Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 29.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Характеристика познавательного процесса памяти
1.2. Развитие памяти в дошкольном возрасте
1.3. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
Выводы
Список литературы
При этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития[15].В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников[13]. Дети с задержкой развития с трудом запоминают информацию, в особенности они испытывают трудности с кратковременной памятью. Кратковременная или рабочая память есть способность извлекать и использовать фрагменты информации, полученные несколько минут или часов назад, например, запоминание последовательности условий задачи, заданной несколькими минутами ранее. Дети с задержкой развития затрачивают больше времени на запоминание информации, им сложнее удерживать в памяти большие объемы информации, чем их сверстникам за это же время. По данным В.Л. Подобед кратковременная память у дошкольников с ЗПР отличается общим недоразвитием, неодинаковым уровнем сформированности различных сторон. К числу показателей кратковременной памяти, сближающих детей с ЗПР с детьми с нормальным развитием относятся показатели объема памяти, скорости прироста продуктивности при заучивании, а также сходство по уровню избирательности запоминания, частично по характеру влияния различных по содержанию помех и некоторым нейродинамическим характеристикам. К чертам, сближающим особенности памяти при ЗПР и при умственной отсталости, относятся повышенная тормозимость следов памяти, сильная зависимость от уровня интерференции, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала[1].Что касается долговременной памяти, то дети с задержкой развития способны к запоминанию информации и извлечению ее из памяти спустя дни и недели, так же как и их сверстники. Новые исследования способности памяти детей с задержкой развития направлены на обучение к осознанному восприятию и ответственности, также как изложению и организации информации в логическую связь, которым дети без задержки развития обучаются самопроизвольно. По данным Н.Г. Поддубной память у дошкольников с ЗПР значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания[1].Интенсивность овладения новыми знаниями и навыками у детей с ЗПР ниже, чем у их сверстников с развитием в пределах нормы. Часто используемым показателем в этом случае служит количество занятий, после которых ребенок способен решить ту, или иную задачу самостоятельно, без посторонней помощи.Т.В. Егорова показала, что у детей с ЗПР механическое запоминание не отличается от нормы, а смысловое недостаточно. Она отмечает преимущество наглядной памяти перед вербальной[7]. Е.С. Иванов указывает на ослабление высших форм памяти, в частности, логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению[1].Р.В. Демьянчуком в процессе экспериментального исследования была получена характеристика памяти по различным этиопатогенетическим формам ЗПР. Так, для церебрально-органической формы ЗПР характерно: преобладание зрительного типа памяти; наибольший объем кратковременной памяти; наибольший объем долговременной памяти; наиболее низкие показатели образной памяти; наиболее низкие показатели ассоциативной памяти; средние показатели смысловой памяти; не отличающиеся достоверно от показателей других форм ЗПР цифры логической памяти; преобладание активной непроизвольной памяти. Для психогенной формы ЗПР характерно: преобладание зрительного и слухового типа памяти; средние показатели объема кратковременной памяти; средние показатели объема долговременной памяти; наиболее высокие показатели образной памяти; наиболее высокие показатели ассоциативной памяти; относительно высокие, но достоверно отличающиеся от показателей контрольной группы показатели смысловой памяти; не отличающиеся достоверно от показателей других форм ЗПР цифры логической памяти; преобладание активной непроизвольной памяти. Для соматогенной формы ЗПР, по данным Р.В. Демьянчука, характерно: преобладание зрительного и слухового типа памяти; наибольший объем кратковременной памяти; наибольший объем долговременной памяти; средние показатели образной памяти; средние показатели ассоциативной памяти; не отличающиеся достоверно от показателей контрольной группы показатели смысловой памяти; не отличающиеся достоверно от показателей других форм ЗПР цифры логической памяти; преобладание произвольной памяти. Для конституциональной формы ЗПР характерно: преобладание моторного типа памяти; наиболее низкие показатели объема кратковременной памяти; наиболее низкие показатели объема долговременной памяти; средние показатели образной памяти; наиболее низкие показатели ассоциативной памяти; наиболее низкие показатели смысловой памяти; наиболее низкие показатели ассоциативной памяти; преобладание пассивной непроизвольной памяти[6]. С учетом общих и частных закономерностей памяти и влияющих на нее факторов у детей с задержкой психического развития, Р.