Сравнительный анализ динамики мотивации и ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов различных направлений обучения
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 15.11.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
1.1 Психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов
1.2 Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов
1.3 Структуры ценностной сферы студентов гуманитарных и технических специальностей
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
2.1 Программа эмпирического исследования
2.2 Анализ и обсуждение результатов
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Средний уровень мотива избегания неудачи присущ для большинства первокурсников и пятикурсников – 45,0 % и 40,0 % соответственно. Умеренно высокий уровень мотива избегания неудачи характерен для 20,0 % первокурсников и 30,0 % пятикурсников. Слишком высокий уровень мотива избегания неудачи практически не свойственен студентам 1 (5,0 %) и 5 (10,0 %) курсов.
Для проверки предположения о существовании различий в мотивации достижения студентов 1 и 5 курсов использован U – критерий Манна – Уитни. Данные представлены в табл. 5 и 6 Приложения 3.
Математико-статистический анализ показал наличие различий мотивации стремления к успеху среднего (U = 103; ρ ( 0,05) и умеренно высокого уровня (U = 109; ρ ( 0,05) между студентами 1 и 5 курсов физико-технического факультета. В отношении остальных уровней мотивации стремления к успеху, а также в отношении уровней мотивации избегания неудач, различия между студентами 1 и 5 курсов не установлены.
Также не установлены значимые различия в проявлении уровнем мотивации стремления к успеху и избегания неудач между студентами 1 и 5 курсов философского факультета. Иными словами, студентам 1 и 5 курсов также в равной степени присущи мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи.
Итак, по результатам проведенного исследования, было установлено, что для большей части студентов философского факультета также свойственны средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. В отношении диагностики личности на мотивацию избегания неудач установлено преобладание средних показателей.
Итак, в отношении выдвинутой в исследовании гипотезы можно сказать, что она не подтвердилась, а именно: в исследовании не установлены статистически значимые различия в мотивации достижения и в отношении сформированности процессов дифференциации ценностных между студентами 1 и 5 курсов. Иными словами, студентам различных факультетов 1 и 5 курсов в равной степени свойственна сформированность ценностных ориентаций и определенный уровень мотивации достижения.
Выводы
Студентам физико-технического факультета 1 и 5 курсов свойственна высокая дифференциация как терминальных, так и инструментальных ценностей, с незначительной тенденцией к низкой дифференциации инструментальных ценностей у студентов 5 курсов. В свою очередь, можно отметить, что отсутствие дифференциации инструментальных ценностей, не присуща студентам 1 и 5 курсов.
В отношении студентов философского факультета получены результаты, свидетельствующие о том, что высокий уровень сформированности терминальных ценностей выявлен у большинства первокурсников и пятикурсников. Результаты исследования инструментальных ценностей, в свою очередь, демонстрируют наличие высокого уровня сформированности также у большинства студентов.
Установлено, что для большей части студентов физико-технического и философского факультетов свойственны средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Наименее всего студентам присущи низкий и слишком высокий уровень мотивации. Также результаты диагностики мотивации избегания неудач являются умеренными. Большей части студентов свойственен средний уровень мотивации избегания неудач.
Для большей части студентов философского факультета также свойственны средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. В отношении диагностики личности на мотивацию избегания неудач установлено преобладание средних показателей.
Не установлены значимые различия в проявлении уровнем мотивации стремления к успеху и избегания неудач между студентами 1 и 5 курсов философского факультета. Иными словами, студентам 1 и 5 курсов также в равной степени присущи мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи.
Заключение
Анализ психологической литературы позволил заключить, что ценностные ориентации представляют собой ядро личности, которое детерминирует жизнедеятельность человека в целом. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определяют ее мотивацию, тип деятельности. Ценностные ориентации влияют на выбор, дают возможность соблюдать нормы, стандарты в ситуации выбора. Ценностные ориентации – это не ориентации на ценности, а устойчивые доминанты сознания и поведения, которые определяются ценностями личности. На основе сформировавшихся ценностных ориентаций осуществляется выбор сферы профессиональной деятельности. Во многих случаях представления о профессии у поступающих в вузы имеют недостаточно полное содержание. Профессиональные ценностные ориентации абитуриентов не сформированы. Это создает ситуацию, в которой вузы должны обеспечить условия для возникновения и упрочения определенных профессиональных ценностных ориентаций, формирования профессиональной позиции личности.
