Эмоциональные особенности людей с психосоматическими заболеваниями.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 29 29 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.01.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
1.1. Характеристика расстройств эмоциональной сферы личности
1.2 Характеристика людей с психосоматическими заболеваниями
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.1. Организация исследования и характеристика методик
2.2.Результаты эмпирического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Чем выше балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как более спокойное. Соответственно, чем ниже балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как тревожное, неуверенное в себе.
И2 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из второй («энергичность – усталость») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает свое состояние как энергичное, бодрое. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает свое состояние как усталое, утомленное.
И3 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из третьей («приподнятость – подавленность») шкалы. Чем выбранное испытуемым суждение ближе к десяти, тем выше он оценивает свое эмоциональное состояние как веселое, возбужденное. Чем выбранное суждение ближе к единице, тем ниже испытуемый оценивает свое состояние как депрессия, уныние.
И4 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из четвертой («чувство уверенности в себе – чувство беспомощности») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает себя как уверенного в себе человека. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает себя несчастным, неуверенным в себе человеком.
Интерпретация производится по сумме всех четырех шкал по формуле:
И5=И1+И2+И3+И4, где
И5 – суммарная оценка состояния
И1, И2, И3, И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то это средняя оценка эмоционального состояния и низкая, если от 4 до 14 баллов.
Для проведения анализа данных диагностики начальные данные переводились в числовую форму. Рассчитаны средние арифметические значения и средние квадратические отклонения полученных в результате эксперимента данных.

Результаты эмпирического исследования

Первичные результаты всего проведенного эмпирического исследования представлены в протоколах исследования (см. Приложение).
Статистическая обработка результатов оценки самочувствия, активности и настроения по методике САН представлена в таблице 1.
Таблица 1
Результаты проведения методики САН

Показатели Самочувствие
(в баллах) Активность
(в баллах) Настроение
(в баллах) Среднее значение в группе психосоматических больных с бронхиальной астмой
23,15±4,11
37,6±2,52
34,71±3,16 Среднее значение в группе психосоматических больных с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки

26,7±3,32
33,9±2,81


31,8±3,74
Анализ результатов, полученных по методике САН показывает, что средние показатели самочувствия в обеих группах соответствуют низкому уровню, что можно объяснить не только реальными характеристиками их болезней, но и мнительностью психосоматических больных. Несколько выше – характеристики активности и настроения, соответствующие среднему уровню (нижней его границе). При этом разброс всех показателей по группам (средние отклонения) небольшой, что позволяет сделать выводы о том, что у всех испытуемых больных показатели самочувствия, активности и настроения в целом ниже средних значений.
Следующей проведенной методикой выступила методика «Исследование тревожности» (опросник Спилберга), статистическая обработка ее результатов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Результаты проведения методики «Исследование тревожности»

Показатели СТ
(в баллах) ЛТ
(в баллах) Среднее значение в группе психосоматических больных с бронхиальной астмой 39,1±4,19
48,6±4,15 Среднее значение в группе психосоматических больных с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки 36,5±3,84
53,9±4,71
Результаты психодиагностического исследования по методике «Исследование тревожности» показали следующее. У больных обеих групп высоки показатели личной тревожности (соответственно 48,6 и 53,9 балла из 80 возможных). Эти показатели соответствуют высокому уровню тревожности и в среднем выше, чем показатели ситуативной тревожности (соответственно 39,1 и 36,5 балла).
Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности человека, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
 Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного человеком в данной и иных жизненных ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение человека.
 Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности человека к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство, в том числе – к психосоматическому заболеванию.
Результатом повышенной тревожности является и то, что снижение эмоционального фона тревожного человека ведет к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе, сосредоточенность на своем болезненном состоянии. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений с окружающими появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.
Это эмоциональное состояние усугубляется, если и окружающие выражают беспокойство состоянием больного. Реакция психологической защиты выражается зачастую в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит неприятная для больного реакция на его заболевание. Такой человек одинок, замкнут, малоактивен.
Статистическая обработка результатов самооценки тяжести  депрессии по методике «Шкала депрессии Бека» представлена в таблице 3.



