Развитие эмпатии студентов с различной специализацией.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 52 52 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.05.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема эмпатии в психологической литературе
1.1 Понятие эмпатии в контексте разных авторов
1.2 Анализ основных концепций и подходов
1.3 Роль эмпатии в профессиональной деятельности медицинского работника и ее развитие
Глава 2. Исследование эмпатии у студентов медицинского колледжа
2.1 Организация методов исследования
2.2 Развитие эмпатии у студентов с различной специализацией (сестры и фельдшера)
2.3. Анализ и интерпретация результатов
2.3 Анализ и интерпретация результатов
Вывод
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Поэтому он будет негативным образом сказываться не только на личности медицинского работника, но и на его профессиональной деятельности.
Следующим этапом диагностического исследования проводилось исследования уровня поликоммуникативной эмпатии. Средний уровень достоверности в обеих эмпирических группах равен 2 баллам, что иллюстрирует искренность ответов обследуемых.
Как показала обработка данных средние показатели по всем шкалам как среди обследуемых ЭГ№1, так и среди обследуемых ЭГ№2 находятся в среднем диапазоне данных. Но в тоже время статистический анализ данных при помощи критерия Манна-Уитни показал, что уровень эмпатических проявлений в отношений родителей и разнообразных героев у студентов сестринского факультета более высок (при р<0,05). Также статистический анализ данный выявил достоверность различий в выраженности эмпатических проявлений у студентов сестринского факультета по отношению к детям и пожилым людям при уровне достоверности p<0,01. Подобные результаты анализа шкал поликоммуникативной эмпати позволяет сделать предположении в большей выраженности эмпатических способностей среди студентов сестринского факультета, чем у студентов-фельдшеров. Данные выводы подтверждает анализ общего уровня поликоммуникативной эмпатии: средний показатель уровня выраженности среди студентов сестринского факультета выявлен только у 25% обследуемых, в то время как среди фельдшеров данный уровень выявлен у 51% обследуемых студентов.
Критерий Манна-Уитни также подтвердил достоверность различий между средними показателями общего уровня выраженности поликоммуникативной эмпатии фельдшеров и студентов, обучающихся на сестринском факультет при высоком уровне достоверности (р<0,01).
Следующим этапом диагностического исследования проводилось изучение выраженности синдрома эмоционального выгорания.
Анализируя рисунок №7, можно отметить следующее: практически все симптомы данной фазы эмоционального выгорания являются не сформированными как среди студентов, обучающихся на медицинских сестер, так и студентов фельдшерского отделения.
Проводя качественный анализ по данной гистограмме, необходимо отметить, что студенты ЭГ№1 в большей степени переживают стрессогенные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью. Они будут пропускать данную ситуацию как бы «через себя», переживая вместе с пациентами. Также у студентов фельдшерского отделения наблюдается формирование симптома «загнанности в клетку», которая ощущается как неспособность найти выход из сложившейся ситуации, что вероятно приводит к усилению тревоги и депрессии.
Статистическая обработка данных выявила наличие достоверных различий между показателями эмпирических группа по всем симптомам фазы напряжения на высоком уровне достоверности.
Анализируя показатели по фазе «резистентность, необходимо отметить, что наблюдается яркая выраженность такого симптома как «редукция профессиональных обязанностей», которая ярко выражена у студентов фельдшерского отделения, что подтвердил статистический анализ данных при помощи критерия Манна-Уитни. Это означает, что у этих студентов наблюдаются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, что символизирует о начале процесса профессиональной деформации личности.
Анализ результатов по фазе резинстенция среди студентов сестринского отделения показал, что складывающихся симптомов не наблюдается.
Анализируя данные по фазе «истощение», можно отметить, что практически все симптомы данной фазы во всех эмпирических группах являются не сложившимися. Это находит свое отражение в том, обследуемые обеих эмпирических групп могут оказать эмоциональную помощь: войти в положение своих клиентов, соучаствовать, сопереживать, радоваться и т.д.
Но при этом необходимо отметить, что среди сотрудников фельдшерского отделения наблюдается складывание такого симптома как «эмоциональная отстраненность». Это иллюстрирует тот факт, что данные студенты, в отличии от студентов сестринского отделения, в большей степени проявляют интерес к человеку как субъекту профессиональной деятельности.
В тоже время необходимо отметить, что в обеих эмпирических выборках не происходит перехода негатива с уровня эмоций на уровень психосоматики. Это иллюстрирует тот факт, что у обследуемых студентов, вне зависимости от отделения, эмоциональная защита работает и выполняет должным образом свои функции, что выражается в способности эмоциональной сферы справляться с нагрузками без вмешательства других подсистем индивида.
Статистический анализ данных при помощи критерия Манна-Уитни выявил достоверность полученных различий между показателями эмпирических групп по всем симптомам данной фазы синдрома эмоционального выгорания.
Анализируя выраженность всех фаз синдрома эмоционального выгорания у обследуемых эмпирической выборки, необходимо отметить, что у студентов фельдшерского отделения наблюдается формирование фазы резистентности. А это означает, что при неблагоприятных условиях, которые заключаются в постоянном действии стрессогенного фактора, существует вероятность начала активного процесса формирования данного синдрома.
В свою очередь у студентов сестринского отделения наблюдается хорошая работа защитных механизмов личности, которые предупреждают формирование синдрома эмоционального выгорания.
Результаты статистической обработки данных позволяют сделать вывод о большей выраженности всех стадий синдрома эмоционального выгорания у студентов фельдшерского отделения.




