Социальные издержки монополии
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.11.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ
1.1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
1.2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ
2.ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С СУЩЕСТВОВАНИЕМ МОНОПОЛИЙ
2.1.МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОДА НА РЫНОК
2.2.ПОТЕРИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРИ МОНОПОЛИИ (СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА МОНОПОЛИЙ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При монопольном равновесии цена Р1превышает предельные издержки увеличения выпускаMC(в точке пересеченияP2). Следовательно, потребители платят за дополнительную единицу продукции больше того, во что ее производство обошлось монополисту.Предположим, что выпуск продукции возрос на одну единицу, следовательно, выигрыш для общества представлял бы собой разницу между предельной ценностью дополнительной единицы для покупателей и предельными издержками ее производства (P1-P2). Это в равной мере справедливо для второй и последующих единиц продукции, до тех пор пока выпуск не достигнет уровня Q2, соответствующего совершенной конкуренции. Величина выгоды, связанной с увеличением производства еще на одну единицу, измеряется величиной вертикального разрыва между ценой и предельными издержками при каждом объеме выпуска. Путем сложения этих вертикальных отрезков получим треугольник AB2B. Этот треугольник показывает, с одной стороны, величину чистых убытков от монопольной власти, а с другой – общую величину общественного выигрыша, который имел бы место в результате увеличения с монопольного до конкурентного уровня.Общие чистые убытки – это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией.Могут иметь место и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые больше чистых убытков, заключенных в треугольнике AB2B. Это затраты на рекламу, создание своего «хобби», юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства и др.Таким образом, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту, тем больше общественные издержки монополии. Отсюда простой вывод: чем выше уровень монополизации экономики, тем выше уровень цен, а вместе с этим труднее повседневная жизнь.При монополии рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей Р > МС. С точки зрения общества, монополия недопроизводит и предлагает неоптимальную структуру товаров и услуг.Так, например, ситуация, связанная с монополией, наблюдается и в Евросоюзе касательно «Газпрома». Евросоюз в последнее время все чаще воспринимает Россию не только как основного поставщика энергоресурсов на свои рынки, но и как серьезную угрозу для своей энергобезопасности. Потребность ЕС в газе постоянно растет, а собственные запасы стремительно сокращаются. По данным Еврокомиссии, к 2030 году 85% всего потребляемого в ЕС газа будет импортироваться (в 2000-м импорт газа составлял «всего» 50%).Наиболее вероятным источником для восполнения грядущего дефицита выступает Россия. Европейцы крайне заинтересованы в увеличении поставок российского газа, но при этом хотели бы достичь своей цели, не давая России и «Газпрому» возможности усилить собственные позиции в Европе. В переговорах с российской стороной они обычно объясняют свою озабоченность тем, что Россия якобы играет по нерыночным правилам, так как не хочет допускать всех желающих к экспортной трубе, а «Газпром» — это монополия. По словам европейцев, их энергетический рынок либерализован, поэтому на нем не могут действовать монополии, в связи с чем надо расчленить вертикально интегрированный «Газпром» и отобрать у него монополию на трубу.Для решения проблем, связанных с ущербом от существования монополий, была создана антимонопольная политика, проводимая государством (об этом мы подробно рассмотрели в параграфе 1.2.).И наконец, еще одно решение проблемы — это разрушение монополии путем разделения ее на множество конкурирующих фирм. Самым известным случаем подобного решения в Соединенных Штатах было разделение в 1984 году Американской телефонной и телеграфной корпорации (AmericanTelephoneandTelegraphCorporation; AT&T) на группу меньших конкурирующих фирм.До 1984 года АТ&T была общенациональной монополией. Если в Соединенных Штатах человеку нужно было позвонить куда-либо, он пользовался услугами AT&T, так как она была единственной телефонной компанией в стране. Ее регулировали высочайшемуровне, предъявляли требования к качеству обслуживания, однако все равно это была стопроцентная монополия, и в 1984 году решением суда было предписано разбить компанию на множество локальных фирм для того, чтобы стимулировать конкуренцию.Вскоре в США образовался рынок телефонных услуг, где установилась высокая конкуренция между фирмами, которые ранее были частью AT&T. Создание конкуренции очень удобно с точки зрения взаимодействия с монополией, поскольку это аннулирует затраты, связанные с обязательным продолжением наблюдения за регулируемой монополией. Конкуренция обеспечивает социально оптимальный уровень производства безо всякого централизованного контроля. В регулируемых монополиях, наоборот, обычно требуется создание дорогостоящего бюрократического аппарата и введение в действие законов и инструкций.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема монополии и конкуренции в настоящее время является одной из наиболее актуальных для российской экономики. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики – предприятия-монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.Основная цель монополии состоит в получении максимальной прибыли посредством контроля над ценой и объемом производства на рынке.Наличие барьеров для вступления в отрасль обычно объясняется возникновением и существованием чистых монополий наличием. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках.Ущерб, причиняемый монополией – потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов. Таким образом, необходимо регулирование деятельности монополий. Важнейшим звеном в регулировании деятельности монополий является Государство. Его задача состоит в выявлении рыночных монополий и организации системы регулирования их деятельности. И сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с ними.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно–правовая базаФедеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О защите конкуренции" // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];Учебники и учебные пособияАртамонов В.С. Попов А.И., Микроэкономика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 544с.Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2010. – 166с.Громыко В.В. Экономическая теория: учебное пособие. – Москва: РИОР, 2008. – 208с.Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров. – Москва: Юрайт, 2012. – 516с. Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс. – Москва: Изд.центр ЕАОИ, 2009. – 204с.Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.Носова С.С. Экономическая теория: учебник. – Москва: Кнорус, 2008. – 382с.Норт Дуглас. Понимание процесса экономических изменений/перевод с английского. – Москва: Изд. Дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 256с.Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – Москва: «Дашков и К0», 2008.– 409с.Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для вузов. – Москва: Норма, 2007. – 672с.НАУЧНАЯ (ПЕРИОДИЧЕСКАЯ) ЛИТЕРАТУРАТрачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития: монография. – Москва: Экономика, 2011. – 319с.Уткин Е.«Монополия – это всегда плохо» // Эксперт. – 2007. – №34 (575). Режим доступа: [www.expert.ru];ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Административно-управленческий портал "Менеджмент и маркетинг в бизнесе»Режим доступа: [aup.ru] Википедия – свободная энциклопедия. Режим доступа: [ru.wikipedia.org] Проект института "Экономическая школа"Режим доступа: [economicus.ru] Современная экономическая теория. Режим доступа: [modern-econ.ru]Экономика от А до Я. Режим доступа: [goodsgid.ru]
НОРМАТИВНО–ПРАВОВАЯ БАЗА
1.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О защите конкуренции" // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
2.Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
3.Артамонов В.С. Попов А.И., Микроэкономика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 544с.