Таблица 3
Результаты проведения методики «Шкала депрессии Бека»

Показатели Тяжесть  депрессии
(в баллах) Среднее значение в группе психосоматических больных с бронхиальной астмой 25,18±8,17 Среднее значение в группе психосоматических больных с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки 28,73±6,92

Анализ результатов, полученных по методике «Шкала депрессии Бека» показал, что средние показатели тяжести депрессии в обеих группах соответствуют выраженной депрессии (средней тяжести). Несколько выше показатели депрессии в группе психосоматических больных с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки. В то же время, разброс показателей по обеим группам (средние отклонения) достаточно большой, что позволяет сделать выводы о том, что у испытуемых показатели тяжести  депрессии варьируются от уровня «умеренная депрессия» до уровня «тяжелая депрессия». Больным с тяжелой депрессией требуется помощь не только лечащего врача, но и психотерапевта.
Статистическая обработка результатов диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии по методике «Шкала депрессии» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Результаты проведения методики «Шкала депрессии»
Показатели Тяжесть  депрессии
(в баллах) Среднее значение в группе психосоматических больных с бронхиальной астмой 62,51±9,14 Среднее значение в группе психосоматических больных с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки 66,24 ±8,73
Анализ результатов, полученных по методике «Шкала депрессии» подтвердил результаты, полученные при исследовании по методике «Шкала депрессии Бека» и показал, что средние показатели тяжести депрессии в обеих группах соответствуют умеренной депрессии. Несколько выше показатели депрессии в группе психосоматических больных с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки. В то же время, и при исследовании по данной методике разброс показателей по обеим группам (средние отклонения) достаточно большой, что позволяет сделать выводы о том, что у испытуемых показатели тяжести  депрессии варьируются от уровня «легкая депрессия» до уровня «тяжелая депрессия», при котором требуется помощь специалиста- психотерапевта.
Следующей проведенной методикой выступила методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс), статистическая обработка ее результатов представлена в таблице 5.
Таблица 5
Результаты проведения методики самооценки эмоциональных состояний

Показатели Самооценка эмоциональных состояний
(в баллах) Среднее значение в группе психосоматических больных с бронхиальной астмой 9,2±3,18
Среднее значение в группе психосоматических больных с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки 10,75±3,12


Как видно из таблицы 5, испытуемые с язвенной болезнью желудка и 12-ой кишки оценили свое эмоциональное состояние несколько выше, чем больные с бронхиальной астмой. В то же время, среднее значение параметра самооценки эмоциональных состояний соответствует низкой оценке своего эмоционального состояния у испытуемых обеих групп. Такая низкая оценка характеризует состояние тревожности, усталости, подавленности и беспомощности у людей с психосоматическими заболеваниями.
Выводы. Таким образом, нами проведено исследование эмоциональных особенностей людей с психосоматическими заболеваниями. Гипотезу исследования можно считать доказанной. Люди с психосоматическими заболеваниями характеризуются склонностью к депрессии, повышенной тревожностью и пониженными активностью, настроением.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное исследование было посвящено исследованию эмоциональных особенностей людей с психосоматическими заболеваниями.
Анализ литературных источников показал, что эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе. Выделяют следующие основные нарушения эмоций: депрессия, мания, эйфория, дисфория, апатия, паратимия, страх, тревога, беспокойство, амбивалентность, алекситимия, ангедония. По симптоматике эмоциональные расстройства делятся на продуктивные и негативные. По патологии чувственного тона бывает гиперестезия и гипестезия.
В ходе изучения литературных источников установлено, что психосоматические заболевания  представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.
В практической части работы было проведено эмпирическое исследование эмоциональных особенностей людей с психосоматическими заболеваниями
Для проведения эмпирического исследования были выбраны следующие психодиагностические методики: методика «Диагностика самочувствия, активности и настроения (САН); методика «Исследование тревожности» (опросник Спилберга); методика «Шкала депрессии Бека»; методика «Шкала депрессии» и методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
Эмпирическое исследование показало, что люди с психосоматическими заболеваниями характеризуются склонностью к депрессии, повышенной тревожностью и пониженными активностью, настроением.
По итогам проведенного исследования необходимо отметить, что цель исследования реализована, поставленные задачи решены, гипотеза доказана.
ЛИТЕРАТУРА
Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / пер. с нем., науч. ред. А.М. Боковикова. - М.: Когито-Центр, 2002.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.
Вилюнас В. Психология эмоций. СПб. Питер, 2008.
Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. - С.75-80.
Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб. Питер, 2008.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер , 2007.
Патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. - М:Изд-во УРАО,1998.
Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.В.Николаевой - М.: Академический проект, 2009. - 311 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2004. – 518с.
Репина Н.В. Основы клинической психологии: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
Тарабаркина Л. Иерархическая организация эмоционального мира человека // Развитие личности. – 2008. - № 3. – С. 18-25.














