Развитие ощущений как важный фактор повышения эффективности в отдельных видах профессиональной деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 39 39 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 22.09.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования роли ощущений в различных видах профессиональной деятельности
1.1.Определение ощущений
1.2.Виды и свойства ощущений
1.3.Понятие профессиональной деятельности
Глава 2. Роль ощущений в профессиональной деятельности
2.1. Влияние ощущений на профессиональную деятельность
2.2. Ощущения в различной профессиональной деятельности
Глава 3. Эмпирическое исследование ощущений в профессиональной деятельности
3.1. Методика проведения и организация исследования ощущений
3.2. Результаты и обсуждение полученных результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Методики взяты из психологического практикума Т.И. Пашуковой, А.И. Допира, Г.В. Дьяконова.
Описание методик представлено в Приложении 1.
3.2. Результаты и обсуждение полученных результатов исследования
На первой стадии исследования была проведена методика нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности. В таблице 1 представлены результаты исследования музыкантов.
Таблица 1
Результаты исследования нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности музыкантов
№ Е1 Е2 Е 1 3,98 4,13 4,05 2 3,97 4,17 4,07 3 3,98 4,16 4,07 4 4,02 4,22 4,12 5 4,04 4,21 4,12 Среднее значение 3,99 4,17 4,08
В таблице 2 представлены результаты исследования слухового восприятия швей.
Таблица 2
Результаты исследования нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности швей
№ Е1 Е2 Е 1 3,72 3,94 3,83 2 3,68 3,92 3,8 3 3,70 3,96 3,83 4 3,66 3,92 3,79 5 3,73 3,91 3,82 Среднее значение 3,69 3,93 3,81
На рисунке 5 представлены сравнительные результаты средних значений.

Рисунок 5. Средние показатели нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности у швей и музыкантов

На рисунке хорошо видно, что нижний абсолютный порог слуховой чувствительности и при удалении, и при приближении, а также общее значение, отличаются у испытуемых различных групп. У представителей музыкальной професии нижний порог слуховой чувствительности ниже, чем у швей, то есть они дольше слышали звук секундомера и раньше начинали его слышать при приближении.
Далее было проведено исследование тактильных ощущений.
В таблице 3 представлены результаты исследования музыкантов первая серия.
Таблица 3
Первая серия исследования тактильных ощущений у музыкантов
№ испыт
Предмет 1 2 3 4 5 булавка - - - - - ватка + - + - + бумажка - - - - - пуговица + - + - - кисточка - - - - - возд.шарик - - - - - монетка - - + - + спичка - + - + - % угаданного 25% 25% 37,5% 12,5% 25% В таблице 4 представлены результаты исследования музыкантов вторая серия.
Таблица 4
Вторая серия исследования тактильных ощущений у музыкантов
№ испыт
Предмет 1 2 3 4 5 булавка - + + + + ватка + + + - + бумажка + - - + + пуговица + + + + + кисточка - - - - - возд.шарик - + + - + монетка + + + + + спичка + + + + + % угаданного 62,5% 75% 75% 62,5% 87,5%
В таблице 5 представлены результаты исследования швей первая серия.
Таблица 5
Первая серия исследования тактильных ощущений у швей
№ испыт
Предмет 1 2 3 4 5 булавка - - + - - ватка + + + + + бумажка + + - + - пуговица + + + + + кисточка - - - - - возд.шарик - - - - + монетка + + + + + спичка + + + + - % угаданного 62,5% 62,5% 62,5% 62,5% 50%
В таблице 6 представлены результаты исследования швей вторая серия.



Таблица 6
Вторая серия исследования тактильных ощущений у музыкантов
№ испыт
Предмет 1 2 3 4 5 булавка + + + + + ватка + + + + + бумажка + + + + + пуговица + + + + + кисточка - - + - - возд.шарик - - + - + монетка + + + + + спичка + + + + + % угаданного 75% 75% 100% 75% 87,5%
В таблице 7 представлены сравнительные показатели средних данных.
Таблица 7
Сравнительные данные средних показателей тактильных ощущений
Музыканты Швеи Первая серия 25% 60% Вторая серия 73% 83%
На рисунке 6 представлены графические результаты исследования.

