимаемые подразделениями или фирмой, по двум параметрам -темпу роста отрасли и относительной доли рынка. Как только подразделения разнесены по клеткам матрицы, можно принимать решения и распределять ограниченные ресурсы в соответствии с рекомендациями, предложенными БКГ.Основной целью построения матриц БКГ служит оценка распределения направлений деятельности компании по сегментам матрицы для выявления самых перспективных направлений и оценка динамики изменений по каждому направлению. Поскольку для построения матрицы используются чаще всего относительные, округленные данные, результат также имеет приближенный характер и не может использоваться при анализе конкурентоспособности фирмы.Построенные на одной матрице положение компании (или ее подразделения) за определенный период времени может показать переход фирмы (подразделения) от одной стратегической позиции к другой. Эта информация может оказаться очень полезной для каждого туристского предприятия. Несколько периодов, отмеченные разным цветом или выделенные каким-либо другим способом, позволяют проанализировать развитие фирмы или отдельного направления ее деятельности. Повторные построения матриц позволяют оценивать эффективность принятых решений и действий, а также определять позитивные и негативные тенденции развития каждого подразделения компании.Если последовательно отобразить положение фирмы и конкурентов через равные промежутки времени на матрице БКГ, то наглядно представляется картина развития отрасли и положения в ней компании по показателям роста. Это дает возможность проследить действия конкурентов и соответствующим образом скорректировать стратегию фирмы, позволяет реализовать те или иные управленческие решения, направленные на изменение позиций фирмы в соответствии с общими рекомендациями, разработанными БКГ, что в свою очередь обеспечивает возможность проверки эффективности проведенных мероприятий по данным, которые будут получены в следующем периоде.Адекватно оценив, результаты изменений и воспользовавшись рекомендациями БКГ, соответствующими определенному положению фирмы, можно отслеживать и корректировать политику компании по отношению к каждому отдельно взятому подразделению.Матрица «рост рынка - доля рынка» хотя и удобна в определенных случаях, но имеет существенные недостатки. Во-первых, для того чтобы использовать эту модель, необходимо должным образом исследовать рынок, а это часто требует огромной аналитической работы; модель не дает никаких инструментов для проведения такого анализа. Во-вторых, прибыль и денежный поток зависят от множества факторов и не могут полностью характеризоваться долей рынка и его ростом. Многие переменные, которые в модели БКГ игнорируются, оказывают влияние на прибыльность бизнеса. Высокие темпы роста – этотолько один, причем иногда не самый главный признак привлекательности отрасли. Кроме того, очень малое количество и упрощенный характер рекомендаций не позволяет управленческому персоналу принимать обоснованные решения. Для серьезного анализа конкурентной борьбы между фирмами предоставляемых этой моделью данных недостаточно.Однако простота реализации и наглядность перевешивают недостатки модели и делают применение матрицы удобным инструментом для принятия управленческих решений и определения приоритетных направлений деятельности фирмы, для анализа изменений позиций фирмы в отношении к основными конкурентами. Для еще более детальной оценки перспектив развития отдельных направлений деятельности фирмы, допускается построение матрицы по конкретному товару.Если постоянно использовать модель БКГ для оценки конкурентного положения каждого направления деятельности предприятия через равные промежутки времени, то можно получить качественный и простой инструмент управления их конкурентоспособностью через отбор и своевременную корректировку направлений развития каждого подразделения.Для более углубленного анализа на туристском предприятии могут применяться другие модели портфельного анализа, например матрица GE/McKinsey(«привлекательность рынка – конкурентныепреимущества»), содержащая большее количество показателей и моделей поведения, и матрица направленной политики Shell/DPM, при использовании которой, сосредоточиваясь на анализе развития текущей ситуации в отрасли, можно проводить более детальный анализ существующего положения и перспектив развития каждого отдельного направления. Модель ADL/LC (ArthurD. Little/LifeCicle) является одной из наиболее распространенных моделей, использующих, понятие «жизненный цикл продукта». Она полезна для изучения фактического конкурентного положения каждого направления и стадий его жизненного цикла.К сожалению, специализированной модели, полностью учитывающей специфику работытуристских предприятий, не существует, но для оценки конкурентного положения внутрифирменных подразделений туристского предприятия и их детального анализа можно с успехом применять классические модели портфельного анализа, учитывая индивидуальные требования фирмы.