Теоретический анализ послужил основой разработки программы эмпирического исследования, целью которой является изучение феномена мотивации ценностных ориентаций студентов философского и физико-технического факультетов 1 и 5 курсов.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о существовании различий в степени сформированности ценностных ориентаций проявлении уровня мотивации достижения у студентов различных курсов, а именно: студентам 1 курсов присуща низкая степень сформированности механизмов дифференциации терминальных ценностей и мотивация избегания неудач, по сравнению со студентами 5 курсов, которым характерна высокая степень сформированности механизмов дифференциации терминальных ценностей и мотив стремления к успеху.
Для проверки гипотезы осуществлено эмпирическое исследование, которое проводилось на базе Уральского государственного университета им. А.М. Горького (УрГУ). Выборку исследования составили студенты философского факультета 1 и 5 курсов (40 чел.), студенты физико-технического факультета 1 и 5 курсов (40 чел.).
Анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов на основе методики М. Рокича показал, что студентам 1 и 5 курсов различных факультетов характерен высокий уровень сформированности терминальных и инструментальных ценностей. Причем, не установлены статистически значимые различия в проявлении различных уровней сформированности ценностей у студентов 1 и 5 курсов. Иными словами, ценностная сфера студентов не претерпевает каких-либо значительных изменений от 1 к 5 курсу. Причем данные показатели свойственны как студентам физико-технического факультета, так и философского.
Статистически достоверных различий в степени сформированности дифференциации терминальных ценностей между студентами 1 и 5 курсов не наблюдается. То есть мы не можем сказать, что дифференциация ценностных ориентаций у первокурсников действительно выражена в большей степени, чем у пятикурсников, что не подтверждает нашу гипотезу о большей сформированности процессов дифференциации ценностных ориентаций у студентов 5 курсов, по сравнению с студентами 1 курсов.
Полученные с помощью методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, в совокупности с методикой диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач, результаты показали, что для большей части студентов физико-технического и философского факультетов свойственны средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Наименее всего студентам присущи низкий и слишком высокий уровень мотивации. Также результаты диагностики мотивации избегания неудач являются умеренными. Большей части студентов свойственен средний уровень мотивации избегания неудач.
Можно отметить, что студенты в достаточной степени стремятся к достижению успеха, ориентированы на преодоление трудностей, они не пасуют перед неудачами, считая их неотъемлемой частью на пути к достижению поставленных целей.
Итак, в отношении выдвинутой в исследовании гипотезы можно сказать, что она не подтвердилась, а именно: в исследовании не установлены статистически значимые различия в мотивации достижения и в отношении сформированности процессов дифференциации ценностных между студентами 1 и 5 курсов. Иными словами, студентам различных факультетов 1 и 5 курсов в равной степени свойственна сформированность ценностных ориентаций и определенный уровень мотивации достижения.
Методы, результаты и выводы проведенного исследования могут быть полезны для родителей, юношей, психологов, и использованы ими в целях оптимизации психолого-педагогической работы со студентами, направленной на адекватное восприятие ценностей жизни и оптимизацию формирования мотивации стремления к успеху.
На данном этапе мы можем предложить следующие рекомендации.
Психологу необходимо:
1) изучать представления студентов о ценностных ориентациях, особенностях влияния определенных ценностей на жизнь и деятельность, а также на формирование мотивации достижения;
2) осуществлять просветительскую деятельность: ознакомить родителей и самих юношей с особенностями формирования ценностных ориентаций и становлением мотивационной сферы;
3) проводить психологическую работу с юношами, направленную на формирование ценностных ориентаций, в том числе профессиональных ценностных ориентаций.
Преподавателям:
1) целесообразно ознакомиться с особенностями формирования и проявления ценностных ориентаций, влияющих в ситуации обучения на становление зрелой личности и формирование мотивации достижения;
2) целесообразно придерживаться демократического стиля общения и руководства коллективом. Преподаватель должен предвидеть, окажется ли та или иная ситуация успеха или неуспеха, в педагогическом процессе значимой для студента и какое влияние она окажет на формирование его представлений о себе и своих способностях, что может повлиять на формирование ценностных ориентаций.
