Международно-правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на море.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международное право
  • 80 80 страниц
  • 105 + 105 источников
  • Добавлена 07.12.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение …....................................................................................................................3
Глава I. Основы международно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотиков
1.1. История развития законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту наркотиков: международно-правовой и отечественный опыт.................................................................................................................................9
1.2. Незаконный оборот наркотиков как угроза международного масштаба.......................................................................................................................14
Глава II. Организационные и правовые основы международно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотиков
2.1. Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков....................................................................................................................25
2.2 Правовые основы международной системы контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.............................31
2.3. Международные организации и международные меры контроля в борьбе с незаконной перевозкой наркотических средств и психотропных веществ.........................................................................................................................41
Глава III. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на море.
3.1 Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на море.................................................................................44
3.2. Соотношение международного и отечественного правового регулирования оборота наркотиков на море............................................................50
3.3. Проблемы международного сотрудничества по борьбе с наркотиками на море...............................................................................................................................55
Заключение...................................................................................................................64
Библиографический список..................................... …..............................................70
Фрагмент для ознакомления

Необходимо принимать меры, для того чтобы исключить возможность дестабилизации под влиянием транснациональной организованной преступности, включая, в надлежащих случаях, интеграцию усилий по предупреждению преступности в международную деятельность по укреплению мира и законности. Однако, поскольку транснациональный незаконный оборот, как правило, имеет межконтинентальный характер, и в большинстве случаев осуществляется с использованием морских судов, для его пресечения необходимо разрабатывать комплексные стратегии контроля над оборотом наркотиков на море на глобальном уровне, и Организация Объединенных Наций могла бы способствовать координации этих усилий.
Для эффективного сотрудничества государств по борьбе с наркотиками могло бы быть учреждение межгосударственного органа, состоящего из высококвалифицированных специалистов, координирующего взаимодействие компетентных органов заинтересованных государств. В задачи данного органа входили бы анализ информации о состоянии незаконного оборота наркотиков, в том числе на море; содействие в подготовке специальных мероприятий и совместных операций; содействие в осуществлении международного розыска лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками; участие в разработке межгосударственных программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; подготовка и проведение международных конференций, установление и поддержание контактов с другими международными центрами и организациями и т. д.
Для сотрудничества в области здравоохранения, подобные примеры имеют вспомогательный характер, в информационном и статистическом плане. Поскольку наркотики являются источником различных заболеваний, любые меры по их уничтожению можно считать шагом к оздоровлению населения.
Заключение
Одной из серьезных проблем международного характера XXI в. являются незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и связанное с ним незаконное потребление указанных средств и веществ. Международно-правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотиков на море является важной, т.к. самая значительная доля наркотрафика осуществляется именно с использованием морского транспорта.
В настоящее время незаконный оборот наркотиков представляет угрозу экономической безопасности России и других стран мира, что подтверждают отчеты о возрастании за последние 10 лет уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, более чем в пять раз.
Ситуация с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России обостряется. Это обусловливает необходимость поиска и реализации адекватных и эффективных мер противодействия их незаконному обороту. Одной из таких мер является совершенствование законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе на море.
В целях упорядочения легального оборота и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе на море Организацией Объединенных Наций принимались соответствующие конвенции. В настоящее время действует Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.; Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Перечисленные международно-правовые акты необходимо рассматривать в совокупности, поскольку они не дублируют друг друга, а продолжают и развивают цели и принципы, для достижения которых эти Конвенции принимались мировым сообществом. Причины и цели, обусловившие необходимость принятия рассматриваемых Конвенций, изложены в их преамбулах.
Стороны принимают законодательные и административные меры, необходимые для введения в действие и выполнения постановлений Конвенции в пределах их собственных территорий; сотрудничают с другими государствами в выполнении этих постановлений; при условии соблюдения постановлений Конвенции ограничивают исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, ввоз, вывоз, распределение наркотических средств, торговлю ими, их применение и хранение. Эти положения Конвенции являются общими обязательствами и содержатся в ст. 4.
Особое значение имеет ст. 5 настоящей Конвенции, создавшая не только правовой институт международного контроля над наркотическими средствами, но и определившая органы контроля и принцип их деятельности. В частности, указанная статья предусматривает признание Сторонами компетенции ООН в отношении международного контроля над наркотиками, в том числе на море и их согласие вверить Комиссии по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Международному комитету по контролю над наркотиками функции, соответственно присвоенные им согласно настоящей Конвенции. Другими словами, Стороны делегируют указанным международным органам часть своих полномочий с целью централизации и упорядочения такого контроля и предотвращения перехода наркотических средств в незаконный оборот на море, неотъемлемой частью которого является незаконная перевозка морем.
В настоящее время участниками международных конвенций о контроле над наркотиками, в том числе при перевозке морем являются 95 процентов государств - членов Организации Объединенных Наций. В этих конвенциях определяются составляющие базовой правовой структуры, обязательства, средства и рекомендации, которые требуются всем государствам для достижения главных целей международной системы контроля над наркотиками: обеспечения во всем мире контролируемого доступа к наркотическим средствам и психотропным веществам для использования только в медицинских и научных целях; предупреждения злоупотребления наркотиками, незаконного оборота наркотиков и других форм связанной с наркотиками преступности; принятия соответствующих действенных мер в том случае, если профилактика не приносит стопроцентного успеха. Эти конвенции представляют собой, по сути, согласованный и соразмерный ответ всех государств на глобальные проблемы злоупотребления запрещенными наркотиками и их незаконного оборота, в том числе на море, а также всеобщую согласованную правовую основу для международного контроля над наркотиками.
Согласно статье 2 данного Соглашения о незаконном обороте на море Стороны в соответствии с международным морским правом сотрудничают в максимально возможной степени в целях пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на море.
При осуществлении указанного Соглашения Стороны стремятся обеспечить, чтобы их действия максимально способствовали повышению эффективности правоохранительных мер в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на море.
Любые действия, предпринимаемые в соответствии с Соглашением, должным образом учитывают необходимость не препятствовать или не наносить ущерба осуществлению прав и обязанностей, а также юрисдикции прибрежных государств в соответствии с международным морским правом. Ничто по данному Соглашению не должно толковаться как нарушающее принцип non bis in idem, применяемый в национальном праве. Стороны признают важность сбора и обмена информацией относительно судов, груза и событий, когда они считают, что такой обмен информацией может помочь Стороне в пресечении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на море. Ничто по данному Соглашению не затрагивает иммунитета военных кораблей и других судов, состоящих на правительственной службе и используемых в некоммерческих целях.
Из изложенного можно сделать вывод о юридической значимости Соглашение о незаконном обороте на море, которая заключается в детализации мер предусмотренной статьей 17 Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Как усматривается из содержания норм соглашения Соглашение о незаконном обороте на море в плане регламентации порядка пресечения незаконной перевозки наркотиков по морю воспроизведены положения ст. ст. 27 и 31 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.
Степень терпимости или нетерпимости общества к правонарушителям и правонарушениям, связанным с наркотиками, может существенно различаться по странам и регионам, и это отражается на осуществлении конвенций. В одних странах или регионах меры наказания за совершение схожих правонарушений могут считаться строгими, а в других - мягкими. Различаются также характер и масштабы наркопроблемы .
Поэтому государства пытаются решать ее исходя из собственного представления о фактическом состоянии и масштабах этой проблемы, а также ресурсов, которыми они располагают. Одни государства ведут борьбу с крупными наркоторговцами и принимают меры по ликвидации их сетей, а в других принимаются меры лишь в отношении малозначительных дел. В одной стране человек, организовавший утечку веществ, находящихся под международным контролем, в сферу незаконной торговли, может избежать ответственности, а в другой - попасть в тюрьму и лишиться своего дела. Неимущий, совершивший магазинную кражу, может оказаться за решеткой, в то время как известный человек, систематически занимающийся отмыванием денег, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, может отделаться в той же стране простым замечанием. В одних государствах правонарушителей-наркоманов сажают в тюрьму, не предоставляя им никаких лечебно-реабилитационных услуг, а другие государства предлагают лечебно-реабилитационную помощь независимо от того, попадает человек за решетку или нет.
Некоторые различия национальных подходов к вопросам обращения с правонарушителями, обеспечения общественной безопасности и возмещения любого ущерба, причиненного потерпевшим и обществу, объясняются различиями правовых систем государств - участников конвенций. Они отражают, в свою очередь, различия в решении ряда основополагающих вопросов: a) как следует реагировать на противоправное поведение; b) что следует делать для повышения чувства ответственности правонарушителей и обеспечения осознания ими вреда, причиненного потерпевшим и обществу; c) что следует делать для удержания правонарушителей и других лиц от совершения новых правонарушений; d) что значит "справедливое наказание"; e) когда и при каких обстоятельствах следует изолировать правонарушителей от общества; f) что следует делать для их реабилитации. В принципе все эти различия отражают суть каждой национальной культуры и системы ценностей, которые определяют отношение к поведению, связанному с наркотиками, преступлению, наказанию и реабилитации.
Некоторые из этих подходов могут оказывать благоприятное влияние на процесс осуществления конвенций: например, они могут побуждать к использованию новых и более совершенных способов сокращения масштабов наркопреступности, в том числе незаконного оборота наркотиков на море, злоупотребления наркотиками и рецидивизма. Другие могут иметь обратное действие: например, они могут создавать представление о крайней несправедливости, вызывать напряженность в отношениях или непонимание между странами, препятствовать международному сотрудничеству или просто ограничивать круг возможных путей решения возникающих проблем, особенно если то или иное правительство считает, что его национальная система контроля над наркотиками лучше, чем в других странах, и что оно мало чему может научиться у других. Некоторые из этих подходов допускаются в конвенциях, но при этом в отношении их устанавливаются четкие ограничения. Например, конвенции не позволяют сторонам по-своему истолковывать то или иное положение в зависимости от особенностей национальной культуры, системы ценностей или представлений о соразмерности в целях оправдания политики и практики, которая может противоречить целям конвенций. Международный комитет по контролю над наркотиками, в том числе на море в соответствии со своим мандатом, определенным в конвенциях, уже неоднократно высказывал свое мнение, когда такие случаи доводились до его сведения, и будет делать это каждый раз, когда возникнет необходимость.
Представляется, что целесообразно принятие Соглашения на уровне ООН аналогичному Соглашению о незаконном обороте на море в осуществление статьи 17 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ETS N 156). Подготовка данного соглашения исходя из вышерассмотренных норм входит в компетенцию Международной морской организации.


