Интерпретация вакханалии в живописи Н.Пуссена и П.П. Рубенса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 32 32 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 18.02.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Мифологический жанр в искусстве
1.1 Мифология как жанр изобразительного искусства
1.2 Вакханалия – как мифологическое действо
1.3 Вакханалия в живописи
Глава 2. Н. Пуссен и П.П. Рубенс – мифология в картинах художников
2.1 Н. Пуссен и мифология в его работах
2.2 П.П. Рубенс и мифология в его картинах
Глава 3. Вакханалия в живописи Н. Пуссена и П.П. Рубенса – сравнительный анализ
Заключение
Список литературы
Приложение (иллюстрации)

Фрагмент для ознакомления

Внук супружеской четы стал императором Священной Римской Империи Карлом V. В 1555 году он решил уйти в монастырь и разделил земли Нидерландов между братом и сыном. Сын Филипп II свою страну не любил, фламандского языка не знал и стремился изменить в ней многое, если не всё. В это время на политическую арену Европы выходит Мартин Лютер с идеями церковной Реформации. Народ Нидерландов горячо поддержал его знаменитые«95 тезисов». Филипп II был разъярён своимиподдаными-еретиками и послал в страну испанские войска. Север страны жестоко сражался, юг же пал. Филипп II признал независимость северных территорий, Голландии. В южные земли, бывшую Фландрию, получившую название Католических Нидерландов, он послал инфанту Изабеллу и её мужа Альберта. Поэтому исторически сложилась огромная разница между голландским и фламандским изобразительным искусством.Первую скрипку во фламандском искусстве играл Питер Пауль Рубенс. Его называли живописцем королей и королём живописи. Он создал свою школу и за всю жизнь написал около 3 000 картин и бесчисленное множество рисунков.Он был блестящим мастером, который свободно обращался с античностью. На античный сюжет Рубенс написал «Вакханалию» (1615-1620, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). У посетителей музея, которые впервые видят эту картину, она вызывает отторжение. Как? Как такой мастер мог написать таких безобразных героев? И как это может быть шедевром? И, тем не менее, это так. Рубенс был художником XVII века. В это время уже стали возможны многие вещи, считавшиеся немыслимыми ранее. Господствующий стиль эпохи – это барокко. В энциклопедическом словаре 1726 года, то есть столетие после того, как творил Рубенс, этот стиль определяется, как нечто вычурное, хотя точного определения для этого слова нет. Такие же приёмы использовали мастера при работе с раковинами. Барокко отражает противоречия своего времени. Были сделаны важные научные открытия и люди узнали, что мир совсем не такой, каким они его представляли. Важнейшие географические открытия – Колумб открыл Америку, Магеллан совершил кругосветное путешествие – потрясли устои мировоззрения. И образовалась большая разница между тем, что люди видели вокруг себя и то, что они знали – то есть между видением и знанием. В этом заключалось и противоречие, и трагедия того времени. Это очень важно для понимания искусства XVII века. Вернёмся к «Вакханалии». На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса. На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Именно Рубенс стал создателем сатиресс – козлоногих существ женского пола. В античных источниках вместо них представлены вакханки – безумные, опьяневшие красавицы. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.Можно сравнить «Вакханалию» Рубенса с одноимённой работой Тициана. Итальянский мастер изображает прекрасных и гармоничных людей. Но не следует забывать, что Тициан творил в эпоху Возрождения. Тогда главной была линия. И у Тициана изображена гармония и спокойствие, даже несмотря на веселие. Это отражение прекрасного человека, находящегося в прекрасном мире. У Рубенса все герои находятся в движении. Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Чернокожая сатиресса выливает вино из кувшина, из куста вылезает рогатый сатир и замахивается дубиной, львица машет лапой. Движение несколько затихает в нижнем правом углу, где опьяневшаясатиресса засыпает, но всё же кормит своих сатирят. Но подняв глаза, можно увидеть другого сатира в кустах и движение продолжается вновь. В композиции царит асимметрия и волнообразная линия, она идёт ниспадающими и восходящими волнами. Волнообразная линия приходит на смену ровной линии, а асимметрия – симметрии.