Вывод

Итак, нами была проведена научно-исследовательская работа, направленная на исследование эмпатии и уровня эмоционального выгорания у студентов различных специальностей медицинского колледжа.
В ходе теоретического исследования было исследованы различные подходы к определению феномена эмпатии, рассмотрены разнообразные его особенности.
В рамках практического исследования нами был исследован уровень эмпатии у студентов разной специальности медицинского колледжа. В ходе анализа и интерпретации данных гипотеза о том, что у студентов, обучающихся на сестринском факультете в больше степени наблюдается выраженность эмпатии, нашла свое подтверждение. Также в ходе анализа и обработки данных подтвердилась гипотеза о том, что это обуславливает большую сформированность синдрома эмоционального выгорания.
Исходя из этого можно отметить, что цели и задачи исследования достигнуты.
Эмпатия представляет собой способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека. Она не является является результатом интеллектуальных усилий.  Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.
Различные тренинговые методы помогают повысить эмпатические способности (при условии их врожденного наличия), развивают умение более эффективно применять эмпатию в личном и профессиональном общении.

Литература

Абульханова - Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности.//Психология и сознание личности. Избранные психологические труды - М - Воронеж, 1999.
Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности. - М., 1995.
Атватер И. Эмпатия, эмпатическое слушание.//Психология влияния. Сост. Морозов А.В. - Спб., 2000. - С.290-294
Басина Е.З., Касиновская Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности.// Вестник МГУ. Сер. «Психология». 1997.-С. 33-41
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинь, 1996. 238 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.,1996,
Веденеева Л.В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дисс., канд. педагог, наук - Волгоград, 2001.
Воропаева И.П. Эмпатия как ценность в эмоциональном опыте. Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Развитие воспитавние в контексте общественных перемен».- М., 2005.
Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975. № 2. С. 147 – 158.
Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.- С. 17 - 19,
Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.И. Феномен конгруэнтной эмпатии/Вопросы психологии, 1993, №4.-С. 61-68
Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998.
Кордуэлл М. Психология А – Я: Словарь-справочник. – пер. с англ. К.С. Ткаченко – М., 2002.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с.
Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
Орлов А.Б., Хазакова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности.//Вопросы психологии. 1994.-№4.-С.68-73
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. C.672.
Роджерс К. Эмпатия. //Психология эмоций. Тексты /Пол ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. - М, 1984.- С. 235 - 237
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 – 366 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.









