Роль СМИ в формировании общественного мнения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Связи с общественностью
  • 31 31 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 08.11.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Формирование СМИ общественного мнения
1.1. Понятие и специфика формирования общественного мнения
1.2. Влияние СМИ на общественное мнение
2. Анализ влияния СМИ на общественное мнение
2.1. Изучение влияния СМИ на общественное мнение
2.2. Контент - анализ печатных СМИ
2.3. Результаты исследования влияния СМИ на общественные устои, как сферу общественного мнений
Заключение
Список литературы
Приложения



Фрагмент для ознакомления

Составление текстовой основы статей имеет целью показать наиболее важные аргументы и призывы, служащие эффективными стимулами ожидаемого поведения со стороны целевой аудитории.
Разработчик текста стремится создать в неявном виде собственное уникальное мнение и предложить его потребителю, как будущему единомышленнику. Оно становится успешным, если в нем содержится конкретное преимущество перед другими обращениями в свете информативности и убедительности.
Далее была предпринята попытка определить некоторую совокупность базовых лексических аргументов, которые, составляют основу всех изучаемых статей.
Полученные в ходе количественного подсчета лексические единицы теоретических аргументов дают возможность провести их группировку по двум основаниям
1. Аргументы, подтверждающие черты статьи как способа воздействия на человеческое сознание;
2. Аргументы, обосновывающие значимость статьи в формировании общественных устоев.

Смысловая единица Частота упоминания Процентная
доля Способ воздействия на сознание: Твои возможности 146 53 Ты можешь себе позволить 136 50 Доступен всем 136 50 Для успешных людей 134 49 Лучший выбор 131 48 Ты знаешь, что хочешь 127 47 Быть идеальным 116 42 Нет неудачам 114 42 Имеет смысл 95 35 Выбираем лучшее 88 32 Значимость статей в формировании общественных устоев Потребительские возможности 48 18 Материальное благополучие 43 16 Обеспеченное будущее 38 14 Вклады в будущее 36 13 Возможность заработать 36 13 Уровень образования 33 12 Высокий доход 33 12 Впереди всех 33 12 Высококлассное обслуживание 31 11 Мир возможностей 30 11 Данные получены в результате количественных подсчетов использования этих смысловых единиц в текстах обращений. Они позволяют сделать следующий вывод.
Предполагаемые в обращениях аргументы убеждают читателя в двух аспектах деятельности современного человека - с одной стороны – положительном, с другой - отрицательном.
Положительный аспект контент – анализа просматривается в установках статей на уверенность в завтрашнем дне, в перспективном будущем с одновременным утверждением в уверенности устойчивости личности к возникающим проблемам.
Но при этом, статьи превозносят материальную часть жизни человека, делая ее более ценной, чем духовную. В качестве основной ценности выделяют материальное благополучие, возможность покупать, тратить средства, не отставать в приобретении вещей от других, позволить себе то же, что могут позволить другие и даже больше их, таким образом повысив свой социальный статус.
Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем сравнительном исследовании.
2.3. Результаты исследования влияния СМИ на общественные устои, как сферу общественного мнений
Таким образом, исходя из данных проведенного исследования возможно сделать вывод о том, что СМИ оказывают значительное влияние на формирование и модернизацию общественных устоев, а именно:
1. в значительной мере изменяет модели поведения и устремления современного человека;
2. наиболее сильное влияние на формирование общественных устоев оказывают СМИ с участием знаменитостей;
3. влияние СМИ на общественные устои в большинстве своем носит отрицательный характер.
СМИ определяются как эффективное образовательное средство, которое позволяет достичь и мотивировать большую аудиторию. Специалисты возлагают на СМИ многие задачи, включая создание общего информационного поля социальной направленности, предоставления населению практической полезной информации, формирования общественно ориентированного и здорового образа жизни. Наряду с другими приемами, в СМИ широко используется как инструмент изменения отношения общества к определенной проблеме.
По результатам исследования необходимо отметить, что большая часть материалов написана в позитивном ключе, хотя и пропагандирует материальные ценности в ущерб духовным. Эти данные еще раз подтверждают предположение о том, редакционная политика связана с формированием положительного образа материализма и стремлению к его сохранению.
Важным фактором, свидетельствующем о качестве публикации и целях ее написания, является авторство. Авторство указывает, к какой категории публицистики относится статья, а так же обосновывает доверие читателя. Читатель гораздо успешнее прислушается к мнению специалиста, нежели простого журналиста, освещающего проблему со своей точки зрения.
Результаты выявили, что большинство материалов написано журналистами, которые специализируется на освещении проблем жизненных ценностей, таким образом более успешно формируя общественное мнение в данном направлении.
Публикации специалистов носят в основной своей массе развлекательно – просветительский характер и информируют читателя об особенностях жизненных приоритетов. Так же данные статьи ставят своей целью вызвать у читателя страх за будущее и сомнения.
Определенный интерес представляет собой изучение соотношения объема материалов, посвященных аспекту жизненных ценностей.
Результаты выявили, что у авторов анализируемых изданий самым востребованным оказывается объем до 150 до 250 строк, так как самым популярным жанром является статья интервью. Это свидетельствует о стремлении достаточно подробно отразить существующие проблемы сферы жизненных ценностей. Еще одной особенностью является рассмотрение проблемы в позитивном ключе.
Таким образом, ценностные приоритеты весьма неоднозначны и базируются на целом ряде культурных составляющих, приоритетных для различных слоев общества.
Основными ценностными приоритетами являются: собственное социальное положение и стремление к повышению своего социального статуса, материальное благосостояние, образование, профессиональный статус. Духовные ценности у большинства, в сравнении с материальными отходят на второй план.






