Особенности применении гимнастики и фитбола для детей с диагнозом ДЦП,младший школьный возраст

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 29 29 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 13.11.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП
1.1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
1.2. Современные тенденции в физической реабилитации лиц с церебральным параличом
1.3. Использование фитбол-гимнастики для коррекции нарушений осанки в дошкольников
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКОЙ ПРИ ДЦП У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА


Фрагмент для ознакомления

Сила мышц верхних конечностей до проведения реабилитационных мероприятий при поднимании рук вверх составляла в среднем 12,0 ± 1,8 баллов, при удержании рук в стороны - 16,0 ± 2,4 балла, при удержании рук вперед - 17,6 ± 2,7 балла, после проведения упражнений.Рис. 2. Сила мышц верхних конечностей детей с ДЦП (в разных положениях): Примечание: А - до реабилитации, Б - после реабилитации.Сила мышц живота (брюшной пресс) при обследовании до начала корректирующих занятий в среднем составляла 9,4 ± 1,5 балла, после проведения занятий этот показатель незначительно увеличился - 10,8 ± 2,1 балла (рис. 3).Рис. 3. Сила мышц брюшного пресса исследуемых детей:Примечание: А - до реабилитации Б - после реабилитации.Сила мышц бедра до начала проведения реабилитации в среднем составляла 13,6 ± 2,5 баллов, после проведения реабилитационных вмешательств - 14,5 ± 2,5 баллов, что свидетельствует о статистически недостоверном увеличении(рис. 4).Рис. 4. Сила мышц бедра у детей с ДЦП:Примечание: А - до реабилитации Б - после реабилитации.Гибкость правой и левой верхних конечностей до эксперимента в среднем составляла 37,2 ± 1,0 баллов и 37,7 ± 0,6 балла соответственно, после проведения занятий этот показатель достоверно уменьшился для верхней левой - 34,3 ± 1,1 балла соответственно (р < 0,05). При измерении гибкости положительным результатом является уменьшение количества баллов по сравнению с предыдущим обследованием.Гибкость нижних конечностей до реабилитации в среднем составляла 26,1 ± 3,1 балла, после проведения - этот показатель уменьшился и составлял 23,6 ± 2,9 балла (рис. 5).Рис. 5. Гибкость конечностей исследуемых детей:Реципрокное взаимодействие верхних конечностей мы определяли путем бросков и ловли мяча. До проведения реабилитационных мероприятий эти показатели в среднем составляли: броски - 9,3 ± 0,4 балла, ловля - 7,4 ± 0,7 балла, попадание в цель - 1,6 ± 0,3 балла. После занятий эти показатели достоверно увеличились и стали составлять: броски - 9,9 ± 0,1 балла (р < 0,05), ловля - 8,1 ± 0,7 балла, попадание в цель - 2,6 ± 0,3 (р < 0,05) балла (рис. 6).Рис. 6. Реципрокное взаимодействие мышц верхней конечностиТонус мышц до начала проведения реабилитации составлял в среднем 1,9 ± 0,2 балла, после проведения упражнений этот показатель несколько уменьшился и стал составлять 1,6 ± 0,2 балла (рис. 7).Рис. 7. Тонус мышц:Примечание: А - до реабилитации Б - после реабилитации.Обследование осанки, статического и динамического равновесия, двигательных функций (вставание, сиденье, наклоны и ходьба, бег, прыжки, лазание по лестнице, ползание на коленях), стереотипов движений и положения стопы к проведению реабилитационных мероприятий и после них достоверного изменения не выявило.Показатели, что за период исследования достоверно улучшились, относятся к более лабильной части опорно - двигательного аппарата - мышечной системы. В частности к ним относятся сила мышц отдельных отделов, гибкость конечностей, тонус мышц. К тому же, например, особенности осанки детей с ДЦП тесно связаны с основной симптоматикой, поэтому трудно исправить вторичную симптоматику без исправления первичной.Особенностями двигательных нарушений при ДЦП является не только невозможность выполнения движений, но и слабость ощущения этих движений. У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности пространственного анализа и синтеза, нарушение представления схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. Из-за нарушения фиксации взора, расстройства движений глаз, ограничение полей зрения может наблюдаться нарушение внимания и трудности при сосредоточении на выполнении задания. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и размеры предметов, расположение их в пространстве.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, во время проведения исследования было выявлено, что комплексная программа физической реабилитации с использованием фитбола за исследуемый период имела влияние на силу мышц преимущественно верхних конечностей, гибкость конечностей и тонус мышц, и почти не повлияла на осанку, статическое и динамическое равновесие, двигательные функции (вставание, сиденья, наклона и ходьба, бег, прыжки, лазание по лестнице, ползание на коленях), стереотипы движений и положение стопы. Мы предполагаем, что подобные результаты могут быть обусловлены тем, что формирование опорно - двигательного аппарата (особенно его иннервация) происходит в определенные сенситивные периоды. Поэтому пластичность этого аппарата детей 7-8 лет значительно меньше, чем, например, в 1-2 -летних детей. В возрасте 7 лет опорно - двигательный аппарат является практически сформированным, поэтому любые изменения требуют значительно большего времени, чем срок нашего исследования. Показатели, за период исследования достоверно улучшились, относятся к более лабильной части опорно - двигательного аппарата - мышечной системе.