Графика древних иероглифов(Египет,Месопотамия,Китай)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История культуры
  • 25 25 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 02.11.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1Дизайн в системе культуре и влияние на него современного искусства
1.1Дизайн как вид искусства
1.2Становление дизайна как вида художественно-проектной деятельности
1.3Влияние современного искусства на дизайн-проектирование
2Обратная связь в системе «искусство-дизайн»
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

За каждым знаком, несущим определенный смысл, закрепляется отныне одно-единственное его написание.
В целом была принята квадратная форма отдельных знаков, которая была предписана точными каллиграфическими знаками. Каждый знак занимал четырехугольник, и все четырехугольники были равны между собой. Нормальным направлением письма считалось расположение колонок сверху вниз, причем колонки располагались справа налево, т.е. так же, как и в египетском письме и в древнейших видах клинописей (171;24).
Одновременно со стандартизацией некоторые знаки приобрели более простое написание. И хотя в целом графика знака оставалась на уровне цхягувэнь и цзиньвэнь, прогресс развития письма был налицо. Новый стиль письма получил название сяочжуань – «почерк малых печатей». Им и сейчас пользуются художники и граверы при создании своих шедевров.
Следующим шагом к упрощению написания все еще по-прежнему сложных знаков было введение письма лишу, которое формирует новую систему графики китайских иероглифов, а именно, графика становится плоской и квадратной (10;22). В конце III в. до н.э. постепенно набирает силу процесс упрощения сяочжуань. Меняются орудия письма, совершенствуется сам почерк. Иероглифы становятся более простыми, отдельные линии из округленных и извилистых, как в сяочжуань, превращаются в прямоугольные и прямые; иероглифы в целом принимают форму прямоугольников. В период Троецарствия (220-280 гг. н.э.) окончательно сформировывается почерк кайшу, который без каких-либо серьезных изменений сохраняется до наших дней.
По сравнению с лишу, новое письмо более упорядочено и систематизировано, иероглифы приобрели одинаковую величину, окончательно приняли форму прямоугольников. В лишу, как и в кайшу, иероглиф писался черта за чертой, с отрывом орудия письма от бумаги, т.е. довольно медленно. Но в повседневной жизни писать нужно было быстрее, попробовали в момент письма сократить то, что было возможно. А что можно - упростили или соединили. Так возникла скоропись - цаошу – «травяное письмо» (173;24).
Помимо вышеперечисленных способов письма есть еще один, занимающий промежуточное положение между кайшу и цаошу. В этом почерке видоизменяются отдельные элементы иероглифа, но число их в каждом знаке сохраняется. Характерным для этого письма является то, что черты иероглифа могут писаться за один прием, без отрыва кисти от бумаги. Данный вид письма получил название синшу. (см. Прил. 1., рис. 11)
Энциклопедические словари китайского языка содержат 47-49 тыс. иероглифов. Все это множество знаков китайская традиция делит на две группы - знаки основные и комплексные. К первым относятся простые иероглифы, отдельные части которых (графемы) не имеют самостоятельного значения, например: жэнь (человек), шуй (вода). Во вторую группы входят иероглифы, состоящие из двух или более простых, к примеру, цзя (семья), сю (отдыхать) (173;24).
Знаки китайского письма прежде всего – рисунки, изображающие понятия вне связи с фонетикой. Рисуночных характер ясно прослеживается на всех этапах развития этой письменной системы. Абстрактные понятия и действия изображаются метафорически: «вечер» - полумесяц, «рано» - солнце над горизонтом, «Кровь» - сосуд с кровью.
Но наряду с чисто понятийными знаками существуют и иероглифы с фонетическими элементами, которые преобладают в численности в настоящее время, но прослеживаются с древнейших времен. Говоря об иероглифике, нельзя не сказать несколько слов и о каллиграфии, что в переводе с греческого значит «красивое письмо». Для китайца каллиграфически исполненная надпись, принадлежащая кисти известного мастера, означает не только возможное наслаждение изяществом линий, глубиной смысла, но и способ постичь настроение и думы автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На начальных стадиях развития письма человек пытался выразить сообщаемое с помощью рисунков, поэтому этап рисуночного идеографического письма предполагается по умолчанию. Как правило, графические формы знаков быстро и легко эволюционируют от рисуночных до линейных. Труднее проходит переход от словесного письма к слоговому. Первоначально письмо стремилось передать мысли с помощью рисунков, которые должны были быть всем понятны без какой либо связи с их звучанием.
Но с введением буквенного письма целью стала передача звучания, и тогда с идеографическим письмом было покончено. Мысли стали передавать не непосредственно с помощью рисунка, а опосредовано, с помощью звучания. Но необходимо отметить, что всюду, где бывает нужно знаками выразить какую либо мысль, чтобы она была понятна всем независимо от языковой принадлежности, средством для скорейшего понимания служат рисуночное письмо. Ярким примером может служить система дорожных знаков, смысл которых понятен не зависимо от того в какой стране они находятся.