В. Демьянчук выделил ряд универсальных рекомендаций для психокоррекциимнестических функций при ЗПР и рекомендации по работе с детьми разных этиопатогенетических форм задержки. Общие рекомендации для развития памяти детей с ЗПР включают:учёт и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);организация смыслового запоминания на основе выделения главного;визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем);многократное повторение материала с расчленением его на несложную информацию;определение рационального объёма запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.Таким образом, к особенностям развития памяти дошкольников с ЗПРотносятся: значительное ослабление памяти (ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации), склонность к механическому бездумному заучиванию материала, сложности в воспроизведении словесного материала и в самоорганизации мнемонической деятельности.ВыводыНа основе проведенного теоретического анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.1. Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации.Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями, она зависит от таких индивидуальных особенностей, как: интересы и склонности личности, отношения личности к той или иной деятельности, от эмоционального настроя в конкретном случае, физического состояния, волевого усилия и многих других факторов.2. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Особо важную роль в данном возрасте играет образная память. 3. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Проявления ЗПР включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные. Особенности развития памяти дошкольников с ЗПР– значительное ослабление памяти, склонность к механическому бездумному заучиванию материала, сложности в воспроизведении словесного материала и в самоорганизации мнемонической деятельности.Список литературыБабкина Н.В. Вильшанская А.Д. Шевченко С.Г. Дети с ЗПР. – М., 2003. – 280с.Власова Т. А., ПевзнерМ. С. Детисотклонениями в развитии. — М., 2003. – 280с.Выготский Л. С. Психология. / ЭКСМО-Пресс Сборн. работ. — М., 2000. – 1008 с.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Психология человека. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 368с.Демьянчук Р. В. Память у детей с разными формами задержки психического развития: дисс. … канд. психол. наук / Р. В. Демьянчук. – СПб, 2001. – 178 с.ЕгороваТ.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова – М.: УРАО, 2007.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Изд-во Питер, 2001 – 320 с.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: АСТ, 2008. – 656с.Корниенко Н.А. Развитие памяти у детей школьного возраста. – М.: Росмэн, 2006 – 384с.Кулагина Е.С. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте [Текст] // Бакалаврская работа. – Дубна: Университет Дубна, 2006. – 180с.Леонтьев А.Н. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2002 — 347 с.ЛутонянН.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР. – М., 2006. – 89с.Люсин Д. В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М.: PER SE, 2002. – 480с.Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. Лебединской К.С. –М., 2002.Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: АСТ, 2008. – 656с.Психология / под редакцией Б.А.Сосновского. Учебник. М.: Юрайт, 2005, с. 191 – 203.Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 2001. – 460с.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.Черемошкина, Л.В. Психология памяти [Текст]. – М.: Академия, 2002. – 368с.Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. – Екатеринбург. Деловая книга, 2008. – 346с.
1.Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д. Шевченко С.Г. Дети с ЗПР. – М., 2003. – 280с.
2.Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М., 2003. – 280с.
3.Выготский Л. С. Психология. / ЭКСМО-Пресс Сборн. работ. — М., 2000. – 1008 с.
4.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Психология человека. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.
5.Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 368с.
6.Демьянчук Р. В. Память у детей с разными формами задержки психического развития: дисс. … канд. психол. наук / Р. В. Демьянчук. – СПб, 2001. – 178 с.
7.ЕгороваТ.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова – М.: УРАО, 2007.
8.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Изд-во Питер, 2001 – 320 с.
9.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: АСТ, 2008. – 656с.
10.Корниенко Н.А. Развитие памяти у детей школьного возраста. – М.: Росмэн, 2006 – 384с.
11.Кулагина Е.С. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте [Текст] // Бакалаврская работа. – Дубна: Университет Дубна, 2006. – 180с.