Рисунок 6. Сравнительные данные исследования тактильных ощущений

На рисунке можно увидеть, что и в первой, и во второй серии эксперимента, швеи смогли угадать большее количество предметов, что говорит о лучшем развитии тактильных ощущений. Особенно разница видна в первой серии, где предмет нельзя было ощупывать, то есть не воспринималась его форма.
Таким образом, поставленная гипотеза подтвердилась: у музыкантов ниже порог абсолютной слуховой чувстительности, а чем ниже порог, тем лучше развит слух; у швей лучше развиты тактильные ощущения, что связано с особенностями их профессиональной деятельности.
Заключение
В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми. Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.
Уровень чувствительности зависит от прирожденных особенностей анализаторов и от условий жизни человека, его воспитания и характера труда. Условиями развития ощущений человека также является его активная и разнообразная практическая и профессиональная деятельность. Известно, например, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета. Летчики на слух определяют разницу в количестве оборотов мотора с точностью до 3 %.
Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности. При этом возможно, во-первых, повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляет требования данная профессия, а во-вторых, повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.
Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Цель данного исследования – изучить различие слуховых и тактильных ощущений у представителей разных профессий.
Проведенное исследование нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности у швей и музыкантов показало, что нижний абсолютный порог слуховой чувствительности и при удалении, и при приближении, а также общее значение, отличаются у испытуемых различных групп. У представителей музыкальной професии нижний порог слуховой чувствительности ниже, чем у швей, то есть они дольше слышали звук секундомера и раньше начинали его слышать при приближении.
Исследование тактильных ощущений показало, что и в первой, и во второй серии эксперимента, швеи смогли угадать большее количество предметов, что говорит о лучшем развитии тактильных ощущений. Особенно разница видна в первой серии, где предмет нельзя было ощупывать, то есть не воспринималась его форма.
Таким образом, поставленная гипотеза подтвердилась: у музыкантов ниже порог абсолютной слуховой чувстительности, а чем ниже порог, тем лучше развит слух; у швей лучше развиты тактильные ощущения, что связано с особенностями их профессиональной деятельности.
Список литературы
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — 208с.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969. – 278с.
Линдсей П. Переработка информации у человека (введение в психологию) / П. Линдсей, Д. Норман. – М.: Мир, 1974. – 550с.
Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. – 61с.
Петровский А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр "Академия", 2001. – 512с.
Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов/Л.К.Аверченко, Т.В. Андрюшина, А.А.Булыгина и др.; Отв.ред. В.М.Николаенко; Новосиб.гос.ун-т экон.и упр.- М.: Инфра-М, 2000. – 174с.
Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. – М.:ЧеРо, 1999. – 300с.
Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2000. – 584с.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006. – 656с.
Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М., Центр, 2001. – 216с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 43с.
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 488с.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.
Самоухина Н.В. Психология и педагогика в профессиональной деятельности. – М.: Высшая школа, 1993. – 274с.
Степанов В.Е. Психология: учебник. – М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2006. – 572с.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423с.
Приложение
Приложение 1
1) Определение нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности.
Цель: выявить индивидуальный порог слышимости звука секундомера.
Оборудование: механический секундомер, рулетка.
В первой части работы экспериментатор становится с одной стороны от испытуемого и начинает медленно удалять секундомер от уха. Как только испытуемый перестанет ощущать звук секундомера, экспериментатор останавливается и замеряет данное расстояние. Во второй части экспериментатор отходит от места слышимости на заведомо большое расстояние и начинает постепенно приближать часы к уху испытуемого. Когда испытуемый услышит тиканье секундомера, экспериментатор останавливается и замеряет расстояние. Обе процедуры проводятся для левого и правого слуховых анализаторов по 6 для каждого.
Требования к проведению:
1. Испытуемый должен находиться в устойчивом, статичном положении, лучше проводить работу сидя на стуле;
2. Необходимо следить за тем, чтобы испытуемый не наклонял голову в сторону раздражителя;
3. Источник звука необходимо передвигать на уровне анализатора, не отклоняясь от линии уха.
После проведения обеих процедур эксперимента подсчитывается среднеарифметическое значение отдельно для серии приближения (Е1) и для серии удаления раздражителя (Е2). Величина абсолютного порога (Е) рассчитывается по формуле Е=Е1+Е2/2.
В результате обработки должны быть получены 2 основных показателя: величина порога чувствительности звука часов для левого и для правого уха.