Библиографический список
Нормативные правовые акты
Междуанродные:
Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 г.,( с изменениями от 25.03.1972 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. - N 8.
Конвенция ООН о психотропных веществах (21.02.71 г).// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXXV.- М., 1981. - С. 416 – 434
Конвенция ООН по морскому праву (Нью-Йорк, 10.12.1982 г.).// http://infopravo.by.ru/fed1991/ch03/akt14654.shtm
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 133.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № S-20/4 B по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфитаминового ряда и их прекурсоров, а так же со злоупотреблением ими (10.06.1998 г.).// Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцатой специальной сессии 8 - 10 июня 1998 г. // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты: двадцатая специальная сессия. - Нью-Йорк: ООН, 1999.
Международное соглашение по вопросу о принятии единообразных способов изготовления сильнодействующих лекарств (Брюссель, ноябрь 1906 г.)// Собрание узаконений за 1908 год. - N 43. Ст. 297.
Международная опиумная конвенция (Гаага, 23.01.1912 г.).// Федоров А.В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. - N 4. - С. 38 - 40.
Конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств (Женева, 13.07.1931 г.).// Сборник международно-правовых актов, направленных на борьбу с распространением наркотиков. - М., 1959.
Протокол о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (Лейк-Соксес, 11.12.46 г.).// Сборник международно-правовых актов, направленных на борьбу с распространением наркотиков. - М., 1959.
Протокол об ограничении и регламентации культивирования растений мака (Нью-Йорк, 23 июня 1953 г.).// Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и правовой аспект. - М., 2000. - С. 16.
Конвенция по облегчению морского судоходства (Лондон, 09.04.1965 г.)// http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=52097&PrintVersion=1
Соглашение Российской Федерации и министра внутренних дел Австрийской Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью (05.01.1990 г.). // Сборник международных соглашений МВД России. - М., 1996. - С. 243 - 245.
Соглашение Совета Европы о незаконном обороте наркотиков на море (Страсбург, 31.01.95 г.).// Совета Европы (CDPC, (94) 22) и дополнение от 27 июня 1994 г. (European Treaty Series. N 156).
Соглашение правительства Российской Федерации и правительства Республики Колумбия о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления мим (Богота, 26 ноября 1997 г.).// http://infopravo.by.ru/fed1997/ch01/akt11909.shtm
Соглашение Правительства РФ с Правительством США о сотрудничестве в осуществлении правоохранительных мер и контроля за наркотиками (25 сентября 2002 г.).// http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/postanovi/sbor17/text17074.htm
Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом (Рим, 6 ноября 2003 г.).// Право Европейского союза в вопросах и ответах. - М., 2005. - С. 284 - 285.

Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). // Российская газета 1993 -25 декабря
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 690 // Собрание законодательства РФ 2010. - N 24. - ст. 3015
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О наркотических средствах и психотропных веществах"//"Собрание законодательства РФ", 12.01.1998. - N 2. - ст. 219
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"//"Собрание законодательства РФ", 03.01.2011. - N 1. - ст. 2
Указ Президента РФ от 18.10.2007 N 1374 (ред. от 19.10.2011) "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с "Положением о Государственном антинаркотическом комитете", "Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации")//"Собрание законодательства РФ", 22.10.2007. - N 43. - ст. 5167.
Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 263 "Об официальных представителях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в иностранных государствах"// Собрание законодательства РФ. 2006. - N 14. - Ст. 1511.

Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"//"Бюллетень Верховного Суда РФ" 1996. - № 1
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией" (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. - N 25. - Ст. 354.

Специальная литература: монографии, учебники, статьи
Ажакина Т.А. Международно-правовое регулирование отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. - М.: Щит- М, 2002. - С. 254.
Антипенко В.Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - М., 2004. - С. 225.
Антонян Ю.М., Князев В.В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. - М.: МИ МВД России, 1999. - С. 213.
Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. - N 4.
Васечко А.А. Понятие международного договора в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2007. - N 1
Всемирный атлас наркотиков. Лаборатория геополитики наркотиков. - М.: Путь, 2009. - С. 229.
Вторая Международная конференция по вопросам опиума (Шанхай, 1911г)// Анисимов Л.Н. Международно-правовые вопросы борьбы с незаконным применением и распространением наркотических средств // Правоведение. 1970. - N 6. - С. 109.
Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и правовой аспект. - М.: Юринфо, 2000.
Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. - М.: международные отношения, 2002. - С. 364.
Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. - Л.: ЛГУ, 1998. - С. 336.
Героиновым оптовикам надо давать срок наказания от 20 лет до пожизненного // Комсомольская правда. 2009.- N 32
Гинзбург Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право. 1994.- N 3.
Головкин Б.Н. Наркотикосодержащие растения: распространение, действие, социальная опасность: Пособие (Б-ка работника криминальной милиции). - М.: ВННИИ МВД России, 2008. - С. 346.
Гордиенко В.В. Криминологические угрозы безопасности России // Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе: Материалы международной конференции 19 апреля 2005 г. - М.: ВА МВД России, 2005. - С. 514.
Грешко А.Я. Борьба с наркоманией: Россия, Вьетнам, Беларусь (опыт и проблемы) / Международное право (International Law). 1998. - N 2.
Драган Г.Н., Калачев Б.Ф. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. д.ю.н., проф. П.Г. Пономарева. - М.: ВНИИ МВД России, 1998. - С. 326.
Иванов В.П. О причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии // Наркоконтроль. 2009. - N 1.
Казаринов Ю.Л. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности в сфере незаконного оборота наркотиков // Автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 212.
Калачев Б.П. Организационные проблемы борьбы с незаконным распространением наркотиков и особенности развития этого явления в Российской Федерации // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт): Материалы конференции. - М.: ВНИИ МВД России, 1997. - С. 342.
Калачев Б.Ф., Кикоть В.Я., Голубовский В.Ю. и др. Глобальная угроза безопасности России: незаконное распространение наркотиков (основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве): Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2000. - С. 138.
Калачев Б.Ф., Веренинова Т.Ю., Моднов И.С. Клипачев А.Д. Контрабанда наркотиков в Россию // Научно-аналитический обзор. - М.: ВННИИ МВД России, 1996. - С. 312.
Карпович О.Г. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов в России. - М.: Юрист, 2009. - 232 с.
Карпец И.И. Международная преступность. - М.: Наука, 1988. - С.368.
Карпец И.И. Преступления международного характера. - М.: Наука, 1979. - С. 248.
Кикоть В.Я. Вклад правоохранительных органов России и стран СНГ в дело укрепления международной законности и правопорядка. Кадровый потенциал как фактор по обеспечению безопасности Российской Федерации и целостности институтов власти в рамках правового государства // Государство и право. 2006. - N 1.
Национальная безопасность: информационная составляющая // Международный комитет по борьбе с наркотиками, Московский открытый социальный университет. - М.: МОСУ, 2000. - С. 216.
Костенников Д. Соответствует ли Уголовный кодекс Российской Федерации универсальным конвенциям Кочетова Л.А., Мореев В.Б., Шендерей А.Е. и др. Борьба с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - С. 453.
Крылов Н.Б., Решетов Ю.А. Государственный терроризм - угроза международной безопасности // Сов. государство и право. 1987. - N 2.
Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. - М.: Наука, 1986. - С. 320.
Лукашук И.И. Международное право в судах государств. - СПб.: Нева, 1993.- С.456
Масова А.В. Международно-правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков / Дис. на соиск. учен. степ. канд. юридич. наук / МВД Московская академия. - М., 2002.- С.467
Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К., 2006. - С. 497.
Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. - Тюмень, 1998. – С.456
Международная конференция по вопросам опиума (1880 г) // Дипломатический словарь: В 3 т. Т. 2. - М., 1986. - С. 209.
Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. - М., 2004. - С. 452.
Международное уголовное право: Учебное пособие / Под общей ред. В.Н. Кудрявцева .- М.: Юристъ, 1999. - С. 449.
Миньковский Г.М. Политология борьбы с преступностью (вместо предисловия) // Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). - Баку, 1990. - С. 436.
Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Современные социально-правовые проблемы борьбы с наркотизмом в России // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт): Материалы конференции. - М., 2007. - С. 314.
Мишаков А.А. Некоторые международно-правовые аспекты сотрудничества Мексики и США в области борьбы с торговлей наркотиками / Московский журнал международного права. 2001. - N 3.
Мусаев А.Н., Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств (история и современность). - М., 2008. - С. 414.
Наумов А.В. Состав преступления и квалификация содеянного // Советская юстиция. 1985. - N 2.
Обзор ситуации с незаконным оборотом наркотических средств, злоупотребления ими и профилактики наркомании в Республике Таджикистан по итогам 2005 года. - Душанбе, 2006. - С. 199.
Овчинский В.С. Контролируемая поставка // Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2001. - С.345
О многосторонней конференции в г. Страсбурге (Франция) на уровне министров внутренних дел по теме "Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией" // Информационный сборник Национального центрального бюро Интерпола в России. 1998. - N 26.
Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 1314.
Пескова Г.И. Иностранная торговля опиумом и позиция России // Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений. - М.: Мысль, 1982.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: Щит – М, 2000. - С. 286.
Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцатой специальной сессии 8 - 10 июня 1998 г. // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты: двадцатая специальная сессия. Нью-Йорк: ООН, 1999.
Ролик А.И., Романова Л.И. Наркомания и наркотизм - острейшие проблемы мирового социума // Наркоконтроль. 2009. - N 2.
Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). - М.: Росконсульт, 2006. - С. 229.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. - С. 434.
Сборник международных соглашений МВД России. - М., 1996. - С. 545.
Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 457.
Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XII.- М., 1956.- С. 447.
Соломатина Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика злоупотребления наркотиками лицами женского пола // Автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 219.
Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. С - Я. АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. Евгеньевой А.П. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 1981 - 1984. 1984. - С. 800.
Статус Международного уголовного суда 17 июля 1998 г. // Международное право - International Law. 1999. - N 2.
Страны и регионы. 2005. Статистический справочник Всемирного банка. - М.: Весь Мир, 2005. - С. 271.
Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. - М., 2005. - С.245
Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)// "Свод законов РСФСР", т. 8, ст. 497
Федоров А.В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. - N 4.
Федоров А.В., Федулов А.В. Первая Международная Конвенция о контроле над наркотиками // Наркоконтроль. 2007. - N 4.
Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. - М., 2004. - С. 436.
Федоров А.В. Международный комитет по контролю над наркотиками и его доклады // Наркоконтроль. 2006. - N 3.
Федоров А.В. О необходимости дифференциации контроля за оборотом отдельных видов прекурсоров // Наркоконтроль. 2007. - N 2.
Хатаев А.Ц. Мировой наркобизнес // Международная жизнь. 2009. - N 1.
Харьковский Е.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Дис... к.ю.н. Московская академия МВД России, 2008. - С. 323.
Хинштейн А. Таджикский транзит // Московский комсомолец. 2001. - 3 апреля.
Хоменкер М.Л. Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с наркотиками // Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений. - Ташкент, 1978. - С. 364.
Целинский Б.П. Основные направления совершенствования антинаркотического законодательства в России в 1991 - 1996 гг. // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт): Материалы конференции. - М., 1997. - С. 244.
Черниченко С.В. Определение массовых и грубых нарушений прав человека как международного преступления. - М., 2008. - С. 315.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем / Авт. вступ. слова А.В. Кацура. - М., 1994. - С. 217.
Энтин М.Л. Сотрудничество в борьбе с терроризмом // Советский ежегодник международного права. 1988. - С. 223.
Юхман М.А., Шендерей А.Е. Отдельные аспекты нормативно-правового регулирования оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2006. -N 2.


