Особенности античного научного знания
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 10 + 10 источников
- Добавлена 28.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Исторические этапы формирования античных знаний
Глава 2. Признаки античной науки
Глава 3. Особенности античной науки
Заключение
Список использованных источников
Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.
Одним из признаков настоящей науки является ее самоценность, стремление к знанию ради самого знания. Этот признак, однако, отнюдь не исключает возможности практического использования научных открытий.
Большая научная революция XVI -XVII вв. заложила теоретические основы для дальнейшего развития промышленного производства, направления нового на использование сил природы в интересах человека.
С другой стороны, потребности техники появились в Новое время мощным стимулом научного прогресса. Подобное взаимодействие науки и практики становится с течением времени все более тесным и эффективным. В наше время наука превратилась в важнейшую производительную силу общества.
В античную эпоху подобного взаимодействия науки практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику.
С другой стороны, технические достижения античного мира - в области архитектуры, судостроения, военной техники, - не состояли ни в какой связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось, в конечном счете, пагубным для античной науки.
Таким образом, всемирно-историческое значение античной научной мысли заключается в том, что именно она заложила фундамент философского мышления. Более того, античная наука сразу же охватила все проблемы мировоззрения и начала эффективно решать. Фридрих Энгельс справедливо отмечал, что в различных формах греческой научной мысли уже в зародыше, в процессе возникновения, были подняты вопросы всех позднейших философских школ Европы.
Глава 3. Особенности античной науки
В эпоху античности уровень развития науки был очень высок. Греки использовали накопленные в Вавилонии и Египте арифметические и геометрические знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции критомикенской культуры, нет.
История античной науки делится на четыре периода:
- ионийский период (600-450 до н.э.): в результате самостоятельного развития, а также на основе определенного запаса знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, математика превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако настоящая заслуга в создании науки принадлежит Анаксагору и Гиппократ Хиосский. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от ее длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на анатомической структуре пространства, он вывел формулы для определения объема конуса и пирамиды.
Для научной мысли этого периода характерно накопление элементарных сведений по геометрии, наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерениях;
- афинский период (450 - 300 до н.э.): развиваются специфические греческие математические дисциплины, наиболее значительной из которых были геометрия и алгебра. Целью геометризации науки, в сущности, был поиск решения алгебраических задач с помощью наглядных образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась наука, вследствие открытия иррациональных величин. Было опровергнуто утверждение, что соотношения любых величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т.е. через рациональные величины.
Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодора Киренского и Теэтета, которые занимались разработкой проблемы несоизмеримости, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений;
- эллинистический период (300 - 150 до н.э.): в эту эпоху, античная наука достигла высшей степени развития. На протяжении многих веков основным центром исследований оставался Александрийский Мусейон. Около 325 до н.э. Евклид написал сочинение «Начала» (13 книг). Будучи последователем Платона, он практически не рассматривал прикладные аспекты науки. Наряду с широким использованием науки в прикладных целях и применением ее для решения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция приписывать числа особые, сверхъестественные качества;
- заключительный период (150 - 60 до н.э.): к самостоятельным достижением римской науки можно отнести создание системы грубо приближенных вычислений и написание нескольких трактатов по геодезии. Наиболее значительный вклад в развитие античной науки на заключительном этапе внес Диофант. Использовав данные египетских и вавилонских математиков, он продолжил разработку методов алгебраических вычислений. Наряду с усилением религиозно-мистического интереса к числам продолжалась разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский. В целом в условиях острого кризиса рабовладельческого способа производства и перехода к феодальной формации в математике наблюдался регресс.
Таким образом, можем подытожить, что античная наука положила начало одной из основных философий мира. Из нее не только начинается европейская философская мысль, - она подняла проблемы, более чем на два тысячелетия определила тематику всей последующей европейской научной мысли.
Таким образом античная наука оплодотворила собой все направления научной мысли Европы, постоянно была и является ее неотъемлемой частью, постоянно пульсирует в висках европейских философов.
Представители современного постмодернизма начали высказывать мнение, что в конце 20-века наступил конец истории античной науки и философии, которую они, постмодернисты, в обобщенном виде называют философией модернизма.
Античная научная мысль, ее философские основы живут и сейчас, они и сейчас есть живительным источником европейского мировоззрения и, по нашей оценке, вместе с европейской научной мыслью превращаются в достояние всего человечества.
Заключение
В ходе выполнения работы, изучая особенности античной науки, мы пришли к выводу, что взгляды античных ученых имели гуманитарную составляющую как по содержанию, так и по форме.
Научные труды имели вид и формат литературных произведений, были наполнены мифологичностью, романтизмом, мечтаниями.
В античном мире умозрительные идеи, построения, догадки, получили дальнейшее развитие в позднее время. К таким идеям можно отнести, гипотезу о гелиоцентрическом устройстве мира, атомизм.
В период становления и развития античных знаний возникли научные школы, первыми из которых были Академия Платона и Аристотеля.
В период античности наука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Появляется особая группа людей, специализирующихся на получении новых знаний, знания становятся системными, теоретическим и рациональными.
Естественные науки существовали неотделимо от философии и были отнесены к натурфилософии. Ученые античного мира были энциклопедистами, носителями как гуманитарных, так и естественнонаучных знаний.
Экспериментальная база естественных наук была ограничена. В методологическом плане важным достижением античности является создание дедуктивного метода исследований, закрепленного в наиболее законченном виде в «Логике» Аристотеля, и аксиоматического метода изложения научных теорий, использованного впервые в «Начала» Евклида.
