проблема местоименных наречий и ее изучение в школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 28 28 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 24.10.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Проблема местоименных наречий (в свете проблемы частей речи)
Глава 2.
1.1.Специфика частеречной семантики
1.2.Морфологические признаки местоименных
1.3.Синтаксическая валентность местоименных наречий по третьей академической грамматике (способность распространения) и синтаксические функции
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Эти актанты необходимы, так как устранение какого-либо из них изменяет смысл ситуации. Например если убрать срок, то ситуация аренды трансформируется в ситуацию купли-продажи. С другой стороны, эти актанты достаточны, поскольку в ситуации аренды не требуется указание того, по какой причине, где, когда и с какой целью она осуществлялась. Хотя соответствующие словоформы грамматически присоединимы к глаголу арендовать.В предложении могут быть определены актанты не для всех семантических валентностей, некоторые могут просто не упоминаться или вообще не иметь синтаксического выражения.Синтаксические валентности — это те, которые представлены в тексте. Они определяются присоединяемыми к слову подлежащими и дополнениями и зависят от контекста.Например, глагол промахнуться имеет 4 семантические валентности: кто (деятель), во что/по чему (мишень), из чего (оружие — факультативно) и чем (орган, средство). Но в большинстве контекстов синтаксически выражается лишь первая валентность. Например, нельзя сказать «Он промахнулся в окно бутылкой».Возможны случаи, когда синтаксических валентностей у слова больше, чем семантических.Спорным вопросом является существование у местоимений семантического инварианта. Существует ряд точек зрения на семантику местоимений:- у разных классов местоимений нет семантического единства (В. В. Виноградов)- местоимения выражают прежде всего грамматические значения и языковую категоризацию мира (А. М. Пешковский, Н. Ю. Шведова), - местоимения выражают прежде всего соотнесённость высказывания с действительностью — референцию: «все местоимения служат в языке для целей референции. Ср.: «задача местоимений, в частности, в том, чтобы следить за индивидуальными явлениями на уровне контекста».Фактически семантика местоимений сложна и сочетает разные компоненты. Традиционно в этот класс включаются слова, выражающие следующие типы значений:дейксис, т. е. указание на участников ситуации (таковы прежде всего личные местоимения первого и второго лица: я, ты);Мне трудно об этом судить, но я могу сказать одно: "Я бы не смог сыграть эту роль, если бы не пережил в жизни ничего подобного". анафора – отсылка к предыдущему тексту; граница между анафорой и дейксисом не всегда чётко прослеживается;Стулья и комоды, чашки, подносы, игрушки, старинные люстры. Некоторые из них отреставрированы и выставлены в помещении магазина как часть старинного интерьера, некоторые, потёртые и побитые, бессистемно сложены на полки. Невольно появляется вопрос о том, как получилось, что все эти вещи сохранились в мире, где главными принципами потребления являются мода, новинка, современный комфорт? - тип референции (соотнесённость участника высказывания с действительностью, например, неопределённость — какой-то, универсальность — все, отрицание — никакой). В статье предлагаются некоторые подходы к решению данной проблемы на уровне алгоритмического и логического проектирования. По своей семантике местоимения подразделяются на следующие классы; в скобках даются примеры, а не полный список): 1) личные (я, мы)2) возвратное (себя)3) вопросительно-относительные (кто, где, зачем)4) указательные (этот, такой, настолько)5) взаимные (друг друга, один другого)6) неопределенные (кто-то, кое-кто, где бы то ни было)7) отрицательные (никто, никогда)8) всеобщности (весь, всё, отовсюду)9) усилительно-выделительные (самый, сам)10) со значением «иной» (другой, иначе)11) притяжательные (мой, твой, его, ему, их)Местоимения принадлежат к самым частотным словам языка (в составленном по данным НКРЯ Частотном словаре О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова в число слов первых 20 рангов, входят, по убыванию частотности, я, что, он, этот, они, мы, весь, который); в письменном тексте по нашим подсчётам их порядка 20% от общего числа словоупотреблений, в устной речи более 30 % В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения-наречия, т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределённых (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция относить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», т. е. вместо существительного, прилагательного или числительного. Именно этой традиции мы и придерживаемся в нашем описании. Местоименные наречия описываются нами как незнаменательный разряд наречий.