Возвращаясь к изучаемым нами письменным системам нужно отметить, что эти письменности несут в себе немало загадок для человечества. Исследователи-лингвисты пришли к выводу, что письменность египтян стала первой в мире, способной осуществлять передачу звуков. Еще одной особенностью древнеегипетского алфавита, насчитывавшего 25 букв, являлось отсутствие в письме гласных звуков.
Для определения смысла написанного египтяне добавляли к слову, записанному иероглифами-согласными, символ, позволявший понять смысл слова и затем правильно произнести его. Древнейшая форма египетского письма использовалась на протяжении трех или даже четырех тысяч лет, хотя в поздний период она была достоянием лишь узкого круга ученых жрецов. Искусство письма в Египте всегда оставалось прерогативой консервативной и приверженной традициям прослойки писцов, которые ограничивали степень влияния разговорной речи на «слова бога».
Иероглифы древнего Египта и иероглифическая письменность использовалась, главным образом, для отображения формальных надписей на стенах храмов и могил. Для каждодневного письма использовалась культовая письменность. Вполне возможно, что письменность, которая существовала в Древнем Египте, стала «прародителем» для шумерской письменности, которая состояла из клинообразных знаков.
Шумерская письменность - первая клинописная письменность в мировой истории. В ней отражен рисуночный характер шумерских иероглифов По внутренней структуре шумерская письменность сходна с египетским письмом. Сохранилось огромное количество текстов, написанных клинописью. В наши дни ученые умеют читать шумерские тексты, имеются словари шумерского языка. За прошедшие века и тысячелетия шумеры «рассеялись» среди семитского населения, создавший одну из древнейших письменностей народ исчез с лица земли.
Значение иероглифической письменности в развитии китайского общества так же очень огромно. Именно благодаря этой письменности зафиксированы, сохранены и через тысячелетия донесены до нас сокровища китайской духовной культуры, произведения античной цивилизации, богатейшие литературные памятники и памятники древней философской мысли. Китайская иероглифическая письменность, исключительное явление среди современных письменностей. Это единственная иероглифическая письменность мира, которая была изобретена за полтора тысячелетия до н. э. и продолжает существовать в наши дни.
Иероглифические письменности, которые были изобретены практически во всех очагах древних цивилизаций - на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Центральной Америке, исчезли, оставив после себя немногие памятники. И только китайская иероглифическая письменность на протяжении всей своей истории смогла приспособиться к меняющимся условиям развития китайской цивилизации и оставаться сложным, но приемлемым для Поднебесной средством письма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авдиев В.И. Возникновение древнеегипетской письменности. - М.: Изд-во восточной литературы, 1969. – 17 с.
Бардески К.Д. Месопотамия: колыбель человечества. - Москва: Ниола-Пресс: Вече, 2008. – 126 с.
Боневиц Р. Иероглифы: Откройте для себя тайну происхождения иероглифов. - М.: Фаир-Пресс, Гранд, 2003. – 187 с.
Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. - М.: Восточная литература, 1998. – 318 с.
Веллард Д. Вавилон: Расцвет и гибель города чудес. - М.: Центрполиграф, 2003. – 265 с.
Возвращение в Египет: страницы истории российской египтологии / отв. ред. Г. А. Белова. – М.: Наука, 2009. – 161с.
Гельб И.Е. Опыт изучения письма. Основы грамматологии. – М.: Радуга, 1982. – 365 с.
Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. – М.: Наука, 1983. – 242 с.
Древний Египет: язык-культура-сознание: Ancient Egypt : language- сulture- consciousness / отв. ред. О.И. Павлова. - М.: Присцельс,1999. – 303 с.
Духовная культура Китая. Язык и письменность / Под ред. М.Л. Титаренко. – М.: Восточная литература, 2008. – 855 с.
Китайские иероглифы в картинках: справочник-путеводитель в 2 ч., Ч. 1. / ред. Ван Чунь и др. - Пекин: Sinolingua; М.: АСТ, 2008. - 205 с.
Кленгель-Брандт Э.Древний Вавилон. - Смоленск: Русич, 2001. – 362 с.
Коростовцев М. Египетский язык. - М.: Наука, 1961. - 103 с.
Кьера Э. Они писали на глине. – М.: Наука, 1984. – 136 с.
Луркер М. Египетский символизм. - М.: «Золотой Век», 1998. – 184 с.
Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Астрель, 2000. – 627 с.
Матвеев К.П. Когда заговорила клинопись. - М.: Амрита-Русь, 2004. - 125 с.
Морозов Н.А. Миражи исторических пустынь между Тигром и Евфратом. Клинописи. – М.: Изд-во «Крафт+», 2002. – 560 с.
Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). – М.: Наука, 1980. – 407 с.
Памятники и люди: Сб. ст. / Гос. музей изобр. искусств им. А. С. Пушкина / Сост. В. Я. Гельман и др. - М.: Восточная литература, 2003. – 453 с.
Петровский Н.С. Египетский язык: Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. – 329 с.
Сторожук А.Г. Введение в китайскую иероглифику. – СПб.: КАРО, 2002. – 592 с.
Фаттах Н.С. Язык богов и фараонов: Ист.-лингв. Исследование происхождении языка. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1999. – 485 с.
Фридрих И. История письма. – М.: Наука, 1979. – 463 с.
Шали В. Пространство предчувствия: Надписи с невидимых стен. – СПб.: Stella, 2000. - 431 с.
Шмелев И.П. Глагол согласованный с душой. - Вильнюс: Б.и., 1997. – 18 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рис. 1. Таблица некоторых иероглифов