Приложение


Таблица №1. Результаты диагностики В.В. Бойко
№ РК ЭК ИК У П И Общий уровень эмпатии фельдшеры 1 1 2 5 1 4 4 17 заниженный 2 3 2 1 4 3 1 14 низкий 3 6 1 5 1 2 5 20 заниженный 4 4 1 4 2 5 4 20 заниженный 5 6 2 4 1 2 6 21 заниженный 6 5 1 3 3 5 3 20 заниженный 7 1 3 5 1 2 4 16 заниженный 8 5 4 4 2 1 1 17 заниженный 9 4 2 3 1 4 3 17 заниженный 10 4 3 2 4 3 1 17 заниженный 11 6 1 5 2 6 2 22 средний 12 2 1 6 3 6 1 19 заниженный 13 5 2 4 2 4 1 18 заниженный 14 6 3 5 1 5 1 21 заниженный 15 1 3 5 4 3 1 17 заниженный 16 2 1 6 5 6 2 22 средний 17 6 2 6 3 5 2 24 средний 18 1 2 5 3 3 4 18 заниженный 19 6 2 1 3 3 1 16 заниженный 20 2 1 5 1 6 5 20 заниженный 21 6 1 4 2 2 4 19 заниженный 22 6 2 4 5 5 5 27 средний 23 6 1 3 6 5 3 24 средний 24 1 3 5 1 2 4 16 заниженный 25 5 4 5 2 5 1 22 средний 26 4 2 4 3 4 1 18 заниженный 27 4 3 2 4 3 1 17 заниженный 28 5 3 6 3 6 2 25 средний 29 5 2 6 4 6 1 24 средний 30 4 5 5 5 2 2 23 средний 31 4 2 5 3 3 4 21 заниженный 32 3 2 1 4 3 1 14 низкий 33 6 1 5 1 2 5 20 заниженный 34 4 1 4 2 5 4 20 заниженный 35 6 2 4 3 5 5 25 средний 36 5 1 3 6 5 3 23 средний 37 4 3 5 4 2 4 22 средний 38 5 4 4 5 5 1 24 средний 39 4 2 4 3 4 1 18 заниженный 40 4 3 2 4 3 1 17 заниженный 41 5 1 6 2 6 2 22 средний 42 5 1 4 3 6 1 20 заниженный 43 4 2 5 2 4 1 18 заниженный 44 6 3 5 1 1 1 17 заниженный 45 6 3 1 4 3 1 18 заниженный 46 6 5 1 2 2 2 18 заниженный 47 6 2 2 3 3 2 18 заниженный 48 6 3 3 3 6 2 23 средний 49 5 2 1 2 6 1 17 заниженный 50 4 5 4 5 2 5 25 средний сред 4,4 2,3 3,9 2,9 3,9 2,5 19,82 заниженный медицинские сестры 1 2 2 6 4 2 2 18 заниженный 2 4 3 5 4 4 4 24 средний 3 3 4 4 3 3 3 20 заниженный 4 5 5 5 3 3 4 25 средний 5 2 2 6 4 4 3 21 заниженный 6 1 3 6 3 6 2 21 заниженный 7 3 1 6 4 6 3 23 средний 8 2 4 5 4 5 4 24 средний 9 4 2 4 4 6 5 25 средний 10 3 3 5 4 6 2 23 средний 11 2 4 2 4 6 3 21 заниженный 12 1 5 3 4 6 4 23 средний 13 1 3 6 3 6 2 21 заниженный 14 2 4 6 4 5 3 24 средний 15 3 2 6 4 6 6 27 средний 16 4 3 5 4 5 2 23 средний 17 2 4 6 4 3 3 22 средний 18 3 5 5 4 6 4 27 средний 19 5 4 4 4 6 4 27 средний 20 6 3 4 4 6 3 26 средний 21 3 2 5 4 6 2 22 средний 22 5 2 5 3 6 1 22 средний 23 6 3 5 4 4 1 23 средний 24 3 4 4 3 6 1 21 заниженный 25 4 3 5 4 6 2 24 средний 26 2 4 5 4 6 1 22 средний 27 3 5 5 5 6 2 26 средний 28 2 6 5 4 6 3 26 средний 29 3 4 4 3 6 2 22 средний 30 4 5 3 3 6 2 23 средний 31 5 3 3 3 5 1 20 заниженный 32 2 5 5 5 5 1 23 средний 33 5 4 4 4 6 2 25 средний 34 4 1 5 4 6 2 22 средний 35 2 3 4 4 6 3 22 средний 36 3 2 3 3 6 2 19 заниженный 37 5 6 4 4 6 3 28 средний 38 5 2 4 4 5 4 24 средний 39 5 3 5 4 6 2 25 средний 40 3 2 5 4 4 5 23 средний 41 6 1 5 5 6 5 28 средний 42 5 1 5 4 6 1 22 средний 43 3 2 4 3 6 2 20 заниженный 44 4 4 5 3 6 2 24 средний 45 4 5 5 4 6 3 27 средний 46 5 3 5 4 6 2 25 средний 47 4 4 2 3 6 1 20 заниженный 48 3 6 6 4 6 2 27 средний 49 4 5 6 4 4 3 26 средний 50 5 3 5 4 6 2 25 средний сред 3,5 3,4 4,7 3,8 5,4 2,6 23,42 средний

