Религия и искусство. Христианство в русской литературе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 23 23 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 29.01.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
Глава 1. О взаимодействии религии и искусства
Глава 2. Тема религии в русской литературе (на примере творчества Булгакова, Чехова, Достоевского)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Достоевский не случайно выбирает те или иные цифры, даты, места, всё имеет высокое христианское значение, глубокий философский подтекст. К примеру, число 4. Оно очень часто повторяется в романе, квартира старухи находится на четвёртом этаже, Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом, квартира Мармеладова также находится на четвёртом этаже, полицейская контора размещается на четвёртом этаже здания, Раскольников отправляется в четвёртую комнату. Наконец, после совершения преступления Раскольников четыре дня находится в беспамятстве, а в истории воскрешения Лазаря, которую читает Соня, Лазарь был мёртв четыре дня, а сама история помещена в 4 Евангелии, то есть Евангелии от Иоанна. Таким образом, все проявления числа 4 связаны с главным героем романа Раскольниковым, его преступлением. В целом, «число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре направления, четырёхклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре «мира», четыре элемента» [1, c. 51].
Стоит отметить, что «символика чисел в романе «Преступление и наказание» восходит к библейской и фольклорной числовой символике: четыре стороны света – слова Сони: «стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю... поклонись всему свету на все четыре стороны; четыре евангелия. В Откровении Иоанна Богослова – 4 животных (гл. 4), 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра (гл. 7), 4 имени сатаны (гл. 12), 4 имени народа и т.д.» [1, c. 52]. Рассмотрим восклицание Сони и её призыв поцеловать осквернённую убийством землю. Оно отсылает нас к ветхозаветным текстам: «Не оскверняйте земли, на которой будете жить, ибо кровь оскверняет землю» (Числ. 35:33); «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (Ис. 24:5). Тема осквернения земли преступлением встречается и в эпилоге романа, во сне Раскольникова о моровой язве, когда «весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Достоевский использует цитату из «Апокалипсиса Исайи»: «... За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» (Ис. 24:6). В целом, Бог и земля воспринимаются как целое, осквернив землю, идёшь на разрыв с Богом, идёшь против законов высшей духовности и нравственности.
Обратимся к эпизоду чтения истории воскрешения Лазаря. «Иисус же, опять скорбя... отнимите камень... ибо четыре дня, как он во гробе». Она энергично ударила на слово: четыре» [4, c. 276]. Достоевский не случайно выделяет число 4: чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть «через четыре дня после его нравственной смерти» [1, c. 177]. В целом, связь между Раскольниковым и Лазарем очень тесная и не прерывается на протяжении всего романа.
Для чтения выбран эпизод из четвёртого Евангелия, принадлежащего любимому ученику Христа – апостолу Иоанну. Евангелие от Иоанна отличается от трёх других концептуально. По преданию, ученики Иоанна Богослова попросили своего учителя рассказать о жизни Иисуса то, что не вошло в синоптические Евангелия. Эти записи и составили данное Евангелие. Во время чтения притчи о воскрешении Лазаря, Бог борется за душу Раскольникова, этот момент – только начало будущего духовного перерождения и обновления Родиона Раскольникова.
Но вернёмся к символике Четвертого Евангелия. Что касается связи с романом Достоевского, то она также прочна и основывается на следующем: «в общей структуре Четвероевангелия последняя книга оказывается своеобразным «мистическим фундаментом» в том числе и для моральной евангельской проповеди». В этом Евангелии Достоевский видел не столько «проповедь той или иной нравственности, а залог новой жизни» [11, c. 291].
Не случайно и то, что часто в романе возникает образ заката, времени сумерек. «Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем» [4, c. 34].
Символично и число 3, которое также вплетается в художественное пространство и время романа «Преступление и наказание». Фольклорно-евангельское число 3 (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус обратился к Петру с вопросом три раза и т.д.) играет важную роль в романе. Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, а затем три раза ударил её топором, три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем «конденсируют философское содержание романа, на третий день после убийства обнаруживаются наиболее неожиданные факты и т.д.
Неоднократно упоминается в романе и время – 11 часов, к примеру: «Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, то на верху лестницы было очень темно» [4, c. 47]. Раскольников уходит от Мармеладова в одиннадцать часов, в 11 часов является к Порфирию Петровичем, это время неоднократно упоминается в разговорах с Сонечкой.
Число 11 непосредственно связано с евангельским текстом. «Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом, и, наконец, в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцать часов. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости». Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову всё ещё не поздно «сбросит с себя наваждение, ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым» [1, c. 40].
Число 7 является наиболее устойчивым и символическим числом в «Преступлении и наказании». Роман включает в себя шесть частей и эпилог (итог – 7), первые две части состоят из семи глав каждая, а 7 часов вечера – это роковое время для главного героя – Раскольникова. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется одна дома» [4, c. 76].
Цифра семь здесь не случайна. Согласно учению пифагорейцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка, соответственно, само число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
Видимо, идя на преступление в семь часов вечера, Раскольников идёт на разрыв союза человека с Богом, а для того, чтобы восстановить это единство, чтобы возродиться, Раскольников «должен снова пройти через это истинно святое число». В эпилоге романа мы читаем: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья... Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба были готовы смотреть на эти семь лет, как на семь дней» [4, c. 444].
Большую символическую значимость имеет сон Раскольникова (1 часть романа). Он вспоминает, что «раза два в год ходил с отцом и матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал» [4, c. 71]. Видимо, это обстоятельство отсылает нас ко времени, когда имеют место дни поминовения усопших, основные из них приходятся на Великий Пост, первую неделю после Пасхи, перед Троицей. Гуляние, которое наблюдает Раскольников, относится ко времени после Пасхи, скорее всего речь идёт о Радонице или о родительской субботе перед Троицей. Как отмечает Б.Н. Тихомиров, «в контексте романа из всех возможных вариантов более предпочтительным как время события оказывается Радуница – день поминовения усопших родственников на Фоминой неделе (вторая неделя по Пасхе): глубоко не случайно, что такая хронологическая приуроченность сна абсолютно точно совпадает со временем «воскресения» Раскольникова в финале.
Хотелось бы также сказать и о символическом значении Троицына дня в романе «Преступление и наказание». Видения Свидригайлова приурочены к Троицыну дню. Троица – один из главнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в пятидесятый день после Пасхи. В предсмертном видении Свидригайлов видит девочку – утопленницу, лежащую в гробу, голову которой обвивает венок из роз.
Финальный день романа выпадает на Ильин день. Это символ возмездия, воздаяния за совершённые злодеяния. Этот день очень значим, про него в народе говорят: «вознесение с дождём, Илья с грозой». Ильинский дождь очищает героя, «побуждает» его к признанию и будущему перерождению и духовному воскресению.

