Нарушение фонематических функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 70 70 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 01.07.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Современное состояние проблемы нарушений фонематических функций у детей с различной речевой патологией
1.1.Общие аспекты представления о развитии фонематического восприятия дошкольников с нормальным речевым развитием
1.2.Формирование фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием
1.3.Этиопатогенетические факторы нарушений фонематических функций у детей
1.3.1.Клиническая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.3.2.Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Исследование фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи
2.1.Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2.Характеристика детей экспериментальной группы
2.3.Научно-теоретические основы методики констатирующего эксперимента
2.4.Содержание методики исследования фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.4.1.Исследование состояния звукопроизношения
2.4.2.Исследование фонематического восприятия и дифференциации звуков речи
2.4.3.Исследование сформированности анализа, синтеза и представлений
Глава 3. Особенности фонематических функций дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1.Сравнительный анализ состояния звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речи
3.2.Сравнительный анализ состояния фонематического восприятия и дифференциации звуков речи дошкольников с общим недоразвитием речи
3.3.Сравнительный анализ сформированности фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.4.Вводы по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый должен определить, какой звук первый.Инструкция: «Послушай, пожалуйста, слова и скажи какой первый звук в словах: суп, птица, кепка, шапка!»Речевой материал: слова – суп, птица, кепка, шапка, треугольный, лисий, памятный, рычать, розовый. Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Д) Определение последнего звука в словах.Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый должен назвать последний звук в слове.Инструкция: «Скажи, пожалуйста, какой звук последний в словах - домик, дятел, ведро, барак!»Речевой материал: слова – домик, дятел, ведро, баран, шкаф, гребешок, пылесос, карандаш, тракторист.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Е)Определение местоположения звука в слове.Процедура: Логопед произносит слова, а ребенок должен определить, где находится заданный звук [м] (затем аналогично со звуками [к], [в], [а]) в начале, конце или середине слова.Инструкция: «Я назову тебе слова, а ты скажи, где стоит звук [м] ([к], [в], [а]) – в начале, середине или конце слова?».Речевой материал: мопед, сок, кровать, аист, молоко, прекрасный, ужасный, важный, московский, календарный, катит, умный.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Ж) Определение количества звуков. Процедура: Логопед дает испытуемому квадратики, затем называет цепочки звуков, ребенок должен положить столько квадратиков, сколько звуков он услышал.Инструкция: «Положи столько квадратиков на стол, сколько звуков [о] я назову (затем [уо]; [оаоуо]; [иоуоа])».Речевой материал: цепочки звуков – [О; УО; ОАОУО; ИОУОА]; квадратики.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.З) Определение последовательности звуков в слове.Процедура: Логопед называет ребенку слова, а испытуемый должен определить последовательность звуков в слове.Инструкция: «Сейчас я назову тебе слова, а ты назови, какие звуки в словах: сон, рот, мак, каша!»Речевой материал: сон, рот, мак, каша, шапка, сахар, корзина, колосок.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.И) Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.Процедура: Логопед называет слова, и просит испытуемого назвать местоположение заданного звука в этих словах.Инструкция: «Скажи, пожалуйста, какой по счету звук [к] в словах – кот, окно, ток, кит?»Речевой материал: слова – кот, окно, ток, кит, утка, бинокль, парковый, кормит.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания. 2) фонематический синтезА) Составление слова из последовательно данных звуков.Процедура; Логопед произносит последовательно звуки, а испытуемый должен составить из них слово.Инструкция: «Слушай, меня внимательно, я тебе назову звуки, а должен составить из них слово, и назвать его!»Речевой материал: [с] - [т] - [о] - [л]; [к] - [р] - [о] - [т]; [л] - [а] - [к]; [п] [л]-[о]-[в].Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Б) Составление слова из звуков, данных в разбивку.Процедура: Логопед произносит звуки в неправильном порядке, а испытуемый должен поставить звуки в нужной последовательности и назвать получившееся слово.Инструкция: «Я буду называть тебе звуки, а тебе надо их поставить в нужной последовательности, чтобы получилось слово и назвать его!»Речевой материал: [т] - [о] - [р] - рот; [д] - [м] - [о]- дом; [с] - [к] - [о] - к; [ж] - [к] - [у] – жук.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Договаривание словаПроцедура: Логопед показывает ребенку картинки и называет их, не договаривая последний звук, испытуемый должен подобрать нужный звук и назвать слово. Инструкция: «Я буду показывать, и называть картинку не целиком, а должен подобрать нужный звук и закончить слово, и произнести это слово целиком».