Таблица №2. Результаты диагностики Юсупова


№ Родитель животные пож люди дети герои незнак люди ОБЩИЙ Достоверность фельдшеры 1 2 12 12 13 10 10 59 средний 2 2 3 13 8 8 8 9 49 средний 1 3 15 8 10 10 10 11 64 высокий 3 4 13 10 9 10 9 9 60 средний 1 5 9 12 7 10 7 9 54 средний 1 6 14 11 10 9 7 15 66 высокий 1 7 9 12 8 11 6 11 57 средний 2 8 11 12 14 11 11 11 70 высокий 2 9 9 11 12 11 12 12 67 высокий 1 10 5 12 14 11 7 13 62 средний 1 11 15 13 11 11 9 9 68 высокий 3 12 9 7 11 7 10 12 56 средний 1 13 8 6 7 4 8 12 45 средний 1 14 7 13 8 12 6 6 52 средний 4 15 7 10 7 15 10 7 56 средний 0 16 2 12 12 5 10 10 51 средний 1 17 3 13 8 8 8 9 49 средний 1 18 15 8 10 10 10 11 64 высокий 2 19 13 10 9 6 9 9 56 средний 2 20 9 12 7 9 7 9 53 средний 0 21 9 7 11 9 10 12 58 средний 1 22 8 6 7 3 8 12 44 средний 1 23 7 13 8 12 6 6 52 средний 0 24 7 10 7 8 10 7 49 средний 1 25 2 12 12 9 10 10 55 средний 3 26 3 13 8 8 8 9 49 средний 0 27 15 8 10 10 10 11 64 высокий 2 28 13 10 9 9 9 9 59 средний 1 29 9 12 7 10 7 9 54 средний 1 30 13 11 12 8 10 10 64 высокий 0 31 7 11 8 14 8 9 57 средний 1 32 10 10 10 7 10 11 58 средний 2 33 11 9 9 10 9 9 57 средний 2 34 9 8 7 10 15 9 58 средний 1 35 12 15 10 9 7 8 61 средний 1 36 8 9 8 7 6 11 49 средний 0 37 7 6 7 15 10 7 52 средний 1 38 2 7 12 13 10 10 54 средний 2 39 3 7 8 8 8 9 43 средний 1 40 5 3 10 10 10 11 49 средний 2 41 13 7 9 7 9 9 54 средний 1 42 9 9 7 5 7 9 46 средний 1 43 9 7 11 8 10 12 57 средний 0 44 8 6 7 15 8 12 56 средний 0 45 7 13 8 7 6 6 47 средний 3 46 7 8 7 9 10 7 48 средний 2 47 2 12 12 13 10 10 59 средний 1 48 9 7 11 14 10 12 63 высокий 2 49 8 6 7 7 8 12 48 средний 3 50 7 13 8 12 6 6 52 средний 2   сред 8,34 9,84 9,22 9,54 8,78 9,76 55,48 