Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 29 29 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 08.04.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Власть как образующий элемент в сущности государства
1.1. Понятие власти
1.2. Особенности государственной власти
Глава 2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства
2.1. Классовый подход в сущности государства
2.2. Общечеловеческое в сущности государства
Глава 3. Функции государства: элементарное выражение сущности государства
3.1. Понятие и классификация функций государства
3.2. Функции современного государства
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Это проблемы космических исследований, развития новейших компьютерных систем и информационных технологий, клонирования, экологической безопасности, обеспечения мирового порядка, борьбы с терроризмом и т.д. Соответственно, и функции современного государства становятся сложнее и многообразнее.
Государство воздействует на основные сферы и процессы общественной жизни по разным направлениям. В зависимости от тех или иных сфер воздействия государства на жизнь общества и от содержания направлений самой деятельности, в системе основных внутренних функций современного государства выделяются следующие.
1. Политическая - проявляется в обеспечении функционирования механизма государственной власти. Содержание данной функции раскрывается через такие направления деятельности государства, как формирование органов государственной власти, правотворчество, защита государственного суверенитета и конституционного строя.
Правотворческая деятельность проявляется в издании управомоченными органами государства нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные правила поведения, реализация которых обеспечивается в том числе и мерами государственного принуждения (см. главу «Правотворчество»).
2. Экономическая. Отражает степень участия государства в экономических процессах, уровень его влияния на экономику.
Государство в той или иной степени неизбежно вмешивается в экономическую жизнь общества. Оно защищает различные формы собственности (включая частную), проводит определенную фискальную политику (организует и обеспечивает сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет), охраняет свободу всех, не запрещенных законом форм экономической деятельности, осуществляет внешнеэкономические связи.
Характеризуя экономическую функцию государства, необходимо учитывать, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики или в условиях рыночных отношений. В первом случае, опираясь на централизованную систему управления экономикой, преобладающую в экономике долю государственной собственности, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы, другими словами, монопольно регулирует экономические отношения. Во втором случае непосредственное вмешательство в хозяйственную деятельность общества заметно сокращается. Государство в основном определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые основы (регуляторы) рыночных отношений и ценовой политики, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также борется с ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства.
В современных условиях государство с помощью разных способов и рычагов поддерживает либеральную экономику, регулируя отношения между производителями и потребителями, устанавливая по возможности одинаковые правила хозяйствования в условиях рынка, принимая меры для нормального и эффективного функционирования экономики, обеспечения ее конкурентоспособности.
Одним из эффективных рычагов влияния государства на экономику всегда была и остается налоговая система. Обязательные платежи - налоги, сборы, пошлины - составляют основную доходную часть государственного бюджета. Для контроля за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты создаются специальные государственные органы. В России, например, в этих целях создана Государственная налоговая служба, действует налоговая полиция, органы финансовой разведки.
3. Социальная. Эта функция проявляется в поддержании необходимого уровня жизни граждан, в заботе о слабозащищенных слоях населения. Государство осуществляет ее через организацию систем здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание учреждений социальной защиты (дома престарелых, интернаты, библиотеки для слепых и т.п.), содействие развитию науки, культуры и образования.
Нужно подчеркнуть, что и в эксплуататорских государствах, выражающих преимущественно волю и интересы какой-то одной части общества (того или иного класса, тех или иных слоев населения) неизбежно осуществляются определенные общесоциальные функции, решаются так называемые общие дела, затрагивающие интересы самых разных групп и слоев общества: строительство ирригационных сооружений и дорог, борьба со стихийными бедствиями, организация работы транспорта и средств связи, обеспечение общественного порядка и т.п.
С переходом от эпохи эксплуататорского государства к социальному право выражает уже не одну только волю класса или группы людей, осуществляющих государственную власть, но и (так или иначе) согласованную волю всех граждан. Возрастает деятельность государства, направленная на обеспечение нормального существования общества, защиту демократических прав и свобод личности. Это становится особенно приоритетным в условиях правового государства.
Функции государства реализуются с помощью разных методов. В зависимости от содержания функции используются правовые, организационные, контрольные, воспитательные, принудительные, правообеспечительные и другие методы.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать выводы.
По поводу сущности государства в отечественном правоведении преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у «руля управления» обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.
Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. При его характеристике следует ответить на несколько вопросов, один из которых: как соотносятся государство и общество, является ли государство структурой искусственной, противоестественной человеческому обществу (Лао-цзы), или же государство - органичная часть общества (Платон)?
На сегодняшний день кроме классового подхода существуют четыре наиболее известные теории, пытающиеся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства.
Теория плюрализма. Сторонники этой теории (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль и др.) рассматривают общество как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные общественные и политические организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.
Технократическая теория. Возникла в 20-е гг. XX в. (его часто называют «административным веком») как ответ на бюрократизацию общества. Истоки данного подхода к пониманию природы государства можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы.
Сторонники данной теории (Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид и другие) пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если последние обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний и умений, опыта. По мнению Мейно, технократы - это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.
Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.
Теория элит. Появилась эта теория в начале XX в. Крупнейшие сторонники: Парето, Моски, Сартори. По мнению Парето, элита образуется двояким образом:
1) элиту образуют все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» того или иного социального слоя;
2) в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного управления.
Таким образом, элита - особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.
Юридический подход. Начало юридического подхода к сущности государства заложил выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX века), который рассматривал государство как социальное образование и как правовое (юридическое) учреждение. Более важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации (Эсмен). Г. Кельзен, рассматривая государство с юридических позиций, сравнивал его с правопорядком. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права.
Список использованной литературы
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1995. 298с.
Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник. М.: Юриспруденция, 2008. 214с.
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. 59с.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 752 с.
Жиделев В.А., Государственная власть как правовая категория // Право и политика. 2007. № 6. С.12-18.
Ильин В.В. Политология. М., 1999.
Кола Д. Политическая социология. М., 2001.
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
Луман Н. Власть. М., 2001.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 356 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I.
Образ власти в общественном сознании (социологический обзор) // Личность и власть. М., июнь 2000.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2002. 178с.
Сырых В.М. Теория государства и права. М.: ЮРИСТЪ, 2004. 656 с.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. 234с.
Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М.:ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. 242с.
Философия власти. / Под ред. В.В. Ильина. М., 1993.
Фуко М. Власть и стратегии // Интеллектуалы и власть. Ч.1. М., 2002.
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2004. 242с.
Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2009. 144с.
Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996.149с.
Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. 154с.
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. С. 268.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 31.
Ильин В.В. Политология. М., 1999. С. 125.
Сырых В.М. Теория государства и права М., 2004. С. 13.
Философия власти. / Под ред. В.В. Ильина. М., 1993. С. 11-12.
Луман Н. Власть. М., 2001. С. 25.
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. С. 164.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М., 2003. С. 282.
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. С. 164.
Кола Д. Политическая социология. М., 2001. С. 110-111.
Фуко М. Власть и стратегии // Интеллектуалы и власть. Ч.1. М., 2002. С. 313-314.
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. С. 197-198.
Образ власти в общественном сознании (социологический обзор) // Личность и власть. М., июнь 2000. С. 50.
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2004. С. 70
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2002. С. 94
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. С. 277.
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1995. С. 5.
Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 115.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 553
Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 85.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 2004. С. 376.
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. С. 164.
Жиделев В.А. Государственная власть как правовая категория // Право и политика. 2007. № 6. С.14.
Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996. С.145.
Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 149.
Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник. М.: Юриспруденция, 1999. С.123.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I. С. 422.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. С. 75
Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003. С.89.