Рубенс, в отличие от предшественников, отнюдь не стремится изображать совершенного человека. Он пишет человеческое тело, как оно есть, без прикрас. Сам Рубенс всегда говорил о том, что нельзя брать античный мир и просто перекладывать его в XVII век. В XVII веке люди стали совершенно другими. Интересно проследить, что Рубенс делает с цветом. Он совершенно раскрепощает цвет. Существует мнение, что во всей истории искусств всего лишь три живописца – Тициан, Рубенс и Ренуар – действительно умели изображать человеческое тело. Причём Рубенс делал это особенно. Делакруа, когда приезжал в Антверпен, чтобы познакомиться с живописью Рубенса, просил принести лестницу, чтобы приблизиться к огромным полотнам мастера и лучше рассмотреть, как Рубенс изображает тело.Вот юная сатиресса – она живая! Девушка переливается, как жемчужина. Она реальная и настоящая. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Цвет её тела – серо голубой. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины.Рядом Силен. И цвет его тела тоже живой. Но краски совсем другие. И тоже естественные. Негритянка – новый вызов для Рубенса. Он специально включает её в композицию, чтобы попробовать другой цвет человеческого тела и блестяще с этим справляется. Мастер вводит красный цвет ткани, это цветовая связкой между Силеном, негритянкой и другим сатиром. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки. И если обращаться к аллегориям, то здесь они тоже есть. В те времена художники изображали многие символические вещи и истолковывали по-своему, изображали то или другое чувство. Существовали специальные словари для расшифровки того или иного символа. Во многих картинах были зашифрованы целые послания и люди со словарями стояли и разгадывали эти ребусы. Вакханалия – праздник урожая, праздник в честь природных сил и плодородия. Поэтому в композицию включены созревшие плоды. Рубенс проводит аналогию между плодами и сатиресссой, кормящейсатирят – она, как созревший плод. В своей «Вакханалии» Рубенс не изображает никакой морали. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается, изображая этих сатиров. Они пришли из леса, праздник пройдёт, и они снова уйдут в свой лес. Рубенс восхваляет жизнь. Человек – существо, которое находится между всем и ничем, бытиём и небытиём. Рубенс задумывается над этим, он считает, что непременно нужно ловить момент и наслаждаться полнотой жизни. Основной, серый цвет композиции скользит по всему полотну. Это мощный, светящийся, звуковой аккорд. «Вакханалию» Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа. Интересно, что хотя Рубенс изображал пышные, тучные тела, сам он был необычайным стоиком. Философия стоицизма была очень популярна в те дни. «Если не можешь что-либо изменить, измени своё отношение к этому». Рубенс не только её принял, но и следовал ей. Вставал художник ежедневно в 5 утра. Работал, шёл на мессу, трапезничал, совершал конные прогулки. Во время работы он просил, чтобы ему читали Сенеку, Плутарха, Тацита.Рубенс было очень счастливым человеком. Он умер до войны. И хотя он был чрезвычайно знаменит, ни слава, ни роскошь не испортили его. Рубенс – маг, волшебник, который простой краской создавал живые фигуры.ЗаключениеВ заключении данной курсовой работы следует подвести следующие итоги. Два мастери, два известнейших художника творили в непростое для своих стран время, а порой и страшное. И все же их кисть запечатлевала радость и веселье на полотнах. Таким примером можно назвать картины, посвящённые вакханалии. Так, у Н. Пуссена и П.П. Рубенса существуют работы, которые носят одноименные названия.В начале работы была поставлена цель провести сравнительный анализ интерпретации картин художников на заданную тему. И теперь следует сделать вывод о том, как Н. Пуссен и П.П. Рубенс интерпретировали данное действо на своих полотнах. Для этого были решены следующие задачи.