ЗаключениеКомплекс задач, стоящих на уроках русского языка при изучении темы «местоименных наречий», решается при помощи комплексных заданий, которые выполняются с использованием соответствующего дидактического материала. Используемые на уроках задания одновременно направлены на решение нескольких задач: основной познавательной задачи и сопутствующих. Основная задача при изучении темы «местоименных наречий»: выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи. Процесс обучения зависит определённым образом от содержания и организации методического процесса. Особое место занимают методические пособия по русскому языку. В них представлен очень ценный познавательный и воспитательный материал при изучении наречий. В методиках определился круг умений и навыков, формируемых на уроках. На основе системного подхода к отбору информации и дидактического материала урока, определения ведущих и сопутствующих задач урока можно построить чётко продуманную систему работы с учётом всех задач, стоящих перед учебным процессом. Вдумчивый анализ задач урока, тщательный отбор методов и приёмов их решения, комплексное построение заданий, их системы являются важнейшими условиями оптимальности и эффективности каждого урока русского языка. Научные методы преподавания русского языка, и в частности темы «местоименных наречий», в современных условиях возможно только в том случае, если учитель чаще обращается к истории родного языка, к опыту историко – сопоставительного комментирования фактов современного языка. Учитель должен относится к русскому языку как к славянскому, дать возможность понять историческую обусловленность всех элементов той системы, которую мы называем современным русским языком.Список литературыБабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Практика/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1993.-с.104.Бабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Теория/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1992.-с.126.Баранов,М.Т., Ладыженская,Т.А., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык.Учебник 7 класс /М.Т.Баранов и др.-М.:Просвещение,2009.-с.114.Белоконева,Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка»// Русский язык в школе.-1994.-№4.-с.86-88.Белошапкова, В.А. Современный русский язык / В.А. Белошапкова [и др.] / Под ред. В.А. Белошапковой, - М., 1989. – 800 с.Березин, Ф.М. Из истории изучения морфологии русского языка // Русский язык в школе. – 1998. - №6. – с. 86-91.Богданова,Г.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Г.А. Богданова – М.: Просвещение,2001.-с.138-176.Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии / Буланин Л.Л. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.Булаховский,Л.А. Курс русского литературного языка: В 2-х т. К.: 1952.Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М., 1947. – 784 с.Вопросы грамматического строя и словарного состава языка: В 2-х ч. Л.: 1952.Гвоздев, А.Н. Современный русский литерат. язык. Ч. 1. Фонетика и морфология / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1967. – 432 с.Горбачевич, К.С. Изменение норм русского лит. языка / К.С. Горбачевич. – Л.: Просвещение, 1971. – 270 с.Государственный образовательный стандарт общего образования от 24 февраля 2009.- №142.-с.16.Грамматика современного русского лит. языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1970.Джамалова,Л.И. Наречие, его признаки, употребление// Русский язык в школе.-1990.-№4.-с.31-37.Ефанова, Л.П., Луговая Л.И. История языка на уроках и во внеклассных мероприятиях // Русский язык в школе. – 1989. - №4. – С. 3-7.Иванов,В.В.,Потиха,З.А. Исторический комментарий по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей/В.В.Иванов, З.А.Потиха-М.:Просвещение,1978.-с.159.Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. – 303 с.Каменская О.Г., Мустачина Э.К. Древнерусский текст на уроках русского языка // русский язык в школе. – 2004. - №2. – С. 6-9.Ладыженская,Т.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Т.А.Ладыженская, А.А.Тростенцова, М.Т.Баранов-М.: Просвещение,2005.-с.13-16Лекант, П.А. Современный рус. лит. язык / П.А. Лекант, М. Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. / Под ред П.А. Леканта. – 5-е изд. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.Лексико-грамматические исследования по русскому языку / Туркина Р.В. – Калинин. 1977. – 134 с.Львова,С.И. Практикум по русскому языку 7 класс/С.И.Львова-М.:Просвещене,2006.-с.24-26.Пахнова,Т.М. Изучение темы «Наречие» по учебному комплексу// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.17-28.Пахнова,Т.М. Наречие в тексте// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.33-36.Потебня,А.А. Из записок по русской грамматике/А.А.Потебня-М.:Просвещение,1986.-с.551.Разумовская, М.М., Капинос В.И., Львова С.И. Программа по русскому языку для основной школы-М.,2004.-с.63.Распопов, И.П., Ломов, А.М. Основы русской грамматики / И.П Распопов, А.М. Ломов / Под ред. М.Ф. Васильевой. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. – 351 с.Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык. М.: Высш. школа, 1973. – 295 с.Скворцов, Л.И. Культура речи и история языка // Русский язык в школе. – 1994. - № 4. –С. 80-85.Фомичёва,Г.А., М.М.Старкевич, Л.А.Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класс//Русский язык в школе.-1997.-№4.-с.98-100.Ховалкина,А.А. Наречия меры и степени: лексико – грамматическая группа или функционально – семантическая категория?//русский язык в школе.-1994.-№4.-с.76-80. Шанский, Н.М. Роль старославянского языка в развитии русского языка // Русский язык в школе. – 1994. - №4. – С. 40-45.Шанский, Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов – М.: Просвещение, 1981. – 270 с.Шанский, Н.М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе. – 1993. - №2. – С. 3-8.Шарандин А.Л. Проблема взаимодействия лексики и морфологии // русский язык в школе. – 1998. - №3. – с. 96-102.Щерба, Л.В. Очередные проблемы языкознания. Л.: 1958.Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке. М.:1967.Электронный учебник по курсу «Использование проектного метода обучения на уроках русского языка» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.1september.ru.Электронный учебник по курсу «Обучение русскому языку в 7 классе» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. prosv.ru.

