Понятие и структура дефекта в специальной психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 15 15 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.01.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Дефект в специальной психологии
Глава 2. Личностная реакция на дефект
1.1.Зрительная депривация
1.2.Слуховая депривация
1.3.Недоразвитие интеллекта
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Данные критерии справедливы лишь для так называемой наиболее типичной части умственной отсталости, а не для всей совокупности состояний, относимых к данной клинической форме.Д.Н. Исаев подчеркивает, что «при умственной отсталости далеко не всегда имеет место тотальность и преимущественное недоразвитие фило- и онтогенетически наиболее молодых систем мозга». Психическое недоразвитие может быть обусловлено преобладающим поражением более древних глубинных образований, которые препятствуют накоплению жизненного опыта и обучения.Общее психическое недоразвитие при умственной отсталости часто сочетается с такими неспецифическими нарушениями, как:нарушения черепно-мозговой иннервации, пирамидная недостаточность, парезы, нарушение мышечного тонуса, диэнцефальные расстройства, в частности церебрально-эндокринная недостаточность. В соматическом статусе у большинства детей, особенно с тяжелой формой умственной отсталости, нередко наблюдаются различные аномалии развития и дисплазии:деформации и нарушения соотношения размеров черепа, аномалии строения и расположения ушных раковин, глаз, зубов,укорочение фаланг пальцев, заячья губа, синдактилии. При умственной отсталости, связанной с нарушениями эмбрионального развития, часто наблюдаются пороки развития внутренних органов: сердца, легких, мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта, а в некоторых случаях, системные нарушения, например, костной системы, кожи и пр.Представления о себе у умственно отсталых школьников формируются не столько на рефлексивной основе, сколько на усвоении обобщенных оценочных характеристик, даваемых окружающими. В результате этого учащиеся специальных школ не имеют четкого, полного и адекватного представления о собственных качествах, некритично оценивают свои возможности и не соотносят их с уровнем сложности выполняемой деятельности. Самоописания школьников с недоразвитием интеллекта представляют собой однозначные характеристики преимущественно положительной направленности. Только к старшим классам такие учащиеся начинают более объективно оценивать себя, признавать наличие отрицательных характеристик [7]. ЗаключениеДефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные дефекты характеризуются психическим недоразвитием и нарушениями социального поведения, непосредственно не вытекающими из первичного дефекта, но обусловленными им. У детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Список литературыБожович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). - М., 1996.Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М., 1960.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. – М.,1983. Дети с задержкой психического развития. — М., 1984.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2003. Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. –М., 1995. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие. –М., 2002.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. –СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. Лубовский В.И. Специальная психология. – М.: ACADEMA, 2003.ЛурияА.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1960.Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. –1990. –№ 3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. –М.: Медицина, 1987.Розова А.Л., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. – 1983. – № 6.Трофимова Н.М, Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. –СПб.: Питер, 2005.Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. – 1992. – № 3-4.Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. – М., 1993.

Список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). - М., 1996.
2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.
3.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М., 1960.
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. – М.,1983.
5.Дети с задержкой психического развития. — М., 1984.
6.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2003.
7.Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1995.
8.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002.
9.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском воз¬расте: Учеб. пособие. – М., 2002.
10.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
11.Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
12.Лубовский В.И. Специальная психология. – М.: ACADEMA, 2003.
13.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1960.
14.Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. –1990. – № 3.
15.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.
16.Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М.: Медицина, 1987.
17.Розова А.Л., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение пси¬хического развития аномальных детей //Дефектология. – 1983. – № 6.
18.Трофимова Н.М, Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005.
19.Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. – 1992. – № 3-4.
20.Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность ум¬ственно отсталых детей: Сб. науч. тр. – М., 1993.

Вопрос-ответ:

Что такое дефект в специальной психологии?

Дефект в специальной психологии - это состояние, характеризующееся недоразвитием или нарушением психических функций у человека. Он может проявляться на разных уровнях, включая зрительную и слуховую депривацию, а также недоразвитие интеллекта.

Опишите структуру дефекта в специальной психологии.

Структура дефекта в специальной психологии включает различные составляющие, такие как зрительная и слуховая депривация, недоразвитие интеллекта и личностная реакция на дефект. Каждая из этих составляющих может иметь свои особенности и проявления.

Как проявляется зрительная депривация?

Зрительная депривация проявляется в недостаточном развитии зрительных функций у человека. Это может быть вызвано отсутствием или ограниченностью стимуляции зрительной системы в раннем детстве. При этом могут возникать проблемы с визуальным восприятием, распознаванием объектов и пространственной ориентацией.

Как проявляется слуховая депривация?

Слуховая депривация проявляется в недостаточном развитии слуховых функций у человека. Это может быть вызвано отсутствием или ограниченностью стимуляции слуховой системы в раннем детстве. При этом могут возникать проблемы с восприятием и различением звуков, пониманием речи и коммуникацией.

Что такое недоразвитие интеллекта?

Недоразвитие интеллекта - это состояние, при котором развитие познавательных и когнитивных функций у человека отстает от возрастных норм. Это может проявляться в ограниченности мыслительных способностей, памяти, внимания и других когнитивных функций.

Какие понятия и структура дефекта рассматриваются в специальной психологии?

В специальной психологии изучаются различные понятия и структура дефекта, такие как зрительная депривация, слуховая депривация и недоразвитие интеллекта.

Что такое зрительная депривация?

Зрительная депривация - это состояние, при котором возникает отсутствие возможности развития зрительной функции вследствие врожденных аномалий или нарушений зрительного аппарата.

Как проявляется слуховая депривация?

Слуховая депривация проявляется отсутствием или существенными нарушениями слуховой функции в результате анатомических или функциональных нарушений в области слухового аппарата.