Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 28 28 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 29.01.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к определению феномена лидерства
1.1. Феномен лидерства: понятие, виды………………………………….……...5
1.2. Сущность и характерные особнности лидерства в социальных группах
Глава 2. Методология изучения феномена руководства
2.1. Сущность категории «руководство» и «лидерство»: сходства и отличительные признаки………………………………………..………………13
2.2. Функции и методы определения видов руководства……………………………………………………………………....19
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Заключение

В результате определения и выявления теоретико-методологических подходов к определению феномена руководства и лидерства и их влияния на функционирование различных социальных групп автором было определено, что лидерство рассматривается, скорее как феномен субъективный, основанный на системе межличностных отношений, личностных ориентаций участников группы по отношению к своему лидеру.
Как и все члены группы, лидер преследует достижении в основном собственных целей, но в то же время, определяет цели и задачи обще групповые. В результате анализа методологических изысканий определено, что лидера в больше степени отличает то, что перечисленные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли именно неформального лидера.
В зависимости от степени осознанности своих целей и задач, а также ценностных ориентаций лидер целеустремленно добивается своей ведущей роли. Данный процесс может происходить и стихийно в том случае, когда его выдвижением занимаются его последователи среди участников социальной группы, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.
В данном случае ведомость участников среди членов социальной группы определена степенью интенсивности влияния лидера на их интересы для выдвижений его в руководители.
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и его лидером. Конечно, реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна, однако, она желательна для того, чтобы его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях и людьми в рамках социальной группы.
Также была определена взаимосвязь стиля руководства и состояние социальной группы, поскольку в жизни человек принимает сотни решений и, в силу неосознаваемых психологических факторов зачастую уделяет непропорционально много внимания второстепенным решениям, пренебрегая значимостью других.
Многие решения принимаются без должного систематического обдумывания, что влияет на положение участников всей группы в целом. В результате анализа теоретического материала также было выявлено, что любые решения в отношении участников различных социальных групп, а также вне зависимости от их видов, являются выбором альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его официальных формальных полномочий.
Другими словами, частный выбор руководителя, равно как и формального и неформального лидера в рамках социальной группы или объединения сказывается как на его собственной жизни, так и может повлиять на участников социальной группы, за которую он отвечает.
Говоря, например, о трудовом коллективе как о социальной группе, то можно смело утверждать, что руководитель особенно высокого ранга выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, а это значит, что его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей в рамках коллектива.
Что касается стилей руководства, то, практически все из них встречаются в реальной практике. Однако, в реальной жизни автократический, демократический и либеральный стили руководства в рамках социальных групп в чистом виде не встречаются, а используются в различных сочетаниях. Эффективность того или иного стиля или их сочетания определяется конкретными условиями деятельности группы, которые могут меняться.
Во-первых, это формирование индивидуализма через развитие личной заинтересованности руководителя, во-вторых, это выявление психологических механизмов, которые в явной степени интегрируют деятельность и личность руководителя, либо лидера на основе интегрально-функциональных качеств и индивидуального самосознания.
Лидер, который действительно озадачен вопросами максимальной эффективности в рамках существования социальной группы, должен уметь применять различные стили и методы влияния на участников группы в различных ситуациях.
Рассмотрев современные теоретико-методологические подходы к определению сущности, структуры феноменов лидерства руководства, можно привести авторскую точку зрения относительно данных категорий.
Во-первых, лидерство является субъективной категорией, рассматриваемой в рамках социальных взаимоотношений в рамках социальных групп. Лидерство не обязательно должно быть закреплено формально, что, кстати, подтверждают и представители коллективного подхода.
Следующим подходом к определению сущности и структуры феномена лидерства является парциальный подход. Согласно указанному подходу, формирование качеств лидера опосредованно отработкой отдельных действий и операций, которые неизменно включены в его повседневную дкятельность.
С точки зрения собственно социально-психологического подхода изучение лидерства связана с психологическими и организационными качествами лидера, который неизменно владеет искусством контроля в межличностных отношениях над:
системой коммуникаций;
иерархией власти;
системой ценностей и интересов;
поведением и т.п.
К индивидуальным факторам лидерства могут быть отнесены и такие субъективные личностные факторы, как:
высокий уровень мобильности;
уровень контактности;
фактор интеграции социальных ролей и функций и т.п.
Личностный же подход сосредоточен на определении лидера как априорного командира группы, где все функции сосредоточен в его «руках».
Что касается формального руководителя, то здесь, следует говорить о формальной стороне данного феномена, поскольку руководитель, как правило, назначается извне формально и его участие в жизни социальной группы, как правило, регламентировано.






























Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.– 5-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2008. – 365 с.
Анисимова Е.В. История психологических учений / Е.В. Юрлова. – Казань, 2008. – 176с.
Антонова А.А. История и теория психологии как науки / А.А. Антонова. – Рязань, 2008. – 163с.
Белинский А.П. Социальная психология личности / А.П. Белинский. – М.: Аспект пресс, 2008. – 301 с.
Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Л.А. Миннуллиной. - М.: Наука, 2009. - 255 с.
Веденеева М.А. Социально-психологический портрет современного руководителя / М. А. Веденеева. – М., 2009. – 252с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2008. – 624 с.
Кондратьев П.В. Социальная психология: учеб.пособ. / П.В. Кондратьев. – Томск, 2008. – 186с.
Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2008. – 416с.
Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2009. – 544 с.
Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 368 с.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.
Марченко А.Т. Психология в деятельности современного учителя. – М., 2008. – 122с.
Методологические проблемы психологии / Под ред. Е.В. Шелестовой. - М.: Наука, 2008.
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Михайлова О.В. Социальная психология / О.В. Михайлова. – М., 2008. – 318 с.
Носов О.В. Общая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В.Носов. – М., 2009. – 310с.
Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн.1.: Общие основы психологии. – 688с.
Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2008. – 616 с.
Психология. Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 672с.
Рухлова О.М. Лидер в строю // Молодой ученый / О.М. Рухлова. – М., 2008. – №3(4).
Рогин К.П. Социально-психологические исследования: методика проведения / К.П. Рогин. – М., 2009. – 301с.
Самойленко Ю.А. Социальная психология / Ю.А. Самойленко. – Спб., 2008.
Социальная психология / Сост. В.А. Орлова. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2008. - 309 с.
Сомова Е.В. Социальная психология: практикум. – М.: НОРМА, 2008. – 624 с.
Сухов А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240с.
Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2009. – 397 с.
Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М., 2008. – 222 с.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. – 544 с.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихрев. – М., 2009. – 448 с.
Шуров С.А. Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования / С.Ашуров. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345с.
Юрлова Т.М. Введение в психологию / Т.М. Юрлова. – М., 2008. – 211с.

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.– 5-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2008. – 365 с.
Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2008. – 416с.
Анисимова Е.В. История психологических учений / Е.В. Юрлова. – Казань, 2008. – 176с.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. – 544 с.
Антонова А.А. История и теория психологии как науки / А.А. Антонова. – Рязань, 2008. – 163с.
Юрлова Т.М. Введение в психологию / Т.М. Юрлова. – М., 2008. – 211с.
Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 368 с.
Носов О.В. Общая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В.Носов. – М., 2009. – 310с.
Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2007. – 624 с.












2


Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.– 5-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2008. – 365 с.
2.Анисимова Е.В. История психологических учений / Е.В. Юрлова. – Казань, 2008. – 176с.
3.Антонова А.А. История и теория психологии как науки / А.А. Антонова. – Рязань, 2008. – 163с.
4.Белинский А.П. Социальная психология личности / А.П. Белинский. – М.: Аспект пресс, 2008. – 301 с.
5.Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
6.Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Л.А. Миннуллиной. - М.: Наука, 2009. - 255 с.
7.Веденеева М.А. Социально-психологический портрет современного руководителя / М. А. Веденеева. – М., 2009. – 252с.
8.Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2008. – 624 с.
9.Кондратьев П.В. Социальная психология: учеб.пособ. / П.В. Кондратьев. – Томск, 2008. – 186с.
10.Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2008. – 416с.
11.Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2009. – 544 с.
12.Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 368 с.
13.Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.
14.Марченко А.Т. Психология в деятельности современного учителя. – М., 2008. – 122с.
15.Методологические проблемы психологии / Под ред. Е.В. Шелестовой. - М.: Наука, 2008.
16.Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
17.Михайлова О.В. Социальная психология / О.В. Михайлова. – М., 2008. – 318 с.
18.Носов О.В. Общая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В.Носов. – М., 2009. – 310с.
19.Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн.1.: Общие основы психологии. – 688с.
20.Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.
21.Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2008. – 616 с.
22.Психология. Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 672с.
23.Рухлова О.М. Лидер в строю // Молодой ученый / О.М. Рухлова. – М., 2008. – №3(4).
24.Рогин К.П. Социально-психологические исследования: методика проведения / К.П. Рогин. – М., 2009. – 301с.
25.Самойленко Ю.А. Социальная психология / Ю.А. Самойленко. – Спб., 2008.
26.Социальная психология / Сост. В.А. Орлова. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2008. - 309 с.
27.Сомова Е.В. Социальная психология: практикум. – М.: НОРМА, 2008. – 624 с.
28.Сухов А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240с.
29.Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2009. – 397 с.
30.Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. – М., 2008. – 222 с.
31.Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. – 544 с.
32.Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихрев. – М., 2009. – 448 с.
33.Шуров С.А. Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования / С.Ашуров. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345с.
34.Юрлова Т.М. Введение в психологию / Т.М. Юрлова. – М., 2008. – 211с.

