Форма государства, понятие и характиристики государства.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 25.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Понятие государства и его сущности
1.2. Характерные признаки государства
2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
2.1. Сущность понятия «форма государства»
2.2. Составляющие формы государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.
Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.
Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.
«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).
Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова — как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова — для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями). При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется в виду второе (узкое) значение этого термина.
Таким образом, форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
В отличие от формы правления здесь организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства.
Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.
Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.
К ним относят: империи, федерации и конфедерации.
Империя представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.).
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Конфедерация — союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).
Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде современных ограниченных монархий существует значительно более демократический режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или иной формой государственного устройства.
В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.
Демократическому политическому режиму присущи: наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства.
Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические.
В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.
Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.
Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.
Фашистский режим – это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор.
Таким образом, форма государства является фундаментальной общетеоретической категорией и позволяет дать характеристику сущности государства с позиций формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, вопрос о понятии государства является одним из основополагающих и остродискуссионных в теории государства. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами.
Во-первых, названный вопрос прямо или опосредованно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. С характеристикой государства как особой организацией государственной власти, как структурной и территориальной организацией тесно связан и целый ряд принципиально важных специфических черт государства, которые коренным образом отличают его от других элементов политической системы общества. Важнейшими среди них являются: монополия на принудительную власть в отношении населения территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; суверенитет государственной политической власти.
Суверенитет как политико-юридическое свойство государственной политической власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и издание законов и правил, обязательных для всего населения, всех, без изъятия, граждан данного государства. В последнее десятилетие в науке широко обсуждается проблема, каким должно быть современное государство. Существует тезис о слабом государстве, не вмешивающимся в естественные процессы развития общества, есть заявления о сильном государстве, особенно в условиях переходных стадий развития (в том числе в России). Государство, несмотря на давнюю историю его исследования, все еще остается в значительной степени terra incognita для юристов-теоретиков. Необходимо использовать новые подходы к изучению государства с инструментарием, адекватным сложности изучаемого объекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 23-25.
Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 4-13.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 463 с.
Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 64-68.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – 71 с.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 110-118.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 124-128.
Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 59-62.
Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 9-15.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – 45 с.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 9-24.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 547 с.
Осипян Б. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. – 2007. – № 18. – С. 7-11.
Посконина О. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 2. – С. 75-81.
Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – 260 с.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 51-71.
Родионова О. Трансформация понятия государства и его сущности // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 3-11.
Цыганок Н. Новые подходы к понятию государства // Вологдинские чтения. – 2004. – № 38. – С. 98-100.
Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 659-663.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 9.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – С. 13.
Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 64.
Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 659.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 52.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 55.
Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 10.
Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 23.
Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 5.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 61.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 102.
Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 65.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – С. 19.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – С. 20.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 59.
Посконина О. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 2. – С. 76.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 55.
Родионова О. Трансформация понятия государства и его сущности // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 8.
Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – С. 77.
Цыганок Н. Новые подходы к понятию государства // Вологдинские чтения. – 2004. – № 38. – С. 99.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 10.
Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 12.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 71.
Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – С. 79.
Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 660.
Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 61.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 113.
Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 8.
Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 24.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 88.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 119.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 12.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – С. 5.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 111.
Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 62.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 126.
Осипян Б. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. – 2007. – № 18. – С. 9.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 126.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 88.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 65.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 127.
Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 25.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 112.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 112.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 66.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 121.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 120.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 115.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 131.
Там же. – С. 132-135.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – С. 53.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 125.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – С. 66-67.
2
1.Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 23-25.
2.Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 4-13.
3.Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 463 с.
4.Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 64-68.
5.Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – 71 с.
6.Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 110-118.
7.Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 124-128.
8.Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 59-62.
9.Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 9-15.
10.Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – 45 с.
11.Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 9-24.
12.Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
13.Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 547 с.
14.Осипян Б. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. – 2007. – № 18. – С. 7-11.
15.Посконина О. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 2. – С. 75-81.
16.Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – 260 с.
17.Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 51-71.
18.Родионова О. Трансформация понятия государства и его сущности // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 3-11.
19.Цыганок Н. Новые подходы к понятию государства // Вологдинские чтения. – 2004. – № 38. – С. 98-100.
20.Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 659-663.
Вопрос-ответ:
Что такое государство и как его можно охарактеризовать?
Государство - это политическая общность, управляющая определенной территорией и населением. Оно обладает правом на монополию на применение силы в своей территории и осуществляет функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Характеристики государства включают наличие территории, населения, суверенитета, власти и способности обеспечивать порядок и благосостояние на своей территории.
Что означает понятие "форма государства"?
Форма государства - это способ организации и деятельности государственной власти, который определяется конституцией или другими законодательными актами. Форма государства может быть монархической, республиканской или другой, и определяет порядок назначения и функции главы государства, систему вето и контроля за государственной властью и другие аспекты его работы.
Какие признаки характеризуют классическую президентскую республику?
Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; он является одновременно главой государства и правительства; президент обладает исполнительными полномочиями и руководит работой исполнительной власти; президент может вето-противопоставлять решениям законодательной власти; он также является верховным командиром вооруженных сил.
Что такое государство и каковы его характеристики?
Государство - это политическое образование, обладающее территорией, населением и особым устройством власти. Оно имеет монополию на применение силы и оказание внутреннего и внешнего контроля. Характерными признаками государства являются наличие территории с ясными границами, суверенитет, наличие правовой системы и способность управлять населением.
Что означает форма государства?
Форма государства - это способ организации власти в государстве. Она определяет структуру и взаимоотношения между различными органами власти, а также распределение политической власти между ними. Форма государства может быть монархической, республиканской, парламентской, президентской и т. д.
Какие характеристики отличают классическую президентскую республику?
Классическая президентская республика характеризуется следующими признаками: президент избирается всем населением страны или выборщиками, он одновременно является главой государства и правительства, и обладает широкими полномочиями. Президентский режим обеспечивает сильную исполнительную власть и устойчивость политической системы.
Какие составляющие формы государства существуют?
Форма государства состоит из нескольких составляющих, включая организацию власти, структуру государственных органов, процедуры принятия решений и осуществления контроля. Кроме того, форма государства определяет распределение политической власти между различными органами и институтами.
Какие особенности классической президентской республики дополняют перечисленные признаки?
Классическая президентская республика, помимо основных признаков, отличается также наличием разделения властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями. Кроме того, президент обычно имеет непосредственный доступ к национальным средствам массовой информации и широкими полномочиями в области внешней политики.
Что такое государство?
Государство - это основная форма организации общества, имеющая территорию, население и суверенитет, то есть политическую власть над своей территорией.