проблема местоименных наречий и ее изучение в школе
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 24.10.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Проблема местоименных наречий (в свете проблемы частей речи)
Глава 2.
1.1.Специфика частеречной семантики
1.2.Морфологические признаки местоименных
1.3.Синтаксическая валентность местоименных наречий по третьей академической грамматике (способность распространения) и синтаксические функции
Заключение
Список литературы
Эти актанты необходимы, так как устранение какого-либо из них изменяет смысл ситуации. Например если убрать срок, то ситуация аренды трансформируется в ситуацию купли-продажи. С другой стороны, эти актанты достаточны, поскольку в ситуации аренды не требуется указание того, по какой причине, где, когда и с какой целью она осуществлялась. Хотя соответствующие словоформы грамматически присоединимы к глаголу арендовать.В предложении могут быть определены актанты не для всех семантических валентностей, некоторые могут просто не упоминаться или вообще не иметь синтаксического выражения.Синтаксические валентности — это те, которые представлены в тексте. Они определяются присоединяемыми к слову подлежащими и дополнениями и зависят от контекста.Например, глагол промахнуться имеет 4 семантические валентности: кто (деятель), во что/по чему (мишень), из чего (оружие — факультативно) и чем (орган, средство). Но в большинстве контекстов синтаксически выражается лишь первая валентность. Например, нельзя сказать «Он промахнулся в окно бутылкой».Возможны случаи, когда синтаксических валентностей у слова больше, чем семантических.Спорным вопросом является существование у местоимений семантического инварианта. Существует ряд точек зрения на семантику местоимений:- у разных классов местоимений нет семантического единства (В. В. Виноградов)- местоимения выражают прежде всего грамматические значения и языковую категоризацию мира (А. М. Пешковский, Н. Ю. Шведова), - местоимения выражают прежде всего соотнесённость высказывания с действительностью — референцию: «все местоимения служат в языке для целей референции. Ср.: «задача местоимений, в частности, в том, чтобы следить за индивидуальными явлениями на уровне контекста».Фактически семантика местоимений сложна и сочетает разные компоненты. Традиционно в этот класс включаются слова, выражающие следующие типы значений:дейксис, т. е. указание на участников ситуации (таковы прежде всего личные местоимения первого и второго лица: я, ты);Мне трудно об этом судить, но я могу сказать одно: "Я бы не смог сыграть эту роль, если бы не пережил в жизни ничего подобного". анафора – отсылка к предыдущему тексту; граница между анафорой и дейксисом не всегда чётко прослеживается;Стулья и комоды, чашки, подносы, игрушки, старинные люстры. Некоторые из них отреставрированы и выставлены в помещении магазина как часть старинного интерьера, некоторые, потёртые и побитые, бессистемно сложены на полки. Невольно появляется вопрос о том, как получилось, что все эти вещи сохранились в мире, где главными принципами потребления являются мода, новинка, современный комфорт? - тип референции (соотнесённость участника высказывания с действительностью, например, неопределённость — какой-то, универсальность — все, отрицание — никакой). В статье предлагаются некоторые подходы к решению данной проблемы на уровне алгоритмического и логического проектирования. По своей семантике местоимения подразделяются на следующие классы; в скобках даются примеры, а не полный список): 1) личные (я, мы)2) возвратное (себя)3) вопросительно-относительные (кто, где, зачем)4) указательные (этот, такой, настолько)5) взаимные (друг друга, один другого)6) неопределенные (кто-то, кое-кто, где бы то ни было)7) отрицательные (никто, никогда)8) всеобщности (весь, всё, отовсюду)9) усилительно-выделительные (самый, сам)10) со значением «иной» (другой, иначе)11) притяжательные (мой, твой, его, ему, их)Местоимения принадлежат к самым частотным словам языка (в составленном по данным НКРЯ Частотном словаре О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова в число слов первых 20 рангов, входят, по убыванию частотности, я, что, он, этот, они, мы, весь, который); в письменном тексте по нашим подсчётам их порядка 20% от общего числа словоупотреблений, в устной речи более 30 % В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения-наречия, т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределённых (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция относить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», т. е. вместо существительного, прилагательного или числительного. Именно этой традиции мы и придерживаемся в нашем описании. Местоименные наречия описываются нами как незнаменательный разряд наречий.