Особенности воспитания физических качеств либеро (волейбол)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 24 24 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 19.11.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Состояние научных и литературных источников по подготовке «либеро»
1.1. Игровые функции «либеро»
1.2. Техническая и физическая подготовка «либеро»
Глава 2.Индивидуальная подготовка «либеро» - специализированного защитника в волейболе
2.1.Физическая подготовка для всех этапов подготовки «либеро»
2.2.Построение модели игрока - «либеро» для перспективной подготовки юного волейболиста
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Ю. Курамшин и В. Все это оказывает большое психологическое давление на игрока.По мнению ведущих специалистов, тренеров, игроков, игровой портрет волейбольного «либеро» выглядит так:«либеро» необходим на площадке в течение всей игры;выбор им зоны защиты зависит от расположения блокирующих, от собственной интуиции;основные физико-психологические качества «либеро» заключаются в следующем: быстрота двигательной реакции, скорость перемещения, скорость восприятия ситуации на площадке, объем поля зрения, рефлексия.[2]Эффективное выполнение такого вида двигательной деятельности обеспечивается высоким уровнем проявления быстроты, ловкости, а также психических функций: зрительное восприятие, интенсивность и устойчивость внимания; вестибулярная устойчивость при выполнении бросков, рывков, падений, резкое изменение направления при перемещениях.Для осуществления эффективной соревновательной деятельности данного игрока с учетом современных тенденций возникает необходимость индивидуального подхода к тренировочному процессу «либеро».В современном волейболе подача делится:на силовую в прыжке, где средняя скорость полета мяча 30 м/сек, расстояние полета мяча 15-17 м, среднее время полета 0,5 сек.планирующую стоя или в прыжке, где средняя скорость полета мяча 10-15 м/сек, расстояние полета 12-17 м, время полета 0,95-1,5 сек. Скорость полета мяча при этой подаче меньше, но траектория полета мяча непредсказуема.Индивидуальная подготовкаИсходное положение (далее и.п.) «либеро» - в центре площадки. Подачи от трех или четырех игроков поочередно в различные зоны. После каждого приема «либеро» возвращается в и.п. 10-20 приемов.То же, но «либеро» стоит к сетке спиной, по сигналу поворачивается и выполняет прием.Подача в «либеро» по диагонали, и. п. в зоне 5. То же в зоне 1(5-10 приемов).Подачи влево, вправо от «либеро».Укороченная подача.Прием силовых подач в зонах 1; 6; 5 (по 5 приемов в каждой зоне).Прием подач, выполненных пушкой, с изменением скорости полета мяча и направления (20-30 приемов).На тренировочных занятиях вначале подавать несложно, а затем усложнять подачу. При приеме добиваться результата:планирующая подача 7 из 10 (70 %)силовая 6 из 10 (60 %)Групповая подготовкаВ приеме участвуют два игрока: «либеро» закрывает 60 % площадки, второй игрок - 40 %.После трех или четырех приемов игроки меняются зонами (по 10-20 приемов каждым игроком).То же, только после приема «либеро» делает рывок вперед и занимает свое место.Прием подач на закрытой сетке, после каждого приема «либеро» меняет зону, информируя об этом подающих игроков (10-20 приемов в каждой зоне).Прием подач в игровых расстановках.Защитные действияСовершенствование защитных действий условно можно разделить на две группы:Прием нападающих ударов (далее н/удар) не в игровых условиях.Прием н/ударов, выполняемых через сетку двумя, тремя игроками, с передачи из разных зон атаки с различных по высоте, скорости полета мяча, без блока, с блоком.Комбинированные упражнения - «либеро» принимает подачу, перебивание мяча на противоположную площадку и организация атаки с другой стороны площадки с игрой «либеро» в защите.Прием н/удара с оценкой скорости и направления разбега, положения туловища и бьющей руки нападающего игрока. Выбрать место и способ действия.Совершенствование защитных действий «либеро» в расстановках с конкретными заданиями по организации защитных действий; многократное повторение - защита и прием подач; только защита и атака; защита-атака-защита.[7]Развитие современного волейбола характеризуется возрастанием роли физической подготовленности «либеро» с высоким уровнем развития определенных физических качеств, особенно силы (ног), быстроты и ловкости, которые обеспечивают качественную и эффективную игру в защите.К средствам силовой подготовки относятся различные упражнения, воздействующие либо на всю мышечную систему, либо избирательно на отдельные группы мышц. Наиболее эффективными являются упражнения на тренажерах, со штангой, набивными мячами, резиновыми амортизаторами. При использовании методов силовой подготовки должны изменяться:величина сопротивлений;скорость движения;количество повторений в одном подходе;количество подходов в одной серии;количество серий в одной тренировке.Совершенствование быстротыБыстрота «либеро» - способность максимально быстро оценить обстановку, принять решение и переместиться к мячу, выполнить самое эффективное технико-тактическое действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Почти все игровые действия «либеро» относятся к типу сложной реакции.Реакция на движущийся объект 0,25-1 сек, основная доля этого времени приходится на фиксацию мяча глазами. Эта способность тренируема:внезапное появление мяча (прием подачи при закрытой сетке, н/удар через блок и т. д.)внезапный отскок мяча (страховка н/удара от блока)увеличение скорости полета мяча.Реакция с выбором - выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением игровой обстановки. Так, например, время полета мяча после н/удара в среднем 40 м/сек, в то время как длительность зрительных фиксаций 500-600 миллисекунд. Естественно, что результативные действия «либеро» в этом случае имеют характер предвосхищения, т. е. «либеро» не столько реагирует на мяч, сколько предугадывает действие соперника и полет мяча по времени и месту. При совершенствовании сложных реакций идти «от простого к сложному», путем постепенного увеличения числа возможных изменений игровых ситуаций, с выполнением каждого изменения многократно.Быстрота перемещений «либеро» складывается из ходьбы, разновидностей бега, ускорений, рывков, скачков, падений. Все это виды перемещений на незначительные расстояния. Упражнения на быстроту выполняются сериями (от 2 до 4). В каждой серии делается 3-5 попыток. Между сериями должен быть отдых 23 минуты для восстановления пульса до 120 ударов в минуту.Психологическая подготовка «либеро»Современный волейбол характеризуется большой динамичностью и эмоциональностью игровых действий, и «либеро» (являясь игроком защитного плана) несет огромную психологическую нагрузку, особенно в концовках партий, когда счет равный, и от его успешных действий зависит исход игры. В связи с этим к методам психологической подготовки, которые используются тренерами для игроков других игровых функций, относятся: убеждение, разъяснение, поощрение, усложнение условий при выполнении упражнений, самовнушение. Нужно добавить в тренировку упражнения с акцентом на работе «либеро» со сбивающими факторами. Создать соревновательные условия в конце тренировки, когда работает фактор усталости. Например, прием подачи при счете 24 : 24 - счет объявляется тренером, игра в защите, когда команда проигрывает при счете 24 : 25, и т. д.ЗаключениеСовременный волейбол - это постоянно меняющаяся игра. Сейчас игра идет по новой системе отсчета (каждый розыгрыш мяча приносит команде очко); время игры стало короче; возросло напряжение игроков, связанное с каждым розыгрышем мяча; изменилась тактика игры; выросла и продолжает расти скорость игры. В связи с этим высокорослым игрокам тяжело эффективно выполнять защитные действия на площадке. В 1998 г. были внесены дополнения в правила волейбола - введено новое амплуа в командах: «либеро» - специализированный защитник. «Либеро» выполняет чисто защитные функции, цель которых - помешать противнику набирать очки. «Либеро» должен быть психологически очень устойчивым игроком, 80-90 % игрового времени он находится на площадке (на задней линии), выполняя большой объем защитных действий, не участвуя в атакующих действиях, тем самым не имея возможности, проиграв мяч, реабилитироваться и выиграть следующий. Из вышесказанного следует, что в тренировочном процессе необходим комплексный подход при подготовке «либеро» с использованием средств и методов.Список литературыАмалин М.Е. Тактика волейбола. – М.-М.: ФиС, 1962. -164с.Ахметжанов Г.А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в игровом процессе: автореферат. дис. канд. пед. наук._-М., 1986.- 23 с.Бабушкин В.Е. Специализация в спортивных играх.- Киев: Здоровье, 1991.-162 с.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол.- М., 1991.-87 с.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе.-М., 1976.-134 с.Ивойлов А.В. Волейбол. –Минск, 1974.Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 230 с.Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов.- М.,1963.- 163 с.Ивойлов А.В. , Герман К.Б., Ахмеров А.К. Волейбол.- М., 1972.- 34 с.Клещев Ю.Н. , Тюлин З.А. Тактическая подготовка волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 145 с.Клещев.Ю.Н. Волейбол.- М, 2005.Матюшонок М. Г., Турен Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск: Высшая школа, 1975. – 287с.Силла Р.В. Повышение двигательной активности школьников как фактор укрепления здоровья // Вестник АМН СССР – 1972. - №4. – С.81-88.Степанова Е.С. Проблемы юношеского спорта. - М.: ФиС., 1958. - 262с.Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание // Сборник научных трудов. – Свердловск, 1986. – 88с.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1972. – 174с.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Academia, 2002. – 450с.Цветкова Л.И. Методика оценки физического развития школьников. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. – Чебоксары, 1982. – 47с.