Речевой материал: предметные картинки: наук, стакан, заяц, забор; она; пау_; стакан_; зая_; забо_.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.3) Фонематические представления.А) Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, испытуемый должен отобрать те картинки, в названии которых есть заданный звук.Инструкция: «Посмотри на эти картинки, отбери, пожалуйста, те, которые начинаются на звук [л]!»Речевой материал: картинки с изображением – лука, лопаты, попугая, лужи, попугая, робота, ракеты, лампы, лисьей (шубы), столовой.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Б) Называние слов с заданным звуком.Процедура: Логопед просит ребенка назвать слова, в которых есть данный звук. Инструкция: «Назови мне, пожалуйста, четыре слова, в которых есть звук [п] ([р], [л], [с])!»Речевой материал: звуки [п], [р], [л], [с].Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Нахождение картинок, в названии которых три звука.Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, и просит отобрать те, в названии которых три звука.Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки, и отбери те из них, в названии которых три звука!»Речевой материал: картинки с изображением – кота, вазы, жука, лука, волка, дома, банана.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Г) Подбор слов с заданным количеством звуков.Процедура: Логопед просит ребенка назвать четыре слова, состоящие и трех звуков.Инструкция: «Назови мне, пожалуйста, четыре слова, состоящие из тех звуков!»Речевой материал: сон, рот, рак, пар.Критерии оценки: 5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Глава 3. Особенности фонематических функций дошкольников с общим недоразвитием речиСравнительный анализ состояния звукопроизношения дошкольников с общим недоразвитием речиВ процессе исследования состояния звукопроизношения у детей с ОНР были выявлены следующие нарушения:- Ротацизмы. В большинстве случаев данное нарушение наблюдалось у 10 человек – 66,7%. У дошкольников с ОНР наблюдались недостатки звукопроизношения в виде отсутствия звука, боковое, гортанное произношение звука [р], замена звука [р] звуками [л], [л'], [й], [в]. - Ламбацизмы. Максимальное количество детей с данным речевым нарушением 12 человек – 80%. В группе ламбацизмов можно выделить замену звука [л] на [л'], [л] на [в], так же встречался губно-губной ламбацизм. - Нарушение шипящих и свистящих. У большинства детей (12 человек – 80%) представлено межзубным и боковым сигматизмом (Рис. 2). Рис. 2–Результаты исследования звукопроизношения у дошкольников ОНРВ соответствии с критериями оценивания были получены результаты, представленные в таблице ().Таблица 2Результаты исследования звукопроизношения у детей с ОНРКоличество детей в процентах5 баллов4 балла3 балла2 баллаДошкольники с ОНР--80%20%Таким образом, у дошкольников с ОНР встречаются нарушения звукопроизношения.У детей в 100% случаев нарушения носят полиморфный характер (параламбацизмы (замена звука [л] на [в] и [р]), параротацизмы (замена звука [р] на звуки [л], [л´],[в],[й]), парасигматизм (замена звука [с]) на звук [ш], звук [щ] на [т] и т.д.).Таким образом, при ОНР характерным является полиморфное нарушение речи. Наиболее трудными для детей с ОНР оказались:твердые свистящие: [с], [з] – у 13-ти детей межзубное произношение, у 2-х призубное произношение;твердые шипящие: [ш], [ж];аффрикаты, у всех детей экспериментальной группы страдает произношение звука [ц]; нарушение произношения звука [ч] у выявлено у 13-ти детей. Звук [ц] заменялся на [с'] или искаженное [с], а звук [ч] на [т'] или искажался, звук [щ] заменялся на искаженное [ч] или [ш];сонорные звуки нарушены следующим образом: искажение звука [л] – губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм; замена звука [л] на [j]; отсутствие звука [л]. Среди расстройств звуков [р]-[р'] чаще всего встречалось велярное произношение;Заднеязычные [г] и [к] заменялись на [т] - [д] или отсутствовали в речи детей; Наибольшие трудности у дошкольников вызывали слова, когда исследуемый звук находился в середине слова, в безударном слоге или слова со стечением согласных, в этом случае как правило, выпадал один согласный звук. Сравнительный анализ состояния фонематического восприятия и дифференциации звуков речи дошкольников с общим недоразвитием речиУ всех исследуемых детей отмечается недоразвитие фонематических функций, испытуемые допускали ошибки в различении свистящих и шипящих, заменяли твердые варианты согласных мягкими, звонкие – глухими. При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу, все задания дети выполняли с ошибками, которые самостоятельно не исправляли. У некоторых детей трудности возникали не только при дифференциации звуков отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но при различении более контрастных звуков. Так же детям приходилось повторять речевой материал, что связано с недоразвитием речеслуховой памяти.У дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, испытуемые деформировали слова за счет: элизии (сокращении, пропуска слогов); опускания словообразующей гласной («сахрница» вместо «сахарница»); нарушения последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове «дерево» - «деворе»; перестановка звуков соседних слогов («гебемот» -«бегемот»); искажения структуры отдельного слога (сокращения стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый; вставка согласных в слог («лимон»-«лимонт»); антиципации, т.