средний 2 медицинские сестры 1 7 11 9 10 12 10 59 средний 1 2 13 11 12 8 10 10 64 высокий 3 3 7 11 8 14 8 9 57 средний 3 4 10 10 10 10 10 11 61 средний 2 5 11 9 9 10 9 9 57 средний 2 6 11 8 7 10 15 9 60 средний 2 7 12 15 10 9 7 12 65 средний 2 8 8 9 8 11 6 11 53 средний 1 9 15 11 14 14 11 11 76 высокий 1 10 7 11 12 15 12 9 66 высокий 1 11 6 13 14 11 7 13 64 высокий 2 12 12 13 11 11 9 9 65 высокий 1 13 13 13 10 9 11 12 68 высокий 2 14 14 15 10 11 14 15 79 высокий 2 15 4 12 11 14 11 4 56 средний 3 16 11 9 9 15 10 7 61 средний 3 17 11 11 9 14 10 8 63 высокий 2 18 8 10 13 14 11 11 67 высокий 4 19 12 8 11 13 10 8 62 средний 1 20 8 10 10 11 8 9 56 средний 1 21 11 11 11 13 10 10 66 высокий 2 22 11 11 9 11 11 9 62 средний 2 23 4 13 15 11 6 6 55 средний 2 24 11 7 10 8 11 10 57 средний 1 25 11 10 8 10 9 9 57 средний 2 26 8 10 9 8 9 9 53 средний 1 27 9 7 11 14 10 12 63 высокий 2 28 8 6 7 15 8 12 56 средний 2 29 7 13 8 12 6 6 52 средний 1 30 7 10 7 15 10 7 56 средний 0 31 10 12 12 13 10 10 67 средний 0 32 9 13 8 8 8 9 55 средний 1 33 15 8 10 10 10 11 64 высокий 2 34 13 10 9 10 9 9 60 средний 1 35 9 12 7 10 7 9 54 средний 1 36 14 11 10 9 7 15 66 высокий 1 37 9 12 8 11 6 11 57 средний 1 38 11 12 14 11 11 11 70 высокий 1 39 9 11 12 11 12 12 67 высокий 1 40 5 12 14 11 7 13 62 средний 1 41 15 13 11 11 9 9 68 высокий 1 42 7 12 10 14 11 12 66 высокий 1 43 12 11 10 11 14 15 73 высокий 1 44 11 10 11 14 11 15 72 высокий 0 45 15 12 15 14 10 12 78 высокий 2 46 12 8 11 13 11 14 69 высокий 3 47 12 14 11 11 11 10 69 высокий 1 48 10 12 11 12 12 9 66 высокий 2 49 11 11 12 11 12 12 69 высокий 2 50 11 12 14 11 7 13 68 высокий 1   сред 10,14 10,92 10,44 11,54 9,72 10,36 63,12 высокий 2





