Заключение



Возниковение искусства произошло вместе с религией и мифологией, соответственно, существует и религиозное искусство, культовое, церковное. С древних времен искусство выступало в качестве непременного компонента культовых действий. На протяжении всех исторических эпох сохраняется тесная связь между религией и искусством. Религиозные мотивы выступают в качестве вдохновляющего фактора для деятелей изобразительного искусства, литературы, зрелищных видов искусств.
Религиозные христианские мотивы нашли достаточно полное выражение в русской литературе. Тема религии и религиозные мотивы помогали писателям добиваться углубления философского и метафизического пласта художественного повествования, раскрывать самые актуальные и по сути вечные проблемы человеческого бытия.
Список литературы


Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985.
Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова.// http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/bulg/3/
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978.
Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. — М., 2008.
Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. — СПб., 2001.
Религия в истории и культуре. — М., 2000.
Религия и искусство.// http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20366
Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога» (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). – Иркутск, 1997.// http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/257-sobennikovas
Творчество М. Булгакова. Исследования и материалы. - СПб, 1994.
Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005.
Трофимов Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996.
Чудакова М. Творческая история романа Булгакова «Мастер и Маргарита».//Вопросы литературы. № 1, 1976.














2

Список литературы


1.Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1985.
2.Булгаковская энциклопедия//http://www.bulgakov.ru/
3.Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова.// http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/bulg/3/
4.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 1978.
5.Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. — М., 2008.
6.Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. — СПб., 2001.
7.Религия в истории и культуре. — М., 2000.
8.Религия и искусство.// http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20366
9.Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога» (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). – Иркутск, 1997.// http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/257-sobennikovas
10.Творчество М. Булгакова. Исследования и материалы. - СПб, 1994.
11.Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон!». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. – СПб., 2005.
12.Трофимов Е. А. Достоевский в конце XX века [Текст]: о логичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов. – М.: Наука, 1996.
13.Чудакова М. Творческая история романа Булгакова «Мастер и Маргарита».//Вопросы литературы. № 1, 1976.