е уподобление одного слога другому (пипитан-капитан); персеверации – пананама –панама (). Таблица 3Результаты выполнения заданий на определение уровня развития фонематического восприятия у дошкольников ОНРКоличество детей в процентах5 баллов4 балла3 балла2 балла1 баллДошкольники с ОНР--73,3%20%6,7%Сравнительный анализ сформированности фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников с общим недоразвитием речиПри исследовании элементарных форм фонематического анализадети с ОНР допускали ошибки, например при определении первого звука в словах, вместо звука испытуемые называли слог, это связанно с трудностью расчленения слога на составляющие его звуки. У них вызывали затруднения задания на определение количества, последовательности и места звука в слове. Допускали ошибки в определении количества и последовательности звуков вне зависимости от слоговой и фонетической сложности слова, при определении количества звуков в слове почти все дети пропускали согласный звук в середине слова со стечением согласных, и тем самым называли меньшее количество звуков. Таким образом, готовность к звуковому анализу у детей из экспериментальной группы значительно ниже, чем у детей из контрольной группы.Сравнительные результаты уровня сформированности фонематического анализа представлены в таблице ().Таблица 4Результаты выполнения заданий на определение уровня развития фонематического анализа у дошкольников с ОНРКоличество детей в процентах5 баллов4 балла3 балла2 балла1 баллДошкольники с ОНР--80%20%0%Значительные сложности дошкольники испытывали в процессе исследования фонематического синтеза. Поскольку у них преобладает наглядно-образное мышлении над словесно-логическим, это вызывает трудности в составлении слова из звуков, особенно если звуки даны вразброс. Дети не в состоянии удержать в памяти отдельные звуки для последующих умственных действий по составлению слова. В процессе выполнения заданий начинали отвлекаться, не пытаясь составить слово, забывали названные звуки (). Таблица 5Результаты уровня сформированности фонематического синтеза у дошкольников с ОНРКоличество детей в процентах5 баллов4 балла3 балла2 балла1 баллДошкольники с ОНР-6,7%80%13,3%0%При исследовании фонематических представлений большинство детей не справились с заданием: не смогли найти и отобрать нужные картинки. В соответствии с критериями оценивания были получены следующие результаты исследования фонематических представлений (). Таблица 6Результаты уровня сформированности фонематического представления у дошкольников ОНРКоличество детей в процентах5 баллов4 балла3 балла2 балла1 баллДошкольники с ОНР--80%13,3%6,7%Наибольшую трудность у дошкольников с ОНР вызвали задания на определение звуков в словах, группировку слов по заданным условиям. Можно предположить, что затруднения были вызваны не только недостаточно сформированным навыком анализа, но и недостаточным уровнем сформированности звукопроизношения. В силу того, что у детей с ОНР мнестические процессы отстают в развитии, данной группе детей требовалось продолжительное время на запоминание геометрических фигур, соотносимых с определенными звуками. Вводы по результатам исследованияТаким образом, данное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень фонематических функций низкий. В целом анализ экспериментальных данных и их интерпретация позволила разделить детей на три группы в зависимости от уровня сформированности фонематических функций у дошкольников. Уровень ниже среднего – дети с грубым недоразвитием фонематических функций. В группу вошли 8 дошкольников, что составило 53,3% от общей численности дошкольников с ОНР. У этих детей не сформирована фонематическая система: дети допускали ошибки при дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков, нарушено звукопроизношение, которое выражается во множественных искажениях и отсутствии звуков. Фонематические процессы (анализ и синтез) сформированы недостаточно. Простые формы фонематического анализа доступны, сложные формы вызывают большие затруднения в определении места звука в слове (начало, середина, конец); при вычленении первого (последнего) согласного звука из слова; при определении последовательности звуков, количества звуков в слове, места звука в слове по отношению к другим звукам. Отмечаются большие трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности.Средний уровень – дети с достаточно развитыми фонематическими функциями: восприятие, фонематический анализ и синтез сформированы, однако встречаются единичные ошибки при: вычленении первого (последнего) согласного звука в слове; определении последовательности, количества звуков в слове, определении места звука в слове по отношению к другим звукам (сложные формы фонематического анализа); синтезе слов. Таких дошкольников – 7 человек, что составило 46,7% от общего числа дошкольников с ОНР.Из всего выше написанного можно сделать вывод о необходимости составления методических рекомендаций по коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР, с целью профилактики нарушений письменной речи у детей и предупреждения школьной неуспеваемости.