Первой задачей был обзор мифологии как жанра в искусстве, и в живописи в частности. Также следовало определить, что представляют собой вакханалии и как они на протяжении всего времени отображались в искусстве. В первой главе эта тема была раскрыта. Так, вакханалии представляли собой празднества в честь бога Вакха (Диониса), а также была рассмотрена мифология как жанр живописи.Второй задачей являлся обзор живописи Н. Пуссена и П.П. Рубенса и их мифологических сюжетов в общем. Здесь была дана краткая биография обоих художников, в также были рассмотрены внешние факторы, которые влияли на выбор темы или интерпретацию выбранной темы в творчестве художников.Третьей задачей стал сравнительный анализ интерпретаций вакханалий в творчестве вышеуказанных художников. И теперь следует сделать вывод о том, что веселье вакханалий в творчестве Н. Пуссена несло смысловое значение о скоротечности жизни, о том, что человеку не следует забывать о своем моральном долге, ибо жизнь не вечна. Рубенс же рисовал свою «Вакханалию» для себя. И здесь он пытался донести смысл также о том, что жизнь быстротечна, но в отличие от Николя Пуссена Рубенс считал, что нужно наслаждаться жизнью, ни в чем себе не отказывать.Два художника по-разному смотрели на скоротечность жизни, и хотя картины объединены общей темой, смысл, который должен был уловить зритель, абсолютно разный.Список литературыАлпатов М.В. Французское искусство ХVII века. В кн.: Искусство. Книга для чтения. Живопись, графика, архитектура/Сост. Акад. М.В. Алпатов, д-р пед. наук Н.Н. Ростовцев, канд. Искусствоведения М.Г. Неклюдова. М.: Просвещение, 1969. 544 с., 196 л. ил. Байрамова Л. Пуссен//Смена. 2001. №3. С. 106-125. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985Вольская В.Н. Пуссен. М., 1946 Всеобщая история искусств. Т. 4. Искусство 17-18 веков/Под общ.ред. Ю.Д. Колпинского, Е.И. Ротенберга. М.: Искусство, 1963. 481 с., илл. Гликман А.С. Никола Пуссен. Л.: Искусство, 1964. 280 с. Доддс Э. Вакханалии в культуре Древней Греции // Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб, 2000, с. 387—406Золотов Ю.К. О художественной системе Пуссена//Искусство. 1979. № 1. С. 47-54Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 1993. 336 с., ил. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984История искусства зарубежных стран 17-18 веков/Отв. ред. В.И. Раздольская. М.: Изобразительное искусство, 1988. 512 с., ил. История искусства зарубежных стран. Т. 3. М.: Искусство, 1964. 672 с., ил. История мирового искусства. БММ АО, М., 1998Королева А. Ю. Рубенс – М.: ОЛМА Медиа Групп. 2010 – с. 128 (Галерея гениев)Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1995. 192 с. Культурология: История и теория культуры. М.: ЦИНО, 1996. 272 с. Лекуре М.-А. Рубенс. – М.: Молодая гвардия, 2002. – с. 394Лосев А.Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142—82Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. – 2007, с. 368Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры/Авторы текста и составители: Р.И. Русакова, Г.И. Шрамкова. М.: Изобразительное искусство, 1996. 208 с., ил. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х томах. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. Т. 1. А-К. 671 с. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х томах. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. Т. 2. К-Я. 719 с. Нерсесов Н. Я. Никола Пуссен. М., 1961 Никола Пуссен: Тема номера//Искусство. 2005. № 12Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 416 с. Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. М., 1989Самин Д.К. 100 великих художников. М.: Вече, 2005. 480 с., ил. Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. М.: ООО «Многоцветие», 2000. 368 с. Суздалев П. О жанрах живописи. – журнал «Творчество», 1964, № 2, 3Холлингсворт М. Искусство в истории человека. М.: Искусство, 2002. 512 с., ил. Якимович А.К. Классицизм эпохи Пуссена: Основы и принципы. В кн.: Советское искусствознание-78. М., 1979. Вып. 1 С. 150-178Приложение (иллюстрации)Н. Пуссен«Вакханалия»,1625-1626Н. Пуссенхудожника «Вакханалия перед статуей Пана», 1631-1633Н. Пуссен «Триумф Вакха», 1635-1636П.П. Рубенс «Вакханалия», 1615-1620

