- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание работы:
Введение
1. Договор аренды в системе гражданско-правовых договоров
2. Способы участия государства в правоотношениях связанных с заключением договора аренды и отличия договора аренды имущества с участием государства от остальных договоров аренды
3. Определение правового статуса арендодателя-государства в договоре аренды
4. Особые условия договора аренды с участием государства
5. Иные формы участия государства в правоотношениях, связанных с заключением договора аренды
Заключение
Список использованной литературы:
Фрагмент для ознакомления
2. Развитие свободного рынка.
В настоящем исследовании интерес представляет лишь метод государственного стимулирования. Об этом поподробнее.
Основан он на идее непосредственного активного государственного участия в процессе развития института арендного жилья.
Данная модель основывается на нескольких предположениях и подходах.
Прежде всего, это социально ориентированная модель, ставящая перед собой, как основную, задачу решения вопроса обеспечения жильем граждан со средними и ниже среднего доходами через развитие процессов социального найма и служебного жилья. В этой связи данное направление развития сектора арендного жилья актуально для предоставления временного жилья молодым специалистам, молодым семьям, бюджетникам, военнослужащим, мигрантам и иммигрантам, лишенцам (лицам, потерявшим жильё в результате природных и техногенных катастроф, социальных конфликтов и войн, невыполненных долговых обязательств) и т.д.
Данный аспект развития жилищной аренды подчеркивается постоянно. При этом важно отметить, что поддержка этого направления находит живой отклик с разных сторон.
1. Со стороны представителей государственных и муниципальных органов управления.
2. Со стороны представителей предприятий и организаций, занимающихся непосредственно строительством жилья, которые видят в данном направлении возможность расширения собственной деятельности.
3. Со стороны потенциальных жильцов. Последних можно разделить на две группы.
Одни рассматривают данный тип аренды жилья как временную форму на срок работы в соответствующей структуре или организации. И готовы вступать в договорные арендные отношения с соответствующей стороной – работодателем и арендодателем. Предоставление арендного жилья, так или иначе поддерживаемое муниципальными и региональными органами власти, крупными работодателями, рассматривается как вполне реалистичный и перспективный способ решения жилищной проблемы.
Другие рассматривают данный тип аренды как более или менее постоянный способ проживания и образ жизни, возлагая ответственность за её организацию на государство. Это явление во многом является отголоском остаточных воспоминаний о роли государства в обществе при Советском Союзе. Государство все еще рассматривается основной массой людей как некий гарант, способный обеспечить безопасность, выполнять роль третейского судьи и навести порядок на рынке стихийной аренды.
Нужно отметить, что обеих категорий данных потенциальных арендаторов, социальный найм и служебная жилплощадь являются вынужденной мерой. Согласие на арендные отношения в данном случае практически всегда оговаривается желательной возможностью последующего выкупа жилья (длительного, в рассрочку, по льготной цене и т.д.). Такое отношение, указывает на то, что институт бессрочного социального найма изжил себя, и должен быть заменён более гибким, срочным без права выкупа, с одной стороны, и с правом выкупа на льготных условиях, с другой. Причём, во избежание неэффективного института совместного проживания, эти типы социального жилья не должны сочетаться в одном многоквартирном доме, В качестве мер, способных запустить процесс развития данного сектора арендного жилья, его потенциальными заказчиками – государственными и муниципальными структурами однозначно обозначается ряд следующих способов:
- прекращение практики бесплатной приватизации жилья;
- реформирование института социального найма с бессрочного на срочный с одной стороны, и доказательного, т.е. требующего от социального нанимателя доказательств неплатёжеспособности, с другой.
Можно предположить, что к настоящему времени норма бесплатной приватизации жилья из формы социальной поддержки населения превратилась в форму социального ущемления интересов жителей нашей страны, лишенных из-за её действия возможности вступления в арендные отношения с потенциально заинтересованными сторонами, которые вынужденно не строят жилья для сдачи его в наём.
Практика строительства жилья для малоимущих по различным государственным и муниципальным программам существует во всех странах, но нигде она не сопровождается правом бесплатной приватизации такого жилья.
Однако необходимое участие государства не ограничивается только развитием сферы социального арендного жилья. Существует ожидание позитивного вмешательства государства в медленно формирующийся рынок жилой аренды.
Имеются еще и другие способы участия государства в правоотношениях связанных с заключением договора аренды. К ним относятся случаи исполнения государством опять-таки через свои органы функций контроля и учета сделок, совершаемых по поводу передачи имущества в аренду.
С помощью регистрационной службы государство способствует исполнению сторонами договора аренды предписаний закона в части государственной регистрации в определенных законом случаях таких договоров, а также ведет учет зарегистрированных сделок и распоряжается информацией относительно такого учета.
Силами своих контролирующих органов (налоговой службы, прокуратуры, жилищной инспекции и др.) государство осуществляет надзор за исполнением законодательства, связанного с договорами аренды, а силами судебных органов обеспечивает баланс интересов сторон такого рода сделок.