Таким образом, у всех детей с ОНР отмечается недоразвитие фонематических функций. Звукопроизношение нарушено у всех дошкольников. Испытуемые допускали ошибки в различении свистящих и шипящих, заменяли твердые варианты согласных мягкими, звонкие – глухими. Значительные нарушения наблюдались в группе сонорных (ротацизмы, ламбацизмы) и свистящих (сигматизмы). Звуки данных групп либо отсутствуют в речи, либо твердый вариант заменяется на мягкий и наоборот, либо заменяется на звуки других фонетических групп. Значительные нарушения звуков у детей ОНР прослеживались в речевом потоке (слове, предложении).Уровень сформированности фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза и представления) в значительной степени нарушен у исследуемых детей. Они затруднялись при выполнении заданий, направленных на выявление умений анализировать и синтезировать. Дошкольники не могли определить место звука в слове относительно других звуков, затруднялись при составлении слова из звуков, данных по порядку и вразброс, количества звуков в слове и т.д. Подобные ошибки можно объяснить и недостаточным когнитивным развитием дошкольников с речевой патологией. ЗаключениеСовременное общество характеризуется не только высокими достижениями в области науки и техники, но и неуклонным ростом рождения детей с различными речевыми нарушениями. Одним из распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Несмотря на достаточно большое количество исследований и работ, связанных с изучением этого речевого нарушения, вопросы исследования фонематических функций остаются актуальными и до конца неисследованными.В нашей работе были рассмотрены особенности фонематического восприятия дошкольников ОНР.В ходе теоретического изучения темы пришли к следующим выводам.Фонематические функции начинают формироваться практически с рождения ребенка и в течение всего дошкольного детства совершенствуются.На современном этапе развития логопедической науки и практики существуют несколько понятий, обозначающих фонематические функции: речевой слух, фонематический слух, фонематическое представление, фонематическое восприятия. В связи с тем, что у педагогов недостаточно филологических и логопедических знаний, происходит смешение понятий фонетический и фонематический слух. Но данные понятия являются разным. Если фонематический слух позволяет различать звуки в речевом потоке, то фонематическое восприятие направлено на умение анализировать позицию звука в слове и его место по отношению к другим звукам. В основе фонематического восприятия лежат процессы анализа и синтеза. Следовательно, необходимо различать понятия звук и фонема. Звук конкретное выражение фонемы, тогда как фонема представляет собой абстрактное его выражение. Развитый навык фонематического восприятия позволяет детям успешно овладевать навыками чтения и письма. Формирование и развитие фонематических функций в своем развитии проходит определенные этапы, начиная с рождения и заканчивая концом дошкольного детства. Основополагающим моментом в развитии фонематических функций является тесное общение с окружающими близкими в сензитивный период развития речи. В основе фонематического восприятия лежат мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), формируемые в процессе специального обучения.У дошкольников вызывает затруднения дифференциация звуков, слов, близких по звучанию. Из-за того, что у дошкольников с ОНР нарушены фонематические функции, ребенок не слышит собственные ошибки в произношении. К тому же наличие неврологической симптоматики обуславливает артикуляционные нарушения звукопроизношения. Следовательно, процессы фонематического восприятия и артикуляция являются взаимообусловленными. По степени выраженности нарушение фонематических процессов может предшествовать нарушению артикуляторной моторики, а может быть вторично по отношению к ней.Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ и синтез) являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением. Поэтому выявление и логопедическая коррекция нарушений фонематической стороны является важной работой уже в дошкольный период у детей с ОНР.С целью подтверждения теоретических выводов было организовано исследование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Эксперимент проводился на базе ДОУ … г. Москвы. В исследовании принимали участие группа дошкольников с ОНР II–III уровней в количестве 15 человек.Методика исследования фонематических процессов у дошкольников с ОНР включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Нами были рассмотрены методики исследования фонематических функций, предложенные Волковой Г.А., Лопатиной Л.В., Чиркиной Г.В. и др. На основе анализа для нашего исследования была адаптирована методика исследования фонематических функций, которая включала исследование звукопроизношения, фонематических функций (фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений).У дошкольников с ОНР наблюдались недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства ([о-а, о-у, и-ы]; [с-с', с-з, ч-т, с-ш, ц-с]; [р-р', л-м, м-н]). Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. У нихнарушение звукопроизношение носит полиморфный характер, когда нарушено произношение звуков из разных групп. К тому же из-за перинатальных особенностей у дошкольников с ОНРотмечается назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный). Таким образом, для детей с данной речевой патологией характерны и просодические нарушения. В ходе констатирующего эксперимента у детей с ОНР была выявлена несформированность элементарных форм фонематического анализа, синтеза и представлений. Простые формы фонематического анализа (определение места звука в слове, нахождение заданного звука и т.