Вопрос-ответ:

Какое взаимодействие есть между религией и искусством?

Взаимодействие между религией и искусством очень тесное. Искусство часто воплощает религиозные идеи и символику, раскрывает духовные истины и вызывает религиозные переживания. Религия, в свою очередь, может быть вдохновением и темой для искусства.

Как тема религии отражается в русской литературе?

Тема религии имеет значительное значение в русской литературе. Многие великие русские писатели, такие как Булгаков, Чехов и Достоевский, обращались к религиозным мотивам и идеям, используя их для выражения своих философских взглядов и для исследования человеческой природы.

Какие религиозные темы освещены в творчестве Булгакова, Чехова и Достоевского?

В творчестве Булгакова, Чехова и Достоевского религиозные темы присутствуют в различных формах. Булгаков в своих произведениях, таких как "Мастер и Маргарита", обсуждает вопросы веры, зла и свободы в контексте христианской религии. Чехов поднимает темы сомнения и моральных ценностей, которые тесно связаны с религиозными представлениями. Достоевский же исследует проблемы веры, сомнения, морали и греха через призму православия.

Какие числа, даты и места имеют христианское значение в романе Достоевского?

В романе Достоевского много чисел, дат и мест, которые имеют христианское значение. Например, число 4 часто повторяется и символизирует противоположность, конфликт и искупление. Квартира старухи находится на четвертом этаже, что может указывать на её греховность и противопоставление религиозным принципам. Достоевский использовал эти символы и числа для создания глубокого философского подтекста своего романа.

Какие места в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" имеют христианское значение?

В романе "Преступление и наказание" Достоевский использует множество мест, которые имеют христианское значение. Например, квартира старухи, в которой проживает преступник Раскольников, находится на четвёртом этаже. Число 4 символизирует идею покаяния и обновления, так как это число связано с четырьмя сезонами, четырьмя стихиями и четырьмя евангелистами. Также, Достоевский использует другие символические места, такие как описание Санкт-Петербурга и Святителя Тихона Задонского, чтобы выразить свои христианские идеи.

Какую роль играет религия в творчестве М.А. Булгакова?

Религия играет важную роль в творчестве М.А. Булгакова. В его произведениях часто прослеживается тема борьбы добра и зла, веры и безверия, человеческого и божественного. Булгаков часто прибегает к религиозным мотивам и символам, чтобы выразить свои идеи. Например, в романе "Мастер и Маргарита" он описывает богословскую тему о падшем ангеле и его встрече с Иешуа Га-Ноцри. Религиозные мотивы в творчестве Булгакова помогают ему исследовать глубинные вопросы о смысле жизни и нравственности.

Какую роль играет религия в творчестве А.П. Чехова?

Религия играет не такую значительную роль в творчестве А.П. Чехова, по сравнению с Достоевским и Булгаковым. Чехов больше интересуется человеческой психологией и повседневной жизнью. Однако, некоторые его произведения, такие как "Вишнёвый сад" или "Воскресенье в деревне", затрагивают религиозные темы. Чехов изображает религиозные обряды и обретение веры как важные части русской культуры, но не ставит религию в центр своего искусства.

Какое значение имеет число 4 в романе Ф.М. Достоевского?

Число 4 имеет важное значение в романе Ф.М. Достоевского. Оно символизирует различные аспекты религиозности и философии. Например, квартира старухи, где происходит убийство, находится на четвертом этаже, что может указывать на падение и грех. Также, в Достоевском часто повторяются группы из четырех или четверок: четыре главных героя романа "Преступление и наказание", четверка друзей в "Братьях Карамазовы". Эти числа и комбинации содержат глубокий христианский и философский подтекст, который Достоевский использовал для передачи своих идей и тем.

Какие религиозные темы обсуждаются в творчестве М.А. Булгакова, А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского?

Творчество М.А. Булгакова, А.П. Чехова и Ф.М. Достоевского полно религиозных тем и идей. Например, в романе "Мастер и Маргарита" Булгаков обсуждает вопросы справедливости, греха и искупления. Чехов в своих рассказах и пьесах часто размышляет о смысле жизни, страдании и вере. Достоевский же является одним из самых известных русских писателей, чье творчество пронизано религиозностью. В его романах, таких как "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы", обсуждаются вопросы нравственности, греха, истины и веры. Религиозные темы являются важной частью сюжетов и символики в этих произведениях, привлекая внимание читателей к ярким и глубоким формам искусства.