ЛИТЕРАТУРАБайбуза И.В. Методы физической реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Саратов: Литера. - 2006. - 34 с.Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд. - М.: Медицина, 1971. - 247с.Бурбо Л. Фитбол 10 минут в день. - Ростов н Дону: Феникс, 2005. - 160 с.Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача / Е. М. Вайнруб, А. С. Волощук. - М.: Гигиена здоровья, 1988. - 120 с.Веселовская С.В. Фитбол тренинг / С. В. Веселовская, А. Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова / / Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. - М.: ННОУ Центр « Фитбол «, 1998.Вильчковский Е.С. Организация двигательного режима детей 5-7 лет в учреждениях образования: учеб. - Метод.пособие / Е.С. Вильчковский, Н.Ф. Денисенко. - М.: Чудо, 2006. - 228 с.Воронин Д. М. Церебральный паралич и реабилитация его спастических форм / Д. Воронин, В. Трач - Саратов.: СНУ, 2008. - 55 с.Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно - двигательного аппарата / М.Н.Гончарова, А.В.Гринина, И.И. Мирзоева. - Л.: Медицина, 1974. - 207с.Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.А. Оздоровительный фитнесс для детей и взрослых на специальных мячах: Учеб. - метод пособ. - Волгоград, 2004. - 86 с.Детский церебральной паралич: хрестоматия / [ сост. - Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук ]. - М.; СПб.: Дидактика Плюс, 2003. - 503 с.Дольный Ю. Методическое обеспечение коррекции недостатков физического развития детей с ДЦП дошкольного возраста / / Молодая спортивная наука: сб. наук статей в области физ. Культуры и спорта - Л., 2004. - Вып. 8. - Т. 2. - С. 116-120.Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата на основе иппотерапии дис.... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Дремова Г.В., М., 1996. - 257 с.Квашнина Л.В. Нарушение роста и развития у детей / Л.В. Квашнина / / Журнал практикующих врачей «Doctor» - 2004. - № 1. - С. 21-25.Козявкин В.И. Детские церебральные параличи: основы клинической реабилитационной диагностики / В.И. Козявкин, М.А Бабадаглы, С.К. Ткаченко.и др. - Саратов: Медицина мира, 2005. - 295 с.Кравчук Я. Физическое развитие детей младшего школьного возраста / Я. Кравчук / / Молодая спортивная наука: сб. науч. работ в области физической культуры и спорта. - Л., 2006. - Вып. 10, т. 1. - С. 50 - 54.Луковская А.Л. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП / А. Луковская, С. Афанасьев, Бондаренко / / Спортивный вестник: 2008. - № 3 /4 - М, 2008. - С. 252-254.Лукьянова Е.М. Медицинские и педагогические аспекты проблемы сохранения здоровья детей / Е.М. Лукьянова / / Международный медицинский журнал. - 2003. - Т. 9. - № 3. - С. 6-9.Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П.Матвеев, А.Д. Новиков. - Изд. Второе, испр. и допол. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 236 с.Машаду И. П. Адаптивная физическая культура детей с церебральными параличами в условиях образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук: спец 24.00.13 - М. гос. универ. физ. Культуры. Лесгафта, Спб. - 21 с.Мерзликина О.А. Коррекция физических недостатков подростков 15-17 лет с церебральным параличом средствами физического воспитания: Дис.... канд. наук физ. воспитания и спорта: спец. 24.00.02. «Физическая культура физическое воспитание разных групп населения» / Мерзликина А.А. - Винница, 2002. - 193 с.Оценка физического здоровья детей и подростков / Апанасенко ГЛ., Козакевич В.К. / / Медицинская вселенная. - 2002. - Т. 11, № 1-2. - С. 46.Петрович В.В. Управление формированием осанки младших школьников средствами фитбол- гимнастики / / Олимпийский спорт и спорт для всех: Материалы IX Междунар. конгр - К., 2005. - С. 272.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей, программы диагностики и коррекции нарушений -СПб.: Речь, 2001. - С. 4-82.Проскурина Т.Ю. Тестирование двигательной активности детей с церебральным параличом / / Педагогика, психология и медико - биологические проблемы физического воспитания и спорта: сб. наук трудов / под ред. С.С. Ермакова - М., 2001. - N 27. - С. 65-70.Состояние здоровья детей младшего школьного возраста и пути его коррекции / Лукьянова А.Н., Квашнина Л.В. / / Перинатология и Педиатрия. -2004. - № 1. - С. 3-5.Физические факторы в лечении детских церебральных параличей / Под ред. Н.А. Усаковой и Р. Красильниковой. - М.: Советский спорт, 2006. - 192 с.Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.Цвек С.Ф. Система физического воспитания младших школьников / С. Ф. Цвек, Е.С. Вильчковский, М. П. Козленко. - К., 1998. - С. 47 - 60.Цейтлин А.Г. Физическое развитие детей и подростков / А.Г. Цейтлин. - М.: Медгиз, 1963. - 204 с.