п.) у дошкольников с ОНР вызвали затруднения. Не всегда могли точно определить место звука в слове, назвать заданный звук. Причиной является патологическое развитие ребенка в натальный период, что обусловило недостаточное развитие звукопроизношения и фонематических функций и когнитивных процессов. Затруднения вызывали задания на сложные формы фонематического анализа и на фонематический синтез.На уровне фонематического синтеза наблюдаются различного рода искажения звукового состава слова, выявлены затруднения в составлении слов из звуков, данные в нарушенной звуковой последовательности (персеверации, пропуски звуков и слогов, вставки звуков и слогов). В процессе выполнения заданий дошкольники с ОНР были невнимательны, часто отвлекались, забывали названные звуки. Фонематические представления у дошкольников с ОНР также нарушены: дети затруднялись назвать слова на определенный звук, им требовались наводящие вопросы, дополнительная помощь.Навыки элементарного анализа и синтеза у дошкольников с речевой патологией развиты в недостаточной степени. Они испытывали затруднения при соотнесении звука с условным обозначением, подсчете количества звуков и проч. Таким образом, данное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень развития звукопроизношения, фонематических процессов, навыков элементарного анализа и синтезанизкий. По итогам качественного и количественного анализа группа из 15 дошкольников ОНР в зависимости от степени сформирвоанности фонематических функций была поделена на две подгруппы.В первую подгруппу с уровнем сформированности фонематических функций ниже среднего вошли 8 (53,3%) детей с грубым недоразвитием фонематических функций. У них не сформированы фонематическиефункции: дети допускали ошибки при дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков. Неполноценность фонематических функций проявляется у них в несформированности даже элементарных видов фонематического анализа, что приводит к нарушению звукопроизношения особого характера: смешение, замены различных звуков и их групп, близких акустически и артикуляторно. Со средним уровнем сформированности фонематических функций было выявлено 7 (46,6%) испытуемых, Для этих детейхарактерен достаточно сохранное фонематическое восприятие. Вместе с тем у данной категории детей трудности возникали при установлении звуковой последовательности и определении количества звуков, т.е. нарушены сложные формы фонематического анализа. Таким образом, фонематические функции у детей с ОНР сформированы недостаточно, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Список литературыБабина Г. В., Идес Р.Е. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. «Книголюб», 2005- 96 с.Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико –фонематическое и общее недоразвитие речи. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23сЖинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990. Журова Л.Е Развитие слогового анализа слов у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии.- 1963, с 21-32.Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.Лурия А.Р. Основы нейросихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса . М.,: Просвещение,- 1967.-№3 с 77-98.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.Правдина О. В. Косноязычие (дислалия и дизартрия) // Очерки по патологии речи голоса.- М., 1960. №1. С 52-122.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальность проблемы обучения , адаптации и интеграции детей с нарушениями вразвитии.- СПб., 1995 .- С 150-152.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением. Программа и мето- дические рекомендации для дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида. М., 2002.Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
2.Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.
3.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
4.Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико –фонематическое и общее недоразвитие речи.
5.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
6.Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с.
7.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
8.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
9.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.
10.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999
11.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
12.Журова Л.Е Развитие слогового анализа слов у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии.- 1963, с 21-32.
13.Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
14.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.
15.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
16.Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.
17.Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
18.Лурия А.Р. Основы нейросихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.
19.Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
20. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.
21.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9.