12.Леонтьев А.Н. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2002 — 347 с.
13.Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР. – М., 2006. – 89с.
14.Люсин Д. В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М.: PER SE, 2002. – 480с.
15.Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. Лебединской К.С. – М., 2002.
16.Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: АСТ, 2008. – 656с.
17.Психология / под редакцией Б.А. Сосновского. Учебник. М.: Юрайт, 2005, с. 191 – 203.
18.Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 2001. – 460с.
19.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.
20.Черемошкина, Л.В. Психология памяти [Текст]. – М.: Академия, 2002. – 368с.
21.Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. – Екатеринбург. Деловая книга, 2008. – 346с.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста?
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит значительное развитие памяти. Дети становятся способными запоминать и воспроизводить все больше информации. Они начинают улучшать свои навыки в запоминании фактов, последовательности событий и образов, а также улучшают свою способность концентрироваться на задаче и отвлекаться от посторонних вещей.
Что такое память и ее познавательный процесс?
Память - это психическая функция, которая позволяет нам сохранять, хранить и восстанавливать информацию. Познавательный процесс памяти включает в себя такие операции, как кодирование, сохранение и восстановление информации.
Как развивается память в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте память развивается во многих аспектах. Дети начинают улучшать свои навыки воспроизведения и запоминания информации, они становятся лучше в запоминании последовательностей и длительных событий, их способность к концентрации на задаче улучшается. Также в этом возрасте дети начинают использовать стратегии запоминания, такие как повторение, группировка и ассоциация.
Какие особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?
У детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте часто наблюдаются отставания в развитии памяти. У них может быть затруднение в запоминании информации и воспроизведении ее при необходимости. Они также могут испытывать трудности с концентрацией, абстрактным мышлением и использованием стратегий запоминания. Однако выраженность этих проблем зависит от причин задержки психического развития и могут быть уникальны для каждого ребенка.
Каковы основные характеристики познавательного процесса памяти у детей старшего дошкольного возраста?
Основные характеристики познавательного процесса памяти у детей старшего дошкольного возраста включают в себя возрастные изменения в объеме памяти, способности к сохранению информации, возможности воспроизведения информации и способности к запоминанию новой информации.
Как происходит развитие памяти у детей в дошкольном возрасте?
Развитие памяти у детей в дошкольном возрасте происходит постепенно и прогрессивно. На этом этапе дети начинают формировать оперативную память, улучшается интерес к сохранению и воспроизведению определенной информации, а также развивается способность к образному и логическому мышлению.
Какие особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития зависят от генеза этой задержки. Продуктивность памяти может быть ниже у таких детей, однако с помощью специальных методик и тренировок памяти можно достичь определенного прогресса в ее развитии.
Каковы основные выводы статьи?
Основные выводы статьи заключаются в том, что развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста является важным психологическим процессом, который подлежит систематическому обучению и тренировке. Кроме того, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития зависят от их индивидуальных особенностей и требуют специального подхода.
Есть ли список литературы, которую можно использовать для изучения данной темы?
Да, в статье есть список литературы, который можно использовать для изучения данной темы. Он включает в себя работы В. Г. Лутоняна и других авторов, которые проводили исследования в области развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Какие возрастные особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) начинает активно развиваться память. Они уже способны запоминать и хранить в памяти информацию на более продолжительный период времени, чем в младшем дошкольном возрасте. Они лучше справляются с задачами на воспроизведение информации, могут повторять ряды чисел или слов, вспоминать прошлые события.
Какие особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития развитие памяти может быть замедленным или нарушенным. Они могут испытывать трудности в запоминании и воспроизведении информации. Способность к повторению чисел или слов, а также воспоминание прошлых событий может быть ограничена или отсутствовать.
Как генез задержки психического развития может влиять на выраженность дефектов памяти?
Генез задержки психического развития может существенно влиять на выраженность дефектов памяти у детей. Каждый тип задержки развития может иметь свои особенности в развитии памяти. Уровень функционирования памяти может быть различным в зависимости от причин и характера задержки развития.