Таблица №3 Результаты диагностики синдрома эмоционального выгорания у обследуемых эмпирических групп

№ напряжение резистенция истощение напряжение резистенция истощение Общ 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 фельдшеры 1 4 5 0 0 18 20 9 12 5 11 5 15 9 59 36 104 2 2 0 6 15 8 5 6 12 5 8 0 0 23 31 13 67 3 15 10 0 0 3 7 8 23 5 3 0 2 25 41 10 76 4 2 3 1 8 10 4 11 5 15 15 0 0 14 30 30 74 5 5 3 1 3 0 7 3 0 0 3 0 0 12 10 3 25 6 8 0 0 8 0 12 10 2 0 8 0 2 16 24 10 50 7 4 3 5 0 10 10 2 5 0 8 0 0 12 27 8 47 8 15 2 4 0 3 7 2 23 5 3 0 2 21 35 10 66 9 0 0 2 0 5 7 10 7 0 8 0 0 2 29 8 39 10 12 3 1 3 0 7 4 0 0 3 0 0 19 11 3 33 11 0 3 1 3 0 7 6 0 0 3 0 0 7 13 3 23 12 0 0 0 8 0 12 16 2 0 8 0 2 8 30 10 48 13 15 2 0 0 3 7 6 23 5 3 0 2 17 39 10 66 14 15 10 0 0 3 7 5 23 5 3 0 2 25 38 10 73 15 5 0 0 0 5 7 15 7 0 8 0 0 5 34 8 47 16 2 3 1 3 0 7 3 0 0 3 0 0 9 10 3 22 17 1 0 5 8 0 12 11 2 0 8 0 2 14 25 10 49 18 15 0 1 0 3 7 12 23 5 3 0 2 16 45 10 71 19 15 0 0 0 3 7 8 23 5 3 0 2 15 41 10 66 20 0 0 7 8 0 12 7 2 0 8 0 2 15 21 10 46 21 4 5 0 0 18 20 9 12 5 11 5 15 9 59 36 104 22 2 0 6 15 8 5 6 12 5 8 0 0 23 31 13 67 23 15 10 0 0 3 7 8 23 5 3 0 2 25 41 10 76 24 2 3 1 8 10 4 11 5 15 15 0 0 14 30 30 74 25 5 3 1 3 0 7 3 0 0 3 0 0 12 10 3 25 26 8 0 0 8 0 12 10 2 0 8 0 2 16 24 10 50 27 4 3 5 0 10 10 2 5 0 8 0 0 12 27 8 47 28 15 2 4 0 3 7 2 23 5 3 0 2 21 35 10 66 29 0 0 2 0 5 7 10 7 0 8 0 0 2 29 8 39 30 12 3 1 3 0 7 4 0 0 3 0 0 19 11 3 33 31 0 3 1 3 0 7 6 0 0 3 0 0 7 13 3 23 32 0 0 0 8 0 12 16 2 0 8 0 2 8 30 10 48 33 15 2 0 0 3 7 6 23 5 3 0 2 17 39 10 66 34 15 10 0 0 3 7 5 23 5 3 0 2 25 38 10 73 35 5 0 0 0 5 7 15 7 0 8 0 0 5 34 8 47 36 2 3 1 3 0 7 3 0 0 3 0 0 9 10 3 22 37 1 0 5 8 0 12 11 2 0 8 0 2 14 25 10 49 38 15 0 1 0 3 7 12 23 5 3 0 2 16 45 10 71 39 15 0 0 0 3 7 8 23 5 3 0 2 15 41 10 66 40 0 0 7 8 0 12 7 2 0 8 0 2 15 21 10 46 41 2 3 1 8 10 4 11 5 15 15 0 0 14 30 30 74 42 5 3 1 3 0 7 3 0 0 3 0 0 12 10 3 25 43 8 0 0 8 0 12 10 2 0 8 0 2 16 24 10 50 44 4 3 5 0 10 10 2 5 0 8 0 0 12 27 8 47 45 15 2 4 0 3 7 2 23 5 3 0 2 21 35 10 66 46 0 0 2 0 5 7 10 7 0 8 0 0 2 29 8 39 47 12 3 1 3 0 7 4 0 0 3 0 0 19 11 3 33 48 0 3 1 3 0 7 6 0 0 3 0 0 7 13 3 23 49 0 0 0 8 0 12 16 2 0 8 0 2 8 30 10 48 50 15 2 0 0 3 7 6 23 5 3 0 2 17 39 10 66   сред 6,62 2,26 1,7 3,34 3,58 8,44 7,56 9,1 2,7 6,04 0,2 1,56 