Интернет-ресурсы
Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2009 год. С. 15. URL: http: //www.unodc.org/ pdfWDR_2004/ Executive_ Summary_ russian.pdf.
Выступление на международном форуме "Афганское наркопроизводство - вызов мировому сообществу" 9 июня 2010 г. // URL: http://www.fskn.gov.ru/fskn/intex/news/.
Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. ООН, Нью-Йорк, 2008 // URL: http://www.unodc.org.
Документы ООН. URL: http://www.un.org/russian.
Иванов В.П. НАТО превращается в "демократическую альтернативу ООН". Интервью "Российской газете". 23.10.2009 // URL: http// www.rg.ru/ 2009/ 10/ 23/ afganistan- oon- site- anons.html.
Соглашение Совета Европы о незаконном обороте на море в осуществление ст. 17 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Страсбург, 31 января 1995 г.) // http://infopravo.by.ru/fed1995/ch04/akt16806.shtm
См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. ООН, Нью-Йорк, 2008 //[Электронный ресурс]: URL: http://www.unodc.org.
См.: Иванов В.П. НАТО превращается в "демократическую альтернативу ООН". Интервью "Российской газете". 23.10.2009 ////[Электронный ресурс]: URL: http// www.rg.ru/ 2009/ 10/ 23/ afganistan- oon- site- anons.html.
См.: Иванов В.П. О причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии // Наркоконтроль. 2009.- N 1.- С. 2 - 4; Героиновым оптовикам надо давать срок наказания от 20 лет до пожизненного // Комсомольская правда. 2009. - N 32; Выступление на международном форуме "Афганское наркопроизводство - вызов мировому сообществу" 9 июня 2010 г. //[Электронный ресурс]: URL: http://www.fskn.gov.ru/fskn/intex/news/.
Сводный отчет по России "О состоянии преступности и результатах расследования преступлений за январь - декабрь 2009 г. " (статформа МВД России N 494), Сводный отчет по России "О результатах работы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ за январь - декабрь 2009 г." (статформа МВД России N 126).
Ролик А.И., Романова Л.И. Наркомания и наркотизм - острейшие проблемы мирового социума // Наркоконтроль. 2009.- N 2 .- С. 8.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2009.- N 20. - Ст. 2444.
Пескова Г.И. Иностранная торговля опиумом и позиция России // Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений. - М.: Мысль, 1982.
Уголовный кодекс 1922 г. - СПб., 1923. - С. 66.
Там же
Там же
Там же
Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и правовой аспект. - М.: Юринфо, 2000. - С. 16.
Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)// Свод законов РСФСР 1960.- Т. 8. - С. 497
См., например: Костенников Д. Соответствует ли Уголовный кодекс Российской Федерации универсальным конвенциям ООН в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков? // Наркомат. - 2004. - N 14. - С. 84 - 86.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией" (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. - N 25 . - Ст. 354.
Закон РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"//Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N 52. - Ст. 1867.
Транснациональный наркобизнес: Новая глобальная угроза. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. - С. 23.
См.: Соломатина Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика злоупотребления наркотиками лицами женского пола // Автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 9.
Антипенко В.Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - М., 2004. - С. 25.
Состояние преступности в России за 2004 год. - М.: ГИАЦ, 2005. - С. 33.
Национальная безопасность: информационная составляющая // Международный комитет по борьбе с наркотиками, Московский открытый социальный университет. - М.: МСОУ, 2000. - С. 216.
См.: Антонян Ю.М., Князев В.В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. - М.: МИ МВД России, 1999. - С. 13.
Харьковский Е.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Дис... к.ю.н. Московская академия МВД России. – М., 2008. - С. 23.
Хинштейн А. Таджикский транзит // Московский комсомолец. - 2001. - 3 апреля.
Примечание: Необходимо признать, что сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков во второй половине XX в. проходило под влиянием противостояния двух военно-политических блоков и наиболее успешно развивалось именно в их рамках. Этому способствовал и тот факт, что правоохранительные органы социалистических стран и их руководящие кадры создавались при активном участии СССР. Совокупность этих факторов, включая закрытость стран социалистического содружества, предопределила относительно невысокий уровень наркотизации их населения. Распад СССР и социалистического лагеря среди иных последствий привел к росту организованной преступности, которая в короткие сроки приобрела транснациональный характер.
О многосторонней конференции в г. Страсбурге (Франция) на уровне министров внутренних дел по теме "Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией" // Информационный сборник Национального центрального бюро Интерпола в России. 1998. - N 26. - С. 22.
Калачев Б.Ф., Веренинова Т.Ю., Моднов И.С. Клипачев А.Д. Контрабанда наркотиков в Россию // Научно-аналитический обзор.- М.: ВНИИ МВД России, 1996. - С. 12.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 690 // Собрание законодательства РФ 2010. - N 24. - ст. 3015
См.: Карпович О.Г. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов в России. - М.: Юрист, 2009.
Гордиенко В.В. Криминологические угрозы безопасности России // Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе: Материалы международной конференции 19 апреля 2005 г. - М.: ВА МВД России, 2005. - С. 14.
Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. - N 4. - С. 26 - 27.
Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. - N 4. - С. 28
Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 263 "Об официальных представителях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в иностранных государствах"// Собрание законодательства РФ. 2006. - N 14. - Ст. 1511.
Кикоть В.Я. Вклад правоохранительных органов России и стран СНГ в дело укрепления международной законности и правопорядка. Кадровый потенциал как фактор по обеспечению безопасности Российской Федерации и целостности институтов власти в рамках правового государства // Государство и право. 2006. - N 1. - С. 61.
Цит. по: Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью.- М.: Международные отношения, 2002. - С. 64.
Примечание: более подробно данная конвенция будет рассмотрена чуть ниже в настоящем параграфе.
Межведомственное соглашение, заключенное между МВД СССР и Федеральным министром внутренних дел Австрийской Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью от 5 января 1990 г. //Сборник международных соглашений МВД России. - М., 1996. - С. 243 - 245.
См.: Федоров А.В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. - N 4. - С. 38 - 40.
См.: Федоров А.В., Федулов А.В. Первая Международная Конвенция о контроле над наркотиками // Наркоконтроль. 2007.- N 4. - С. 37 - 44.
См.: Ажакина Т.А. Международно-правовое регулирование отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева .- М.: Щит – М, 2002. - С. 151 - 154.
Единая конвенция о наркотических средствах (далее - Конвенция 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. - N 8. - С. 15 - 50.
Примечание: МККН создан путем преобразования в единый орган Постоянного центрального комитета по наркотическим средствам, образованного в 1925 г., и Контрольного органа по наркотическим средствам, образованного в 1931 г.
См.: Федоров А.В. Международный комитет по контролю над наркотиками и его доклады // Наркоконтроль. 2006. - N 3. - С. 27 - 31; Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: Сборник докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. ст. А.В. Федорова. - М., 2007.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. - М., 1981. - С. 416 - 434.
Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее - Конвенция ООН 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 133 - 157.
Примечание: В период принятия Конвенции ООН 1988 г. в Таблицу I были включены шесть веществ: лизергиновая кислота, эргометрин, эрготамин, эфедрин, псевдоэфедрин, 1-фенил-2-пропанон.
Примечание: Таблица II в этот период насчитывала также шесть веществ, к числу которых были отнесены ангидрид уксусной кислоты, фенилуксусная кислота, ацетон, этиловый эфир, антраниловая кислота и пиперидин.
Примечание: На основании рекомендаций МККН в ноябре 1992 г. КНС ООН увеличила количество веществ, включенных в таблицы, до 22. При этом в Таблицу I были включены такие вещества, как пиперональ, сафрол, изосафрол, 3, 4-метилендиоксифенил-2-пропанон, а в Таблицу II - перманганат калия, толуол, метилэтилкетон, серная и соляная кислоты.( См.: Комментарий к Конвенции Организации Объединенных наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. - Нью-Йорк: ООН, 1999. - С. 411.)
Примечание: в переводе с английского языка означает "предшественник".
См.: Комплект информации, касающейся контроля над прекурсорами и химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Часть С: Резолюции Комиссии по наркотическим средствам, Экономического и Социального Совета, а также Генеральной Ассамблеи, касающиеся выполнения правительствами ст. 12 Конвенции 1988 г. (E/INCB/2006/WP.5). - Вена: МККН, 2007. Департамент ФСКН России. Инв. N 518 от 4 марта 2008
См.: Федоров А.В. О необходимости дифференциации контроля за оборотом отдельных видов прекурсоров // Наркоконтроль. 2007. - N 2. - С. 7 - 13.
См.: Комплект информации, касающейся контроля над прекурсорами и химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Часть В: Ограниченный перечень не включенных в таблицы веществ, подлежащих особому международному надзору. - Вена: МККН, 2007.
См.: Кочетова Л.А., Мореев В.Б., Шендерей А.Е. и др. Борьба с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - С. 3.
См.: Юхман М.А., Шендерей А.Е. Отдельные аспекты нормативно-правового регулирования оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Наркоконтроль. - 2006. - N 2. - С. 13 - 16.
См.: Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). - М.: Росконсульт, 2001. - С. 228 - 229.
Соглашение Совета Европы о незаконном обороте на море в осуществление ст. 17 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Страсбург, 31 января 1995 г.) //[Электронный ресурс]: http://infopravo.by.ru/fed1995/ch04/akt16806.shtm
См.: Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL). Заключена в Лондоне 9 апреля 1965 г., Конвенция вступила в силу 5 марта 1967 г. СССР принял Конвенцию с оговоркой. Конвенция вступила в силу для СССР 5 марта 1967 г.
См.: Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). - М.: Росконсульт, 2001. - С. 72 - 73.
Овчинский В.С. Контролируемая поставка // Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра – М, 2001.
Примечание: Впервые положение о приоритете правил международного договора было включено в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
См.: Масова А.В. Международно-правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков / Дис. на соиск. учен. степ. канд. юридич. наук / МВД Московская академия. М., 2002.С.467