Родителям:
1) необходимо прислушиваться к мнению своего взрослого ребенка, видеть в нем друга, помнить, что – это уже сложившаяся личность со своими мнениями, оценками, суждениями, интересами и ценностными ориентациями. Родители должны знать и помнить, что любой человек ценит заинтересованность в его делах и планах.
2) поддерживать в юноше стремление к самостоятельности, формированию собственных взглядов, самоконтролю, не мешать его стремлению к самоутверждению своей независимости и оригинальности, одобрять стремление к самоуправлению, жизненному определению.
Перспективы нашего исследования видятся в том, чтобы исследовать гендерные различия динами мотивации и ценностных ориентаций у юношей с различными личностными особенностями, расширив соответственно арсенал используемых методик и выборку испытуемых.
Список литературы
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Изв. АПН РСФСР. – Вып. 18. – М. : МОДЭК, 1948. – С. 101-124.
Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. –М. : Наука, 2006. – 342 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Просвещение, 1986. – С. 257-320.
Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков // Социологические исследования. – 2004. –№ 7.
Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. –2006. – № 4. – С. 79-94.
Валинурова Н.Г. Современный человек: в поисках смысла / Н.Г. Валинурова, О.А. Матвейчев – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2004. – С. 97-125.
Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы // Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 2003.
Воротова Л.В. Профессиональные склонности студентов-медиков // Современные проблемы психология развития и образования человека: Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием / Под. ред. В.Н. Скворцова. – СПб. : Питер, 2009.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 194-195.
Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения // Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.
Голиусова Ю.В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества / Ю.В. Голиусова. – М. : Издательство МГУ, 2002.
Горлова Н.В. К вопросу об особенностях психологической готовности к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования// Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов / Под. ред. В.Н.Скворцова. – СПБ. : Питер, 2010.
Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск, 2006.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – С. 184-270.
Кикоть В.Я. Педагогика и психология высшего образования: Учебник / В.Я. Кикоть, В.А. Якунин. – СПб. : Питер, 1996.
Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М. : «Педагогика», 1982. – С. 207-237.
Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент–студент» и «преподаватель–студент» в современном российском вузе: // Дис. канд. … психол. наук. М., 2005.
Крайг Г. психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – С. 468-481.
Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. – C. 4-11.
Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2003. – С. 366.
Кузубова М.В. Влияние различных факторов на изменение механизмов проявления личностной тревожности: // Автореф. дис. … канд. психол. наук. Алма-Ата, 1999.
Кузьмин Е. С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). Вып. 8 / Под ред. Е.С. Кузьмина, И.П. Волкова, А.В. Ярмоленко. Л., 1977.
Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 2003. – № 2.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Изд-во СМЫСЛ, 2003. – С. 78-101.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.,1983.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования / А.Д. Наследов. – СПб. : Речь, 2006. – С. 64-75.
Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: // Автореф. дис. … канд. психол. наук. M., 2008.
Огородников А.Ю. Типологизация структуры ценностей студентов России / А.Ю. Огородников. – М. : Издательство МГУ, 2009.
Основы психологии : Практикум / под ред. Л.Д. Столяреко. – Ростов н/Д : издательство «Феникс», 2004. – С. 236-242.
Платонов К.К. О формировании психологического климата в коллективе//Среднее специальное образование. 1977. №1.
Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2005. – С. 532-533.
Прозументова Г.Н. Некоторые вопросы определения сформированности ценностных ориентации учащихся / Г.Н. Прозументова // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск : Флинта, 1978. – C. 37-63.
Прокопьев И.И. О ценностных ориентациях в общении подростков / И.И. Прокопьев // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М. : Знание, 1983. – C. 75-83.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – С. 132-220.
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – С. 137-148.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – С. 641-645.
Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст / В.Д. Сайко. – Вопросы психологии. – 1985. – № 7. – С. 67-74.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб. : ООО «Речь», 2004. – С. 208-224.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М. Знание, 1983. – С. 113-185.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : «Феникс», 2003. – С. 152-167.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. – С. 235-307.
Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. – М. : Просвещение, 1974. – C. 3-33.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М. : Феникс, 1994. – 587 с.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М. : Просвещение, 1969. – С. 128-231.