13,92 28,68 10,5 53,1 медицинские сестры 1 0 0 7 8 0 12 7 2 0 8 0 2 15 21 10 46 2 0 0 6 3 0 4 2 20 5 3 0 0 9 26 8 43 3 2 0 15 3 10 4 6 17 0 11 8 0 20 37 19 76 4 0 0 10 7 10 12 1 10 0 10 3 5 17 33 18 68 5 0 0 7 4 20 20 2 21 15 8 0 0 11 63 23 97 6 3 2 8 6 11 21 5 15 0 15 8 15 19 52 38 109 7 0 0 12 7 10 12 15 10 0 10 3 5 19 47 18 84 8 4 0 7 9 0 13 4 10 15 10 10 10 20 27 45 92 9 0 0 6 3 0 4 1 20 5 3 0 0 9 25 8 42 10 2 0 15 12 10 4 11 17 0 11 8 0 29 42 19 90 11 0 0 13 7 10 12 0 10 0 10 3 5 20 32 18 70 12 0 0 7 4 20 20 0 21 15 8 0 0 11 61 23 95 13 4 0 11 9 0 13 4 10 15 10 10 10 24 27 45 96 14 0 3 6 10 0 2 6 15 0 11 2 2 19 23 15 57 15 0 0 6 14 0 4 11 20 5 15 0 0 20 35 20 75 16 6 0 8 15 8 6 10 23 10 0 0 6 29 47 16 92 17 0 3 6 10 0 2 19 15 0 11 2 2 19 36 15 70 18 0 0 14 7 10 12 18 10 0 10 3 5 21 50 18 89 19 0 0 10 15 20 20 16 21 15 8 0 0 25 77 23 125 20 4 0 14 9 0 13 4 10 15 10 10 10 27 27 45 99 21 0 0 6 15 0 4 16 20 5 15 0 0 21 40 20 81 22 0 0 7 8 0 12 7 2 0 8 0 2 15 21 10 46 23 0 0 6 3 0 4 2 20 5 3 0 0 9 26 8 43 24 2 0 15 3 10 4 6 17 0 11 8 0 20 37 19 76 25 0 0 10 7 10 12 1 10 0 10 3 5 17 33 18 68 26 0 0 7 4 20 20 2 21 15 8 0 0 11 63 23 97 27 3 2 8 6 11 21 5 15 0 15 8 15 19 52 38 109 28 0 0 12 7 10 12 15 10 0 10 3 5 19 47 18 84 29 4 0 7 9 0 13 4 10 15 10 10 10 20 27 45 92 30 0 0 6 3 0 4 1 20 5 3 0 0 9 25 8 42 31 2 0 15 12 10 4 11 17 0 11 8 0 29 42 19 90 32 0 0 13 7 10 12 0 10 0 10 3 5 20 32 18 70 33 0 0 7 4 20 20 0 21 15 8 0 0 11 61 23 95 34 4 0 11 9 0 13 4 10 15 10 10 10 24 27 45 96 35 0 3 6 10 0 2 6 15 0 11 2 2 19 23 15 57 36 0 0 6 14 0 4 11 20 5 15 0 0 20 35 20 75 37 6 0 8 15 8 6 10 23 10 0 0 6 29 47 16 92 38 0 3 6 10 0 2 19 15 0 11 2 2 19 36 15 70 39 0 0 14 7 10 12 18 10 0 10 3 5 21 50 18 89 40 0 0 10 15 20 20 16 21 15 8 0 0 25 77 23 125 41 4 0 14 9 0 13 4 10 15 10 10 10 27 27 45 99 42 0 0 6 15 0 4 16 20 5 15 0 0 21 40 20 81 43 3 2 8 6 11 21 5 15 0 15 8 15 19 52 38 109 44 0 0 12 7 10 12 15 10 0 10 3 5 19 47 18 84 45 4 0 7 9 0 13 4 10 15 10 10 10 20 27 45 92 46 0 0 6 3 0 4 1 20 5 3 0 0 9 25 8 42 47 2 0 15 12 10 4 11 17 0 11 8 0 29 42 19 90 48 0 0 13 7 10 12 0 10 0 10 3 5 20 32 18 70 49 0 0 7 4 20 20 0 21 15 8 0 0 11 61 23 95 50 4 0 11 9 0 13 4 10 15 10 10 10 24 27 45 96   сред 1,26 0,36 9,34 8,22 6,78 10,54 7,12 14,94 5,8 9,42 3,64 3,98 19,18 39,38 22,84 81,4