ЗаключениеКомплекс задач, стоящих на уроках русского языка при изучении темы «местоименных наречий», решается при помощи комплексных заданий, которые выполняются с использованием соответствующего дидактического материала. Используемые на уроках задания одновременно направлены на решение нескольких задач: основной познавательной задачи и сопутствующих. Основная задача при изучении темы «местоименных наречий»: выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи. Процесс обучения зависит определённым образом от содержания и организации методического процесса. Особое место занимают методические пособия по русскому языку. В них представлен очень ценный познавательный и воспитательный материал при изучении наречий. В методиках определился круг умений и навыков, формируемых на уроках. На основе системного подхода к отбору информации и дидактического материала урока, определения ведущих и сопутствующих задач урока можно построить чётко продуманную систему работы с учётом всех задач, стоящих перед учебным процессом. Вдумчивый анализ задач урока, тщательный отбор методов и приёмов их решения, комплексное построение заданий, их системы являются важнейшими условиями оптимальности и эффективности каждого урока русского языка. Научные методы преподавания русского языка, и в частности темы «местоименных наречий», в современных условиях возможно только в том случае, если учитель чаще обращается к истории родного языка, к опыту историко – сопоставительного комментирования фактов современного языка. Учитель должен относится к русскому языку как к славянскому, дать возможность понять историческую обусловленность всех элементов той системы, которую мы называем современным русским языком.Список литературыБабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Практика/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1993.-с.104.Бабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Теория/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1992.-с.126.Баранов,М.Т., Ладыженская,Т.А., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык.Учебник 7 класс /М.Т.Баранов и др.-М.:Просвещение,2009.-с.114.Белоконева,Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка»// Русский язык в школе.-1994.-№4.-с.86-88.Белошапкова, В.А. Современный русский язык / В.А. Белошапкова [и др.] / Под ред. В.А. Белошапковой, - М., 1989. – 800 с.Березин, Ф.М. Из истории изучения морфологии русского языка // Русский язык в школе. – 1998. - №6. – с. 86-91.Богданова,Г.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Г.А. Богданова – М.: Просвещение,2001.-с.138-176.Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии / Буланин Л.Л. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.Булаховский,Л.А. Курс русского литературного языка: В 2-х т. К.: 1952.Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М., 1947. – 784 с.Вопросы грамматического строя и словарного состава языка: В 2-х ч. Л.: 1952.Гвоздев, А.Н. Современный русский литерат. язык. Ч. 1. Фонетика и морфология / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1967. – 432 с.Горбачевич, К.С. Изменение норм русского лит. языка / К.С. Горбачевич. – Л.: Просвещение, 1971. – 270 с.Государственный образовательный стандарт общего образования от 24 февраля 2009.- №142.-с.16.Грамматика современного русского лит. языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1970.Джамалова,Л.И. Наречие, его признаки, употребление// Русский язык в школе.-1990.-№4.-с.31-37.Ефанова, Л.П., Луговая Л.И. История языка на уроках и во внеклассных мероприятиях // Русский язык в школе. – 1989. - №4. – С. 3-7.Иванов,В.В.,Потиха,З.А. Исторический комментарий по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей/В.В.Иванов, З.А.Потиха-М.:Просвещение,1978.-с.159.Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. – 303 с.Каменская О.Г., Мустачина Э.К. Древнерусский текст на уроках русского языка // русский язык в школе. – 2004. - №2. – С. 6-9.Ладыженская,Т.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Т.А.Ладыженская, А.А.Тростенцова, М.Т.Баранов-М.: Просвещение,2005.