Рис. 2. Фрагмент иероглифической надписи со стелы средней эпохи


Рис. 3. Эволюция египетского письма

Рис. 4. Древнешумерские пиктограммы


Рис. 5. Трансформация шумерской клинописи


Рис. 6. Шумерская клинопись


Рис. 7. Надпись на панцире черепахи


Рис. 8. Иероглиф «дождь»


Рис. 9. Иероглиф «гора»


Рис. 10. Иероглиф «река»


Рис. 11. Основные китайские подчерки








2

Список используемой литературы
1.Белько Т.В. Природа. Искусство. Дизайн : монография / Т.В. Белько. - Тольятти : Тольят. гос. ун-т сервиса, 2008. - 189 с.
2.Благова Т.Ю. Теория и методология дизайна : учеб. пособие / Т.Ю. Благова. - Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2008. - 91 с.
3.Богомолова Ю.Ю. Становление дизайна как принципиально нового вида художественно-проектной деятельности [Электронный ресурс] // Материалы Междунар молодеж. науч. форума «Ломоносов-2011» / М.: МАКС Пресс, 2011. – URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/structure_14_1249_doc_name.htm.
4.Борев Ю.Б. Эстетика: учеб. Пособие: в 2 т./ Ю.Б. Борев. - Изд. 5-е, допол. - Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.
5.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль : введение в философию дизайна. / Т.Ю. Быстрова – Екатеринбург : УрГУ, 2001. – 288 с.
6.Быстрова Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне : учеб. пособие / Т.Ю. Быстрова. – 2-е изд., стереотип. – Екатеринбург : УГТУ – УПИ, 2009. – 159 с.
7.Бычков В.В. Эстетика: учебник/ В.В. Бычков. - М.: Гардарики. - 556 с.
8.Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : [в 10 томах] / Виктор Власов. – СПб. : Азбука-классика, 2004.
9.Волошко Н.И. Эстетика и дизайн товаров : учеб.-практ. пособие / Н. И. Волошко ; Изд.-тогр. корпорация "Дашков и Кш". - Москва : Дашков и Ко, 2007 с.
10.Глазычев В.Л. Дизайн как он есть / Изд. 2, доп. – М. : Изд-во «Европа», 2006. – 320 с.
11.Дергачева Е.В. Дизайн в системе духовной культуры / Е.В. Дергачева, Т.П. Мильчак // Омск. научн. вестн. – 2010. - № 33. – С. 125-127.
12.Искусствоведение и дизайн в современном мире: опыт, теория, практика : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, апрель 2009 года / [редкол.: И. В. Татаринцева и др.]. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. - 79 с.
13.Каган М.С. Искусство // Большая советская энциклопедия / 3-е изд. – М., 1972, т. 9. – С. 475-477.
14.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. – М. : Гардарика, 1998. – 784 с.
15.Коськов М.А. Предметный мир культуры. – СПб. : СПбГУ, 2004. – 344 с.
16.Кузнецова С.Г. Декоративность – глубинное объединяющее качество всех видов изобразительного искусства, дизайна // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 6. – С. 50-54.
17.Методика художественного конструирования / 2-е изд., перераб. – М. : ВНИИТЭ, 1983. – 166 с.
18.Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира/ В.Б. Мириманов. - М.: Согласие, 1997. - 328 с.
19.Папанек В. Дизайн для реального мира. – М. : Изд. Д. Аронов, 2006. – 416 с.
20.Рагон М. О современной архитектуре/ М. Рагон: сокращ. перевод с фр. арх. Ж.С. Розенбаума. - М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству, 1963. - 234 с.
21.Фандеева Е.М. Дизайн, его место и роль в культуре : автореф. дис. … канд. филос. наук / Е.М. Фандеева ; [Рост. гос. ун-т]. - Ростов н/Д, 2004. - 21 с.
22.Шевелев И.Ш. Другое пространство : [теория чисел, кристаллография, философия, история и теория искусства] / Иосиф Шевелев. - Кострома : Авенир-Дизайн, 2010. - 72 с.
23.Шутемова Е.А. Влияние современного искусства на дизайн-пректирование [Электронный ресурс] // Архитектон. – 2005. - № 10. – URL.: http://belorus.by/articles/vliyanie_sovremennogo_iskusstva_na_dizayn-proektirovanie.htm.
24.Шутемова Е.А. Роль художественного метода в искусстве и дизайне // Вестн. Омск. ГУ.– 2010. - № 1 (янв.). – С. 28-34.
25.Эстетические проблемы дизайна: тез. Всесоюз. конф. / ред. Р.А. Колечко. - Свердловск: Уральский филиал ВНИИТЭ, 1977. - 56 с.