2) Исследование тактильных ощущений.
Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.
Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.
Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.
Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь. В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию: «Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух». Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.
Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою. Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию: «Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки».
Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол. Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке. По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 43 с.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423с.
Степанов В.Е. Психология: учебник. – М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2006. – 572с.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006. – 656с.
Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М., Центр, 2001. – 216с.
Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. – М.:ЧеРо, 1999. – 300с.
Петровский А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр "Академия", 2001. – 512с.
Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2000. – 584с.
Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М.:ЧеРо, 1999. – 300с.
Радугин, А.А. Психология: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М., Центр, 2001. – 216с.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423с.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423с.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969. – 278с.
Самоухина Н.В. Психология и педагогика в профессиональной деятельности. – М.: Высшая школа, 1993. – 274с.
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — 208 с.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 488 с.
ПСИХОЛОГИЯ и педагогика: Учеб.пособие для вузов/Л.К.Аверченко, Т.В. Андрюшина, А.А.Булыгина и др.; Отв.ред. В.М.Николаенко; Новосиб.гос.ун-т экон.и упр.- М.: Инфра-М, 2000. - 174с.
Линдсей П. Переработка информации у человека (введение в психологию) / П. Линдсей, Д. Норман. – М.: Мир, 1974. – 550 с.
Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. – 61с.









2

Список литературы
1.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — 208с.
2.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969. – 278с.
3.Линдсей П. Переработка информации у человека (введение в психологию) / П. Линдсей, Д. Норман. – М.: Мир, 1974. – 550с.
4.Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. – 61с.
5.Петровский А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр "Академия", 2001. – 512с.
6.Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов/Л.К.Аверченко, Т.В. Андрюшина, А.А.Булыгина и др.; Отв.ред. В.М.Николаенко; Новосиб.гос.ун-т экон.и упр.- М.: Инфра-М, 2000. – 174с.
7.Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. – М.:ЧеРо, 1999. – 300с.
8.Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2000. – 584с.
9.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006. – 656с.
10.Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М., Центр, 2001. – 216с.
11.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 43с.
12.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 488с.
13.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.
14.Самоухина Н.В. Психология и педагогика в профессиональной деятельности. – М.: Высшая школа, 1993. – 274с.
15.Степанов В.Е. Психология: учебник. – М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2006. – 572с.
16.Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423с.

Вопрос-ответ:

Что такое ощущения?

Ощущения - это сигналы, которые поступают в мозг от органов чувств, и позволяют нам воспринимать и оценивать окружающую среду.

Какие виды ощущений существуют?

Существуют различные виды ощущений, такие как зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Каждый вид ощущений имеет свои особенности и специфику восприятия информации.

Что такое профессиональная деятельность?

Профессиональная деятельность - это вид деятельности, связанной с выполнением определенных профессиональных задач и требующей специальных знаний и навыков. Профессиональная деятельность может быть связана с разными сферами жизни, такими как образование, медицина, искусство и т.д.

Как ощущения влияют на профессиональную деятельность?

Ощущения играют важную роль в профессиональной деятельности. Они помогают нам воспринимать информацию, анализировать ситуации и принимать решения. Например, зрительные ощущения важны для хирурга при проведении операций, а слуховые ощущения - для музыканта при игре на инструменте.

Какие ощущения особенно значимы в различных видах профессиональной деятельности?

Ощущения могут быть особенно значимыми в разных видах профессиональной деятельности. Например, для пожарных и спасателей важными являются обонятельные ощущения для обнаружения возгорания, а для артистов - зрительные ощущения для восприятия и создания художественных образов.

Зачем важно развивать ощущения в профессиональной деятельности?

Развитие ощущений является важным фактором повышения эффективности в отдельных видах профессиональной деятельности, поскольку они позволяют более полно и точно воспринимать окружающую среду, обнаруживать мельчайшие изменения и реагировать на них, принимать взвешенные решения и предотвращать потенциальные проблемы. Кроме того, развитие ощущений способствует улучшению коммуникации, снижению стресса и усталости, а также повышению концентрации внимания и мотивации.

Как можно определить ощущения?

Ощущения - это стадия познания мира, в ходе которой человек получает информацию о внешней среде через органы чувств. Они возникают под воздействием внешних раздражителей и представляют собой первичные формы познания. Ощущения можно определить как субъективные переживания или восприятия, которые возникают при контакте органов чувств с окружающими предметами или явлениями.

Какие виды ощущений существуют и какие свойства они имеют?

Существует пять основных видов ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Зрительные ощущения возникают при восприятии света и цветов, они характеризуются такими свойствами, как яркость, оттенок и контрастность. Слуховые ощущения возникают при восприятии звуков и шумов, они имеют свойства громкости, высоты и тембра. Обонятельные ощущения возникают при восприятии запахов, у них есть такие свойства, как интенсивность и качество запаха. Вкусовые ощущения возникают при восприятии вкуса, они имеют свойства сладкого, кислого, соленого и горького. Осязательные ощущения возникают при восприятии контакта с предметами, они характеризуются такими свойствами, как твердость, гладкость, теплота и холод.