Приложение 1
Результаты исследования проявления особенностей формирования ценностных ориентаций
Таблица 1
Данные степени дифференциации ценностных ориентаций студентов физико-технического факультета на основании методики М. Рокича
Терминальные ценности Инструментальные ценности Высокая Низкая Отсутствует Высокая Низкая Отсутствует чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % 1 курс 11 55 6 30 3 15 11 55 8 40 1 5 5 курс 8 40 7 35 5 25 8 40 9 45 3 15
Таблица 2
Данные степени дифференциации ценностных ориентаций студентов философского факультета на основании методики М. Рокича
Терминальные ценности Инструментальные ценности Высокая Низкая Отсутствует Высокая Низкая Отсутствует чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % 1 курс 9 45 8 40 3 15 9 45 8 40 3 15 5 курс 14 70 4 20 2 10 10 50 9 45 1 5
Приложение 2
Результаты исследования проявления мотивации достижения
Таблица 3
Уровень мотивации достижения студентов физико-технического факультета на основании методики Т. Элерс
Уровень мотивации Мотивация избегания неудач Мотивация стремления к успеху 1 Курс чел. % чел. % низкий 3 15 1 5 средний 9 45 11 55 умеренно высокий 7 35 3 15 слишком высокий 1 5 5 25 5 Курс чел. % чел. % низкий 5 25 1 5 средний 9 45 5 25 умеренно высокий 4 20 12 60 слишком высокий 2 10 2 10
Таблица 4
Уровень мотивации достижения студентов философского факультета на основании методики Т. Элерс
Уровень мотивации Мотивация избегания неудач Мотивация стремления к успеху 1 Курс чел. % чел. % низкий 6 30 2 10 средний 9 45 10 50 умеренно высокий 4 20 6 30 слишком высокий 1 5 2 10 5 Курс чел. % чел. % низкий 4 20 3 15 средний 8 40 12 60 умеренно высокий 6 30 3 15 слишком высокий 2 10 2 10
Приложение 3
Расчет критения U – критерий Манна – Уитни
Таблица 5
Результаты расчета критения U – критерий Манна – Уитни для студентов философского факультета
U кр = 138 (ρ ≤ 0,05); 114 (ρ ≤ 0,01)
Терминальные ценности Инструментальные ценности Высокий Низкий Отсутсвует Высокий Низкий Отсутсвует Статистика U Манна-Уитни 145,000 144,000 213,000 156,000 168,000 141,000
Мотив избегания неудач Мотив стремления к успеху Низкий Средний Умеренно высокий Слишком высокий Низкий Средний Умеренно высокий Слишком высокий Статистика U Манна-Уитни 148,000 156,000 130,000 141,500 148,500 150,000 155,500 144,500
Таблица 6
Результаты расчета критения U – критерий Манна – Уитни для студентов физико-технического факультета
U кр = 138 (ρ ≤ 0,05); 114 (ρ ≤ 0,01)
Терминальные ценности Инструментальные ценности Высокий Низкий Отсутсвует Высокий Низкий Отсутсвует Статистика U Манна-Уитни 163,000 141,000 139,000 149,000 142,000 150,000
Мотив избегания неудач Мотив стремления к успеху Низкий Средний Умеренно высокий Слишком высокий Низкий Средний Умеренно высокий Слишком высокий Статистика U Манна-Уитни 143,500 146,000 140,500 151,000 138,500 103,000 109,000 154,000
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Изд-во СМЫСЛ, 2003. – С. 78-101.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.,1983.
Кикоть В.Я. Педагогика и психология высшего образования: Учебник / В.Я. Кикоть, В.А. Якунин. – СПб. : Питер, 1996.
Горлова Н.В. К вопросу об особенностях психологической готовности к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования// Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов / Под. ред. В.Н.Скворцова. – СПБ. : Питер, 2010.
Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. –2006. – № 4. – С. 79-94.
Платонов К.К. О формировании психологического климата в коллективе//Среднее специальное образование. 1977. №1.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.,1983.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – С. 184-270.
Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения // Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – С. 184-270.
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – С. 137-148.
Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира / А.Ю Агафонов. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ» – М. : Политиздат, 2000. – С. 137-231.
Валинурова Н.Г. Современный человек: в поисках смысла / Н.Г. Валинурова, О.А. Матвейчев – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2004. – С. 97-125.
Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. – C. 4-11.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Изд-во СМЫСЛ, 2003. – С. 78-101.
Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст / В.Д. Сайко. – Вопросы психологии. – 1985. – № 7. – С. 67-74.
Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. – М. : Просвещение, 1974. – C. 3-33.
Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2003. – С. 366.
Валинурова Н.Г. Современный человек: в поисках смысла / Н.Г. Валинурова, О.А. Матвейчев – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2004. – С. 97-125.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Изд-во СМЫСЛ, 2003. – С. 78-101.
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – С. 137-148.
Прокопьев И.И. О ценностных ориентациях в общении подростков / И.И. Прокопьев // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М. : Знание, 1983. – C. 75-83.
Прокопьев И.И. О ценностных ориентациях в общении подростков / И.И. Прокопьев // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М. : Знание, 1983. – C. 75-83.
Прозументова Г.Н. Некоторые вопросы определения сформированности ценностных ориентации учащихся / Г.Н. Прозументова // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск : Флинта, 1978. – C. 37-63.
Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков // Социологические исследования. – 2004. –№ 7.
Голиусова Ю.В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества / Ю.В. Голиусова. – М. : Издательство МГУ, 2002.
Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 2003. – № 2.
Огородников А.Ю. Типологизация структуры ценностей студентов России / А.Ю. Огородников. – М. : Издательство МГУ, 2009.
Там же.
Огородников А.Ю. Типологизация структуры ценностей студентов России / А.Ю. Огородников. – М. : Издательство МГУ, 2009.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – С. 184-270.
Там же.
Там же.
51
1.Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского само-сознания / Б.Г. Ананьев // Изв. АПН РСФСР. – Вып. 18. – М. : МОДЭК, 1948. – С. 101-124.
2.Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. –М. : Наука, 2006. – 342 с.
3.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Просвещение, 1986. – С. 257-320.
4. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков // Социологические исследования. – 2004. –№ 7.
5.Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. –2006. – № 4. – С. 79-94.
6. Валинурова Н.Г. Современный человек: в поисках смысла /
Н.Г. Валинурова, О.А. Матвейчев – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2004. – С. 97-125.
7.Варчев А.Э. Социально-психологические особенности совре-менной студенческой учебной группы // Автореф. дис. …канд. психол. на-ук. – М., 2003.
8.Воротова Л.В. Профессиональные склонности студентов-медиков // Современные проблемы психология развития и образования человека: Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием / Под. ред. В.Н. Скворцова. – СПб. : Питер, 2009.
9.Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 194-195.
10.Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения // Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.
11.Голиусова Ю.В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества / Ю.В. Голиусова. – М. : Издательство МГУ, 2002.
12.Горлова Н.В. К вопросу об особенностях психологической го-товности к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования// Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов / Под. ред. В.Н.Скворцова. – СПБ. : Питер, 2010.
13.Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск, 2006.
14.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – С. 184-270.
15.Кикоть В.Я. Педагогика и психология высшего образования: Учебник / В.Я. Кикоть, В.А. Якунин. – СПб. : Питер, 1996.
16.Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М. : «Педагогика», 1982. – С. 207-237.
17.Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент–студент» и «преподаватель–студент» в современном российском вузе: // Дис. канд. … психол. наук. М., 2005.
18.Крайг Г. психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – С. 468-481.
19.Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. – C. 4-11.
20.Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии /
В.Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2003. – С. 366.
21.Кузубова М.В. Влияние различных факторов на изменение механизмов проявления личностной тревожности: // Автореф. дис. … канд. психол. наук. Алма-Ата, 1999.
22.Кузьмин Е. С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). Вып. 8 / Под ред. Е.С. Кузьмина, И.П. Волкова, А.В. Ярмоленко. Л., 1977.
23.Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 2003. – № 2.
24.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Изд-во СМЫСЛ, 2003. –
С. 78-101.
25.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.,1983.
26.Наследов А.Д. Математические методы психологического ис-следования / А.Д. Наследов. – СПб. : Речь, 2006. – С. 64-75.
27.Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: // Автореф. дис. … канд. психол. наук. M., 2008.
28.Огородников А.Ю. Типологизация структуры ценностей студентов России / А.Ю. Огородников. – М. : Издательство МГУ, 2009.