1.Asaul, A. N. Formation and evaluation of the effectiveness of the organizational structure of management in companies building investment areas / A. N. Asaul, N. A. Asaul, A. V. Simonov. - SPb: SPb SABU, 2008. - 258 p.
2.Asaul, A. N. Laws and tendencies of development of modern business / A. N. Asaul [and others]. -SPb.: ANO IPEV, 2008. - 280 р.
3.Asaul, A. N. Organization of business activity: a textbook / A. N. Asaul. - SPb: ANO IPEV, 2009. - 336 p.
4.Belopol’skij, N. G. Substantiation of investment decisions in the large integrated
structures /N. G. Belopol’skij, M. V. Melnikova // Economic revival of Russia. - 2005. - № 3 (5). -P. 34-38.
5.Doldshtein, G. Strategic management: course of lectures/ G. Doldshtein. - M., 2000.
6.Efremov, V. S. Business strategy. Planning: conceptions and methods/ V. S. Efremov. - M.: Delo, 2008.
7.Ermakov, I. N. Spatial planning of entrepreneurial business in conditions of the varied economic conjuncture / I. N. Ermakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3(21). -P. 32- 36
8.Kozachenko, A. V. Large-scale enterprise management/ A. V. Kozachenko [and others]. - Kiev: Libra, 2006.
9.Mikhailova, E. A. Strategic management and strategic marketing: problems of correlation and interpenetration/ E. A. Mikhailova // Management in Russia and abroad. - 2009. - №3.
10.Raizberg, B. A. Basics of economics: study book/ B. A. Raizberg. - M.: INFRA-M, 2007.
11.Александрова А.Ю. Международный туризм. М., Аспект Пресс, 2006.
12.Анущенкова К. А., Анущенкова В. Ю. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие. М., КноРус, 2008.
13.Артемьенко В. Г., Белендир М. В. Финансовый анализ. М.: АСТ, 2008.
14.Асаул, А. Н. Закономерности и тенденции развития современного
предпринимательства /А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. - 280 с.
15.Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул. -СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. - 336 с.
16.Асаул, А. Н. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционной сферы / А. Н. Асаул, Н. А. Асаул, А. В. Симонов. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 258 с.
17.Белопольский, Н. Г. Обоснование инвестиционных решений в крупных
интегрированных структурах / Н. Г. Белопольский, М. В. Мельникова // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3 (5). - С. 34-38.
18.Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., Издательский дом Герда, 2006.
19.Веткин В.А. Технология создания туристского продукта. М., ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
20.Войтоловский Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. М., Образование, 2006.
21.Гиляровская Л. Т., Лысенко Д. В., Ендовицкий Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М., Проспект, 2008.
22.Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М., Дом, 2006.
23.Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент: курс лекций/ Г. Я. Гольдштейн. - М., 2007
24.Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта. М., Дашков и Ко, 2008.
25.Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М., Нолидж, 1996.
26.Долматов Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы. Р-Д, Феникс, 2006.
27.Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Мн., Новое знание, 2006.
28.Дурович А.П. Реклама в туризме. Мн., Новое знание, 2006.
29.Ермаков, И. Н. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры / И. Н. Ермаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3 (21). - С. 32-36.
30.Ефремов, В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования/ В. С. Ефремов. - М.: Дело, 2008.
31.Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М., Ось-89, 1999.
32.Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. СПб., Изд-во СПбГУП, 2007.
33.Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Продвижение туристского продукта. М., Финансы и статистика, 2008.
34.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М., Финансы и статистика, 2006.
35.Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм. М., Мастерство, 2007.
36.Карпова Г.А., Современный туризм, М., Финансы и статистика, 2005.
37.Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. М., Юнити-Дана, 2008.
38.Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М., Финансы и статистика, 2009.
39.Квартальнов В.А. Туризм. М., Финансы и статистика, 2006.
40.Кирилов А.Т., Маслова Е.В. Реклама в туризме. СПб., Лекс Стар, 2003.
41.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2006.
42.Козаченко, А. В. Управление крупным предприятием / А. В. Козаченко [и др.]. - Киев:Либра, 2006.
43.Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М., Юнити, 2006.