Список литературы
1.Бабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Практика/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1993.-с.104.
2.Бабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Теория/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1992.-с.126.
3.Баранов,М.Т., Ладыженская,Т.А., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык.Учебник 7 класс /М.Т.Баранов и др.-М.:Просвещение,2009.-с.114.
4.Белоконева,Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка»// Русский язык в школе.-1994.-№4.-с.86-88.
5.Белошапкова, В.А. Современный русский язык / В.А. Белошапкова [и др.] / Под ред. В.А. Белошапковой, - М., 1989. – 800 с.
6.Березин, Ф.М. Из истории изучения морфологии русского языка // Русский язык в школе. – 1998. - №6. – с. 86-91.
7.Богданова,Г.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Г.А. Богданова – М.: Просвещение,2001.-с.138-176.
8.Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии / Буланин Л.Л. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.
9.Булаховский,Л.А. Курс русского литературного языка: В 2-х т. К.: 1952.
10.Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М., 1947. – 784 с.
11.Вопросы грамматического строя и словарного состава языка: В 2-х ч. Л.: 1952.
12.Гвоздев, А.Н. Современный русский литерат. язык. Ч. 1. Фонетика и морфология / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1967. – 432 с.
13.Горбачевич, К.С. Изменение норм русского лит. языка / К.С. Горбачевич. – Л.: Просвещение, 1971. – 270 с.
14.Государственный образовательный стандарт общего образования от 24 февраля 2009.- №142.-с.16.
15.Грамматика современного русского лит. языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1970.
16.Джамалова,Л.И. Наречие, его признаки, употребление// Русский язык в школе.-1990.-№4.-с.31-37.
17.Ефанова, Л.П., Луговая Л.И. История языка на уроках и во внеклассных мероприятиях // Русский язык в школе. – 1989. - №4. – С. 3-7.
18.Иванов,В.В.,Потиха,З.А. Исторический комментарий по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей/В.В.Иванов, З.А.Потиха-М.:Просвещение,1978.-с.159.
19.Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. – 303 с.
20.Каменская О.Г., Мустачина Э.К. Древнерусский текст на уроках русского языка // русский язык в школе. – 2004. - №2. – С. 6-9.
21.Ладыженская,Т.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Т.А.Ладыженская, А.А.Тростенцова, М.Т.Баранов-М.: Просвещение,2005.-с.13-16
22.Лекант, П.А. Современный рус. лит. язык / П.А. Лекант, М. Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. / Под ред П.А. Леканта. – 5-е изд. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.
23.Лексико-грамматические исследования по русскому языку / Туркина Р.В. – Калинин. 1977. – 134 с.
24.Львова,С.И. Практикум по русскому языку 7 класс/С.И.Львова-М.:Просвещене,2006.-с.24-26.
25.Пахнова,Т.М. Изучение темы «Наречие» по учебному комплексу// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.17-28.
26.Пахнова,Т.М. Наречие в тексте// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.33-36.
27.Потебня,А.А. Из записок по русской грамматике/А.А.Потебня-М.:Просвещение,1986.-с.551.
28.Разумовская, М.М., Капинос В.И., Львова С.И. Программа по русскому языку для основной школы-М.,2004.-с.63.
29.Распопов, И.П., Ломов, А.М. Основы русской грамматики / И.П Распопов, А.М. Ломов / Под ред. М.Ф. Васильевой. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. – 351 с.
30.Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык. М.: Высш. школа, 1973. – 295 с.
31.Скворцов, Л.И. Культура речи и история языка // Русский язык в школе. – 1994. - № 4. –С. 80-85.
32.Фомичёва,Г.А., М.М.Старкевич, Л.А.Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класс//Русский язык в школе.-1997.-№4.-с.98-100.
33.Ховалкина,А.А. Наречия меры и степени: лексико – грамматическая группа или функционально – семантическая категория?//русский язык в школе.-1994.-№4.-с.76-80.
34.Шанский, Н.М. Роль старославянского языка в развитии русского языка // Русский язык в школе. – 1994. - №4. – С. 40-45.
35.Шанский, Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов – М.: Просвещение, 1981. – 270 с.
36.Шанский, Н.М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе. – 1993. - №2. – С. 3-8.
37.Шарандин А.Л. Проблема взаимодействия лексики и морфологии // русский язык в школе. – 1998. - №3. – с. 96-102.
38.Щерба, Л.В. Очередные проблемы языкознания. Л.: 1958.
39.Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке. М.:1967.
40.Электронный учебник по курсу «Использование проектного метода обучения на уроках русского языка» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.1september.ru.
41.Электронный учебник по курсу «Обучение русскому языку в 7 классе» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. prosv.ru.