1.Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.-М.: ФиС, 1962. -164с.
2.Ахметжанов Г.А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в игровом процессе: автореферат. дис. канд. пед. наук._-М., 1986.- 23 с.
3.Бабушкин В.Е. Специализация в спортивных играх.- Киев: Здоровье, 1991.-162 с.
4.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол.- М., 1991.- 87 с.
5.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе.- М., 1976.- 134 с.
6.Ивойлов А.В. Волейбол. –Минск, 1974.
7.Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 230 с.
8.Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов.- М.,1963.- 163 с.
9.Ивойлов А.В. , Герман К.Б., Ахмеров А.К. Волейбол. - М., 1972.- 34 с.
10. Клещев Ю.Н. , Тюлин З.А. Тактическая подготовка волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 145 с.
11.Клещев.Ю.Н. Волейбол.- М, 2005.
12.Матюшонок М. Г., Турен Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск: Высшая школа, 1975. – 287с.
13.Силла Р.В. Повышение двигательной активности школьников как фактор укрепления здоровья // Вестник АМН СССР – 1972. - №4. – С.81-88.
14.Степанова Е.С. Проблемы юношеского спорта. - М.: ФиС., 1958. - 262с.
15.Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание // Сборник научных трудов. – Свердловск, 1986. – 88с.
16.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1972. – 174с.
17.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Academia, 2002. – 450с.
18.Цветкова Л.И. Методика оценки физического развития школьников. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. – Чебоксары, 1982. – 47с.