-с.13-16Лекант, П.А. Современный рус. лит. язык / П.А. Лекант, М. Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. / Под ред П.А. Леканта. – 5-е изд. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.Лексико-грамматические исследования по русскому языку / Туркина Р.В. – Калинин. 1977. – 134 с.Львова,С.И. Практикум по русскому языку 7 класс/С.И.Львова-М.:Просвещене,2006.-с.24-26.Пахнова,Т.М. Изучение темы «Наречие» по учебному комплексу// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.17-28.Пахнова,Т.М. Наречие в тексте// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.33-36.Потебня,А.А. Из записок по русской грамматике/А.А.Потебня-М.:Просвещение,1986.-с.551.Разумовская, М.М., Капинос В.И., Львова С.И. Программа по русскому языку для основной школы-М.,2004.-с.63.Распопов, И.П., Ломов, А.М. Основы русской грамматики / И.П Распопов, А.М. Ломов / Под ред. М.Ф. Васильевой. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. – 351 с.Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык. М.: Высш. школа, 1973. – 295 с.Скворцов, Л.И. Культура речи и история языка // Русский язык в школе. – 1994. - № 4. –С. 80-85.Фомичёва,Г.А., М.М.Старкевич, Л.А.Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класс//Русский язык в школе.-1997.-№4.-с.98-100.Ховалкина,А.А. Наречия меры и степени: лексико – грамматическая группа или функционально – семантическая категория?//русский язык в школе.-1994.-№4.-с.76-80. Шанский, Н.М. Роль старославянского языка в развитии русского языка // Русский язык в школе. – 1994. - №4. – С. 40-45.Шанский, Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов – М.: Просвещение, 1981. – 270 с.Шанский, Н.М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе. – 1993. - №2. – С. 3-8.Шарандин А.Л. Проблема взаимодействия лексики и морфологии // русский язык в школе. – 1998. - №3. – с. 96-102.Щерба, Л.В. Очередные проблемы языкознания. Л.: 1958.Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке. М.:1967.Электронный учебник по курсу «Использование проектного метода обучения на уроках русского языка» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.1september.ru.Электронный учебник по курсу «Обучение русскому языку в 7 классе» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. prosv.ru.
1.Бабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Практика/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1993.-с.104.
2.Бабайцева,В.В. и др. Русский язык. Учебник 5-9 классы. Теория/ БабайцеваВ.В. и др..-М.:Просвещение,1992.-с.126.
3.Баранов,М.Т., Ладыженская,Т.А., Тростенцова, Л.А. и др. Русский язык.Учебник 7 класс /М.Т.Баранов и др.-М.:Просвещение,2009.-с.114.
4.Белоконева,Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка»// Русский язык в школе.-1994.-№4.-с.86-88.
5.Белошапкова, В.А. Современный русский язык / В.А. Белошапкова [и др.] / Под ред. В.А. Белошапковой, - М., 1989. – 800 с.
6.Березин, Ф.М. Из истории изучения морфологии русского языка // Русский язык в школе. – 1998. - №6. – с. 86-91.
7.Богданова,Г.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Г.А. Богданова – М.: Просвещение,2001.-с.138-176.
8.Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии / Буланин Л.Л. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.
9.Булаховский,Л.А. Курс русского литературного языка: В 2-х т. К.: 1952.
10.Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М., 1947. – 784 с.
11.Вопросы грамматического строя и словарного состава языка: В 2-х ч. Л.: 1952.
12.Гвоздев, А.Н. Современный русский литерат. язык. Ч. 1. Фонетика и морфология / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1967. – 432 с.
13.Горбачевич, К.С. Изменение норм русского лит. языка / К.С. Горбачевич. – Л.: Просвещение, 1971. – 270 с.
14.Государственный образовательный стандарт общего образования от 24 февраля 2009.- №142.-с.16.
15.Грамматика современного русского лит. языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1970.
16.Джамалова,Л.И. Наречие, его признаки, употребление// Русский язык в школе.-1990.-№4.-с.31-37.
17.Ефанова, Л.П., Луговая Л.И. История языка на уроках и во внеклассных мероприятиях // Русский язык в школе. – 1989. - №4. – С. 3-7.
18.Иванов,В.В.,Потиха,З.А. Исторический комментарий по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей/В.В.Иванов, З.А.Потиха-М.:Просвещение,1978.-с.159.
19.Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. – 303 с.