См.: Единая конвенция ООН о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXIII. М., 1970. - С. 105 - 131.
Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - N 31. - ст. 3833
См.: Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). - М.: Росконсульт, 2001. - С. 72
Подробнее см.: Шестаков Л.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью // Международное морское право: Учебник / Ред. кол. Л.Н. Шестаков, А.Н. Талалаев, Е.А. Шибаева, М.А. Коробова. – М.: Юристъ, 2000. - С. 350.
Соглашение Совета Европы о незаконном обороте на море в осуществление ст. 17 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Страсбург, 31 января 1995 г.) [Электронный ресурс]: URL: http://infopravo.by.ru/fed1995/ch04/akt16806.shtm (дата обращения: 11.11.2011).
См.: Ширманов В.С., Ганюшкин Е.Б. Вооруженные нападения на суда в портах и на море, деятельность ИМО по борьбе с незаконными актами, морское мошенничество, незаконная транспортировка наркотиков // Экспресс-информация: Серия "Технология морских перевозок и морские порты" / Департамент морского транспорта. 2005. - Вып. 5 (251) - 6 (252). - С. 19.
См., например: Гуцуляк В.Н. Актуальные проблемы современного международного морского права и тенденции его развития // Российский ежегодник международного права. - СПб.: Росконсультант,, 2000. - С. 148 - 149.
См.: Комментарий к Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года // Издание ООН (E/CN 7/590). - Нью-Йорк, 1999. - С. 295 и др.
См.: Ромашев Ю.С. Указ. соч. - С. 244 - 249.
См., напр.: Ромашев Ю.С. Указ. соч. - С. 234.
Ромашев Ю.С. Указ. соч. - С. 255 - 256.
См. подробнее: Хатаев А.Ц. Мировой наркобизнес // Международная жизнь. 2009. - N 1.
Примечание: В дело борьбы с преступностью на море вносят и другие международные организации. Примером этому служит Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, между правительствами государств - участников Черноморского экономического сотрудничества (2 октября 1998 г.).

