Вопрос-ответ:

Что такое лидерство и какие бывают виды лидерства?

Лидерство - это способность личности оказывать влияние на других людей и руководить ими. Виды лидерства могут быть различными: авторитарное, демократическое, трансформационное и др.

Какие особенности характерны для лидерства в социальных группах?

В социальных группах лидерство имеет свои особенности. Ключевые характеристики лидерства в социальных группах включают в себя способность к установлению доверия, мотивирование членов группы, организацию работы, разрешение конфликтов и т.д.

Каковы сходства и отличительные признаки категорий "руководство" и "лидерство"?

Руководство и лидерство имеют свои сходства и отличия. Оба понятия имеют дело с оказанием влияния на других людей и направлением их действий. Отличительный признак руководства заключается в формальной власти и ответственности, в то время как лидерство может осуществляться и без формальной власти.

Как определяются виды руководства?

Определение видов руководства осуществляется через изучение их функций и методов. Виды руководства могут быть авторитарным, демократическим, свободным и т.д. Каждый вид руководства имеет свои особенности и применяется в зависимости от ситуации и контекста.

Каковы теоретико-методологические подходы к определению феномена лидерства?

Теоретико-методологические подходы к определению феномена лидерства могут быть разными. Некоторые подходы ориентированы на личностные качества лидера, другие - на социальные взаимодействия в группе. Некоторые теории акцентируют внимание на стиле лидерства, другие - на эффективности лидера. Все эти подходы дополняют друг друга и позволяют получить комплексное представление о феномене лидерства.

Что такое лидерство?

Лидерство - это явление, которое характеризуется способностью одного человека влиять на других и быть признанным ими в качестве руководителя или авторитета. В зависимости от конкретного контекста и сферы, лидерство может проявляться по-разному и иметь различные виды.

Какие основные виды лидерства существуют?

Существует несколько основных видов лидерства. В зависимости от способа влияния и признания авторитета, можно выделить трансформационное лидерство, авторитарное лидерство, демократическое лидерство и лидерство-эпохи.

В чем сходство и отличие между понятиями "руководство" и "лидерство"?

Понятия "руководство" и "лидерство" имеют сходства и отличительные признаки. Оба термина относятся к способности одного человека влиять на других, но "руководство" обычно подразумевает формализованную иерархическую структуру, а "лидерство" может существовать и вне официального руководящего положения.

Какие функции выполняет руководство в организациях?

Руководство в организациях выполняет ряд функций, включая планирование, организацию, мотивацию и контроль. Каждая из этих функций важна для эффективной работы коллектива и достижения поставленных целей.

Какими методами можно определить виды руководства?

Для определения видов руководства можно использовать различные методы, включая наблюдение за поведением руководителей, анализ их решений и коммуникаций, а также опросы и интервьюирование сотрудников и коллективных обсуждений.

Какие подходы используются при изучении феномена лидерства?

В современной науке существуют различные теоретико-методологические подходы к изучению феномена лидерства. Некоторые из них включают теории трансакционного и трансформационного лидерства, теорию ситуационного лидерства, теорию путь-цель и другие. Каждый из этих подходов предлагает свое видение сущности и особенностей лидерства.