КУРСЫ

В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАРЕЧИЙ И СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ШКОЛЕ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1.1 Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе

1.2 Наречие и слова категории состояния как части речи

Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

2.1 методика преподавания наречий

2.2 Методика преподавания слов категории состояния

Вывод

Примечания:

Приложение 1. План урока на тему: "Слитное и банк

написание НЕ с наречиями на это е"

Приложение 2. Контрольный диктант

Вделают

для того, Чтобы учащиеся овладели грамотным русским литературным языком, они должны освоить основные его компоненты: система звуковых, словарный запас, услуг, условия обучения и работы. В процессе обучения у учащихся формируется представление о наречии как о лексико-грамматической группы слов, соотносимой с другими словами значительные: прилагательные, существительные, глаголы, числительными, местоимениями. Эта тема порождает определенные трудности в определении учащимися этой грамматической категории. Кроме того, относительно мало уделяют внимания этой теме, так как слова категории состояния. Эта область методологии в настоящее время развита слабо. В связи с этим является актуалbновые.

Целью диссертационной работы является тщательная обработка методики преподавания наречий и слов категории состояния в школе. Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть общие принципы методики преподавания морфологии;

- отразить наречие и категорию состояния как части речи;

- показать основные принципы методики преподавания наречий и категории состояния.

эмпирическую базу исследования составляют работы следующих методистов и языковедов: В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, Л. А. Тростнецова, Президент И Срезневский, А. В. Текучев и др.