9

Библиографический список
Нормативные правовые акты
Междуанродные:
1.Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 г.,( с изменениями от 25.03.1972 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. - N 8.
2.Конвенция ООН о психотропных веществах (21.02.71 г).// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXXV.- М., 1981. - С. 416 – 434
3.Конвенция ООН по морскому праву (Нью-Йорк, 10.12.1982 г.).// http://infopravo.by.ru/fed1991/ch03/akt14654.shtm
4.Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 133.
5.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № S-20/4 B по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфитаминового ряда и их прекурсоров, а так же со злоупотреблением ими (10.06.1998 г.).// Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцатой специальной сессии 8 - 10 июня 1998 г. // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты: двадцатая специальная сессия. - Нью-Йорк: ООН, 1999.
6.Международное соглашение по вопросу о принятии единообразных способов изготовления сильнодействующих лекарств (Брюссель, ноябрь 1906 г.)// Собрание узаконений за 1908 год. - N 43. Ст. 297.
7.Международная опиумная конвенция (Гаага, 23.01.1912 г.).// Федоров А.В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. - N 4. - С. 38 - 40.
8.Конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств (Женева, 13.07.1931 г.).// Сборник международно-правовых актов, направленных на борьбу с распространением наркотиков. - М., 1959.
9.Протокол о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (Лейк-Соксес, 11.12.46 г.).// Сборник международно-правовых актов, направленных на борьбу с распространением наркотиков. - М., 1959.
10.Протокол об ограничении и регламентации культивирования растений мака (Нью-Йорк, 23 июня 1953 г.).// Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и правовой аспект. - М., 2000. - С. 16.
11.Конвенция по облегчению морского судоходства (Лондон, 09.04.1965 г.)// http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=52097&PrintVersion=1
12.Соглашение Российской Федерации и министра внутренних дел Австрийской Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью (05.01.1990 г.). // Сборник международных соглашений МВД России. - М., 1996. - С. 243 - 245.
13.Соглашение Совета Европы о незаконном обороте наркотиков на море (Страсбург, 31.01.95 г.).// Совета Европы (CDPC, (94) 22) и дополнение от 27 июня 1994 г. (European Treaty Series. N 156).
14.Соглашение правительства Российской Федерации и правительства Республики Колумбия о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления мим (Богота, 26 ноября 1997 г.).// http://infopravo.by.ru/fed1997/ch01/akt11909.shtm
15.Соглашение Правительства РФ с Правительством США о сотрудничестве в осуществлении правоохранительных мер и контроля за наркотиками (25 сентября 2002 г.).// http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/postanovi/sbor17/text17074.htm
16.Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом (Рим, 6 ноября 2003 г.).// Право Европейского союза в вопросах и ответах. - М., 2005. - С. 284 - 285.

Российской Федерации:
17.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). // Российская газета 1993 -25 декабря
18.Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 июня
2010 года № 690 // Собрание законодательства РФ 2010. - N 24. - ст. 3015
19.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954
20.Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О наркотических средствах и психотропных веществах"//"Собрание законодательства РФ", 12.01.1998. - N 2. - ст. 219
21.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"//"Собрание законодательства РФ", 03.01.2011. - N 1. - ст. 2
22.Указ Президента РФ от 18.10.2007 N 1374 (ред. от 19.10.2011) "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с "Положением о Государственном антинаркотическом комитете", "Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации")//"Собрание законодательства РФ", 22.10.2007. - N 43. - ст. 5167.
23.Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 263 "Об официальных представителях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в иностранных государствах"// Собрание законодательства РФ. 2006. - N 14. - Ст. 1511.

Судебная практика
24.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"//"Бюллетень Верховного Суда РФ" 1996. - № 1
25.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией" (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. - N 25. - Ст. 354.