Вопрос-ответ:

Какие игровые функции выполняет либеро в волейболе?

Либеро в волейболе выполняет роль специализированного защитника команды. Он освобожден от правил, которые ограничивают количество разборок и атак для других игроков. Главная задача либеро - контролировать оборону и координировать защиту команды.

Какие особенности технической и физической подготовки либеро в волейболе?

Техническая подготовка либеро включает в себя тренировку приема и разборки мяча, передачу, защиту и тренировку оборонительных действий. Физическая подготовка также играет важную роль и включает в себя работу над скоростью, гибкостью, реакцией, выносливостью и силой игрока.

Какие особенности физической подготовки либеро на разных этапах подготовки?

Физическая подготовка либеро на разных этапах подготовки будет отличаться. На начальном этапе, когда важно развивать общую физическую подготовку, акцент делается на развитии выносливости и общей физической подготовки. В последующих этапах важно улучшить скоростные показатели, развить гибкость и реакцию.

Как строится модель игрока-«либеро» в волейболе для перспективной подготовки юных волейболистов?

Для перспективной подготовки юных волейболистов к роли либеро строится модель игрока, включающая в себя развитие не только физических качеств, но и технических навыков. Особое внимание уделяется развитию моторики, координации и специализированным навыкам, таким как разборка и защита.

Какие источники рекомендуют Ю. Курамшин и В. озы?

Ю. Курамшин и В. Все это оказы в своей статье ссылаются на различные научные и литературные источники, включая работы других тренеров и специалистов в области волейбола и физической подготовки либеро. В списке литературы можно найти подробную информацию о источниках, которые были использованы при написании статьи.

Какие игровые функции выполняет "либеро" в волейболе?

Основные игровые функции "либеро" в волейболе включают защиту и прием подач, а также организацию атаки команды. "Либеро" является специализированным защитником, который в большей степени занимается приемом подач и защитой передней линии, освобождая остальных игроков от этих задач.

Как выглядит физическая и техническая подготовка "либеро" в волейболе?

Физическая подготовка "либеро" включает в себя тренировку скорости и ловкости, гибкости и выносливости, а также особенную работу над реакцией и координацией движений. Техническая подготовка "либеро" включает в себя тренировку навыков приема подач, защиты и организации атаки.

Какие физические качества необходимы "либеро" на разных этапах подготовки?

На разных этапах подготовки "либеро" необходимы различные физические качества. На начальном этапе важна развитость основных физических качеств, таких как сила, выносливость и гибкость. В дальнейшем, на более продвинутых этапах, важными становятся такие качества, как скорость и ловкость, а также реакция и координация движений.

Как построить модель игрока - "либеро" для перспективной подготовки юного волейболиста?

Для перспективной подготовки юного волейболиста в роли "либеро" необходимо учитывать не только физическую подготовку, но и такие аспекты, как тактика игровых действий, ментальная подготовка и игровой интеллект. Важно развивать у игрока умение видеть поле, принимать быстрые решения и быстро передвигаться по корте.

Откуда можно получить больше информации о воспитании физических качеств "либеро" в волейболе?

Для получения дополнительной информации о воспитании физических качеств "либеро" в волейболе можно обратиться к специализированной литературе по волейболу, а также провести поиск научных статей и публикаций в специализированных журналах и интернете. В списке литературы в данной статье приведены некоторые источники, которые могут быть полезными.

Какие функции выполняет либеро в волейболе?

Либеро в волейболе выполняет роль специализированного защитника. Он осуществляет прием и передачу мяча на защите, обеспечивая команду надежной защитой и контролем в обороне.

Каковы особенности физической подготовки либеро в волейболе?

Физическая подготовка либеро требует отличной координации движений, гибкости и быстроты реакции. Также важны выносливость и скорость, чтобы успевать дотянуться до мяча и выполнять нужные движения во время игры.