Заключение
В заключении работы хотелось бы обратить внимание на результаты произведенного исследования. В ходе их было произведено:
изучение правового механизма участия государства в правоотношениях, возникающих по поводу использования договора аренды, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка выводов по итогам проведенного исследования.
В связи с этим были произведены следующие действия:
- определено место и значение договора аренды в системе гражданско-правовых договоров;
- выявлены признаки, обуславливающие необходимость выделения договора аренды, в котором в качестве одной из сторон выступает государство, в разряд самостоятельной разновидности договора аренды
- определен правовой статус арендодателя-государства в договоре аренды государственного имущества;
- изучены особенности в отношениях аренды государственного имущества, обуславливающие особые условия договора аренды такого имущества;
- выявлены иные способы участия государства в правоотношениях, возникающих в связи с использованием договора аренды.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы относительно наиболее злободневных вопросов применения договоров аренды с участием государства в качестве одной из сторон.
1. Если в качестве арендодателя выступает государство, нередко арендатор оказывается в заведомо неблагоприятных условиях, связанных с возможностью принудительного пересмотра положений заключенного им договора и ограничением имущественной ответственности контрагента (а тем самым и учредившего его государства как субъекта субсидированной ответственности по его долгам).
Кроме того, в сферу таких отношений может попасть договор субаренды такого имущества, который также должен быть пересмотрен. Данные положения не могут способствовать стабильности имущественного оборота.
В сложившихся условиях наиболее удачным способом заключения договора аренды публичного имущества могло бы стать использование механизма проведения публичных торгов на право заключения договора аренды. В отношении особенностей, которые возникают по поводу возможных условий расторжения договора аренды государственного имущества, следует исходить из принципа «нерасторжимых договоров», согласно которому договор аренды такого имущества может быть расторгнут только по основаниям, прямо указанным в законодательстве.
Можно было бы разработать правовой режим, касающийся особенностей заключения и расторжения договора аренды публичного имущества, необходимый для решения нескольких задач.
Во-первых, он должен обеспечить государственное влияние на заключение и исполнение договора, заключаемого для удовлетворения публичных интересов при одновременном соблюдении интересов частных субъектов.
Во-вторых, данный механизм даст возможность выбор публичному собственнику наиболее выгодных ему условий (имеется в виду возможность использования публичных торгов).
В-третьих, поскольку государство действует в условиях нормальных товарно-денежных отношений ему необходима такая регламентация, которая стимулировала бы арендаторов - частных субъектов к принятию условий договора аренды, предлагаемых публичным собственником.
В-четвертых, правовой механизм должен предоставлять все гарантии для предотвращения злоупотреблений со стороны субъектов договора (избежание бюрократии).
2. Относительно участия государства в правоотношениях по поводу предоставлению в аренду жилья можно было предложить следующие меры государственной жилищной политики, призванные к созданию альтернативной коммерческой формы проживания платёжеспособных граждан:
- создание государственного агента – корпорации развития арендного жилья, первичной задачей которого должно стать строительство пилотных доходных домов в регионах, нуждающихся в притоке трудовых мигрантов и иммигрантов, для отработки рыночных механизмов и экономических стимулов к развитию данного сегмента;
- изменение регистрационной и налоговой политики с целью обеспечения конкурентоспособности легальных арендных отношений с нелегальными;
- снятие или рассрочка инфраструктурных обременений при строительстве доходных домов.
Список использованной литературы:
Нормативные акты:
1. Гражданский Кодекс РФ ч.1 от 30.11.94 года № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94 года // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
2. Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008)// "Российская газета", N 140, 02.07.2008,
3. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)// "Российская газета", N 162, 27.07.2005,
4. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"(принят ГД ФС РФ 11.10.2002) // "Российская газета", N 229, 03.12.2002.,
5. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) // "Российская газета", N 116-117, 29.06.2002,
6. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // "Российская газета", N 16, 26.01.2002,
7. Указ Президента РФ от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду"//"Российская газета", N 238, 31.10.1992,
8. Постановление Правительства Москвы от 30.11.2004 N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в 2005 году"//"Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 70, 14.12.2004,
9. «Аренда». Под ред. Соколовой А.В. //М., «ЭКСМО», 2009,
10. Васильева В.В. Договор аренды: юридические аспекты // М., «Росбух», 2007,
11. Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга //Дашков и Ко. - 2008- с. 65,
12.Семенихин В.В. Аренда: практическое руководство по бухгалтерскому учету и налогообложению // М., «ЭКСМО», 2009,
13. Сутягин А.В. Договор аренды. Юридические аспекты // Гросс-Медиа - 2009 г. – с.200,
Интернет-ресурсы:
14.Желтов А. Направления развития рынка арендного жилья // URL:http://www.bsn.ru/, дата обращения 22.10.11 г.,
15. Черевадская О. Арендуем у государства. Особенности НДС-расчетов // URL:http://www.ndsinfo.ru/gosimushchestvo/arenduem-u-gosudarstva, дата обращения 21.10.11 г.