29

Список использованной литературы
1.Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1995. 298с.
2.Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник. М.: Юриспруденция, 2008. 214с.
3.Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.
4.Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. 59с.
5.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 752 с.
6.Жиделев В.А., Государственная власть как правовая категория // Право и политика. 2007. № 6. С.12-18.
7.Ильин В.В. Политология. М., 1999.
8.Кола Д. Политическая социология. М., 2001.
9.Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
10.Луман Н. Власть. М., 2001.
11.Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 356 с.
12.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I.
13.Образ власти в общественном сознании (социологический обзор) // Личность и власть. М., июнь 2000.
14.Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
15.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2002. 178с.
16.Сырых В.М. Теория государства и права. М.: ЮРИСТЪ, 2004. 656 с.
17.Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. 234с.
18.Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М.:ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. 242с.
19.Философия власти. / Под ред. В.В. Ильина. М., 1993.
20.Фуко М. Власть и стратегии // Интеллектуалы и власть. Ч.1. М., 2002.
21.Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2004. 242с.
22.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2009. 144с.
23.Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996.149с.
24.Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. 154с.

Вопрос-ответ:

Что изучает первая глава о сущности государства?

Первая глава изучает общечеловеческое и классовое начала в сущности государства, а также рассматривает власть как образующий элемент этой сущности. Она включает в себя понятие власти и особенности государственной власти.

Что такое власть в сущности государства?

Власть в сущности государства - это способность и право декларировать законы, принимать решения и осуществлять контроль над территорией и ресурсами. Она играет важную роль в формировании и функционировании государства.

Какие особенности имеет государственная власть?

Государственная власть имеет несколько особенств. Во-первых, она обладает монополией на принятие решений и осуществление контроля. Во-вторых, она обеспечивает соблюдение правил и норм, которые регулируют общество. В-третьих, она имеет легитимность, то есть признание со стороны общества.

Что изучает вторая глава о сущности государства?

Вторая глава изучает классовое и общечеловеческое начала в сущности государства. Она рассматривает классовый подход и общечеловеческие аспекты, которые определяют формирование и функционирование государства.

Что такое классовый подход в сущности государства?

Классовый подход в сущности государства предполагает анализ и учет классовых противоречий и интересов в обществе. Он утверждает, что государство служит интересам определенных классов и выполняет задачи, связанные с поддержанием определенного социально-экономического порядка.

Какое место занимает общечеловеческое в сущности государства?

Общечеловеческое в сущности государства означает универсальность и применимость определенных принципов, норм и ценностей во всех государствах. Оно предполагает защиту прав и свобод каждого человека, независимо от его классовой принадлежности или иного различия.

Что изучает третья глава о сущности государства?

Третья глава изучает функции государства как элементарное выражение его сущности. Она включает в себя понятие и классификацию функций государства, а также рассматривает функции, которые выполняет современное государство.

Какие разделы включает данная книга?

Данная книга включает следующие разделы: глава 1 "Власть как образующий элемент в сущности государства", глава 2 "Классовое и общечеловеческое в сущности государства", и глава 3 "Функции государства: элементарное выражение сущности государства".

Что означает понятие "власть"?

Понятие "власть" означает возможность воздействовать на поведение других людей, принимать решения и контролировать их исполнение.

Каковы особенности государственной власти?

Особенности государственной власти включают ее иерархическую структуру, основу на законности, принудительный характер и монополию на использование силы.

Что означает классовый подход в сущности государства?

Классовый подход в сущности государства означает, что состав и действия государства определяются классовыми интересами и наличием антагонистических социальных групп.

В чем заключается общечеловеческое в сущности государства?

Общечеловеческое в сущности государства заключается в том, что государство исполняет функции, важные для всех людей независимо от их классовой принадлежности, такие как обеспечение безопасности и защита прав и свобод.