44.Кукукина И.Г. Управленческий учет: Управление затратами; Управленческий анализ. М., Высшее образование, 2008.
45.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стретегический менеджмент. М., ИНФРА-М, 2009.
46.Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. М., Финансы и статистика, 2006.
47.Менеджмент туризма: Экономика туризма. М., Финансы и статистика, 2006.
48.Михайлова, Е. А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения / Е. А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. - № 3.
49.Морган Н., Причард А. Реклама в туризме и отдыхе. М., Юнити-Дана, 2006.
50.Морозов М.А., Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. М., Академия, 2006.
51.Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. М.: Высшая школа, 2007.
52.Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. М., Советский спорт, 2006.
53.Организация туризма. М., Новое знание, 2008.
54.Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 2006.
55.Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М., Юнити-Дана, 2006.
56.Поздняков В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. М., Инфра-М, 2008.
57.Райзберг, Б. А. Основы экономики: учеб. пособие/ Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2006.
58.Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 2006.
59.Саратовцев Ю.И. Технология туризма. СПб., СПбГИЭУ, 2002.
60.Сарафанова Е.В., Яцук А.В. Маркетинг в туризме. М., Альфа-М, 2007.
61.Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2009.
62.Серпилин, А. А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия/ А. А. Серпилин //Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №7.
63.Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. М., Финансы и статистика, 2006.
64.Филиппова И.Г., Погодина В.Л., Лукьянов Е.А. География туризма. М., Бизнес-Пресса, 2007.
65.Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. М., Феникс, 2006.
66.Чопозова А.И., Демченко И.А. Методика финансового анализа. Теория и практика. М., Аргус, 2008.
67.Шегельман И.Р., Рудаков М.Н., Мощеникин П.Е. Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности. М., ПрофиКС, 2006.
68.Davidoff P., Reiner T. A., 2005, "A choice theory of planning"
69.Lindblom Charles Edward. Politics and markets: the world's political-economic systems / C. E. Lindblom. - [New York] : Basic books, 2007. - XI. - 403 p.
70.Herbert Simon. "Theories of Bounded Rationality", 2002.
71.Alan Walter Steiss. Strategic Management and Organizational Decision Making, 2005
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические аспекты рассматривает первая глава статьи?
Первая глава статьи на тему "Анализ эффективности функционирования туристской фирмы (на примере ООО «ХЭППИ ТУРС»)" рассматривает следующие теоретические аспекты: планирование деятельности организации, разработка стратегии фирмы и портфельный анализ деятельности фирмы.
Какие особенности характеризуют ООО «ХЭППИ ТУРС»?
ООО «ХЭППИ ТУРС» имеет следующие особенности: общая характеристика компании и анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Какие теоретические основы заложены в разработке стратегии фирмы в статье?
В разработке стратегии фирмы в статье заложены следующие теоретические основы.
Какие аспекты маркетинговой деятельности анализируются в статье?
Статья анализирует особенности маркетинговой деятельности компании ООО "ХЭППИ ТУРС".
Какие аспекты финансово-хозяйственной деятельности ООО «ХЭППИ ТУРС» рассматривает статья?
В статье рассматриваются основные аспекты финансово-хозяйственной деятельности ООО "ХЭППИ ТУРС".
Какие основные аспекты включает анализ эффективности функционирования туристской фирмы?
Анализ эффективности функционирования туристской фирмы включает в себя оценку и изучение таких аспектов как планирование деятельности организации, разработка стратегии фирмы, портфельный анализ деятельности и анализ финансово-хозяйственной деятельности. Также проводятся исследования особенностей маркетинговой деятельности фирмы.
Какие задачи решает планирование деятельности организации в туристской фирме?
Планирование деятельности организации в туристской фирме помогает определить цели и задачи компании, спланировать необходимые ресурсы для их достижения, разработать стратегию и тактику работы. Это включает в себя планирование маркетинговых активностей, финансового планирования, операционного планирования и планирования развития компании в целом.
Какова роль разработки стратегии фирмы в туристской компании?
Разработка стратегии фирмы в туристской компании помогает определить основные направления развития, конкурентные преимущества компании, цели и задачи, а также планы действий для их достижения. Это позволяет фирме оптимально использовать свои ресурсы, привлекать клиентов и сохранять конкурентоспособность на рынке.