22.Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса . М.,: Просвещение,- 1967.-№3 с 77-98.
23.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
24.Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.
25.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
26.Правдина О. В. Косноязычие (дислалия и дизартрия) // Очерки по патологии речи голоса.- М., 1960. №1. С 52-122.
27.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
28.Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальность проблемы обучения , адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии.- СПб., 1995 .- С 150-152.
29.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976.
30.Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
31.Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.
32.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
33.Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1.
34.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
35.Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
36.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
37.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993
38.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением. Программа и мето- дические рекомендации для дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида. М., 2002.
39.Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
40.Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
41.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
Вопрос-ответ:
Какие общие аспекты развития фонематического восприятия присущи детям дошкольного возраста с нормальным речевым развитием?
Дети дошкольного возраста с нормальным речевым развитием проходят определенные этапы в формировании фонематического восприятия. В начале они слышат и различают отдельные звуки, затем они начинают осознавать фонемы в словах и выделять их среди других звуков. Затем дети начинают формировать представление о звуковой структуре слов и усваивают правила сочетания звуков. Этот процесс происходит под влиянием речи окружающих взрослых.
Как формируется фонематический анализ у детей с нормальным речевым развитием?
Формирование фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием происходит через активное восприятие и обработку звуковой информации. Дети начинают выделять и сравнивать звуки, определять их место в словах и предложениях. Они также учатся распознавать и различать звуки, которые они слышат и произносят. Фонематический анализ помогает детям осознавать и использовать звуковую структуру языка при общении и овладевании грамматическими нормами.
Какие этопатогенетические факторы могут быть причиной нарушений фонематических функций у детей?
Существует несколько этопатогенетических факторов, которые могут способствовать нарушениям фонематических функций у детей. Это может быть генетическая предрасположенность, нарушения в плодах, проблемы в развитии нервной системы, преждевременность, недостаток питания и другие факторы, которые могут повлиять на формирование фонематического восприятия и анализа.
Какие клинические характеристики имеют нарушения фонематических функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые имеют нарушения фонематических функций, часто проявляют затруднения в различении и произношении звуков. У них может быть недостаточная слуховая память, они могут путать звуки в словах и иметь проблемы с разбором и синтезом звуков. Они также могут испытывать затруднения в правильной артикуляции звуков и формировании связной речи.
Какие аспекты развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста рассматриваются в статье?
Статья рассматривает общие аспекты представления о развитии фонематического восприятия дошкольников с нормальным речевым развитием.
Каким образом формируется фонематический анализ у детей с нормальным речевым развитием?
Фонематический анализ формируется у детей через систематическое обучение звуковому строю языка, упражнения на различение звуков и работу с фонемами.
Какие этиопатогенетические факторы приводят к нарушениям фонематических функций у детей?
Среди этиопатогенетических факторов нарушений фонематических функций у детей можно выделить наследственную предрасположенность, детский недоединенный дисонанс, инфекционно-аллергические заболевания, недостаток моторного и речевого опыта.
Какова клиническая характеристика нарушений фонематических функций у детей?
Клиническая характеристика нарушений фонематических функций у детей включает в себя нарушение артикуляции, слухового восприятия речи, речевого развития и общей коммуникативной деятельности.
Какие этиопатогенетические факторы приводят к нарушениям фонематических функций у детей с различной речевой патологией?
Этиопатогенетические факторы нарушений фонематических функций у детей с различной речевой патологией включают в себя наследственную предрасположенность, органические поражения центральной нервной системы, нарушения слуха, интеллектуально-психологические отклонения и социо-педагогические факторы.
Какие проблемы возникают у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в связи с нарушением фонематических функций?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возникает ряд проблем, связанных с нарушением фонематических функций. Они могут испытывать трудности в правильном произношении звуков, понимании и различении звуковой структуры речи, формировании фонематического анализа. Это может приводить к затруднениям в общении, понимании окружающей речи, формировании навыков чтения и письма.
Каким образом формируется фонематический анализ у детей с нормальным речевым развитием?
У детей с нормальным речевым развитием формирование фонематического анализа происходит постепенно. Сначала они осваивают акустическую сторону звуков речи, находят сходства и различия между ними. Затем они начинают осознавать, что разные слова могут иметь разное количество звуков и какие-то звуки могут быть заменены другими. Важным этапом является формирование навыка разбивать слова на звуки и запоминать их последовательность. В результате дети научиваются анализировать и синтезировать звуковую структуру слова.