22

ЛИТЕРАТУРА
1.Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / пер. с нем., науч. ред. А.М. Боковикова. - М.: Когито-Центр, 2002.
2.Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.
3.Вилюнас В. Психология эмоций. СПб. Питер, 2008.
4.Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. - С.75-80.
5.Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб. Питер, 2008.
6.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер , 2007.
7.Патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. - М:Изд-во УРАО,1998.
8.Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.В.Николаевой - М.: Академический проект, 2009. - 311 с.
9.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2004. – 518с.
10.Репина Н.В. Основы клинической психологии: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
11.Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
12.Тарабаркина Л. Иерархическая организация эмоционального мира человека // Развитие личности. – 2008. - № 3. – С. 18-25.



Вопрос-ответ:

Какие характеристики имеют расстройства эмоциональной сферы личности?

Расстройства эмоциональной сферы личности характеризуются изменением настроения, повышенной раздражительностью, тревожностью, апатией и возможными проблемами в межличностных отношениях. Они могут включать в себя такие состояния, как депрессия, тревожные и панические расстройства.

Какие особенности имеют люди с психосоматическими заболеваниями?

Люди с психосоматическими заболеваниями обычно испытывают сильные эмоциональные переживания, такие как страх, тревога, депрессия. Они могут быть более уязвимыми к стрессу и иметь проблемы в управлении своими эмоциями. Кроме того, их эмоциональное состояние может оказывать влияние на соматические симптомы и прогноз заболевания.

Что включает в себя организация исследования по эмоциональным особенностям людей с психосоматическими заболеваниями?

Организация исследования включает в себя подбор участников, разработку методик сбора данных, проведение опросов и интервью, анализ полученных результатов. Также важным моментом является обеспечение этических норм и конфиденциальности данных участников.

Какие методики использовались в исследовании эмоциональных особенностей людей с психосоматическими заболеваниями?

В исследовании использовались различные методики, включающие анкеты, опросники и интервью. Например, для измерения уровня тревожности и депрессии был использован Государственный инвентарь тревоги и депрессии (ГИТД), а для оценки эмоциональной регуляции - Вопросник регуляции эмоций. Также были проведены структурированные интервью с участниками для получения дополнительных качественных данных.

Какие характеристики эмоциональной сферы личности есть у людей с психосоматическими заболеваниями?

Люди с психосоматическими заболеваниями часто характеризуются повышенной уязвимостью, низкой самооценкой, сниженной уверенностью в себе. Они могут быть склонны к переживанию тревоги, страха, депрессии и испытывать сложности в управлении своими эмоциями.

Какие особенности характерны для людей с психосоматическими заболеваниями?

Люди с психосоматическими заболеваниями обычно имеют повышенную чувствительность к стрессу и часто испытывают эмоциональное перенапряжение. Они могут быть склонны к соматизации эмоциональных проблем, что приводит к возникновению физических симптомов и заболеваний.

Каким образом было организовано исследование эмоциональных особенностей людей с психосоматическими заболеваниями?

В исследовании была использована комплексная методика, включающая опросники, психологические тесты и клинические интервью. Были собраны данные о психологическом состоянии, эмоциональных реакциях и сознательной мотивации участников исследования.

Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования?

Результаты исследования показали, что люди с психосоматическими заболеваниями имеют более выраженные нарушения в эмоциональной сфере по сравнению с общей популяцией. Они часто испытывают тревогу, депрессию, гнев и другие негативные эмоции. Также было выявлено снижение уровня самооценки и уверенности в себе у этих людей.

Какие методики были использованы в исследовании эмоциональных особенностей людей с психосоматическими заболеваниями?

В исследовании были использованы различные методики, включая опросники для измерения уровня тревожности, депрессии, самооценки и других психологических параметров. Также были проведены клинические интервью с участниками для более детального изучения их эмоциональных и психологических особенностей.

Какие особенности имеют люди с психосоматическими заболеваниями?

Люди с психосоматическими заболеваниями отличаются от других людей своими эмоциональными особенностями. Они часто имеют повышенную уязвимость к стрессу, более высокий уровень тревожности и депрессии, а также склонность к негативному мышлению и низкой самооценке.