Список литературы

1.Алпатов М.В. Французское искусство ХVII века. В кн.: Искусство. Книга для чтения. Живопись, графика, архитектура/Сост. Акад. М.В. Алпатов, д-р пед. наук Н.Н. Ростовцев, канд. Искусствоведения М.Г. Неклюдова. М.: Просвещение, 1969. 544 с., 196 л. ил.
2.Байрамова Л. Пуссен//Смена. 2001. №3. С. 106-125.
3.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985
4.Вольская В.Н. Пуссен. М., 1946
5.Всеобщая история искусств. Т. 4. Искусство 17-18 веков/Под общ.ред. Ю.Д. Колпинского, Е.И. Ротенберга. М.: Искусство, 1963. 481 с., илл.
6.Гликман А.С. Никола Пуссен. Л.: Искусство, 1964. 280 с.
7.Доддс Э. Вакханалии в культуре Древней Греции // Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб, 2000, с. 387—406
8.Золотов Ю.К. О художественной системе Пуссена//Искусство. 1979. № 1. С. 47-54
9.Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988
10.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 1993. 336 с., ил.
11.История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984
12.История искусства зарубежных стран 17-18 веков/Отв. ред. В.И. Раздольская. М.: Изобразительное искусство, 1988. 512 с., ил.
13.История искусства зарубежных стран. Т. 3. М.: Искусство, 1964. 672 с., ил.
14.История мирового искусства. БММ АО, М., 1998
15.Королева А. Ю. Рубенс – М.: ОЛМА Медиа Групп. 2010 – с. 128 (Галерея гениев)
16.Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1995. 192 с.
17.Культурология: История и теория культуры. М.: ЦИНО, 1996. 272 с.
18.Лекуре М.-А. Рубенс. – М.: Молодая гвардия, 2002. – с. 394
19.Лосев А.Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142—82
20.Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. – 2007, с. 368
21.Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры/Авторы текста и составители: Р.И. Русакова, Г.И. Шрамкова. М.: Изобразительное искусство, 1996. 208 с., ил.
22.Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х томах. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. Т. 1. А-К. 671 с.
23.Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х томах. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. Т. 2. К-Я. 719 с.
24.Нерсесов Н. Я. Никола Пуссен. М., 1961
25.Никола Пуссен: Тема номера//Искусство. 2005. № 12
26.Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 416 с.
27.Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. М., 1989
28.Самин Д.К. 100 великих художников. М.: Вече, 2005. 480 с., ил.
29.Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. М.: ООО «Многоцветие», 2000. 368 с.
30.Суздалев П. О жанрах живописи. – журнал «Творчество», 1964, № 2, 3
31.Холлингсворт М. Искусство в истории человека. М.: Искусство, 2002. 512 с., ил.
32.Якимович А.К. Классицизм эпохи Пуссена: Основы и принципы. В кн.: Советское искусствознание-78. М., 1979. Вып. 1 С. 150-178

Вопрос-ответ:

Что изображается на картинах Н. Пуссена и П.П. Рубенса?

Картины обах художников изображают вакханалию, мифологическое действо, связанное с культом древнегреческого бога вина и празднества Диониса.

Какую роль играет мифология в искусстве?

Мифология является одним из жанров изобразительного искусства и часто используется художниками для создания произведений с мифологическим сюжетом.

Какое значение имеет вакханалия в мифологии?

Вакханалия - это празднество, посвященное богу вина, веселья и плодородия Дионису. Оно символизирует освобождение, экстаз и безудержную радость.

Какие картины мифологической тематики создал Н. Пуссен?

Н. Пуссен создал различные картины с мифологическими сюжетами, в том числе и с вакханалией. Примером может служить его картина "Вакханалия" или "Веселие Бакха".

Чем отличается подход Н. Пуссена и П.П. Рубенса к изображению вакханалии?

Пуссен и Рубенс изображают вакханалию в различных стилях и с разным акцентом на деталях. Пуссен скорее подчеркивает эмоциональный аспект, а Рубенс больше уделяет внимание физической выразительности и динамике сцены.

Чем является мифология в искусстве?

Мифология в искусстве является одним из жанров изобразительного искусства, в котором изображаются сюжеты и персонажи мифологических религий и мифов разных народов.

Что представляет собой вакханалия как мифологическое действо?

Вакханалия - это праздник, посвященный богу вина и веселья Дионису, в ходе которого происходят культовые ритуалы, пение, танцы, празднество и пьянство.

Какими художественными средствами воплощена вакханалия в живописи этих художников?

Вакханалия в живописи Н.Пуссена и П.П. Рубенса образуется с помощью масштабных композиций, динамичных поз персонажей, яркого цветового решения, изображения веселья, танцев, пьянства и ритуальных жестов.

Какие работы Н. Пуссена относятся к мифологическому жанру?

Н. Пуссен создал несколько картин, относящихся к мифологическому жанру, включая "Зачатие Венеры", "Рождение Венеры", "Бунт ангелов", "Смелость, алчность и слава" и другие.

Какие картины П.П. Рубенса посвящены вакханалии?

П.П. Рубенс создал несколько знаменитых картин на тему вакханалии, среди которых "Веселье Вакха", "Триумф Венеры", "Бунт ангелов".

В чем заключается жанр мифологии в искусстве?

Жанр мифологии в искусстве основан на изображении сюжетов и персонажей из мифологии. Художники используют мифологические мотивы для создания произведений искусства, которые часто имеют символическое значение и отражают определенные идеи.

Какие действия изображаются в вакханалиях?

Вакханалии это изображение действий, связанных с культом древнегреческого бога Диониса, также известного как Бакх или Вакх. Эти действия включают в себя пляски, пирования, экстатические состояния и веселье, которые сопровождаются употреблением вина и бесчинствами.