5.Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2010. – 166с.
6.Громыко В.В. Экономическая теория: учебное пособие. – Москва: РИОР, 2008. – 208с.
7.Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров. – Москва: Юрайт, 2012. – 516с.
8.Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс. – Москва: Изд.центр ЕАОИ, 2009. – 204с.
9.Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.
10.Носова С.С. Экономическая теория: учебник. – Москва: Кнорус, 2008. – 382с.
11.Норт Дуглас. Понимание процесса экономических изменений/перевод с английского. – Москва: Изд. Дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 256с.
12.Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – Москва: «Дашков и К0», 2008. – 409с.
13.Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для вузов. – Москва: Норма, 2007. – 672с.
НАУЧНАЯ (ПЕРИОДИЧЕСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
14.Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития: монография. – Москва: Экономика, 2011. – 319с.
15.Уткин Е. «Монополия – это всегда плохо» // Эксперт. – 2007. – №34 (575). Режим доступа: [www.expert.ru];
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
16. Административно-управленческий портал "Менеджмент и маркетинг в бизнесе» Режим доступа: [aup.ru]
17.Википедия – свободная энциклопедия. Режим доступа: [ru.wikipedia.org]
18.Проект института "Экономическая школа" Режим доступа: [economicus.ru]
19.Современная экономическая теория. Режим доступа: [modern-econ.ru]
20.Экономика от А до Я. Режим доступа: [goodsgid.ru]
Вопрос-ответ:
Какова экономическая сущность монополии?
Монополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует только один продавец товара или услуги. Владелец монополии обладает большой властью над ценами и объемом производства, что позволяет устанавливать высокую цену и получать сверхнормальную прибыль. Таким образом, монополия основана на отсутствии конкуренции и выгодна для ее обладателя.
Какие существуют виды монополий?
Существует несколько видов монополий. Например, естественная монополия, которая возникает из-за технических особенностей производства, искусственная монополия, создаваемая правовыми и экономическими мерами, и государственная монополия, когда государство контролирует определенную отрасль. Каждый вид монополии имеет свои особенности и влияет на экономику и общество по-разному.
Как государство регулирует деятельность монополий?
Деятельность монополий может быть регулируема государством. Для этого могут применяться различные меры, включая антимонопольное законодательство, контроль цен и тарифов, лицензирование и прочие инструменты. Государственное регулирование направлено на предотвращение злоупотреблений монопольной позицией и обеспечение справедливой конкуренции на рынке.
Какие издержки связаны существованием монополий?
Существование монополий связано с различными издержками. Во-первых, монополии могут создавать барьеры для входа на рынок и ограничивать конкуренцию, что приводит к снижению эффективности и инновационного развития. Во-вторых, монополисты могут устанавливать высокие цены и получать сверхнормальную прибыль за счет потребителей. Это негативно сказывается на общественном благосостоянии и распределении доходов в экономике.
Что такое социальная цена монополий и как она формируется?
Социальная цена монополий - это цена, устанавливаемая монополистом, которая превышает предельные издержки увеличения выпуска товара или услуги. При монопольном равновесии потребители вынуждены платить за каждую дополнительную единицу товара цену, превышающую ее себестоимость. Это приводит к потере общественного благосостояния и искажению рыночных сил предложения и спроса.
Какие есть виды монополий?
Существуют различные виды монополий, такие как естественные монополии, искусственные монополии и монополии на основе патентов.
Как государство регулирует деятельность монополий?
Государство может регулировать деятельность монополий путем установления антимонопольных законов и правил, а также контроля за ценами и условиями предоставления товаров и услуг.
Что такое монопольная власть и какие барьеры могут быть для входа на рынок?
Монопольная власть означает, что монополист контролирует рынок и может устанавливать цены. Барьеры для входа на рынок могут быть разными, например, высокими входными затратами, контролем над ресурсами или правами интеллектуальной собственности.
Какие социальные издержки связаны с существованием монополий?
Существование монополий может привести к росту цен и снижению качества товаров и услуг, ограничению выбора потребителей и снижению инноваций на рынке.
Почему цена при монопольном равновесии превышает предельные издержки увеличения выпуска?
Это происходит из-за того, что монополист стремится получить максимальную прибыль и может устанавливать цены выше предельных издержек, таким образом получая дополнительную прибыль за каждую проданную единицу товара.
Какова экономическая сущность монополии?
Монополия - это рыночная форма, при которой на рынке существует единственный продавец определенного товара или услуги, что дает ему возможность контролировать цены и объемы производства. Она основывается на преимуществах, таких как контроль над ресурсами, технологическими преимуществами или правовыми ограничениями.