ЛИТЕРАТУРА

1.Байбуза И.В. Методы физической реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Саратов: Литера. - 2006. - 34 с.
2.Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд. - М.: Медицина, 1971. - 247с.
3.Бурбо Л. Фитбол 10 минут в день. - Ростов н Дону: Феникс, 2005. - 160 с.
4.Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача / Е. М. Вайнруб, А. С. Волощук. - М.: Гигиена здоровья, 1988. - 120 с.
5.Веселовская С.В. Фитбол тренинг / С. В. Веселовская, А. Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова / / Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. - М.: ННОУ Центр « Фитбол «, 1998.
6.Вильчковский Е.С. Организация двигательного режима детей 5-7 лет в учреждениях образования: учеб. - Метод. пособие / Е.С. Вильчковский, Н.Ф. Денисенко. - М.: Чудо, 2006. - 228 с.
7.Воронин Д. М. Церебральный паралич и реабилитация его спастических форм / Д. Воронин, В. Трач - Саратов.: СНУ, 2008. - 55 с.
8.Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно - двигательного аппарата / М.Н.Гончарова, А.В.Гринина, И.И. Мирзоева. - Л.: Медицина, 1974. - 207с.
9.Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.А. Оздоровительный фитнесс для детей и взрослых на специальных мячах: Учеб. - метод пособ. - Волгоград, 2004. - 86 с.
10.Детский церебральной паралич: хрестоматия / [ сост. - Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук ]. - М.; СПб.: Дидактика Плюс, 2003. - 503 с.
11.Дольный Ю. Методическое обеспечение коррекции недостатков физического развития детей с ДЦП дошкольного возраста / / Молодая спортивная наука: сб. наук статей в области физ. Культуры и спорта - Л., 2004. - Вып. 8. - Т. 2. - С. 116-120.
12.Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата на основе иппотерапии дис.... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Дремова Г.В., М., 1996. - 257 с.
13.Квашнина Л.В. Нарушение роста и развития у детей / Л.В. Квашнина / / Журнал практикующих врачей «Doctor» - 2004. - № 1. - С. 21-25.
14.Козявкин В.И. Детские церебральные параличи: основы клинической реабилитационной диагностики / В.И. Козявкин, М.А Бабадаглы, С.К. Ткаченко. и др. - Саратов: Медицина мира, 2005. - 295 с.
15.Кравчук Я. Физическое развитие детей младшего школьного возраста / Я. Кравчук / / Молодая спортивная наука: сб. науч. работ в области физической культуры и спорта. - Л., 2006. - Вып. 10, т. 1. - С. 50 - 54.
16.Луковская А.Л. Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП / А. Луковская, С. Афанасьев, Бондаренко / / Спортивный вестник: 2008. - № 3 /4 - М, 2008. - С. 252-254.
17.Лукьянова Е.М. Медицинские и педагогические аспекты проблемы сохранения здоровья детей / Е.М. Лукьянова / / Международный медицинский журнал. - 2003. - Т. 9. - № 3. - С. 6-9.
18.Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П.Матвеев, А.Д. Новиков. - Изд. Второе, испр. и допол. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 236 с.
19.Машаду И. П. Адаптивная физическая культура детей с церебральными параличами в условиях образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук: спец 24.00.13 - М. гос. универ. физ. Культуры. Лесгафта, Спб. - 21 с.
20.Мерзликина О.А. Коррекция физических недостатков подростков 15-17 лет с церебральным параличом средствами физического воспитания: Дис.... канд. наук физ. воспитания и спорта: спец. 24.00.02. «Физическая культура физическое воспитание разных групп населения» / Мерзликина А.А. - Винница, 2002. - 193 с.
21.Оценка физического здоровья детей и подростков / Апанасенко ГЛ., Козакевич В.К. / / Медицинская вселенная. - 2002. - Т. 11, № 1-2. - С. 46.
22.Петрович В.В. Управление формированием осанки младших школьников средствами фитбол- гимнастики / / Олимпийский спорт и спорт для всех: Материалы IX Междунар. конгр - К., 2005. - С. 272.
23.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей, программы диагностики и коррекции нарушений -СПб.: Речь, 2001. - С. 4-82.
24.Проскурина Т.Ю. Тестирование двигательной активности детей с церебральным параличом / / Педагогика, психология и медико - биологические проблемы физического воспитания и спорта: сб. наук трудов / под ред. С.С. Ермакова - М., 2001. - N 27. - С. 65-70.
25.Состояние здоровья детей младшего школьного возраста и пути его коррекции / Лукьянова А.Н., Квашнина Л.В. / / Перинатология и Педиатрия. -2004. - № 1. - С. 3-5.
26.Физические факторы в лечении детских церебральных параличей / Под ред. Н.А. Усаковой и Р. Красильниковой. - М.: Советский спорт, 2006. - 192 с.
27.Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
28.Цвек С.Ф. Система физического воспитания младших школьников / С. Ф. Цвек, Е.С. Вильчковский, М. П. Козленко. - К., 1998. - С. 47 - 60.
29.Цейтлин А.Г. Физическое развитие детей и подростков / А.Г. Цейтлин. - М.: Медгиз, 1963. - 204 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности физического развития детей младшего школьного возраста рассматриваются как педагогическая проблема?