Заключение

В своих социально – психологических свойствах общественное мнение отражает реальность общественного состояния, общественные интересы, чувства, потребности. Так же в общественном мнении проявляется определенное состояние сознания общества в конкретные отрезки времени, концентрируется внимание на определенных сферах общественной жизни. При этом общественное мнение выражает позицию большинства, которая не всегда может быть истинной, и даже чаще всего ошибочной. На общественное мнение достаточно сильное влияние оказывает авторитет, которым может быть социальная структура, власть, религия и т.д.
Общественное мнение оказывает влияние на все сферы жизни общества, в частности традиции, обычаи, нормы поведения и морали. Общество требует поддержки общественного мнения и четкого следования данным требования. В противном случае следует жестокое порицание и изоляция. Страх человека перед изоляцией, его потребность быть принятым обществом, и выдвинутое общественностью как контрольной инстанцией требование конформности с установившимися, всеми одобряемыми мнениями и способами поведения, с другой, закрепляют существующий порядок, высшие ценности.
Деятельность средств массовой информации строится на внедрении ценностей в сознание людей. Эти ценности называют стереотипами. К стереотипам относятся стандарты поведения, социальные мифы, политические иллюзии. Утверждение, что человек склонен мыслить иррационально, поддерживается многими теоретиками изучающими методы, средства и возможности манипуляции общественным сознанием по средствам средств массовой информации.
Фактически стереотипы строятся на пропаганде, которая способна внушить человеку любую идею и заставить безоговорочно в нее верить.
Общественные устои по своей природе являются определенным стандартом поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм. В понятие «социальные устои» входят более конкретные, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.
Современные СМИ пытаются влиять на формирование общественного мнения в отношении социальных устоев.
Благодаря СМИ общественные устои модернизируются более успешно и быстро, но не всегда в положительную сторону, что было доказано в результате проведеного исследования с использованием таких методов, как контент – анализ, наблюдение, опрос.
В результате выяснилось, что СМИ оказывает значительное влияние на формирование и модернизацию общественных устоев, а так же:
1. в значительной мере изменяет модели поведения и устремления современного человека;
2. наиболее сильное влияние на формирование общественных устоев оказывают знаменитости, присутствующие в СМИ;
3. влияние СМИ на общественные устои в большинстве своем носит отрицательный характер.
СМИ определяется как эффективное образовательное средство, которое позволяет достичь и мотивировать большую аудиторию. СМИ воспитывают потребителя под предлагаемую модель поведения, убеждают в необходимости следовать новым, видоизмененным общественным устоям.