Формальная логика Аристотеля, обогащенная новым правилам, называется сейчас традиционной. На ее основе возникла математическая логика. Как междисциплинарная наука формируется математика, используемая при решении как научных, так и прикладных задач.
Список использованных источников
Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.
Буряк В. В. Античная философия: Учебник. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. - 256 с.
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.
Грядовой Д. И. История философии. Книга 1. Древний мир. Античность. - Юнити-Дана, 2009. – 463 с.
Карпенко С.Х. Концепции современного естествознания. СПб: Академический проект, 2008. – 488 с.
Ларионова И.Л. Античный мир: учебно-методическое пособие. - Москва, 2007. - 29 с.
Мамардашвили Мераб Лекции по античной философии / Под редакцией Ю.П.Сенокосова. - М.: "Аграф", 1999. – 453 с.
Сизов В.С. История философии. Учебное пособие. - Киев: Богдан, 2008. – 222 с.
Хлебников Г. В. Античная философская теология. — М.: Наука, 2007. – 142 с.
Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л. Франка. — СПб.: Алетейя. - 1996. – 296 с.
20
1.Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.
2.Буряк В. В. Античная философия: Учебник. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. - 256 с.
3.Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.
4.Грядовой Д. И. История философии. Книга 1. Древний мир. Античность. - Юнити-Дана, 2009. – 463 с.
5.Карпенко С.Х. Концепции современного естествознания. СПб: Академический проект, 2008. – 488 с.
6.Ларионова И.Л. Античный мир: учебно-методическое пособие. - Москва, 2007. - 29 с.
7.Мамардашвили Мераб Лекции по античной философии / Под редакцией Ю.П.Сенокосова. - М.: "Аграф", 1999. – 453 с.
8.Сизов В.С. История философии. Учебное пособие. - Киев: Богдан, 2008. – 222 с.
9.Хлебников Г. В. Античная философская теология. — М.: Наука, 2007. – 142 с.
10.Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л. Франка. — СПб.: Алетейя. - 1996. – 296 с.
Вопрос-ответ:
Какие этапы формирования античных знаний можно выделить?
Формирование античных знаний проходило через несколько этапов. Первый этап - это мифологический, когда объяснение природных явлений строилось на основе мифов и богов. Второй этап - это философский, когда философы начали искать рациональные объяснения мира, отвергая мифологию. Третий этап - это этап научный, когда появились первые научные исследования и эксперименты.
Какие признаки характеризуют античную науку?
Античная наука имеет свои особенности. Один из признаков - это стремление к знанию ради самого знания. Античные ученые были глубоко увлечены познанием и стремились расширять свои знания без внешней практической цели. Они были подвержены общественным установкам и философским представлениям своего времени. Также, античная наука обладала высокой степенью абстрактности и ограниченными возможностями экспериментальной проверки.
Почему в античности физико-химические явления оставались в власти чисто качественных спекуляций?
Физико-химические явления оставались в власти чисто качественных спекуляций в античности из-за отсутствия адекватного научного метода. Античным ученым не были доступны современные методы измерения и экспериментальной проверки гипотез. Вместо этого, они полагались на наблюдения и рассуждения, которые часто оказывались неправильными. Отсутствие систематического метода исследования приводило к ограничениям в понимании и объяснении физико-химических явлений.
Какие этапы можно выделить в формировании античных знаний?
В истории античной науки можно выделить несколько этапов: философскую эпоху (VII-VI века до н.э.), период зарождения науки (V век до н.э. - II век н.э.) и период упадка (III-IV век н.э.). Каждый из этих этапов характеризуется особыми чертами и достижениями.
Какие признаки характеризуют античную науку?
Античная наука отличается несколькими признаками. Одним из них является стремление к знанию ради самого знания. Античные ученые интересовались философскими истиными и стремились понять природу мира без прямой связи с практическими применениями. Кроме того, античная наука была связана с философией, что также отличает ее от современной науки.
Почему в античности не было адекватного научного метода в физико-химической области?
Адекватный научный метод в физико-химической области не появился в античности из-за отсутствия достаточной эмпирической базы и источников знания. Античные ученые не располагали современными методами измерения и наблюдения, поэтому большая часть физико-химических явлений оставалась в сфере качественных спекуляций.
Существуют ли особенности античной науки, которые продолжают влиять на современное научное мышление?
Да, существуют определенные особенности античной науки, которые до сих пор оказывают влияние на современное научное мышление. Одним из таких особенностей является стремление к познанию истины и пониманию природы мира. Этот признак присутствует и в современной науке, где ученые также стремятся к расширению наших знаний о мире и его законах.
Какую роль играла философия в античной науке?
Философия играла важную роль в античной науке. Многие античные ученые, такие как Платон и Аристотель, были философами и объединяли науку и философию. Философия предоставляла основу для рассуждений и поиска истинных причин и законов природы. Благодаря философскому подходу античные ученые формировали свои представления о мире и его устройстве.
Какие исторические этапы можно выделить в формировании античных знаний?
В формировании античных знаний можно выделить несколько исторических этапов. Первый этап - это мифологическая эпоха, когда объяснение явлений основывалось на мифах и религиозных представлениях. Второй этап - это период возникновения первых философских школ, таких как школа милетских философов. Третий этап - это эпоха классической античности, когда наука начала развиваться более систематически и появились первые научные концепции и теории.
Каковы признаки античной науки?
Признаки античной науки включают в себя стремление к философскому пониманию мира, объяснению явлений с помощью разума и созерцания, исследование природы и закономерностей, а также разработку первых философских и научных теорий. Однако античная наука не обладала адекватным научным методом и часто полагалась на чисто качественные спекуляции.