Физическое развитие детей младшего школьного возраста рассматривается как педагогическая проблема, так как в этом возрасте у детей происходят значительные изменения в развитии мышц, координации и осанки, а также возникают возможные нарушения, которые требуют коррекции и реабилитации.

Какие современные тенденции в физической реабилитации лиц с церебральным параличом используются?

В современной физической реабилитации лиц с церебральным параличом активно применяются различные методы, направленные на улучшение физического состояния и функциональной активности. К ним относятся такие методы, как гимнастика, фитбол, массаж, а также индивидуально подобранные упражнения и тренировки.

Как можно использовать фитбол-гимнастику для коррекции нарушений осанки у дошкольников?

Фитбол-гимнастика может быть использована для коррекции нарушений осанки у дошкольников путем проведения специальных упражнений и тренировок, направленных на укрепление мышц спины и корректное формирование позвоночника. Фитбол служит своеобразным инструментом, который помогает детям выполнять упражнения с правильной позицией тела и контролем осанки.

Какие особенности использования занятий фитболом в физической реабилитации детей с диагнозом ДЦП?

При использовании занятий фитболом в физической реабилитации детей с диагнозом ДЦП следует учитывать их индивидуальные особенности и возможности. Важно проводить занятия под контролем специалистов, которые смогут правильно подобрать упражнения и методику занятий, чтобы достичь наилучших результатов в улучшении координации и осанки ребенка.

Какие преимущества имеют занятия гимнастикой и фитболом для детей с ДЦП?

Занятия гимнастикой и фитболом имеют несколько преимуществ для детей с ДЦП. Во-первых, эти занятия помогают улучшить двигательные навыки и координацию движений у детей с ДЦП, что способствует их физическому развитию. Во-вторых, гимнастика и фитбол способствуют развитию мышц, увеличению гибкости и поддержанию правильной осанки. Кроме того, эти занятия являются возможностью для социализации и взаимодействия со сверстниками, что важно для полноценного развития ребенка.

Какие особенности физического развития детей младшего школьного возраста являются педагогической проблемой?

Физическое развитие детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, которые могут стать проблемой с педагогической точки зрения. В этом возрасте дети активно растут и развиваются, их организм стремится к определенным физическим достижениям. Однако, некоторые дети могут иметь задержку в физическом развитии из-за различных причин, в том числе из-за нарушений опорно-двигательного аппарата, как в случае с детьми с ДЦП. Поэтому, особенности физического развития детей младшего школьного возраста требуют особого внимания и подхода со стороны педагогов и специалистов по физической реабилитации.

Какие современные тенденции в физической реабилитации лиц с церебральным параличом существуют?

В современной физической реабилитации лиц с церебральным параличом наблюдаются несколько тенденций. Во-первых, акцент делается на ранней интервенции, то есть начале реабилитационных мероприятий как можно раньше после диагностики заболевания. Во-вторых, все большее внимание уделяется комплексному подходу к реабилитации, включающему не только лечение, но и психологическую и социальную поддержку пациентов. Кроме того, современная реабилитация включает использование инновационных методик и технологий, таких как гимнастика и фитбол, которые позволяют добиться лучших результатов в физическом развитии и реабилитации детей с ДЦП.

Какие есть особенности физического развития детей младшего школьного возраста?

Физическое развитие детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, например, у них происходит усиление мышц и повышение подвижности суставов. Также, дети в этом возрасте развивают координацию движений и баланс, улучшается чувствительность и вестибулярная система.