Форма государства, понятие и характиристики государства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.12.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Понятие государства и его сущности
1.2. Характерные признаки государства
2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
2.1. Сущность понятия «форма государства»
2.2. Составляющие формы государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.
Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.
Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.
«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).
Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова — как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова — для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями). При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется в виду второе (узкое) значение этого термина.
Таким образом, форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
В отличие от формы правления здесь организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства.
Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.
Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.
К ним относят: империи, федерации и конфедерации.
Империя представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.).
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Конфедерация — союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).
Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде современных ограниченных монархий существует значительно более демократический режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или иной формой государственного устройства.
В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.
Демократическому политическому режиму присущи: наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства.
Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические.
В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.
Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.
Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.
Фашистский режим – это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор.
Таким образом, форма государства является фундаментальной общетеоретической категорией и позволяет дать характеристику сущности государства с позиций формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, вопрос о понятии государства является одним из основополагающих и остродискуссионных в теории государства. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами.
Во-первых, названный вопрос прямо или опосредованно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. С характеристикой государства как особой организацией государственной власти, как структурной и территориальной организацией тесно связан и целый ряд принципиально важных специфических черт государства, которые коренным образом отличают его от других элементов политической системы общества. Важнейшими среди них являются: монополия на принудительную власть в отношении населения территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; суверенитет государственной политической власти.
Суверенитет как политико-юридическое свойство государственной политической власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и издание законов и правил, обязательных для всего населения, всех, без изъятия, граждан данного государства. В последнее десятилетие в науке широко обсуждается проблема, каким должно быть современное государство. Существует тезис о слабом государстве, не вмешивающимся в естественные процессы развития общества, есть заявления о сильном государстве, особенно в условиях переходных стадий развития (в том числе в России). Государство, несмотря на давнюю историю его исследования, все еще остается в значительной степени terra incognita для юристов-теоретиков. Необходимо использовать новые подходы к изучению государства с инструментарием, адекватным сложности изучаемого объекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 23-25.
Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 4-13.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 463 с.
Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 64-68.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – 71 с.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 110-118.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 124-128.
Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 59-62.
Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 9-15.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – 45 с.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 9-24.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 547 с.
Осипян Б. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. – 2007. – № 18. – С. 7-11.
Посконина О. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 2. – С. 75-81.
Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – 260 с.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 51-71.
Родионова О. Трансформация понятия государства и его сущности // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 3-11.
Цыганок Н. Новые подходы к понятию государства // Вологдинские чтения. – 2004. – № 38. – С. 98-100.
Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 659-663.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 9.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – С. 13.
Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 64.
Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 659.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 52.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 55.
Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 10.
Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 23.
Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 5.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 61.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 102.
Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 65.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – С. 19.
Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – С. 20.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 59.
Посконина О. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 2. – С. 76.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 55.
Родионова О. Трансформация понятия государства и его сущности // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 8.
Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – С. 77.
Цыганок Н. Новые подходы к понятию государства // Вологдинские чтения. – 2004. – № 38. – С. 99.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 10.
Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 12.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 71.
Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – С. 79.
Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 660.
Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 61.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 113.
Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 8.
Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 24.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 88.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 119.
Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 12.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – С. 5.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 111.
Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 62.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 126.
Осипян Б. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. – 2007. – № 18. – С. 9.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 126.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 88.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 65.
Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 127.
Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 25.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 112.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 112.
Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 66.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 121.
Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 120.
Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 115.
Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – С. 131.
Там же. – С. 132-135.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – С. 53.
Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 125.
Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – С. 66-67.












2


1.Боброва К. Юридическая природа и сущность формы государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С. 23-25.
2.Бобылев А. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 2. – С. 4-13.
3.Бошно С. Теория права и государства: учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 463 с.
4.Волесов Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2005. – № 140. – С. 64-68.
5.Догадайло Е. Форма государства: понятие и виды: Лекция / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2009. – 71 с.
6.Занфира В. Форма государства: социально-философский анализ // Философия и общество. – 2010. – № 4. – С. 110-118.
7.Кульков М. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2005. – № 7. – С. 124-128.
8.Курдюкова З. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 37. – С. 59-62.
9.Любашиц В. Традиционное государство специфическая форма политической организации // Вопросы экономики и права. – 2008. – № 3. – С. 9-15.
10.Мамут Л. Государство в ценностном измерении. – М.: Норма, 1998. – 45 с.
11.Мурашкин И. К вопросу о понятии и признаках государства в юридической науке // Гуманитарная планета. – 2010. – № 2. – С. 9-24.
12.Мухаев Р. Теория государства и права: учебник. – М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
13.Нерсесянц В. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 547 с.
14.Осипян Б. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. – 2007. – № 18. – С. 7-11.
15.Посконина О. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 2. – С. 75-81.
16.Поцелуев Е. Теория и история права и государства: история правовых учений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – 260 с.
17.Разуваев Н. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 51-71.
18.Родионова О. Трансформация понятия государства и его сущности // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 3-11.
19.Цыганок Н. Новые подходы к понятию государства // Вологдинские чтения. – 2004. – № 38. – С. 98-100.
20.Чепракова Ф. Понятие государства в философии и юриспруденции // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 659-663.

Вопрос-ответ:

Что такое государство и как его можно охарактеризовать?

Государство - это политическая общность, управляющая определенной территорией и населением. Оно обладает правом на монополию на применение силы в своей территории и осуществляет функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Характеристики государства включают наличие территории, населения, суверенитета, власти и способности обеспечивать порядок и благосостояние на своей территории.

Что означает понятие "форма государства"?

Форма государства - это способ организации и деятельности государственной власти, который определяется конституцией или другими законодательными актами. Форма государства может быть монархической, республиканской или другой, и определяет порядок назначения и функции главы государства, систему вето и контроля за государственной властью и другие аспекты его работы.

Какие признаки характеризуют классическую президентскую республику?

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; он является одновременно главой государства и правительства; президент обладает исполнительными полномочиями и руководит работой исполнительной власти; президент может вето-противопоставлять решениям законодательной власти; он также является верховным командиром вооруженных сил.

Что такое государство и каковы его характеристики?

Государство - это политическое образование, обладающее территорией, населением и особым устройством власти. Оно имеет монополию на применение силы и оказание внутреннего и внешнего контроля. Характерными признаками государства являются наличие территории с ясными границами, суверенитет, наличие правовой системы и способность управлять населением.

Что означает форма государства?

Форма государства - это способ организации власти в государстве. Она определяет структуру и взаимоотношения между различными органами власти, а также распределение политической власти между ними. Форма государства может быть монархической, республиканской, парламентской, президентской и т. д.

Какие характеристики отличают классическую президентскую республику?

Классическая президентская республика характеризуется следующими признаками: президент избирается всем населением страны или выборщиками, он одновременно является главой государства и правительства, и обладает широкими полномочиями. Президентский режим обеспечивает сильную исполнительную власть и устойчивость политической системы.

Какие составляющие формы государства существуют?

Форма государства состоит из нескольких составляющих, включая организацию власти, структуру государственных органов, процедуры принятия решений и осуществления контроля. Кроме того, форма государства определяет распределение политической власти между различными органами и институтами.

Какие особенности классической президентской республики дополняют перечисленные признаки?

Классическая президентская республика, помимо основных признаков, отличается также наличием разделения властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями. Кроме того, президент обычно имеет непосредственный доступ к национальным средствам массовой информации и широкими полномочиями в области внешней политики.

Что такое государство?

Государство - это основная форма организации общества, имеющая территорию, население и суверенитет, то есть политическую власть над своей территорией.