20.Каменская О.Г., Мустачина Э.К. Древнерусский текст на уроках русского языка // русский язык в школе. – 2004. - №2. – С. 6-9.
21.Ладыженская,Т.А. Рабочая программа по русскому языку 7 класс/ Т.А.Ладыженская, А.А.Тростенцова, М.Т.Баранов-М.: Просвещение,2005.-с.13-16
22.Лекант, П.А. Современный рус. лит. язык / П.А. Лекант, М. Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. / Под ред П.А. Леканта. – 5-е изд. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.
23.Лексико-грамматические исследования по русскому языку / Туркина Р.В. – Калинин. 1977. – 134 с.
24.Львова,С.И. Практикум по русскому языку 7 класс/С.И.Львова-М.:Просвещене,2006.-с.24-26.
25.Пахнова,Т.М. Изучение темы «Наречие» по учебному комплексу// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.17-28.
26.Пахнова,Т.М. Наречие в тексте// Русский язык в школе.-1995.-№1.-с.33-36.
27.Потебня,А.А. Из записок по русской грамматике/А.А.Потебня-М.:Просвещение,1986.-с.551.
28.Разумовская, М.М., Капинос В.И., Львова С.И. Программа по русскому языку для основной школы-М.,2004.-с.63.
29.Распопов, И.П., Ломов, А.М. Основы русской грамматики / И.П Распопов, А.М. Ломов / Под ред. М.Ф. Васильевой. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. – 351 с.
30.Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык. М.: Высш. школа, 1973. – 295 с.
31.Скворцов, Л.И. Культура речи и история языка // Русский язык в школе. – 1994. - № 4. –С. 80-85.
32.Фомичёва,Г.А., М.М.Старкевич, Л.А.Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класс//Русский язык в школе.-1997.-№4.-с.98-100.
33.Ховалкина,А.А. Наречия меры и степени: лексико – грамматическая группа или функционально – семантическая категория?//русский язык в школе.-1994.-№4.-с.76-80.
34.Шанский, Н.М. Роль старославянского языка в развитии русского языка // Русский язык в школе. – 1994. - №4. – С. 40-45.
35.Шанский, Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов – М.: Просвещение, 1981. – 270 с.
36.Шанский, Н.М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе. – 1993. - №2. – С. 3-8.
37.Шарандин А.Л. Проблема взаимодействия лексики и морфологии // русский язык в школе. – 1998. - №3. – с. 96-102.
38.Щерба, Л.В. Очередные проблемы языкознания. Л.: 1958.
39.Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке. М.:1967.
40.Электронный учебник по курсу «Использование проектного метода обучения на уроках русского языка» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.1september.ru.
41.Электронный учебник по курсу «Обучение русскому языку в 7 классе» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. prosv.ru.
КУРСЫ
В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАРЕЧИЙ И СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ШКОЛЕ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе
1.2 Наречие и слова категории состояния как части речи
Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 методика преподавания наречий
2.2 Методика преподавания слов категории состояния
Вывод
Примечания:
Приложение 1. План урока на тему: "Слитное и банк
написание НЕ с наречиями на это е"
Приложение 2. Контрольный диктант
Вделают
для того, Чтобы учащиеся овладели грамотным русским литературным языком, они должны освоить основные его компоненты: система звуковых, словарный запас, услуг, условия обучения и работы. В процессе обучения у учащихся формируется представление о наречии как о лексико-грамматической группы слов, соотносимой с другими словами значительные: прилагательные, существительные, глаголы, числительными, местоимениями. Эта тема порождает определенные трудности в определении учащимися этой грамматической категории. Кроме того, относительно мало уделяют внимания этой теме, так как слова категории состояния. Эта область методологии в настоящее время развита слабо. В связи с этим является актуалbновые.
Целью диссертационной работы является тщательная обработка методики преподавания наречий и слов категории состояния в школе. Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть общие принципы методики преподавания морфологии;
- отразить наречие и категорию состояния как части речи;
- показать основные принципы методики преподавания наречий и категории состояния.
эмпирическую базу исследования составляют работы следующих методистов и языковедов: В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, Л. А. Тростнецова, Президент И Срезневский, А. В. Текучев и др.