Список литературы

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Питер, 2003. – 361 с.
Бенетон Ф. Введение в политическую науку. – М.: Весь мир, 2005. – 293с.
Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М: Прогресс, 2008. – 412 с.
Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009. – 614 с.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Элита, 2000. – 358 с.
Липпман У. Общественное мнение. – Спб.: Питер, 2008. – 237 с.
Лосев А.Ф.  Диалектика мифа. Миф. Число. Сущность. - М.: Академия, 2004. – 274 с.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М: Юрист, 2004. – 372 с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М.: АСТ, 2003. – 318 с.
Гусева А.С., Ниесов И.В. Психологические технологии манипулирования массовым бессознательным: современное состояние и перспективы использования // Политический маркетинг. - 2001. - N 1. – с. 26 – 34.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Дашков и К, 2002. – 213 с.
Семендяева О. Ю. Критический анализ концепций «стереотипа» в социальной психологии США // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. - М.: Элита, 2006. – с. 219 – 247.
Шампань Я. Делать мнение. Новая политическая игра. - М.: Socio Logos , 2007. – 411 с.
Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 2005. – 507 с.
Приложения
Приложение 1
1. Как часто вы обращаете внимание на рекламу?
А. всегда
Б. часто
В. только если реклама имеет интересный сюжет
Г. если в рекламе снимается интересный человек
Д.если предлагаемые товары и услуги меня заинтересовали
Е. никогда

2. Реклама оказывает влияние на формирование вашего мнения относительно какого-либо продукта или услуги?
А. всегда
Б. часто
В. только если реклама их очень красочно описывает
Г. если в рекламе снимается интересный человек
Д.если предлагаемые товары и услуги меня заинтересовали
Е. никогда

3. Выделите по мере убывания наиболее значимые показатели успешности человека в жизни:
А. высокий материальный достаток
Б. образованность
В. возможность ни в чем себе не отказывать
Г. связи с высокопоставленными людьми
Д. Жена (муж), дети


4. Какие профессии вы считаете наиболее востребованными на современном рынке труда?
А. экономисты; маркетологи
Б. специалисты по работе с персоналом
В. юристы, управленцы
Г. переводчики; психологи, педагоги
Д. управленцы высшего и среднего звена; специалисты в области информационных технологий; специалисты в области продаж товаров и услуг

5. Какими качествами по вашему мнению должен обладать современный успешный человек?
А. наличие высокооплачиваемой работы
Б. наличие успешной карьеры
В. наличие семьи и детей

6. Распределите по степени значимости качества необходимые современному человеку
а. профессионализм;
б. социальная зрелость;
в. высокий уровень интеллекта;
г. стремление к духовному развитию;
д. высокий уровень культуры;
е. везение;
ж. стремление к материальному благополучию;

7. Какими качествами по вашему мнению должен обладать спутник жизни?
А. материальным достатком.
Б. преданностью.
В. Личностная зрелость.
Г. Наличие практического опыта.
Д. умением уступать.
е. Готовность к преодолению трудностей.
ж. Трудолюбие.

8. Какие критерии для вас являются наиболее привлекательными при выборе будущей работы?
А. заработная плата
Б. престижность профессии
В. возможность карьерного роста
Г. близость с домом
Д. предоставление жилья
Е. льготы
Ж. возможность творческой реализации

9. Считаете ли вы сострадание необходимым качеством современного человека?
А. да,
Б. нет,
В. затрудняюсь ответить, пока не думал об этом

10. Является ли для вас важным мнение авторитетного человека в решении жизненных вопросов
а. да очень важно,
б. нет, не важно
в. не имею определенного мнения на этот счет





Бенетон Ф. Введение в политическую науку. - М; Весь мир, 2005. с. 198.
Шампань Я. Делать мнение. Новая политическая игра. - М.: Socio Logos , 2007. с.84.
Манхейм К, Диагноз нашего времени. - М: Юрист, 2004. с.61.
Николаева С М. У. Липпман о роли государства в обществе // Из истории политических движений и общественной мысли США - Самара, 2001. с.41.
Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009. с.206.
Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Питер, 2003. с. 8.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Элита, 2000. с. 118.
Лосев А.Ф.  Диалектика мифа. Миф. Число. Сущность. - М.: Академия, 2004. с.206.
Цуладзе А. Политическая мифология. - М.: Элита, 2003. с.126.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Дашков и К, 2002. с.78.












2

Список литературы

1.Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Питер, 2003. – 361 с.
2.Бенетон Ф. Введение в политическую науку. – М.: Весь мир, 2005. – 293с.
3.Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М: Прогресс, 2008. – 412 с.
4.Гуревич И. С. Стереотип // Современная западная социология. Словарь. – М.: ЮКЭА,2009. – 614 с.
5.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Элита, 2000. – 358 с.
6.Липпман У. Общественное мнение. – Спб.: Питер, 2008. – 237 с.
7.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Миф. Число. Сущность. - М.: Академия, 2004. – 274 с.
8.Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М: Юрист, 2004. – 372 с.
9.Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М.: АСТ, 2003. – 318 с.
10.Гусева А.С., Ниесов И.В. Психологические технологии манипулирования массовым бессознательным: современное состояние и перспективы использования // Политический маркетинг. - 2001. - N 1. – с. 26 – 34.
11.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Дашков и К, 2002. – 213 с.
12.Семендяева О. Ю. Критический анализ концепций «стереотипа» в социальной психологии США // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. - М.: Элита, 2006. – с. 219 – 247.
13.Шампань Я. Делать мнение. Новая политическая игра. - М.: Socio Logos , 2007. – 411 с.
14.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 2005. – 507 с.