Специальная литература: монографии, учебники, статьи
26.Ажакина Т.А. Международно-правовое регулирование отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. - М.: Щит- М, 2002. - С. 254.
27.Антипенко В.Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - М., 2004. - С. 225.
28.Антонян Ю.М., Князев В.В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. - М.: МИ МВД России, 1999. - С. 213.
29.Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. - N 4.
30.Васечко А.А. Понятие международного договора в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2007. - N 1
31.Всемирный атлас наркотиков. Лаборатория геополитики наркотиков. - М.: Путь, 2009. - С. 229.
32.Вторая Международная конференция по вопросам опиума (Шанхай, 1911г)// Анисимов Л.Н. Международно-правовые вопросы борьбы с незаконным применением и распространением наркотических средств // Правоведение. 1970. - N 6. - С. 109.
33.Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и правовой аспект. - М.: Юринфо, 2000.
34.Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. - М.: международные отношения, 2002. - С. 364.
35.Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. - Л.: ЛГУ, 1998. - С. 336.
36.Героиновым оптовикам надо давать срок наказания от 20 лет до пожизненного // Комсомольская правда. 2009.- N 32
37.Гинзбург Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право. 1994.- N 3.
38.Головкин Б.Н. Наркотикосодержащие растения: распространение, действие, социальная опасность: Пособие (Б-ка работника криминальной милиции). - М.: ВННИИ МВД России, 2008. - С. 346.
39.Гордиенко В.В. Криминологические угрозы безопасности России // Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе: Материалы международной конференции 19 апреля 2005 г. - М.: ВА МВД России, 2005. - С. 514.
40.Грешко А.Я. Борьба с наркоманией: Россия, Вьетнам, Беларусь (опыт и проблемы) / Международное право (International Law). 1998. - N 2.
41.Драган Г.Н., Калачев Б.Ф. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. д.ю.н., проф. П.Г. Пономарева. - М.: ВНИИ МВД России, 1998. - С. 326.
42.Иванов В.П. О причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии // Наркоконтроль. 2009. - N 1.
43.Казаринов Ю.Л. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности в сфере незаконного оборота наркотиков // Автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 212.
44.Калачев Б.П. Организационные проблемы борьбы с незаконным распространением наркотиков и особенности развития этого явления в Российской Федерации // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт): Материалы конференции. - М.: ВНИИ МВД России, 1997. - С. 342.
45.Калачев Б.Ф., Кикоть В.Я., Голубовский В.Ю. и др. Глобальная угроза безопасности России: незаконное распространение наркотиков (основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве): Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2000. - С. 138.
46.Калачев Б.Ф., Веренинова Т.Ю., Моднов И.С. Клипачев А.Д. Контрабанда наркотиков в Россию // Научно-аналитический обзор. - М.: ВННИИ МВД России, 1996. - С. 312.
47.Карпович О.Г. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов в России. - М.: Юрист, 2009. - 232 с.
48.Карпец И.И. Международная преступность. - М.: Наука, 1988. - С.368.
49.Карпец И.И. Преступления международного характера. - М.: Наука, 1979. - С. 248.
50.Кикоть В.Я. Вклад правоохранительных органов России и стран СНГ в дело укрепления международной законности и правопорядка. Кадровый потенциал как фактор по обеспечению безопасности Российской Федерации и целостности институтов власти в рамках правового государства // Государство и право. 2006. - N 1.
51.Национальная безопасность: информационная составляющая // Международный комитет по борьбе с наркотиками, Московский открытый социальный университет. - М.: МОСУ, 2000. - С. 216.
52.Костенников Д. Соответствует ли Уголовный кодекс Российской Федерации универсальным конвенциям Кочетова Л.А., Мореев В.Б., Шендерей А.Е. и др. Борьба с незаконным изготовлением наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - С. 453.
53.Крылов Н.Б., Решетов Ю.А. Государственный терроризм - угроза международной безопасности // Сов. государство и право. 1987. - N 2.
54.Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. - М.: Наука, 1986. - С. 320.
55.Лукашук И.И. Международное право в судах государств. - СПб.: Нева, 1993.- С.456
56.Масова А.В. Международно-правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков / Дис. на соиск. учен. степ. канд. юридич. наук / МВД Московская академия. - М., 2002.- С.467
57.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К., 2006. - С. 497.
58.Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. - Тюмень, 1998. – С.456
59.Международная конференция по вопросам опиума (1880 г) // Дипломатический словарь: В 3 т. Т. 2. - М., 1986. - С. 209.
60.Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. - М., 2004. - С. 452.
61.Международное уголовное право: Учебное пособие / Под общей ред. В.Н. Кудрявцева .- М.: Юристъ, 1999. - С. 449.
62.Миньковский Г.М. Политология борьбы с преступностью (вместо предисловия) // Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). - Баку, 1990. - С. 436.
63.Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Современные социально-правовые проблемы борьбы с наркотизмом в России // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт): Материалы конференции. - М., 2007. - С. 314.
64.Мишаков А.А. Некоторые международно-правовые аспекты сотрудничества Мексики и США в области борьбы с торговлей наркотиками / Московский журнал международного права. 2001. - N 3.
65.Мусаев А.Н., Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств (история и современность). - М., 2008. - С. 414.
66.Наумов А.В. Состав преступления и квалификация содеянного // Советская юстиция. 1985. - N 2.
67.Обзор ситуации с незаконным оборотом наркотических средств, злоупотребления ими и профилактики наркомании в Республике Таджикистан по итогам 2005 года. - Душанбе, 2006. - С. 199.
68.Овчинский В.С. Контролируемая поставка // Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2001. - С.345
69.О многосторонней конференции в г. Страсбурге (Франция) на уровне министров внутренних дел по теме "Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией" // Информационный сборник Национального центрального бюро Интерпола в России. 1998. - N 26.
70.Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 1314.
71.Пескова Г.И. Иностранная торговля опиумом и позиция России // Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений. - М.: Мысль, 1982.
72.Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: Щит – М, 2000. - С. 286.
73.Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцатой специальной сессии 8 - 10 июня 1998 г. // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты: двадцатая специальная сессия. Нью-Йорк: ООН, 1999.
74.Ролик А.И., Романова Л.И. Наркомания и наркотизм - острейшие проблемы мирового социума // Наркоконтроль. 2009. - N 2.
75.Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). - М.: Росконсульт, 2006. - С. 229.
76.Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. - С. 434.
77.Сборник международных соглашений МВД России. - М., 1996. - С. 545.
78.Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 457.
79.Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XII.- М., 1956.- С. 447.
80.Соломатина Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика злоупотребления наркотиками лицами женского пола // Автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 219.
81.Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. С - Я. АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. Евгеньевой А.П. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 1981 - 1984. 1984. - С. 800.
82.Статус Международного уголовного суда 17 июля 1998 г. // Международное право - International Law. 1999. - N 2.
83.Страны и регионы. 2005. Статистический справочник Всемирного банка. - М.: Весь Мир, 2005. - С. 271.
84.Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. - М., 2005. - С.245
85.Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)// "Свод законов РСФСР", т. 8, ст. 497
86.Федоров А.В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. - N 4.
87.Федоров А.В., Федулов А.В. Первая Международная Конвенция о контроле над наркотиками // Наркоконтроль. 2007. - N 4.
88.Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. - М., 2004. - С. 436.
89.Федоров А.В. Международный комитет по контролю над наркотиками и его доклады // Наркоконтроль. 2006. - N 3.
90.Федоров А.В. О необходимости дифференциации контроля за оборотом отдельных видов прекурсоров // Наркоконтроль. 2007. - N 2.
91.Хатаев А.Ц. Мировой наркобизнес // Международная жизнь. 2009. - N 1.
92.Харьковский Е.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Дис... к.ю.н. Московская академия МВД России, 2008. - С. 323.
93.Хинштейн А. Таджикский транзит // Московский комсомолец. 2001. - 3 апреля.
94.Хоменкер М.Л. Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с наркотиками // Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений. - Ташкент, 1978. - С. 364.
95.Целинский Б.П. Основные направления совершенствования антинаркотического законодательства в России в 1991 - 1996 гг. // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт): Материалы конференции. - М., 1997. - С. 244.
96.Черниченко С.В. Определение массовых и грубых нарушений прав человека как международного преступления. - М., 2008. - С. 315.
97.Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем / Авт. вступ. слова А.В. Кацура. - М., 1994. - С. 217.
98.Энтин М.Л. Сотрудничество в борьбе с терроризмом // Советский ежегодник международного права. 1988. - С. 223.
99.Юхман М.А., Шендерей А.Е. Отдельные аспекты нормативно-правового регулирования оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2006. -N 2.