Договора аренды нежилых помещений, являющихся государственной собственностью // «Юрист», 2008, N 10
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) "Российская газета", N 116-117, 29.06.2002,
2
Список использованной литературы:
Нормативные акты:
1. Гражданский Кодекс РФ ч.1 от 30.11.94 года № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94 года // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
2. Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008)// "Российская газета", N 140, 02.07.2008,
3. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)// "Российская газета", N 162, 27.07.2005,
4. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"(принят ГД ФС РФ 11.10.2002) // "Российская газета", N 229, 03.12.2002.,
5. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) // "Российская газета", N 116-117, 29.06.2002,
6. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // "Российская газета", N 16, 26.01.2002,
7. Указ Президента РФ от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду"//"Российская газета", N 238, 31.10.1992,
8. Постановление Правительства Москвы от 30.11.2004 N 838-ПП "О расчете ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в 2005 году"//"Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 70, 14.12.2004,
9. «Аренда». Под ред. Соколовой А.В. //М., «ЭКСМО», 2009,
10. Васильева В.В. Договор аренды: юридические аспекты // М., «Росбух», 2007,
11. Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга //Дашков и Ко. - 2008- с. 65,
12.Семенихин В.В. Аренда: практическое руководство по бухгалтерскому учету и налогообложению // М., «ЭКСМО», 2009,
13. Сутягин А.В. Договор аренды. Юридические аспекты // Гросс-Медиа - 2009 г. – с.200,
Интернет-ресурсы:
14.Желтов А. Направления развития рынка арендного жилья // URL:
http://www.bsn.ru/, дата обращения 22.10.11 г.,
15. Черевадская О. Арендуем у государства. Особенности НДС-расчетов // URL:http://www.ndsinfo.ru/gosimushchestvo/arenduem-u-gosudarstva, дата обращения 21.10.11 г.
Вопрос-ответ:
Какие преимущества и недостатки имеет договор аренды в системе гражданско-правовых договоров?
Договор аренды имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в том, что арендодатель получает стабильный источник дохода, а арендатор получает возможность использовать имущество без необходимости его приобретения. Недостатком может быть отсутствие права на принадлежащее арендодателю имущество, а также возможность расторжения договора аренды.
Какое участие может принимать государство в правоотношениях, связанных с заключением договора аренды? В чем отличие договора аренды имущества с участием государства от других договоров аренды?
Государство может участвовать в правоотношениях, связанных с заключением договора аренды в качестве арендодателя или арендатора. Отличие договора аренды имущества с участием государства от других договоров аренды заключается в том, что государство как арендодатель является субъектом публичного права и может применять свои особые права и обязанности в рамках этого договора.
Как определяется правовой статус арендодателя-государства в договоре аренды?
Правовой статус арендодателя-государства в договоре аренды определяется соответствующими нормами гражданского права и законодательством о государственном имуществе. Государство как арендодатель обладает особыми правами и обязанностями, которые могут отличаться от прав и обязанностей частных арендодателей.
Какие особые условия могут быть предусмотрены в договоре аренды с участием государства?
В договоре аренды с участием государства могут быть предусмотрены особые условия, такие как ограничения использования арендуемого имущества, обязанность соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, перечень необходимых разрешений и лицензий, а также обязанность передачи имущества в исходном состоянии по окончании аренды.
Что такое договор аренды в системе гражданско-правовых договоров?
Договор аренды является одним из видов гражданско-правовых договоров, которые регулируют отношения между арендодателем и арендатором. В рамках такого договора арендодатель передает в аренду свое имущество, а арендатор использует это имущество в установленные договором условия.
Каковы способы участия государства в правоотношениях, связанных с заключением договора аренды?
Государство может участвовать в правоотношениях, связанных с заключением договора аренды, несколькими способами. Одним из таких способов является предоставление государственного имущества в аренду. Также государство может выступать в качестве арендатора, арендуя имущество у частных лиц или других организаций. Кроме того, государство может участвовать в договорах аренды как третья сторона, регулируя правовой статус арендодателя.
В чем отличия договора аренды имущества с участием государства от остальных договоров аренды?
Основное отличие договора аренды имущества с участием государства от других договоров аренды заключается в участии государства в качестве арендодателя или арендатора. Когда государство выступает в роли арендодателя, это может означать, что арендуемое имущество является государственной или муниципальной собственностью. В случае аренды имущества государству, это может быть связано с особыми условиями данного договора и определением правового статуса арендодателя-государства.
Как определяется правовой статус арендодателя-государства в договоре аренды?
Правовой статус арендодателя-государства определяется на основе законодательства и договорных условий. Государство в качестве арендодателя является высшим субъектом права и может иметь особые права и обязанности. Это может включать право на контроль над использованием арендуемого имущества, особые требования по обеспечению сохранности этого имущества, а также особые процедуры для прекращения договора аренды.