Вопрос-ответ:

Какие задачи выполняют СМИ при формировании общественного мнения?

СМИ выполняют несколько задач при формировании общественного мнения. Во-первых, они информируют общество о происходящих событиях и проблемах. Во-вторых, они анализируют и комментируют эти события, предлагая свою точку зрения. В-третьих, СМИ могут влиять на общественное мнение, используя различные методы и техники, такие как публикация определенной информации, создание образов и стереотипов, умелое использование эмоций и т. д.

Какое влияние оказывает СМИ на общественное мнение?

СМИ оказывают значительное влияние на общественное мнение. Они могут формировать определенные представления о событиях и проблемах, создавать образы и стереотипы, влиять на эмоциональное восприятие информации. Кроме того, СМИ могут обеспечивать доступ к различным точкам зрения и альтернативным источникам информации, тем самым расширяя осведомленность общества и способствуя формированию более обоснованных и критических мнений.

Как исследуется влияние СМИ на общественное мнение?

Влияние СМИ на общественное мнение исследуется с помощью различных методов. Один из них - контент-анализ печатных СМИ, который позволяет определить какую информацию публикуют и какие точки зрения представляют СМИ. Также проводятся социологические и психологические исследования, которые помогают определить воздействие СМИ на общественные устои и поведение людей. Кроме того, используются методы анализа социальных сетей и биг-дата, которые позволяют выявить связи и паттерны в информационных потоках.

Какие результаты получены в исследованиях влияния СМИ на общественные устои?

Результаты исследований влияния СМИ на общественные устои разнообразны. Некоторые исследования показывают, что СМИ имеют значительное влияние на формирование политических и социальных представлений. Другие исследования указывают на то, что влияние СМИ ограничено и зависит от множества факторов, включая предрасположенность и критическое мышление индивидов. Кроме того, исследования позволяют выявить различия в влиянии разных типов СМИ, таких как телевидение, печатные СМИ и интернет-СМИ.

Какую роль играют СМИ в формировании общественного мнения?

СМИ играют важную роль в формировании общественного мнения. Они являются основным источником информации для большинства людей и могут значительно влиять на их взгляды, убеждения и представления о происходящих событиях в мире. СМИ могут также активно участвовать в создании общественной агенды, определяя, о чем говорить и о чем думать обществу.

Как формируется общественное мнение с помощью СМИ?

Общественное мнение формируется с помощью СМИ путем предоставления информации, комментариев и анализа событий. СМИ выбирают, какие новости и факты представить аудитории, какие точки зрения выразить и как их подкрепить. Они также могут использовать различные методы манипуляции, например, выборочное представление информации или создание определенных настроений и эмоций у читателей или зрителей.

Как влияют СМИ на общественное мнение?

СМИ могут влиять на общественное мнение различными способами. Они могут формировать определенные представления и убеждения путем выбора и представления определенных сообщений и информации. Кроме того, СМИ имеют возможность создавать определенные настроения и эмоции, влияя на восприятие аудиторией. Они также могут использовать методы манипуляции, чтобы убедить читателей или зрителей в определенной точке зрения или установить определенную повестку дня.

Как исследуется влияние СМИ на общественное мнение?

Влияние СМИ на общественное мнение исследуется с помощью различных методов. Одним из них является анализ контента печатных СМИ, когда исследователи изучают выбор и представление информации, используемые каналы коммуникации и тональность сообщений. Также проводятся опросы общественности, чтобы выявить их предпочтения, убеждения и отношение к определенным медиа. Кроме того, могут использоваться количественные методы, такие как анализ данных счетчиков посещений сайтов или изучение социальных медиа-публикаций и реакций на них.

Какова роль СМИ в формировании общественного мнения?

Роль СМИ в формировании общественного мнения заключается в информационном воздействии на широкую аудиторию. СМИ создают и распространяют новости, мнения, аналитику, идеологические концепции, формируя таким образом представления и взгляды общества. Они играют ключевую роль в информационной сфере, воздействуя на восприятие и понимание событий и явлений в обществе.