Вопрос-ответ:

Какой вид искусства представляет собой дизайн?

Дизайн представляет собой самостоятельный вид искусства, который объединяет в себе эстетику, функциональность и практичность. Он существует в различных сферах деятельности, таких как графический дизайн, промышленный дизайн, интерьерный дизайн и др.

Каково становление дизайна как вида художественно-проектной деятельности?

Становление дизайна как вида художественно-проектной деятельности началось в XIX веке вместе с индустриальной революцией. Он приобрел свои характерные черты, такие как учет функциональности, использование новых материалов и технологий, а также внимание к эстетике и эргономике.

Как современное искусство влияет на дизайн-проектирование?

Современное искусство имеет значительное влияние на дизайн-проектирование. Оно вдохновляет дизайнеров на создание новых форм и концепций, а также расширяет границы искусства и дизайна. Современные художественные течения и экспериментальные проекты вносят инновации и оригинальность в дизайн-процесс.

Что такое обратная связь в системе «искусство-дизайн»?

Обратная связь в системе «искусство-дизайн» является взаимовлиянием исторических, культурных и технологических факторов между искусством и дизайном. Искусство вдохновляет дизайнеров, влияет на выбор цветовой гаммы, форм и стилей, а дизайн, в свою очередь, может стать объектом искусства, отражающим культурные и эстетические ценности.

Каким образом древние иероглифы влияют на современный дизайн?

Древние иероглифы, такие как египетские, месопотамские и китайские, имеют глубокое историческое и культурное значение. Их символика и эстетика вдохновляют современных дизайнеров на создание уникальных и оригинальных графических элементов, фонтов, узоров и комбинаций символов.

Какой был вклад Древнего Египта, Месопотамии и Китая в развитие графики и использование иероглифов?

Древний Египет, Месопотамия и Китай внесли значительный вклад в развитие графики и использование иероглифов. В Египте иероглифы были используемы как письменная форма, в том числе для записи религиозных текстов и исторических событий. В Месопотамии иероглифы использовались для записи административных и художественных текстов. В Китае иероглифы развились в сложную систему письма, которая используется до сих пор. Все эти государства внесли важный вклад в развитие графического искусства и создание систем письма.

Как дизайн влияет на культуру и наоборот?

Дизайн играет важную роль в формировании культуры. Он влияет на восприятие и ощущение людей, определяя их эмоциональную реакцию. Дизайн также способствует созданию идентичности и отражает культурные ценности и традиции. В свою очередь, культура влияет на дизайн, определяя его стиль и характер. Культурные нормы и традиции определяют принятые в дизайне символы и формы. Таким образом, дизайн и культура взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Каковы основные этапы развития дизайна?

Дизайн как вида художественно-проектной деятельности прошел несколько этапов развития. Первый этап связан с появлением ремесленного дизайна, когда предметы создавались вручную и служили прежде всего практическим целям. Второй этап связан с индустриальной революцией и развитием машинного производства, что привело к появлению промышленного дизайна. Третий этап связан с развитием компьютерных технологий и появлением дизайна виртуальных объектов. Современный дизайн характеризуется применением новых технологий и вниманием к экологии и удобству использования.

Каким образом графика древних иероглифов влияет на современное искусство и дизайн?

Графика древних иероглифов, применяемая в Египте, Месопотамии и Китае, имеет значительное влияние на современное искусство и дизайн. Она представляет собой уникальную систему символов, которые не только передают определенные значения, но и имеют эстетическую ценность. Многие элементы графики древних иероглифов, такие как геометрические формы и стилизованные изображения, используются в современном дизайне. Это помогает создавать уникальные и привлекательные визуальные решения, добавлять художественные элементы в проекты и создавать особый эстетический опыт для зрителей и потребителей.