3



фельдшеры

фельдшеры

мед сестры

мед сестры

Средний уровень

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Складывающаяся фаза

Литература

1.Абульханова - Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности.//Психология и сознание личности. Избранные психологические труды - М - Воронеж, 1999.
2.Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности. - М., 1995.
3.Атватер И. Эмпатия, эмпатическое слушание.//Психология влияния. Сост. Морозов А.В. - Спб., 2000. - С.290-294
4.Басина Е.З., Касиновская Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности.// Вестник МГУ. Сер. «Психология». 1997.-С. 33-41
5.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинь, 1996. 238 с.
6.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.,1996,
7.Веденеева Л.В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дисс., канд. педагог, наук - Волгоград, 2001.
8.Воропаева И.П. Эмпатия как ценность в эмоциональном опыте. Мате¬риалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Развитие воспитавние в контексте общественных перемен».- М., 2005.
9.Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975. № 2. С. 147 – 158.
10.Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.- С. 17 - 19,
11.Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.И. Феномен конгруэнтной эмпатии/Вопросы психологии, 1993, №4.-С. 61-68
12.Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998.
13.Кордуэлл М. Психология А – Я: Словарь-справочник. – пер. с англ. К.С. Ткаченко – М., 2002.
14.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
15.Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с.
16.Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
17.Орлов А.Б., Хазакова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности.//Вопросы психологии. 1994.-№4.-С.68-73
18.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. C.672.
19.Роджерс К. Эмпатия. //Психология эмоций. Тексты /Пол ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. - М, 1984.- С. 235 - 237
20.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 – 366 с.
21.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.

Вопрос-ответ:

Что такое эмпатия?

Эмпатия - это способность постигать и понимать эмоциональное состояние и переживания других людей, воспринимать мир глазами другого человека и сопереживать ему.

Какие концепции и подходы существуют в отношении эмпатии?

Существуют различные концепции и подходы к изучению эмпатии. Некоторые авторы рассматривают эмпатию как субъективное переживание, другие - как когнитивную способность. Также различают эмоциональную и когнитивную составляющие эмпатии. Кроме того, важным аспектом является разделение эмпатии на позитивную и негативную, которые могут влиять на качество взаимодействия с другими людьми.

Какая роль эмпатии в профессиональной деятельности медицинского работника?

Эмпатия играет важную роль в профессиональной деятельности медицинских работников. Благодаря эмпатии, медицинский работник может лучше понять и оценить эмоциональное состояние пациента, что способствует улучшению качества оказываемой помощи. Эмпатия также способствует установлению доверительных отношений с пациентами и повышению удовлетворенности их потребностей.

Как исследуется эмпатия у студентов медицинского колледжа?

Исследование эмпатии у студентов медицинского колледжа может проводиться с помощью различных методов, таких как анкетирование, наблюдение, сценарные игры и интервью. В рамках исследования важно учитывать различные аспекты эмпатии, такие как эмоциональная и когнитивная составляющие, а также уровень развития эмпатии в зависимости от специализации студентов.

Что такое эмпатия в психологической литературе?

В психологической литературе эмпатия определяется как способность понимать и разделять чувства и эмоции других людей. Эмпатия позволяет нам воспринимать истинные эмоциональные состояния других людей, а также реагировать на них с сочувствием и пониманием.

Какие концепции и подходы существуют в психологии эмпатии?

Существует несколько концепций и подходов к изучению эмпатии в психологии. Некоторые исследователи считают эмпатию врожденной способностью, другие утверждают, что она может быть развита через обучение и опыт. Также существуют концепции, которые распределяют эмпатию на разные типы, например, эмоциональную и когнитивную эмпатию.

Какую роль эмпатия играет в профессиональной деятельности медицинского работника и как ее можно развить?

Эмпатия играет важную роль в профессиональной деятельности медицинского работника, поскольку она позволяет лучше понять пациента и его потребности, а также установить доверительные отношения. Для развития эмпатии у медицинских работников можно использовать различные методы, такие как тренировка коммуникативных навыков, обучение анализу собственных чувств и эмоций, а также практика в общении с пациентами.

Как осуществлялось исследование эмпатии у студентов медицинского колледжа?

Для исследования эмпатии у студентов медицинского колледжа были использованы различные методы, включая анкетирование и наблюдение за их взаимодействием с другими людьми. Также проводился анализ результатов специальных тестов на эмпатию.

Как развивается эмпатия у студентов с различной специализацией?

Развитие эмпатии у студентов с различной специализацией может зависеть от их профессиональных навыков и опыта работы с пациентами. Например, у студентов-сестер и студентов-фельдшеров эмпатия может развиваться в процессе освоения клинических навыков и непосредственного общения с пациентами. Также важную роль в развитии эмпатии могут играть специальные тренинги и учебные программы, направленные на развитие коммуникативных навыков и эмпатического отношения к пациентам.