Интернет-ресурсы
100.Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2009 год. С. 15. URL: http: //www.unodc.org/ pdfWDR_2004/ Executive_ Summary_ russian.pdf.
101.Выступление на международном форуме "Афганское наркопроизводство - вызов мировому сообществу" 9 июня 2010 г. // URL: http://www.fskn.gov.ru/fskn/intex/news/.
102.Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. ООН, Нью-Йорк, 2008 // URL: http://www.unodc.org.
103.Документы ООН. URL: http://www.un.org/russian.
104.Иванов В.П. НАТО превращается в "демократическую альтернативу ООН". Интервью "Российской газете". 23.10.2009 // URL: http// www.rg.ru/ 2009/ 10/ 23/ afganistan- oon- site- anons.html.
105.Соглашение Совета Европы о незаконном обороте на море в осуществление ст. 17 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Страсбург, 31 января 1995 г.) // http://infopravo.by.ru/fed1995/ch04/akt16806.shtm

Вопрос-ответ:

Какие международные нормативно-правовые акты регулируют борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ на море?

В борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ на море основное международное правовое регулирование представлено такими актами, как Конвенция ООН против незаконного оборота наркоти-ческих средств и психотропных веществ 1988 года, Международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 1961 года, Программа действий ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 1998 года и другими.

Каковы основные принципы международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ на море?

Основными принципами международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ на море являются принцип территориальности, принцип павших в плен, принцип экстрадиции и принцип юрисдикции. Эти принципы обеспечивают сотрудничество государств в раскрытии, расследовании и пресечении незаконного оборота наркотиков на море.

Каковы основные этапы развития международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков?

Основными этапами развития международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков являются формирование первых международных соглашений и конвенций в середине XX века, создание специализированных международных организаций в этой области, усовершенствование механизмов сотрудничества и координации между государствами.

Каковы основные особенности международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств на море?

Основные особенности международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств на море включают в себя разработку и принятие специальных конвенций, а также создание и укрепление сотрудничества между государствами в области контроля над наркотиками. Эти меры направлены на предотвращение и пресечение незаконных действий, связанных с торговлей наркотиками на море.

Какие правовые документы регулируют борьбу с незаконным оборотом наркотиков на море?

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на море регулируется несколькими международными правовыми документами. Один из основных документов - это Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в Вене в 1988 году. Кроме того, существуют Межамериканская конвенция по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и число других документов, разработанных с целью согласования международных усилий в борьбе с наркоторговлей на море.

Каков отечественный опыт в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на море?

Отечественный опыт в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на море включает в себя принятие и ратификацию различных международных конвенций, а также разработку и реализацию национальных стратегий и программ по борьбе с наркоторговлей. Российская Федерация активно сотрудничает с международными организациями и другими государствами в области обмена информацией, проведения совместных операций и пресечения незаконного оборота наркотиков на море.

Какую историю имеет законодательство о борьбе с незаконным оборотом наркотиков на море?

История законодательства в данной области имеет как международно-правовой, так и отечественный опыт. Международное законодательство начало развиваться в середине XX века с создания Генеральной Ассамблеей ООН Комиссии по наркотикам и преступности. Впоследствии были приняты такие ключевые документы, как Венская конвенция ООН по наркотикам (1961 год), Конвенция ООН против незаконного оборота наркотиков и психотропных средств (1988 год). Кроме того, многие страны, включая Россию, принимают национальные законы и меры, чтобы эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков на море.

Какие исторические факты влияли на развитие международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков на море?

В истории развития международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков на море можно выделить несколько важных факторов. Во-первых, рост международной торговли и развитие транспортной инфраструктуры привели к увеличению возможностей для незаконного оборота наркотиков. Во-вторых, заметное влияние на развитие международно-правового регулирования оказали международные организации, такие как Организация Объединенных Наций и Международная организация полиции, которые приняли решение о необходимости принятия единой международной стратегии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на море. Появление международных соглашений и конвенций, таких как Венская конвенция о наркотических средствах 1961 года и Конвенция ООН против незаконного оборота наркотиков 1988 года, также оказало существенное влияние на развитие международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков на море.