29.Основы психологии : Практикум / под ред. Л.Д. Столяреко. – Ростов н/Д : издательство «Феникс», 2004. – С. 236-242.
30.Платонов К.К. О формировании психологического климата в коллективе//Среднее специальное образование. 1977. №1.
31.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2005. – С. 532-533.
32.Прозументова Г.Н. Некоторые вопросы определения сформированности ценностных ориентации учащихся / Г.Н. Прозументова // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск : Флинта, 1978. – C. 37-63.
33. Прокопьев И.И. О ценностных ориентациях в общении подростков / И.И. Прокопьев // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М. : Знание, 1983. – C. 75-83.
34.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – С. 132-220.
35. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – С. 137-148.
36.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – С. 641-645.
37.Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст / В.Д. Сайко. – Вопросы психологии. – 1985. – № 7. – С. 67-74.
38.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психоло-гии / Е.В. Сидоренко. – СПб. : ООО «Речь», 2004. – С. 208-224.
39.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
40. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М. Знание, 1983. – С. 113-185.
41. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Сто-ляренко. – Ростов н/Д : «Феникс», 2003. – С. 152-167.
42.Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. – С. 235-307.
43.Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. – М. : Просвещение, 1974. – C. 3-33.
44.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Элько-нин. – М. : Феникс, 1994. – 587 с.
45.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведе-ния человека / П.М. Якобсон. – М. : Просвещение, 1969. – С. 128-231.
Вопрос-ответ:
Что исследует данная статья?
Данная статья исследует динамику мотивации и ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов различных направлений обучения.
Какие особенности учебно-профессиональной мотивации студентов обсуждаются в статье?
Статья обсуждает психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов.
Что рассматривается в теоретическом анализе ценностных ориентаций студентов?
Теоретический анализ включает рассмотрение ценностных ориентаций студентов и структуры их ценностной сферы.
Какие направления обучения у студентов рассматриваются в исследовании?
Исследование включает студентов различных направлений обучения, включая гуманитарные и технические специальности.
Что включает в себя эмпирическое исследование?
Эмпирическое исследование включает анализ динамики мотивации и ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов различных направлений обучения.
Какие особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов?
Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов включают в себя различные факторы, такие как интерес к выбранной профессии, стремление к самореализации, уровень уверенности в успехе в выбранной области, потребность в осознании своей значимости и вкладе в общество. Эти особенности могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик студента и его образовательной среды.
Какие ценностные ориентации преобладают у студентов на различных курсах обучения?
Ценностные ориентации студентов могут быть разнообразными и зависят от множества факторов, включая образовательную программу, общественное влияние и личные ценности. Некоторые студенты на начальных курсах обучения могут акцентировать внимание на приобретении знаний и навыков, в то время как студенты на завершающих курсах могут больше ценить профессиональную карьеру и достижения в своей области.
Какие различия в структуре ценностной сферы студентов гуманитарных и технических специальностей?
Структура ценностной сферы студентов гуманитарных и технических специальностей может различаться из-за разных ориентаций и интересов. Гуманитарные студенты часто ценят творчество, эстетику, межличностные отношения и общественное благосостояние. Технические студенты, с другой стороны, могут больше ценить научный прогресс, технологии, математические и инженерные решения. Однако такие различия могут быть индивидуальными и не распространяться на всех студентов в этих специальностях.
Какие результаты были получены в эмпирическом исследовании динамики мотивации и ценностных ориентаций студентов?
Результаты эмпирического исследования показали, что мотивация и ценностные ориентации студентов могут изменяться в течение периода обучения. На начальных курсах обучения студенты могут быть более заинтересованы в получении знаний и развитии учебных навыков, в то время как на более продвинутых курсах они могут больше ценить профессиональный рост и достижения в своей области. Некоторые студенты также могут менять свои ценностные ориентации под влиянием окружающей среды и образовательной программы.
В чем состоит теоретический анализ динамики мотивации и ценностных ориентаций у студентов?
Теоретический анализ динамики мотивации и ценностных ориентаций у студентов включает изучение психологических особенностей учебно-профессиональной мотивации, анализ ценностных ориентаций студентов и определение структур ценностной сферы студентов гуманитарных и технических специальностей.